Самое главное, что я понял, путешествуя по Чивыркуйскому заливу: там нужна лодка! Любая, хотя бы даже резиновая вёсельная. А уж если ехать туда на машине (что мне, москвичу, наверняка не светит), то не взять с собой резиновую лодку с мотором - просто смертный грех. Всё, что может позволить себе там пеший турист - это пройти от поселка Курбулик до Змеиной бухты. Дальше можно пройти еще несколько километров, и тропа исчезает, оставляя путника наедине со стланником и болотами. Весь этот путь легко проходится за один день. Можно также пройти от Монахово до Курбулика, но это еще ближе, и там толпы отдыхающих. Но даже обычная весельная лодка открывает множество перспектив. На моторке же перед вами открывается весь залив, любой остров, самое заповедное и недоступное место. Волнение в заливе намного, в разы меньше, чем в Байкале, чем и пользуются владельцы маломерных судов. Очень интересно плавать вдоль берега и осматривать причудливые фигуры, пещерки и гроты, сделанные водой в скалах. Ну и приличная рыбалка, опять же, доступна в первую очередь с лодки, т.к. у берега обычно очень мелко. Что касается местных рыбаков, то чуть ли не у каждого есть какая-нибудь посудина, однако они дерут с туристов 3 шкуры. Хотел договориться с кем-нибудь, чтобы меня на Казанке покатали по заливу в течении дня, так за 10 тысяч никто не согласился. В то же время за 20 тысяч в местной плавучей гостинице на день фрахтуется Ярославец, причем на нем в эту сумму еще включен обед из трех блюд.

Хочется напоследок поблагодарить людей, благодаря которым мое путешествие по Чивыркуйскому заливу оказалось столь интересным, а именно: рыбаков поселка Курбулик, администратора плавучей гостиницы в Змеиной бухте, ну и конечно ребят на яхте из Иркутска, которые 5 дней совершенно бескорыстно катали меня на яхте и моторной лодке.

На берег Чивыркуйского залива, в поселок Курбулик, я приехал из Усть-Баргузина на попутном уазике с этими рыбаками. Шел дождь стеной, и они любезно предложили мне переночевать у них, переждав непогоду.

Вот это сооружение с трубой - плавучая баня. Не видел ее в действии, но, по-видимому, ее цепляют катером и тащат в открытый залив, где и парятся, прыгая в озеро. Красота!

Когда на следующий день я попрощался с рыбаками, дождь прекратился, но погода оставалась неустойчивой. Я пошел дальше по берегу Святого носа.

По берегу идет хорошая тропа, то приближаясь, то удаляясь от воды. Лес изобилует грибами, в основном белыми и маслятами. Набрать грибов, чтобы хорошо поесть, можно, практически не сходя с места. Кроме них, я и не ел почти ничего, запасы провианта таская впустую

Болотистая низменность, сильно вдающаяся в полуостров, заставила меня переходить здесь вброд

Вечереет. Первая за это путешествие, да и вообще за всю мою жизнь, ночевка на природе в одиночестве.

Переход вброд

Бухта Змеиная - главный пляж Чивыркуйского залива

Эта мелководная бухта - идеальное место пляжного отдыха. Жаль, палаточников вокруг полно. Диким это место ну никак не назовешь.

Еще одна болотистая низменность, уходящая далеко вглубь полуострова

Бухта, в которой стоят корабли - Змеиная, а очень большая бухта справа о нее, за мысом - Онгоконская. Она является заповедной, также, как и следующая, Фертик. Тропа в ней полностью растворяется в тайге после 2-3 км пути. Там практически невозможно встретить пешего туриста, но большие и маленькие плавсредства могут причалить в любом удобном месте, хотя это и запрещено. Егерь наведывается туда ежедневно, но мне, как пешему туристу-одиночке, он бесплатно разрешил в ней пожить.

Берег Змеиной бухты. Коричневые наносы на дне - отложения (видимо, торф), вынесенные маленькой речкой из болота на полуострове.

А вот и речка, и болото на фоне гор Святого носа

Тропа в бухте Змеиная

Пойдет на обед

Плавучая гостиница в бухте Змеиная. Как приятно было пропустить кружку-другую пива в их кафе! Кроме того, у них можно пополнить запасы провизии. У них 2 Ярославца, которые фрахтуют постояльцы, и на них можно без проблем попасть на одну из экскурсий. Я, например, за очень умеренную плату попал в путешествие к Ушканьим островам, но, к сожалению, тем, кто его зафрахтовал, из-за шторма в открытом Байкале стало плохо, и они сказали разворачивать корабль. Я, как заяц, права голоса не имел :( Но зато целый день потом ходили по заливу.

В Онгоконской бухте

Идя по берегу Онгоконской бухты, я наткнулся на заводь, в которой стояла небольшая яхта

В этой заводи часто причаливают всякие суда, и место, как видно, оборудовано. К яхте оказалась еще привязана моторка. Познакомился с яхтсменами, которые оказались очень милой парой из Иркутска. По мере того, как из недр яхты появлялись новые бутылки и закуски,...

...солнце садилось за полуостров, а...

...на следующее утро мне предложили забросить рюкзак в яхту, залезть в нее самому и покататься денек по заливу.

Как видно, сначала погода нас не баловала

Но дождь быстро кончился, а мы подошли к острову Белый камень, где в жутких количествах гнездятся чайки и бакланы

о. Белый камень. Очень напоминает о. Едор (Чаячий) в Малом море

Потом мы высадились на о. Бакланий

Каменный лик

На острове Бакланий

Я по центру фотки

Вода вымывает более мягкие породы, зачастуя образуя интересные формы

Поставив яхту на якоря вблизи о. Бакланий, мы втроем сели в моторку и поплыли искать протоку через болотистый перешеек, соединяющий Чивыркуйский залив и озеро Арангатуй. На этой фотке - вид вдоль Чивыркуйского залива. По ценрту на горизонте - выход из залива в открытый Байкал, слева - полуостров, справа - материк

Идем по протоке. Она очень мелкая, и пройти по ней можно только на моторке (ну или на веслах). Длиной она около километра, винт все время наматывает водоросли и приходится периодически его освобождать. Найти вход в нее без GPS-навигатора тоже трудно. Плывя по ней, в хорошую погоду можно увидеть крупных щук, которым некуда уходить в глубину. Я сам особо не рыбак, но мне кажется, что щука должна там брать очень хорошо.

Вот мы и в озере. Берега - сплошное болото

Плывем по озеру

Вода в озере - сами видите какая, что не удивительно, учитывая, что оно чрезвычайно мелкое и очень заросшее

На острове последи озера стоит заброшенная рыбацкая изба, к которой мы и направились

Изба

Вид с крыши избы

Вид из озера Арангатуй на выход из Чивыркуйского залива в открытый Байкал

Вечер подарил нам, теплую погоду, полный штиль и красивейший закат

Зеркало

Одинокая чайка

Когда солнце зашло за горы, картина стала какой-то нереальной, фантастической что-ли. Не знаю, удалось ли мне это передать.

Темнеет. Вышли из протоки в залив.

Без комментариев

Переночевал я на яхте, а на следующее утро меня привезли к плавучей гостинице, где я подсел на Ярославец, идущий к Ушканьим островам. Фотка с борта Ярославца.

Остров Лохматый

Берег Чивыркуйского залива

На Ярославце

Вышли в открытый Байкал

Впереди - Ушканьи острова. Правда эта фотка сделана уже с кормы, т. к. почти всем поплохело от качки и корабль развернули. А ведь не дошли совсем немного. Мне было ужасно обидно!

Не сказать, чтобы был сильный шторм (максимум 2 метра волна), но качало действительно ощутимо.

Прощайте, Ушканьи острова

То ли остров Голый, то ли Лохматый.

Этот вроде Лохматый

Рубка Ярославца

Высадка в бухте Фертик

Чайки летят за кораблем

Некоторые подлетают так близко, что можно снять ее почти в упор даже на широкоугольник

Высадка на острове Голый

На острове Голый растет земляника. Почему-то я больше нигде ее не видел на берегах Чивыркуйского залива

Без комментариев

Остров Белый камень мы уже проходили на яхте, но при хорошей погоде фотки вышли удачнее

Остров Белый камень

В бухте Крохалинная

Выходим из бухты

Без комментариев

Острова Голый и Лохматый. Не трудно понять, кто из них Лохматый, хотя и Голый не такой уж лысый

Переночевав в плавучей гостинице, на следующее утро я отправился дальше, планируя спокойно пожить на диком берегу Онгоконской бухты денька четыре, пока не придет время выбираться обратно в Улан-Удэ и садиться на поезд.

На берегу Онгоконской бухты

То же

Обед на сегодня есть. На том месте, где я повстречался с яхтой.

Если мне удастся дойти до того берега бухты, где видна светлая песчаная полоска, то там я разобью лагерь на несколько дней. К тому же, оттуда я увижу, если на старое место придут мои друзья на яхте.

Путь был тяжелый, тропы нет совсем, некоторые участки гораздо проще было пройти по воде босиком. В общем, средняя скорость примерно 1 км в час

Гриб

Вот оно, место, где почти никогда не ступает нога пешего туриста

Тут я разбил лагерь и жил 3 дня, потом увидел, что на противоположном берегу бухты опять стоит знакомая яхта. Ни секунды не медля, я собрался и двинул к ним.

Вид из Онгоконской бухты на противоположный берег Чивыркуйского залива. Вечер

На следующее утро на яхте мне предложили вместо того, чтобы выбираться в Усть-Баргузин и дальше в Улан-Удэ, совершить с ними переход в Иркутск. Я, конечно, не раздумывал, еле удержавшись, чтобы не запрыгать от радости. И вот мы выходим из Онкогонской бухты

Выходим из Чивыркуйского залива. Мне выдали телоргейку, выдали штормовку и непромокаемые штаны, установили в GPS-навигаторе точку на мыс Ижимей на Ольхоне. Выдали 2 полторашки пива, пристегнули страховочным тросом, и под вечер оставили одного на палубе управлять яхтой. Премудрость конечно небольшая - рули себе, чтобы держать курс, и все. Однако поднялся сильный встречный ветер, и брызги от каждой встречной волны окатывали с ног до головы, плюс шел дождь. За 10 часов мы дошли до Ижимея, где я, сменившись, мгновенно уснул. Вот так вот я, даже не мечтая об этом, ни с того ни с сего лично пересек Байкал за штурвалом яхты :) Самое главное - я оказался абсолютно не подвержен морской болезни, иначе путешествие не показалось бы мне столь интересным.

Опять проходим мимо Ушканьих островов

Они же

Опять Ольхон. Проснувшись утром, я понял, что за остаток ночи мы прошли от Ижимея до Ольхонских ворот

Ольхонская идиллия

Еще 2 суток мы шли до Листвянки и по Ангаре до Иркутска. Однако я почти ничего больше не фотографировал. Просто не хотелось. После почти месяца скитаний вокруг всего Байкала мне хотелось только одноко - сесть в поезд и три дня лежать там на койке. Я устал от новых впечатлений. До этого я не знал, что такое вообще бывает.

Станислав Марков

ZoolyС интересом все посмотрела и почитала. Хорошо, что вы сделали такие емкие комментарии, несмотря на то что места известные, читать было очень интересно. Я надеюсь, что вопреки последнему комментарию, уже через три дня вы задумались о новом, столь же необычном и рискованном путешествии.
08.12.2008, 14:10:28 |
Александр ОколеловПрекрасный отчет, красивые фотографии, спасибо! Как будто снова там побывал.
08.12.2008, 22:54:18 |
Александр МамонтовАрангатуй здесь на сайте кажись впервые крупным планом. Отличный фотоотчет!
08.12.2008, 23:41:07 |
Владимир ЧаусовКак там с комарами в это время?
25.05.2009, 14:19:24 |
Галина ГафароваКомары там в болотистых местах, а на Байкале их почти нет
Были там в июле 2008г.
Фотоотчет замечательный!
22.07.2009, 10:15:47 |
Валентин МантровОчень хороший отчет. Многие места до боли знакомые. Они были видны мной с борта той же яхты "Квант" много раз. Август самое лучшее время для путешествий по Байкалу. Ну а Чивыркуйский залив одно из лучших мест на Байкале.