Маршрут: пос.Самарта - пер.Малгайта-Дабан (сев.) - пер.Арлыкский - пер.Рудничный - пер.Горлык-Дабан - пер.Ильчирский - пер.Борто - пер.Горлык-Дабан - р.Саган-Сайр - р.Китой - р.Ара-Хонголдой - пер.Хонголдой - р.Эхе-Угун - пос.Нилова Пустынь.

26 августа - 14 сентября 2009 года.

Так бывает почти всегда. Расскажешь друзьям и знакомым идею нового путешествия (район, план…) и желающих набирается много. Почти все кому рассказал. Даже не знаешь, как с такой толпой перемещаться. Очень не мобильна толпа! У каждого по разу шнурок развяжется – час – полтора потерян. Но, чем ближе дата отъезда, тем заметнее редеют ряды желавших попутешествовать.

Так случилось и на этот раз. За месяц до отъезда в Восточные Саяны от всех пожелавших принять участие в путешествии осталось шесть человек, половина коих прекрасная, и что не маловажно, сильная часть человечества. Отлично!!! Оптимально!

Но вот ко дню старта, я остаюсь один с упомянутыми представителями прекрасной половины народонаселения.

- У-Упс!!!

Правда «барышни» проверенные - не один год вместе ходим. И по горам вместе ходили, и по горным рекам сплавлялись. Не один месяц вместе в тайге провели вдали от «населенки».

- Ну и ладно! Максимум мобильности, оптимум снаряжения.

Район путешествия – Китойские и Тункинские гольцы Восточных Саян – горы, мимо которых я не раз проезжал по Тункинской долине, что к западу от Байкала, добираясь до точки старта других своих маршрутов. И каждый раз, поглядывая на хребты и пики этих гор, я обещал себе обязательно вернуться к ним. Но как-то не складывалось. А этой зимой друзья дали посмотреть мне фильм, снятый ими в путешествии по этому району – и я загорелся.

Ну, что ж – вчетвером, так вчетвером!

Поехали!!!

На маршрут надо добираться поездом.

Есть время выспаться, настроиться, закончить мелкий, оставленный на поезд ремонт снаряжения, почитать всласть, обязательно попить пива с копченой рыбой (без оглядки на завтрашний день) и неспешно поговорить

А за окном деревушки,

разбитые дороги, стожки скошенного сена – все такое знакомое! Диссонансом яркий сайдинг железнодорожных построек. - Как? Уже Красноярск? Вот это да! Скоро выходить.

В Иркутске рано утром нас встретил микроавтобус, с которым было заранее договорено, и еще в темноте мы двинулись на встречу с горами. Впереди восемь часов непростой дороги. Встающее из-за Байкала солнце нам подарило великолепную радугу – примету того, что все у нас получиться, и все будет здорово.

Довольно быстро пролетели 200 км. по пустому тракту

и тормознулись в последнем поселке Тункинской долины – Монды – уже хотелось есть.

Позы – похожи на манты и способ их приготовления тот же – на пару. Но вкус этого блюда в каждой позной свой, отличный от других. Каждый повар имеет свой секрет приготовления делающий его позы не похожими на другие.

К двум часам дня мы были в точке начала пешей части нашего путешествия. Я не планировал, но так получилось, что точкой старта стал бурхан у дороги. Укрывшись от начавшего сыпать дождя, быстро переупаковываем рюкзаки и вперед. Бурханы - это места на дороге, где надо в обязательно остановиться, и отдать дань местному богу. Дань отдается так: прикрыв голову левой рукой, правой рукой из стакана плескаешь водку на три стороны (боги тоже соображают на троих) и потом наливаешь еще и делаешь пару глотков. И так все, кто с тобой едет. Можно еще кидать монетки, но это для язвенников. Бурханов на дороге много и располагаются они на значимых местах дороги, после сложных участков горных дорог или перед ними. На дороге бурхан можно различить по деревьям, на ветвях которых повязаны разноцветные тряпочки. Каждая тряпочка - это молитва для бога этого места, и когда она шевелится от ветра – значит, молитва возносится.

Первое препятствие на пути – речка Самарта – мелкая, но мокрая.

Дождь, увидев, что мы не боимся мокроты, прекратился и уступил место солнцу.

Неожиданно для себя (я рассчитывал на более трудоемкий подъем), мы выходим на верхнюю часть хребта выше границы зоны леса. Вот он перевал (Малгайта-Дабан), уже рядом. С той стороны нас ждет лес, а значит - тепло костра и новая река – Арлык-Гол.

Следующее утро подарило нам афоризм: - Слава богу, что ничего конкретно не болит. Болит все равномерно. (Долина р.Арлык-Гол)

Речку Арлык-Гол в узком месте мы просто перепрыгнули, столь не велика она была,

и начали подъем к следующему перевалу – Арлыкский.

На подходе к пер.Арлыкский.

Вид с перевала вперед по ходу (на восток) заинтриговал – перспектива открывалась только в малой своей части между склонами, приглашая забраться еще выше на следующий перевал.

Ладно, но пока вниз в долину.

***

Уже вечерело. Когда мы обосновались у слияния двух ручьев.

Утром, подгоняемые желанием выйти из узкой долины на точку с широким обзором, мы двинулись вверх по одному из ручьев к перевалу Рудничный.

Подъем к нему оказался очень не похожим на подходы к предыдущим перевалам. Весь путь по долине ручья мы шли по разнокалиберным камням, часто переходя ручей с берега на берег, обходя скалы и водопады. Последний взлет на перевал, кроме увеличения своей крутизны, осложнялся еще и тем, что изменился характер камней, по которым мы шли. На последнем взлете, начиная от рыжей разрушенной скалы (справа по ходу движения), «сыпуху» составляют плоские плитки разных размеров, скользящие друг по другу, когда на них наступаешь.

И вот седловина перевала. Еще несколько шагов и можно передохнуть.

Вид за перевалом просто завораживает игрой света, цвета, запахов текущих из «той» долины.

Посидев на перевале и получив от завхоза законно полагавшуюся шоколадку, спешим, не торопясь вниз. Надвигается дождь, а надо еще дойти до леса.

Менее двух часов спуска и мы имеем хорошую ровную площадку на берегу речки Барун–Саган–Сайр.

Дождевые тучи уходят, и заходящее солнце заливает все вокруг, отраженным от облаков, светом. Теней нет, потому что свет лучится почти со всего неба, а лучами солнца в небе творится радуга и даже не одна.

У костра можно пошаманить, а можно уютно посидеть и поговорить.

* * *

С утра особо не спешим – на сегодня график не напряженный. Хожу и удивляюсь обилию красок, оттенков, сочетаний вокруг.

Посмотрите, какие оттенки красного цвета на расстоянии нескольких шагов друг от друга.

Совсем не торопясь, доходим до реки Саган–Сайр.

Время обеда еще не настало, но я объявляю большой привал и бегу к водопаду, пропилившему скалу.

А в этой долине уже чувствуется осень.

Лиственницы, в большинстве своем, совсем желтые.

Перейдя реку Саган–Сайр,

поднимаемся на хребет и оглядываемся назад. Отсюда далеко просматривается долина реки,

и хребет c перевалом, где мы были вчера.

Впереди нас ждёт ещё одно чудо. Ручей несёт в долину и рассыпает веером зелёную нефритовую гальку. Видели ли Вы когда-нибудь зелёную гальку? Я – нет!

Проходим мимо очень живописного каньона ручья Гарлык-Гол-Дабан-Жалга. Эх, туда бы слазить, походить там, но время к вечеру и надо уже думать о ночлеге.

В этот вечер наш лагерь был на перевале Гарлык–Дабан

на дне высохшего озерка. После ужина вдруг задул холодный ветер, и девчонки забрались в палатку.

Я тоже хотел последовать за ними, но вдруг начавшаяся феерия удержала меня.

Отражённый от облаков свет окрасил всё вокруг в фантастическом тоне.

Из долины р.Горлык–Гол стали подниматься облака или сгустки тумана. Подсвеченные заходящим солнцем, они находились в постоянном движении, меняя цвет.

На следующий день за перевалом мы должны оставить часть продуктов и снаряжения. По плану, мы должны пройти кольцо и через несколько дней вернуться в эту же точку, и, забрав оставленное, продолжить свой путь через этот хребет к большой реке Китой.

После обеда погода испортилась

и пошёл дождь.

Дошли до границы леса. Дальше сегодня идти - смысла нет. За перевалом лес тоже не близко.

Утром дождь прекратился, а под перевалом даже показалось солнце.

Дорога на перевал «утоптана» грузовиками вывозящими нефрит с рудника из-за перевала. Взбежали быстро и встали. Завороженные.

Вот это да!!!

Спустились к озеру.

Из растительности здесь только трава.

Проходим мимо рудника (ничего интересного) и спускаемся в долину речки с красивым названием Ильчир.

р.Ильчир в верхнем течении

Долина р.Ильчир запомнилась, как очень уютная.

Спускаемся по Ильчиру вниз,

срезая поворот, и, стремясь выйти на его правый приток.

Вот он этот приток и водопад, который мы хотели увидеть.

Взгляд назад. Как же хочется посидеть здесь ещё. – Как!? Уже два часа сидим?

Снова вперёд, снова вверх.

Название очередного перевала – Борто.

На, мой взгляд, это был один из самых интересных, в техническом отношении и один из самых живописных перевалов, на нашем маршруте.

На пути к пер.Борто

К пер.Борто. Последний взлет.

Путь на верх занял у нас почти два часа. Но вот и седловина,

а солнце опять уже низко.

Ночуем недалеко от перевала – благо спуск очень пологий.

Река Борто–Гол очень живописна. Верхние каньоны хоть и не глубоки, но суровы.

А от пейзажей не оторваться.

Долина р.Борто

Уже сентябрь, а здесь цветы (Салям–далям).

Очередной каньон с водопадом.

Р.Борто. Водопад.

р.Борто. А вот ещё серия мелких водопадов. Очень живописная речка!

Очередное утро преподнесло нам сюрприз – снежок.

Решили не обращать на него внимания. Пошли.

Снег сделался более плотным,

все шел,

шел,

и так он продолжался до вечера.

* * *

Утром решили сделать днёвку.

Снег в долине р.Горлыг-Гол

Неожиданное волшебство зимы.

А к вечеру погода начала меняться в лучшую сторону,

и уже утром была весна.

* * *

С утра был март, а к обеду – апрель.

Ввиду изменения условий – решили, забрав оставленные продукты, реализовать запасной вариант маршрута, т.е. вернуться чуть назад. (к р.Саган–Сайр) и по ее долине выходить к р.Китой.

Возвращаясь, проходим мимо уже знакомого каньона.

Тут уж я не упустил своего и больше часа обследовал его.

Каньон р.Горлык-Гол-Дабан-Жалга

Первый снег был вестником коренного изменения погоды. По ночам теперь был морозец.

* * *

Снег растаял только в долинах,

а на склонах хребтов, если и растаял, то по утрам пытался вернуться в виде инея.

Зато днём ещё было тепло (р. Саган–Сайр в нижнем течении).

Очередная ночёвка была у нас уже на р.Китой.

Вечер на р.Китой.

Теперь мы стремимся к правому притоку Китоя – р.Ара–Хондолгой.

Вот она - р.Ара-Хонголдой. ( примерно 2 км выше устья).

Эти синие горы – левый берег Китоя.

Очередное утро. Китой парит.

Утро. Иней.

Утро.Иней.

До последнего перевала примерно 15 км.

В среднем течении р.Ара-Хонголдой.

У-упс! Утром опять снег!

Опять вынужденная днёвка.

Снег на р.Ара–Хондолгой.

Следующим утром погода улучшилась.

Пошли.

Часа два с половиной месили снег.

р.Ара–Хондолгой в верхнем течении

На подходах к перевалу Хонголдой.

Вот уже и озеро прошли. И погодка наладилась.

На перевале быстренько пожевали и «покатились» вниз.

А с этой стороны перевала уже снег растаял. Здесь тепло.

Ещё два часа спуска. Где по тропе, где по камням сухого русла реки Убур–Хонголдой. Обязательное условие – пройти крутые склоны в верхней части долины. Там постоянно с хребта летят камни.

Последний перевал позади. Теперь только вниз. В тёплую долину.

И чем ниже мы спускаемся, тем более «золотеет» осень.

* * *

Чуть не дойдя до урочища Уллаган–Дабан, мы обнаружили на берегу р.Эхе–Угунь отличную обширную поляну, где устроили

не вынужденную полу-днёвку.

Наверное, просидели бы здесь и целый день, нежась на солнышке, но после обеда пошёл дождь и мы решили немножко пройти.

Зимовье в урочище Уллаган–Дабан.

Последующие три дня были для нас приятной неторопливой прогулкой по осеннему лесу.

* * *

Временами лес напоминал Подмосковье.

А временами – Карелию.

Горы отступили в стороны.

«…Там август, как вилы вонзает лучи тёплым стогам в бока….»

Через полчаса мы были уже в посёлке Хойто-Гол.

* * *

Наша конечная цель – пос. Нилова Пустынь. До него всего 12 км. А по пути мы хотим посетить дацан.

С самых давних времён, в эпоху безраздельного шаманизма, в ущелье реки Ихе-Ухгунь (приток реки Иркут) бытовал миф о божественном хранителе Тукнкинской долины и всей западной Бурятии.

Хан Шаргай-Нойон именно здесь спустился с небес на землю - для защиты этих мест от враждебных пришельцев с востока.

Это его нетерпеливые кони своими копытами разбили склон горы в белый песок, который с тех пор считается сильным оберегом и хранителем мужской силы.

В 1867 году, на месте приземления Шаргай-нойона буддийские ламы поставили небольшой молитвенный домик, который впоследствии вырос до Ниловского дацана.

В дацане с 1919 года стоит не совсем обычный «Жалсан» - высокий деревянный столб, традиционно оберегающий окрестные земли от врагов. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру. Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки.

Летом 2003 года здесь построили буддийскую ступу Намжал-ступу долголетия. В буддизме это одна из восьми ступ, посвященных Будде, в переводе с тибетского означает «Победа над демоном смерти».

Ступа Намжал имеет три уровня, возвышается над землей на опорах и по своему архитектурному решению является уникальной. Конструкция ступы выражает все этапы на пути к просветлению.

Привет, осенние Саяны, Привет, осенний первый снег, Водица, вымерзшая в каннах, Ручьи, замедлившие бег. В снегу багульник на болоте, Трепещущий осины лист, И мы, удравшие от будней, Ползущие то вверх, то вниз. Сомлевшие на ярком солнце, Впитавшую всю благодать, О, господи! Ну как охота С собой в Москву все это взять!

Игорь ТупицынДушевный отчет!
23.10.2009, 19:47:09 |
Вячеслав ПетухинАлексей, спасибо за подробный фотоотчёт. И несколько вопросов.
1. Как Вы оцениваете категорию перевала Борто? Когда мы его полтора года назад проходили, по имеющейся информации он был н/к. Но что-то я бы не стал такое называть н/к...
2. Нижнюю часть Борто-Гола по правому берегу прошли? Там не смотрели каньон? Он перед устьем становится наиболее мощным. Но только, насколько я понимаю, там что-то рассмотреть сверху не так-то просто.
3. По Убур-Хонголдою вы до самого устья дошли? Или перевалили через небольшой перевал на Эхе-Угун?
4. Откуда Вы знаете название урочища Уллаган–Дабан? И насколько точно, что это именно то место, где стоит зимовьё? (Кажется более логичным называть перевалом место, о котором я писал в вопросе 3.)
23.10.2009, 20:02:19 |
Дмитрий БрянскийЖдал вашего рассказа, и он вышел. Поздравляю, очень интересно!
23.10.2009, 21:46:15 |
Алексей ВирсисЗа отзывы — СПАСИБО. Тронут.
О Вопросах.

1. Перевал Борто, как я говорил, был для меня самым интересным из пройденных.Отличало его наличие крупной сыпухи справа по ходу. Там мы и поднимались. На всем протяжении подъема встречались следы лошади. Ходят с лошадями!? Правда перед последним взлетом следы уходили к левому борту (п/х) на мелкую сыпуху, по ней обходили "козырек" (сброс), а куда вели дальше — не знаю. Мы под "козырьком" ушли вправо на крупняк, так по правой стороне и вышли к озеру. Я не большой знаток современной оценки сложности маршрутов и перевалов (оцениваю прикидывая на себя и команду), но я не назвал бы этот перевал Н/К. Все же, согласен с Вами, какую-то подготовку (психологическую, ориентирование,...) надо иметь.

К вопросу о категорийности перевалов. На Рудничном мы нашли записку группы из Магнитогорска от 1986г. В записке говорится, что группа преодолела пер.Рудничный, 1б кат. сложности. Девоньки надо мной язвительно хихикали — ведь я их убеждал, что это Н/К перевал.

2.По правому берегу Борто-Гола идет колея (дорога), по которой мы выходили к Горлык-Голу. Она срезает поворот и в нижнюю часть Борто-Гола не идет. Погода к вечеру начала портиться, барометр "колом" упал и я ждал сильно плохой погоды. Поэтому вечером спешили выйти на Горлык-Гол. Тогда я еще планировал с Горлык-Гола идти через Горлыкский, Жалга, Хургуты. Но после снега у одной барышни случилось воспаление голени. Пришлось уходить попроще. Но долина Борто оставила САМЫЕ яркие воспоминания!

3. По Убур-Хонголдою шли придерживаясь тропы, а она прошла через "перевал", не дойдя устья. А что в устье?

4. На нашей карте (0,5км) на берегу Эхе-Угунь была обозначена большая "поляна" и на ней было это название. Выше по реке, на берегу есть большая поляна с загоном. Я сначала думал, что именно она называется урочищем, но наложив трек GPS`а на карту, понял, что поляна выше обозначенной на карте, как Уллаган Дабан. Так, что это не перевал, как можно было ожидать по названию.
PS. Пытался как-то "прилепить" карту, но не смог. Если интересно, пришлю по Е- почте.
23.10.2009, 23:09:23 |

Алексей Вирсис: А что в устье?

Я там не был. Но кажется там тоже ходят, если идти не снизу по Эхе-Угун, а сверху, то там логичнее (уже не помню откуда такая информация).

Алексей Вирсис: Пытался как-то "прилепить" карту, но не смог. Если интересно, пришлю по Е- почте.

Конечно, интересно. У меня только километровка этого места есть.
23.10.2009, 23:39:17 |
Алексей ВирсисКарты пошлю.
Выше той поляны с загоном, о которой я говорил, Эхе-Угунь течет в каньоне http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=33034&ref=phtexts/467/phs
На фото правый берег с поляны, левый выше поляны аналогичный.
Так, что, думаю тропа не зря уводит от устья.
23.10.2009, 23:49:23 |
Вячеслав ПетухинТропа рациональная, спору нет. Но, насколько я помню, там не только тропа на этот небольшой перевал идёт, там развилка. Вверх по Эхе-Угуну тоже вроде тропа идёт (возможно, послабее).
23.10.2009, 23:58:47 |
Наталия Красивые фотографии. спасибо Вам!
24.10.2009, 16:26:50 |
Елена Очень красивые фотографии! Краски осенние в таком изобилии, просто весь спектр налицо. И сами кадры такие ёмкие! Тётенькам большущее уважение, ходить столько дней с большим весом! Зато столько повидали, испытали, сколько эмоций положительных получили, даже по-хорошему завидно. А заключительные стихотворные строки перепишу и выучу, только Москву на Иркутск заменю :)
25.10.2009, 22:58:58 |
Виктор Русецкий

Вопрос:
Вы с этой точки:

до этой:

весь день шли?

26.10.2009, 13:21:30 |
Вячеслав ПетухинПочему же целый? На первой точке были в два часа дня, а после второй ещё поднялись на перевал и спустились до Арлык-Гола.
26.10.2009, 13:57:45 |
Алексей Вирсис

Виктор Русецкий:    Алексей Вирсис:   Вопрос:Вы с этой точки: до этой: весь день шли?

Часа полтора-два
26.10.2009, 15:36:25 |
Виктор Русецкий

Часа полтора-два

спасибо за ответ
26.10.2009, 16:57:27 |
Алексей Вирсис

Елена :  Тётенькам большущее уважение, ходить столько дней с большим весом! Зато столько повидали, испытали, сколько эмоций положительных получили, даже по-хорошему завидно. А заключительные стихотворные строки перепишу и выучу, только Москву на Иркутск заменю :)

Барышни действительно — кремень! Стартовый вес рюкзаков ~20-22кг.
А стихи одной из них Наташки Галаниной

если понравилось — вот еще одно:

То дождь, то солнце — осень золотая,
Играет в кронах быстрый ветерок,
Шурша с березы листья опадают,
Щекочет ноздри от костра дымок.

С ленцой Милуха щурится на солнце,
А Лешка курит и готовится снимать,
С улыбкой Ольга что-то шепчет про безумцев,
В Саянах празднующих свой сентябрь.

А сзади, снегом укрывая перевалы,
Крадется мягкою походкою зима,
"Ребята! месяц это много или мало?
- Натаха, догадаешься сама?

Что месяц ожиданий — очень много,
А этот пролетел и не вернуть,
Укрывшись листьями, домой ведет дорога,
А горы тихо шепчут: — Не забудь...
26.10.2009, 19:18:59 |
Елена Спасибо, очень красиво! Так и представляю разноцветные осенние Саяны. Они незабываемы!