| В деревне Камышет, на севере области, обнаружил странное сооружение высотой с пятиэтажный дом. Очень напомнило пирамиды. По устройству очень похоже на печи. Но для чего они и зачем были построены, непонятно. Опрос местных жителей ни к чему не привел. Ответы были примерно такого содержания: "Это было так давно, когда нас еще не было на свете, и мы не знаем, что это". Звучало это смешно. По виду этих сооружений было и так понятно, что им не менее 90-100 лет. Хотелось бы выяснить, что это такое? Расположено все это на берегу искусственного водохранилища, образованного перегороженной небольшой речкой. Показать фотоотчёт полностью
| |
Александр Тарановский
| | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 20:49:05 | | И. Фефелов | Интересное сооружение. Внутри бы посмотреть, как устроено...
Похоже, для обжига, сушки или копчения, чего-то длинного или в связках. | 05.07.2011, 20:55:38 | | И. Фефелов | Следов гари внутри вроде не видно, более на сушилку смахивает. | 05.07.2011, 20:57:07 | | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 20:59:28 | | Надежда Степанцова | Интересная штука. Очень хочется узнать для чего это. | 05.07.2011, 22:04:06 | | Felix | коптильня | 05.07.2011, 22:25:07 | | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 22:25:09 | | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 22:29:50 | | И. Фефелов | Мясо? | 05.07.2011, 22:39:10 | | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 22:43:06 | | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 22:46:36 | | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 22:47:31 | | Георгий Борисов | Александр Тарановский: Хочу услышать Ваши предположения о назначении этого сооружения. В Интернете ни чего не нашел. Кое-что в интернете всё же есть: - "Цемент поступал с Камышетского завода (станция Камышет), специально приписанного к стройке" — kbzd.transsib.ru
- Камышетский цементный завод (1897 г.), построенный для обеспечения строительства и обслуживания строящейся Транссибирской железной дороги — baikalarea.ru
- Ехать вдоль ж.д. нам предстоит недолго, потому как вскоре мы должны попасть в д. Камышет. Раньше эта дорога проходила , непосредственно через деревню. Ну а едем мы туда, чтобы лицезреть останки дореволюционного заводика. Нужно отметить , что от завода, построенного для производства толи цемента, толи еще чего, мало что осталось, разве что две высокие кирпичные печи- трубы. Качество постройки в те давние времена было такое, что за все годы советской власти и позже, народ так и не смог разобрать эти монументальные сооружения Демидовских времен — Исторический экскурс в Камышет
Александр, а почему поставлен Тайшетский р-н? Ведь Камышет Нижнеудинского р-на. Или я что-то путаю? | 05.07.2011, 22:52:06 | | Александр Тарановский | | 05.07.2011, 22:57:41 | | Надежда Степанцова | Александр Тарановский: сооружениям нужно статус исторических памятников присваивать. Без сомнения! Георгий, спасибо, что раскрыли нам загадку. На Вас и была надежда (во всяком случае у меня) :-) А вот как они там делали цемент? | 05.07.2011, 23:01:47 | | И. Фефелов | Да, думаю, так же, как его обычно и делают...
"...После этого известняк подсушивается, и идет процесс помола и смешивания его с другими компонентами. Далее эта сырьевая смесь подвергается обжигу. Так получают клинкер." Вероятно, в этой печи его или сушили, или обжигали. Печи для обжига сейчас используют длинные. Может, у них там объемы были невелики, или же это сушильная печь, а не обжиговая. | 05.07.2011, 23:09:54 | | Георгий Борисов | Александр Тарановский: ...Я думаю таким сооружениям нужно статус исторических памятников присваивать. Да, сооружения безусловно уникальные! Спасибо Вам за фото, Александр!
Надежда Степанцова: Георгий, спасибо... Не за что, Надежда! :-)
Вот и более подробно нашёл об этом заводе в "Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге". С-Петербург, 1900 г., стр. 323:
"Ст. Камышет. IV класса. Буфет. Близ станции на большом Сибирском тракте выселок Камышетский, 200 д. об. п., и цементный завод, принадлежащий Русско-Голландскому акционерному обществу, построенный в 1895 — 1896 г.г. Для приготовления цемента употребляется местный известковый мертель и местная глина, обжиг производится на древесном угле. Завод имеет химико-механическую лабораторию, 4 локомобиля в 100 сил, динамомашину для электрического освещения, механическую мастерскую, бондарную. Производительность завода при действии двух печей системы Либана составляет 45.000 бочек в год и может быть увеличена вдвое. По испытаниям лаборатории Института Путей Сообщения, цемент признан вполне доброкачественным".
Сокращение "200 д. об. п.", надо полагать, 200 душ обоего пола.
| 05.07.2011, 23:47:08 | | И. Фефелов | Похоже, что это и есть та самая пара печей Либана — про них пишут, что они "шахтного типа", по внешности походит! | 06.07.2011, 08:08:23 | | И. Фефелов | Кстати, Александр, это не тот ли "трубообразный объект", который торчит в чистом поле возле железной дороги где-то между Нижнеудинском и Тайшетом, без признаков какого-либо жилья рядом? Когда проезжаю мимо на поезде в светлое время, всегда обращаю внимание, но рассмотреть не могу... | 06.07.2011, 08:11:38 | | Александр Тарановский | | 06.07.2011, 12:49:13 | | И. Фефелов | Значит, не тот. То, о чем я говорю, с восточной стороны ж/д. И, скорее всего, ближе к Тайшету. | 06.07.2011, 16:31:21 | | Наталия Заручейская | Скорее это не сами печи, а вытяжная система к ним — т.е. трубы... Сами печи должны иметь облицовку, да и большую часть конструкции из температуроустойчивого шамотного кирпича, а здесь он виден только на некоторых элементах. ТО, что напоминает дверцы топки — вероятнее не топка, а продухи или иначе дымовые каналы из самих печей в вытяжную трубу... Возможно в этой трубе была система очистки отходящих газов от пыли... | 21.07.2011, 16:59:59 | | Георгий Борисов | Наталия Заручейская: Скорее это не сами печи, а вытяжная система к ним - т.е. трубы...
И всё же это печь. Подобная конструкция печей — обжигательная шахтная печь Дитча — приводится в словаре Брокгауза и Ефрона:
"Обжиг гидравлических известняков ведется в шахтных печах весьма разнообразных типов, из которых укажем печь Шофера и другую — Дитча... Печи Дитча весьма распространены. Это шахтные, эллиптического сечения печи высотой 25—20 м и состоят из 3 частей: подогревателя А, собственно печи В и охладительной камеры С...
Обжигательная шахтная печь Дитча Отверстия F и Е позволяют наблюдать за ходом печи и направлять его, вводя необходимые инструменты. Шахта А заполняется тестом*, которое тут подсушивается и по мере разгрузки печи снизу опускается к В. Здесь через каждые ½ часа часть теста лопатой переводится в самую печь В и тут же прибавляется необходимое топливо; при дальнейшем опускании продукт охлаждается идущим снизу воздухом".
* имеется в виду цементное тесто.
Вот ещё текст с описанием этого завода и печи:
"Со строительством железной дороги появились различные предприятия и производства для обеспечения и обслуживания работ. К их числу относится Камышетский цементный завод, один из наиболее интересных памятников первого вида. Строительство завода началось в 1895 г., в 1897 г. он уже выдал первую продукцию. Время наиболее интенсивной деятельности завода относится к 1911—1914 гг., когда завод принадлежал товариществу «Камышет». В это время на заводе производилось до 50 тыс. бочек цемента в год, а качество его соответствовало уровню мировых стандартов. Этот цемент шел на строительство второго пути Кругобайкальской железной дороги, Ачинско-Минусинской, Западно-Амурской дорог. Завод представлял собой комплекс из 32 построек, в который входили трехэтажный деревянный корпус завода, где размещались главные механизмы, две «печи Либана», сушильня для формовки и сушки цементных кирпичей, помещение для камнедробильных машин, кузница, лесопилка, кирпичный завод, бараки для рабочих, контора, дом директора, складские помещения и хозяйственные постройки. На заводе работало до 250 рабочих из переселенцев и ссыльных. Общая площадь завода, включая плотину с озером и места разработок известкового камня и глины, составляла 477 десятин. Первая мировая война остановила производство, а большой пожар в ноябре 1914 г. уничтожил ряд цехов и лесопилку. В годы гражданской войны погибли остальные сооружения. В начале 20-х гг. была разломана на кирпич одна из двухтрубных печей завода. В настоящее время комплекс построек бывшего Камышетского цементного завода включает в себя искусственный водоем с насыпной плотиной, печь для обжига системы «Либана» высотой 28 метров и сушительню. Плотина земляная, насыпная, длиной 22 м. Озеро неправильной формы, в западной части сильно заболочено. «Печь Либана» представляет из себя шахтовую двухтрубную печь, сооруженную из огнеупорного кирпича с железной арматурой, по периметру скреплена стяжками из рельсов. Она состоит из двух частей: собственно труб и трехэтажного рабочего помещения, в котором имеются отверстия для входа и окон. В 20 метрах левее печи находится сушильня из белого кирпича. Она имеет кирпичное основание, в котором располагались топка и сушильные каналы печей". — отсюда
| 22.07.2011, 00:25:39 | | Наталия Заручейская | Понятно — но опознаваемой и живой осталась только внешний корпус и вытяжная труба — самой печи уже, увы, нет... | 22.07.2011, 00:59:38 | | Георгий Борисов | Наталия Заручейская: ... осталась только внешний корпус и вытяжная труба - самой печи уже, увы, нет... Наталия, а что вы имеете в виду под "самой" печью? Разве "внешний корпус и вытяжная труба" — это не есть "сама" печь? По-моему, здесь как раз и осталась "сама" печь, а вот сооружение, в котором, судя по всему, находилась печь (примерно такое, как на приведённом рисунке из словаря Брокгауза и Ефрона), и которое предназначалось для обслуживания печи (в нём же, вероятно, располагался подъемник для загрузки сырья сверху), до наших дней как раз и не сохранилось. | 22.07.2011, 02:16:45 | | Александр Тарановский | | 25.07.2011, 21:56:48 | | Георгий Борисов | Не за что, Александр! Вот ещё рекламу этого завода встретил в календаре-справочнике за 1914 год:
| 26.07.2011, 02:09:04 | | Есения | Браво, Георгий ! :)
Александру спасибо за тему. | 06.08.2011, 20:39:32 | | Анатолий Игнатьев | Мой прадед Ельский Михаил Иванович, выходец из Гродненской губернии (сейчас — Белоруссия), в конце 19 — начале 20 века жил в Камышете, строил ВСЖД. Там же родились пятеро его детей, в т.ч. и моя бабушка.
«Камышетъ», Русско-Голландское Общество Первого Cибирского портланд-цемента. Акция в 500 рублей, 1897 год. — Изображение акции есть по адресу: http://www.hdoc.ru/shop/UID_372.html | 28.12.2011, 07:54:06 | | Александр Тарановский | Анатолий Игнатьев: http://www.hdoc.ru/shop/UID_372.html Да не хило выросли акции, если сейчас за них просят аж 55 тысяч рубликов. А я в Гродненской области недалеко от Лиды (поселок Гезгалы), служил. Красивые места. | 28.12.2011, 11:48:09 | | Марина Ножнина | Это бывший цементный завод. я родилась в поселке Камышет и жила там. Еще за железной дорогой был цементный завод,его разгромили,осталась одна труба. | 02.03.2012, 13:10:05 | | Марина Ножнина | это цементный завод.вернее его остатки. эту башню мы называли "штаны". рядом были вторые такие "штаны",жители как-то попытались взять с нее кирпич,то ли взорвали то ли еще что и она развалилась.а возле озера стояли деревянные длинные конюшни. в огородах часто находили очень много подков. | 02.03.2012, 13:15:18 | | И. Фефелов | Марина Ножнина: Еще за железной дорогой был цементный завод,его разгромили,осталась одна труба. Марина, а это с какой стороны от ж/д? С северной и практически рядом с ж/д? Где-то в том районе стоит обычная кирпичная труба одна во чистом поле, это оно или нет? Периодически на поезде проезжаю, но не могу вспомнить, между какими станциями — прямо рядом станций нет. | 02.03.2012, 13:19:16 | | Олег Петракеев | Фотография Камышетского канифольного завода 1909 года, есть на моей странице. | 11.03.2012, 22:19:33 | | Олег Петракеев | А"обычная кирпичная труба" напротив ж/д вокзала-это бывший водозабор, для подачи воды на водокачку и заправки паровозов. Еще в конце 70-х он был практически действующим, как тогда говорили, на случай войны. Помню когда мы туда проникли в первый раз, а это был год примерно 75-76, то в компрессорной на стене запомнил портрет Маленкова. | 11.03.2012, 22:33:50 | | Александр Тарановский | А почему канифольный, ведь там вроде трубы цементного/ Или канифольный левее дымит? | 11.03.2012, 23:02:03 | | И. Фефелов | Олег Петракеев: А"обычная кирпичная труба" напротив ж/д вокзала-это бывший водозабор, для подачи воды на водокачку и заправки паровозов. Возможно, это не та труба, о которой я говорю, так как, помнится, и НАПРОТИВ ее ничего нет. Она где-то между станциями/разъездами. Есть ли там пруд — разобрать не удается, но вроде бы скорее всего был. | 12.03.2012, 09:56:53 | | И. Фефелов | Александр Тарановский: А почему канифольный, ведь там вроде трубы цементного/ Или канифольный левее дымит? Судя по фото, которое поместил Олег, похоже как раз на обсуждаемый нами цементный. Обжиговыве печи налицо. | 12.03.2012, 09:58:14 | | Олег Петракеев | Извиняюсь, фото действительно цементного завода, но у нас был еще канифольный и постройкой ранее цементного ( я уточню позднее), и проработал он до 1978, я искал и его фото, поэтому не много заплутал. | 12.03.2012, 11:10:03 | | Felix | Сейчас пообщался с человеком, который жил в этом поселке примерно в 50-м году, учился в 3 — 4 классе. Он вспоминает, что все вокруг называли это просто химзаводом. | 12.03.2012, 18:45:39 | | И. Фефелов | Да, было бы здорово еще и фото канифольного найти.
У Зиминского канифольно-экстракционного завода, когда работал, было прозвище "химдым". | 12.03.2012, 21:41:29 | | Олег Петракеев | Канифольный завод в Камышете был построен в 1885г. поляком-Тапчинским. А вторую печь цементного завода взорвали, по одним данным 1956г., по другим сразу-же после войны. Стране нужен был кирпич, но кладка оказалась до того прочной, а раствор такой крепкий, что вместо кирпича получили груду обломков, поэтому вторую печь оставили в покое. Но современные вандалы, более подкованы в техническом плане, порезали бензорезами рельсы, которые были залиты в обвязке печи. За сто рублей и Родину и мать продадут. | 12.03.2012, 22:29:11 | | И. Фефелов | Олег Петракеев: А"обычная кирпичная труба" напротив ж/д вокзала-это бывший водозабор, для подачи воды на водокачку и заправки паровозов. Да, похоже, он и есть. Действительно напротив станция, видимо, Камышет. | 24.03.2012, 19:43:27 | | Марина Ножнина | прошу прощения,я писала сообщение,что за ж/д был цементный завод,который разгромили, извините за опечатку, там был КАНИФОЛЬНЫЙ завод, с правой стороны,если ехать в сторону тайшета.а возле озера-цементный,о котором и идет речь. Камышет раньше относился к тайшетскому району,позже стал( и сейчас) относиться к нижнеудинскому. | 19.04.2012, 23:26:42 | | Георгий Борисов | Об условиях труда на Камышетском цементном заводе рассказывает газета "Сибирь" № 82 за 1914 год:
«Камышет» (Из жизни рабочих) Недавно сюда, на цементный завод, находящийся в эксплуатации «сибирского торгового т-ва», был прислан опросный листок, озаглавленный «Анкета о продолжительности рабочего дня» с подзаголовком — «По поводу законопроекта о 8-час. рабочем дне» (выработанного думской фракцией Малиновского). Вот какие ответы получились на этом листке. Работа совершается круглые сутки, в две смены: 1-я работает с 6 час. утра до 5 ½ часов вечера, а 2-я с 6 ч. вечера до 5 ч. утра. Дневной смене дается на обед 1 час, а ночной полчаса. Дневная смена обедает на квартирах, а ночная закусывает тут же на заводе. Таким образом, у каждой смены по 10 ½ час. чистого рабочего времени. <...> Еженедельного отдыха нет. За весь год всего наберется нерабочих дней 10 (Рождество, Пасха, масленица и еще несколько дней). Женщины работницами не нанимаются, но в бондарном отделении «помогают» своим мужьям, отцам, тут же встречаются и дети. Такая система выполнения труда не может не влиять на понижение расценок, т. к. семейный человек, при таких условиях, может очень «много» выработать по сравнению с одиноким рабочим. А «официально» ни дети, ни подростки «не работают». Большинство работ исполняется сдельно. Средняя дневная плата 1 р. 10 коп., но у «шаровщиков» (измельчают цемент шарами) и у «набойщиков» (наполняют бочки готовым цементом), которым приходится работать при вечно стоящей в воздухе губящей здоровье пыли и от которых требуется значительная физическая сила, плата доходит до 3 р. 50 коп. Таких «счастливцев», впрочем, очень немного («шаровщиков» — 6 человек, а «набойщиков» — 12 человек, но не все они получают такую «высокую» плату). Но они работают не круглый месяц, а иногда 25 дней и даже меньше. <...> До 1908 г. особых перемен не замечалось (завод временами не работал), рабочий день продолжался 12 час., но в конце 1908 г., после забастовки, рабочий день сократился до 11 ½ час., а после забастовки в зиму 1912/13 гг. рабочий день сократился до 10 ½ час. С тех же пор введено в бараках и электрическое освещение, впрочем, не во всех квартирах. По мнению рабочих, продолжительность рабочего дня или, точнее, отсутствие значительного недельного отдыха сильно влияет на частоту несчастных случаев, которые выпадают главным образом на ночное время. Профессиональная болезнь — чахотка. «Шаровщики» приобретают её уже через два года. Таких рабочих, которые выдерживали бы много лет труда, здесь не встретишь. Гигиенические условия очень неважны, по выражению рабочих, «надо бы хуже, да нельзя». Заводское здание — деревянное, ветхое, чрезвычайно странной архитектуры, местами в два, в три и даже четыре этажа. В верхних этажах нет потолков. Вентиляция отсутствует, если не считать щелей в стенах здания. Чтобы избавиться от удушающей пыли, рабочие открывают окна. Получается сквозняк, а за ним простудные заболевания, которым немало способствует и способ отопления, главным образом (только немножко есть парового отопления), с помощью железных переносных печей; около них потеешь, а за сажень от них холодище. Медицинская помощь ничтожна: есть аптечка, при ней две-три койки; заведует фельдшер, который в то же время и старший десятник. Обращение с рабочими грубое: не всякий за медицинской помощью идет. В аптеке часто не бывает самых обыкновенных лекарств. При заводе имеется два барака. В них может разместиться не более 32 семейств. Квартира каждой семьи состоит из одной комнаты площадью 6 x 8 аршин (приблизительно). Холостым рабочим такая комнатка отводится на 4 человека. Окно в квартире только одно, и то тюремного типа: в высоту 12 вершков, а в ширину 24 вершк. На каждые четыре квартиры — одна кухон. печь, а для отопления — железн. печи. Освещение электрическое, но не во всех квартирах. Дровами можно пользоваться бесплатно. Квартиры отделяются одна от другой тонкой перегородкой, которые до верху не доходят, т.-ч., не напрягая слуха, можно прекрасно слышать все, что происходит в соседней квартире. <...> Всех рабочих на самом заводе без возчиков извести, глины и проч. около 150 человек (а с прочими до 200), из них в слесарном, кузнечном, машинном отделениях — 72 человека, в дробилке — 6, набойщиков — 12, в лесопилке — 20, бондарей — 20, чернорабочих — 10. Месячных рабочих только несколько человек, остальные работают сдельно. Первым плата выдается раз в месяц, а вторым 2 раза в месяц, но это не всегда происходит аккуратно. <...> Как во всяких «хороших» предприятиях (напр., на Лене), здесь тоже есть заводская лавочка, «в интересах рабочих, конечно». <...> На своем образном языке рабочие называют эту лавочку «обираловкой». Недавно смещен заводской администрацией заведующий лавкой, который, как оказалось, еще и от себя повышал и без того высокие цены лавочки. Сводка данных жизни быта рабочих отправлена депутату с.-д. фракции Малиновскому. Вот при каких условиях приходится работать на цементном заводе «сибирского торгового товарищества» «Камышет». | 25.04.2012, 21:41:30 | | Александр Тарановский | Да А нам некоторые пытаются рассказать, как хорошо было при царе
| 26.04.2012, 20:02:56 | | Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) используйте соответствующие пункты меню «Посетители».
|
|