Чтобы не перегружать тему "Аьпинизм", где главное-это рассказы о тех, кто увлеченно занимался и занимается альпинизмом, рискну сделать небольшой анализ по применению техники на высотах. Исходя из того количества вопросов, которые возникли на сайте по поводу посадки вертолета AS.350B3 на вершине Эвереста, эта тема оказалась достаточно обсуждаема. Вслед за человеком в горы полезла моторизированная техника. Моторы, которые используют для своей работы окружающий воздух, как и легкие человека, при подъеме на высоту также испытывают трудности. В конце 30-х годов на Эльбрусе (Н=5642м) при альпиниадах легкие самолеты использовались для связи и сброса аварийных грузов. В районе Эльбруса во время войны в 1942 году немцы расчистили площадку и произвели там несколько посадок легкого самолета, с этой площадки занесли фашистское знамя на вершину Эльбруса. Советские альпинисты в феврале 1943 года взошли на вершину Эльбруса и сбросили оттуда все, что затащили немецкие. Начиная с 1960-х годов помощником альпинистов становится вертолет, благодарая своей способности зависать над одним местом. Но по законам аэродинамики полет над одной точкой (зависание) как раз и является самым неэффективным. Для повышения эффективности вертолету необходимо либо лететь с какой-то скоростью, либо воспользоватьсяч эффектом воздушной подушки. На вершину Эльбруса наши вертолетчики залетали уже в 1966 году на вертолете Ми-4, а в 1972 году тут произошла первая авария с вертолетом Ми-4, но человеческих жертв удалось избежать, экипаж самостоятельно спустался с вершины. Следующий вертолет 8 раз залетал на вершину с запчастями для ремонта, с помощью альпинистов ремонт (установка хвостового редуктора) был выполнен и вертолет слетел с Эльбруса. То, что первым вертолетом на Эвересте оказался европейский AS.350B3 говорит о том, что они двигались к этой цели весьма целенаправлено. Разговор о подготовке полета на вершину Эвереста в авиационной прессе вели представителе фирмы "Камов" на специально подготовленном вертолете Ка-32, но по определенным причинам он, к сожалению, не состоялся. Если сравнивать официальные высотные технические характеристики вертолетов, то наши советские (российские) вертолеты пока выглядят на уровне американских или европейских. Вертолеты типа Ми-8 считаются достаточно высотными, и, как американцы, так и европейцы сочли более целеосообразным для выполненеия транспортных операций в Афганистане закупать вертолеты этой марки, а не вертолеты собственного производства. Китайская, индийская и пакистанская армии тоже применяют вертолеты этой марки для полетов в Тибете и на Гималаях. В Афганистане вертолет Ми-26 с российским гражданским экипажем вытащил из района боевых действий поврежденный вертолет "Чинук", никакая другая действующая там американская техника на смогла этого проделать. Из пропиаренных полетов наших вертолетчиков следует отметить залет на вершину Эльбруса в 2008 году вертолета типа Ми-8 с директором ФСБ Н.П. Патрушевым, а также перелет из Аргентину на таком же вертолете с тем же Патрушевым на борту через пролив Дрейка в Антарктиду (около 1300км над океаном) до Антарктиды и далее до Южного Полюса (перегоны до 1600км), а затем назад, в Аргентину. Как и со всякой техникой, с вертолетами в таких сложных условиях возможны неполадки, аварии и катастрофы. Рекордные полеты выполняют профессионалы своего дела, техника специально подготавливается, подлавливаются метеоусловия,-вертолет вылетел-выстрелил туда и обратно и все,- рекорд готов. А вот при выполнении рабочих полетов и погода может испортиться, и старые комплектующие могут отказать, и керосин окажется грязным, и летчик поругался в понедельник с женой, и при сложении всех этих обстоятельств вероятность летного происшествия резко возрастает. Ниже представлены несколько фото таких происшествий с вертолетами при выполении полетов в высокогорье. Не только авиационная техника лезет в горы, но и мотоциклетная тоже. По данным журнала "За рулем" в 1969 году одна из нескольких попыток забраться на Эльбрус на мотоцикле оказалась удачной и мотоциклист добрался до его вершины. Автор, в 1968 году, будучи студентом Харьковского авиационного института, изготовил на базе велосипедного мотора Д-5 микромотоцикл весом 18,5 кг с колесами от детского самоката и перебрался на нем через Клухорский перевал (2781м). |