Поход организован группой туристов Иркутского городского турклуба, идея похода – председателя ЗМКК Иркутской области Измайлова Л.Д.

Район – республика Монголия, Восточные Саяны (западная часть озера Хубсугул)

Категория сложности – шестая

Продолжительность- 25 дней с 1 днёвкой

Протяженность активной части - 353 км

Всего препятствий - 17 (из них 14 перевалов линейно, 1 перевал – радиально, 2 вершины радиально)

Перепад высот 21600 м

Сроки проведения: с 20 февраля по 18 марта 2007 года

Количество участников – шесть

Маршрут: пос. Монды – государственная граница – п. Ханх – р. Джиглэг-Гол – пер. Джиглэгийн-Даба (н/к) - р. Арсайн-Гол - сухое русло - г. Найрамдал (1 Б) радиально, г. Привет, Монголия! (1А) радиально – пер. Нарт-Дава (н/к) - ключ Озерной – пер. Монгольских туристов (1 Б*) - пер. Проходной (1 Б*) - р. Цаган-Нахойтын-Гол – Дархатская долина – р. Джиглэг-Гол - сухое русло - перевал (н/к) – р. Увер-Хачим-Гол - р. Тэмэн-Худзуний-Гол - пер. Нуцгэн-Улийн-Дава (н/к) - пер. Усан-Худжирын-Дава – перевал (н/к) - р. Левый Ходон-Гол - пер. Ходон-Дава (1Б) - р. Правый Ходон-Гол - г. Цумэрлэг-Ула (2А) радиально – р. Правый Ходон-Гол – пер. Цумэрлэг-Дава (1Б*) - р. Хотны-Гол – пер. Хотны-Дава (1Б) - р. Харуна-Гол (Джарайн-Гол)– пер. Мунгараг-Дава (2А) - р. Мунгараг-Гол (Цаган-Сала-Гол)оз. Хубсугулпос. Ханх – дорога – государственная граница – пос. Монды.

Планирование маршрута

Хребет Восточный Саян на территории Монголии практически не изучен. Получить информацию из каких-либо источников практически не было возможности. Приходилось планировать маршрут, исключительно пользуясь только картой. Цель нашего похода – изучение района и оценка возможностей проведения здесь туристических мероприятий. При разработке маршрута основной упор делался на то, чтобы сделать заброску и пройти максимальную часть территорий. Запланированный наш маршрут выглядел следующим образом: начать маршрут с серединной части озера Хубсугул. Сделать кольцо по горному району до южной оконечности озера и вернуться через Дархатскую долину к базовому лагерю. Затем выйти на линейную часть маршрута и замкнуть маршрут в пос. Ханх.

Географическая характеристика района

Прихубсугулье находится на севере Монгольской Народной Республики. Это высокоподнятая горная страна, расположенная между Восточным Саяном на севере, отрогами Хангая и Сангилена на юге и юго-востоке, Тувинским нагорьем на западе и Хамар-Дабаном на востоке.

Максимальные высоты в Прихубсугульской части Северной Монголии расположены в Восточном Саяне (гора Мунку-Сардык, 3491 м), в хребтах Хорьдол-Сарьдаг (3130 м), одной из главных достопримечательностей является озеро Хубсугул, которое находится на высоте 1500 метров над уровнем моря. Разделяет два хребта, образуя Прихубсугульскую горную систему. Далее на запад за хребтом находится Дархатская долина (впадина), которая имеет свой микроклимат и находится на высоте 1000 метров. Долина имеет хорошую растительность, рыбные озера, реки и минеральные источники. Главным населённым пунктом Дархатской долины является посёлок Рэнчин-Лхумбэ, центр сомона. Главным занятием местных жителей является скотоводство. Хочется отметить, что монголы сохранили свои традиции, свою национальную одежду. Основным жилищем являются невзрачные домики из брёвен или юрты. В зимний период оз. Хубсугул является основной связующей артерией между пос. Ханх и пос. Рэнчин Лхумбэ. Здесь развита в целом широкая система небольших среднегорных хребтов. Вершинные части хребтов отличаются мягкими сглаженными формами и широкими впадинами с реками.

Температура в зимний период колеблется от -15° до -50°. Самым холодным полюсом является Дархатская долина. Прихубсугулье относится к малоснежным районам, снежный покров, средняя толщина которого 20-30 см, распространяется очень неравно-мерно. Ледовая обстановка на Хубсугуле немного схожа с Байкалом, но здесь меньше «живых» трещин и торосов. С большей части льда на Хубсугуле снег сдувается сильными ветрами.

Прихубсугулье богато минеральными источниками. При посещении данного района необходимо знать, что Вы находитесь в национальном парке. Растительность представлена в основном лиственницей, но иногда встречаются кедровые рощи. Наиболее удобное для лыжных походов время - от середины февраля до середины марта.

При посещении Монголии необходимо знать самые элементарные слова на монгольском языке и иметь словарь для решения проблем, связанных с языковым барьером.

Прихубсугулье – хороший район для совершения пеших и лыжных путешествий. Наш поход по Монголии – первый спортивный лыжный поход по данному району, и мы рекомендуем тоже принять участие в освоении интересной, загадочной страны Монголии.

К фотоотчёту прилагаются:

- технический отчёт Монголия 6 к.с.

- Очерк Марины Васильевой

Показать фотоотчёт полностью

Есения Монголия ослепительно прекрасна ! зимой — буквально !
Трудный, интересный и красивейший путь пройден.
Молодцы, КОМАНДА !

Марина, Вы упоминали о снимающемся в ходе путешествия видео —
его где-то в Интернете можно посмотреть ?

Спасибо !
14.12.2011, 01:27:43 |
Константин СухановВот эти горы очень интересны. С Мунки всегда смотрел туда, в их загадочную даль. А тут вот Коля Москвитин взял так, собрал группу и "прогулялся". Молодцы!
14.12.2011, 10:51:05 |
Марина Васильева (Красноштанова)Видео есть. 1 часть фильма называется "Сойоты и дархаты". 2 часть — только в черновом варианте, всё руки не доходят собрать материал в единое целое, но 2 часть будет посвящена уже непосредственно походу. (Кто-бы помог сделать... Времени совсем нет)
14.12.2011, 13:01:05 |
Есения Прекрасно, Марина !
Вячеслав Петухин, думаю, наверняка поможет Вам разместить первую
часть фильма здесь уже в ближайшее время, если Вы не против.
Ну а со временем, на сайте будет самый полный комплект отчётов
о Ваших монгольских каникулах ! :)
14.12.2011, 23:07:31 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я-то не против... Только всё время кажется, что это такое непрофессиональное, "чайниковское" видео, оно никому будет неинтересно. Игорёк Балеев снимал его в героических условиях, морозя руки и камеру, она у него бесконечно то запотевала, то замерзала, качество — плохое... В итоге — из 6 часовой съёмки удалось вырезать более-менее "чистых" 30 минут, и то напоминает съёмки ВОВ под бомбёжкой в окопах...
15.12.2011, 00:54:03 |
Екатерина Зуева

Есения : Вячеслав Петухин, думаю, наверняка поможет Вам разместить первую
часть фильма здесь уже в ближайшее время

А на сайте можно видео размещать? Мы думали, что нет.
15.12.2011, 09:42:22 |
Марина Васильева (Красноштанова)Кать, подскажи, как фото вставить... Очаровательных деток добавить хочу.
15.12.2011, 11:40:01 |
Есения

Екатерина Зуева:  А на сайте можно видео размещать? Мы думали, что нет.

Только Вячеслав Петухин лучше всех знает ответ на этот вопрос ;)
Судя по всему, работа в данном направлении ведётся.
15.12.2011, 17:22:58 |
Вячеслав ПетухинПро видео я написал вот здесь: /forum/tread.shtml?id=1410
Кратко: в принципе, любые файлы, в том числе видео, могут быть размещены на сайте (через посылку файлов). Если видео перевести в flv-формат, то и смотреть прямо с сайта будет не проблема. Но лучше всё-таки размещать видео на специально предназначенных для этого сайтах (например, на ютубе). А смотреть вполне можно с нашего сайта. Либо помещая ссылку в сообщение форума (как с фильмом Андрея Дахневича), либо прямо в текст рассказа или фотоотчёта.
16.12.2011, 19:43:22 |
Екатерина ЗуеваМожет быть... как-нибудь... дойдут руки и до видео...
16.12.2011, 20:26:11 |
Олег ВикторовОчень интересно было посмотреть зимние пейзажи, которые видели летом. Жаль по горам не ходили, времени было мало. Всегда с уважением и восхищением отношусь к участникам таких сложных зимних походов, к сожалению сам зимой далеко не ходил.
Летом 2014г. проехали на велах вокруг Хубсугула: http://angara.net/text/15/0210/
27.02.2015, 09:08:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)В последние годы в Монголию стали туристы приезжать чаще. Для тех, кто будет там путешествовать, пригодится небольшой набор самых необходимых фраз (я его взяла из монголо-русского словаря, который мы брали с собой в поход). Собственно, эти только фразы нам и понадобились при общении с кочевыми монголами.
Прилагаю:

С Л О В А Р Ь
Самбайну — здравстуйте.
Тантай уудзсандаа баяртай байна — рад Вас видеть.
Баярлах — спасибо.
Танд их баярлалаа — большое Вам спасибо.
Амгтай – вкусно.
Та намайг уучилна уу — Вы меня извините, пожалуйста.
Сайхан зам — хорошая дорога.
Зам, чиглэлийг зааж орох — указывать дорогу, направление.
Хаана зам — где дорога?
Зов зам — правильное направление.
Омно гол, ой, нуур байна — впереди река, лес, озеро.
Зов, яг урэр хаяг — точный адрес.
Хот, гол, уулын нэр — название города, реки, горы.
Сайхан газар — красивая местность.
Жуулчдын бааз — туристическая база.
Цав – щель, трещина.
Цэир Ур – чистая вода.
Ус уух – выпить воды.
Айл – временное кочевое стойбище.
Хоомах хэрэгтэй – надо пообедать.
Хунс худалдан авах — купить продукты.
Тадх, суу, мах, бяслаг худалдан авах — купить хлеба, молока, мяса, сыра.
Шинэ мах — свежее мясо.
Унэтэй вэ – сколько стоит?
Уннэтй — дорого.
Би барагтайхан байна, би му байна — мне нехорошо.
Эм — лекарство.
Гай дайрах — случилась беда.
Хуйтэн – холодно.

Последнее слово — оказалось самым актуальным на маршруте :-)
22.02.2018, 13:58:10 |

Есения : Вячеслав Петухин, думаю, наверняка поможет Вам разместить первую
часть фильма здесь уже в ближайшее время, если Вы не против.
Ну а со временем, на сайте будет самый полный комплект отчётов
о Ваших монгольских каникулах ! :)

Екатерина Зуева: Может быть... как-нибудь... дойдут руки и до видео...

Увы, Вячеславу я так и не прислала видео... А теперь смотрю на это старое видео — и оно мне совсем не нравится. Фильм выполнен по-дилетантски, и смонтирована только 1 часть — о монголах. Хотя там есть съёмки из-под горы Цумерлэг-Ула, думаю, что это единственная съёмка единственного первовосхождения на эту гору. И музыка, записанная непосредственно у монголов.
2 часть, о спортивном лыжном походе и первопроходах района, увы, так и не смонтирована. Из многочасовых съёмок можно вырезать не более получаса более-менее смотрибельного кино...
Я в этом — полный чайник. Если бы Катя Зуева попробовала что-то с ним сделать, я была бы очень признательна. Или кто-то другой...
Если возникнет желание — пишите, вышлю в личку черновые материалы.
1ю часть хоть прямо сейчас, она смонтирована. Только в середине фильма пропадает звук на несколько секунд.
18.04.2020, 15:00:47 |
Ekaterina ZuevaЗдравствуйте, Марина Михайловна)!
20.04.2020, 12:37:04 |

Ekaterina Zueva: С фото я ещё более-менее дружу, а вот видео красиво смонтировать, думаю, не смогу....

Здравствуй, Катюша! Игорь Воронов нашёл знакомого человека, в ближайшее время созвонюсь с ним, может быть, что-то получится.
20.04.2020, 15:57:21 |
Nikolay KirillovЗнакомый человек уже ждёт )
14.07.2020, 14:00:12 |

Nikolay Kirillov: Знакомый человек уже ждёт )

Николай, это Вы — тот самый знакомый человек? Спасибо Вам за напоминание. Я сильно закрутилась, да и комп полетел, на котором фильм. Надо восстановить всё и заняться этим фильмом. Спасибо, что не забываете ))