Северо-Байкальское нагорье

В преддверии майских праздников и многочисленных туристов в горах, не лишним будет напомнить о коварстве весеннего снега.

В фотоотчёте предлагается вниманию моя личная коллекция лавин. Виды, характеры, выбор пути на лавиноопасном склоне, схемы прохождения.

Большинство лавин запечатлено всего в одном походе - на Верхнеангарском хребте - одном из самых лавиноопасных в Байкальском регионе. За 20 дней похода мы увидели, отсняли, прочувствовали столько падающего снега, сколько не видели за все наши жизни вместе взятые.

Поэтому хочу поделиться своей энциклопедией коварной красоты. Любимые красавицы - капризны, и требуют очень обходительного отношения с ними...

Схемы взяты из методичек П.И. Лукоянова. Их и другие материалы можно посмотреть в сборнике.

Ветры великие, шумные братья,
С гор Баянулы срывали фату,
Стражи безмолвной каменной стати
С гулом варгана неслись в высоту.
Вихри толкали дыханьем планету,
Споры жестокие с небом вели.
Замер весь мир, ожидая просвета,
И ощущая движенье земли.
Но не лавины, спутницы братьев,
Прятались в складках большой высоты:
Пышные юбки свадебных платьев
Ждали ценителей красоты…
Перевал Алмаз 1Б, сторона спуска. Красавец! Осовы и "улитки" - предшественницы лавин. Южная экспозиция склона и дневное солнце - спутники лавин.

Вид с перевала Мартовский в верховья реки В. Колдас. Несмотря на некрутой склон левого берега, классическая лавинная опасность. Видны самопроизвольно сползшие осовы.

Правый приток р. Анамакит Ангарский. Лотковая лавина проносится в кулуаре за секунды. Её коварность в том, что мы не видим - откуда она летит. Движение группы - по середине русла.

Поросший лесом склон наиболее безопасен, несмотря на трудоемкость и замедленность движения по нему.

Р. Анамакит Ангарский, подход под перевал Мама, не горюй!

Необходимо избегать таких узких долин после даже небольшого снегопада. Наша группа пошла туда только после уже сошедших лавин, рано утром, по смёрзшемуся снегу.

Подъём на ригель перевала Мартовский, 1Б. Движение группы - строго по линии падения, соблюдая дистанцию.

Перевал Мартовский 2А, сторона спуска. Выбор пути - по выпуклым частям рельефа. Точечную лавину спустили двое последних участников. Частая ошибка замыкающих: теряют бдительность; когда вся группа уже прошла склон, кажется, что опасности уже нет.

Вот они, красавчики! Спасло ситуацию - наличие камней рядом с точкой отрыва.

Спуск с перевала Литбамстрой 2А. Самый безопасный, но трудоёмкий путь - по скалам. Это трудней, чем просто съехать на ж... по кулуару, но гарантия безопасности от лавин на скалах - 100%. Там, где летом - пешком, зимой - на верёвках. Поэтому и категории перевалов часто вырастают зимой.

Перевал Дружба 2А. Ещё один классический лавиноопасный склон: укрыться негде. Много снега, нет выступающих камней, солнце освещает склон.

Спуск по искусственно спущенной лавине - безопасен, перевал Литбамстрой, 2А.

Оценивая характер снега, следует выяснить толщину снежного покрова. Лавины сходят уже при слое 50 см.

На границе снега и скал снег подтаивает, образуется углубление - рантклюфт.

Спуск с перевала Дружба 2А. Линия отрыва. Рано утром - крепко смёрзшаяся, сцеплена, неопасна, но после 11 часов, когда солнце ляжет на склон - 100% вероятность отрыва.

Перевал Литбамстрой 2А - путь спуска - по ребру. Лавина спущена группой искусственно.

Сторона спуска с перевала Литбамстрой. А на вид - не так уж и много снега...

Река Анамакит Ангарский Левый, подход под перевал Мама, не горюй! Самый опасный путь там, где вероятность лавины - с трёх сторон: впереди, и с боковых склонов.

Опасно двигаться по V-образным долинам.

Лавины с боковых склонов узких долин - наиболее опасны. Нам повезло: все лавины уже сползли перед нами.

Классическая крутизна склона для классической лавины. На подходах к перевалу Крымскому, 1Б.

Тонкий (маскирующий) слой снега на твёрдой основе (лёд, трава или скалы).

Перевал Мама, не горюй! - 2А - остановил нас. Критическая масса снега.

Хорошо, что остановились. Лавина из точки - медленная, красивая, тяжёлая, великолепная... Но дальше мы не пойдём. Наблюдали сход лавины, восхищались...

Коварная красавица прошуршала к нам под ноги.

Склон содран вместе с камнями.

Образование напряжения снега. Из методички легендарного П.И. Лукоянова.

Отрыв лавины обычно происходит на участке перегиба, характеризующегося неустойчивостью снежного покрова, из-за расположенного снизу участка сползания снега.

Возвращение по опасному кулуару. Делать нечего - возвращаемся назад. Перевал Мама, не горюй! - не пустил.

Как бы ни были удобны для прохождения заснеженные кулуары и желоба, подъем по ним сопряжен с большой опасностью, поэтому ими нельзя пользоваться для движения.

Потекла, малышка... Набирать силу.

Палатку ставьте на выпуклых частях долин или на плато. Тогда лавины вас не достанут.

Это просто рюкзак. Хозяин отлучился потропить...

Перевал Крымский 1Б, сторона подъёма. Досковая лавина спущена заранее (с вечера) при обработке склона.

Дистанция - от 50 до 100м, лавинные ленты.

Снег с настовой коркой - твердый верхний слой, под ним - мягко-сыпучий. Образует досковые лавины.

Наблюдатели с лавинными лопатами - наготове.

Сторона спуска перевала Крымского. После 12 часов потёк весь склон, несмотря на то, что сторона северная. Группа уже спустилась.

И слева, и справа - всё плывёт... Жуткая красота.

Плюсовая температура, повышенная влажность воздуха и тёплый ветер увлажняют и утяжеляют снег, что приводит к уменьшению сцеплений и перегрузкам. Такое состояние снега оценивается как весьма лавиноопасное.

Пока ею любовались, подползла к группе. Забив весь кулуар, лавина начала карабкаться вверх на противоположный склон! Чего мы совсем не ожидали. Было красиво.

Ещё одна досковая лавина. Спущена первым участником, "живцом" на страховке. Перевал Немнянда, 1Б.

"Снежная доска". Плотный слой на рыхлом – как доска на роликах. В момент сдвига - характерный звук (писк, хруст). Если приходится идти по таким склонам, то идти только «в лоб».

Образование рыхлых и плотных лавин. Свежевыпавший сухой снег - не уплотняется. Досковая лавина - из слежавшегося снега.

Вероятные места выносов участника, попавшего в лавину.

Места возможного нахождения засыпанного лавиной: а - в прямоточной лавине; б - в лавине с извилистым ложем; в - на склоне сложной формы. 1 — нахождение участника в момент отрыва лавины; 2 — место исчезновения участника.

Местонахождение группы наблюдателей и идущего участника по лавиноопасному склону.

Зона возможного нахождения участника, попавшего в лавину: Положение: 1 - группы; 2 — наблюдателя; 3 — участника в момент схода лавины; 4 — точка исчезновения участника; 5 — зона поиска; 6 - знаки маркировки зоны поиска; 7— направления выката участников, зондирующих склон при повторном сходе лавины.

Правильный (а) и неправильный (б) выбор пути на лавиноопасном склоне.

На ледопадах даже маленькие лавинки с боковых склонов набирают огромную скорость!

Карниз на перевале Алмаз, 1Б, был пройден рано утром.

Карниз на перевал Дружба, 2А, был пройден с предварительной обработкой склона накануне.

Спуск с перевала Огдында, 1Б, хоть и не крутой, но был пройден по перилам (2 верёвки по 50м) из-за вероятности схода лавины.

Организация страховки на снежном рельефе. Станция строится на минимум двух, не зависящих друг от друга, пунктах. Точки опоры в снегу найти сложно, нам повезло. Если не откопали камень, можно закрепить верёвку на ледорубах.

Как защитить дыхательные пути и глаза от снега. (Очки - надеть, капюшон - тоже).

Язычковая лавина. Внутри протаяло и провалилось. Возможна даже на склонах в 10 градусов.

"Воротнички" на склонах - предвестники лавин. Проходим Анамакитский каньон, 2Б, рано-рано, до рассвета.

Трудно сказать - что туда гонит...

Пылевая лавина в Мамском каньоне, 2А, (только остатки пыли успели снять). Перед такой лавиной впереди идёт ударная волна - она страшнее, чем сама лавина.

Путь на перевал Алмаз, сторона подъёма.

Схема расположения идущих участников и группы на лавиноопасном склоне.

Две группы навстречу... Алмаз.

Спуск с перевала Алмаз, 1Б, со спусковиной. Надо торопиться - уже тепло.

Комковая лавина на Мамае, Хамар-Дабан. Фото не моё! Нашла в интернете, но очень хорошо вписывается в мою коллекцию. Сырая лавина страшна своей тяжёлой массой, она мгновенно цементируется, спастись - почти невозможно. Свежевыпавший влажный снег. Плотная масса снега течёт, сметая всё на своем пути. Снег спрессовывается и смерзается, мгновенно уплотняясь.

Спуск с перевала Чёртовы Ворота с лавинной лентой. Мои студенты гуляли в январе.

Лавина слева от тропы на спуске с перевала Чёртовы Ворота. Фото Екатерины Зуевой.

Разведка перевала Высоцкого, 2А. Ергаки, 2012. "Подозрительный" участок - только по линии падения, с интервалом и наблюдателями.
В группе должно иметься следующее лавинное снаряжение (минимальное):

Личное:

Лавинный шнур – яркая лента длиной 15-20 м. Пристегивается к поясу!! На ленте делается разметка: деления с шагом 1 м и стрелки, указывающие к человеку.

Групповое:

Лавинный щуп – длина от 2 до 4 м, либо как самостоятельная конструкция, либо как комбинация из лыжных палок;

Лавинные лопаты (не менее 2);

Аптечка первой помощи.

Подъём на перевал Зелёный, 1Б. Ергаки, 2012. Точка сборы группы - за камнем. Пришлось идти на перевал после снегопада.

Вытягивание саней - отдельно (чтобы ускорить процесс подъёма и облегчить вес участника на склоне). Перевал Зелёный, 1Б, подъём. Ергаки, 2012.

Живец :-)

После мытарства по всему склону с висящим снегом и осовами, пришлось Серёгу на верхней страховке и перилах пустить "плясать" по склону. ВАЖНО: в момент отрыва лавины нельзя жёстко удерживать верёвку! Надо постепенно её выдавать, чтобы "живец" мог манипулировать на склоне. Серёга спустил огромную лавину вдоль кулуара, после чего группа спокойно ушла вниз по перилам вдоль конуса выноса.

Заходы... Сани, лыжи, рюкзаки... Бураны...

Раннее утро– лучшее время для прохождения заснеженных склонов. Следы сошедших лавин – лучшее место для прохождения (склон уже очищен).

Методы зондирования силами туристской группы: а - ускоренный;

б - тщательный.

Абалаковский накидной тросик для страховки на фирне. Сила противодействия рывку распределена по всей конструкции. Вбитый в фирн ледоруб обеспечивает относительную страховку ТОЛЬКО при достаточной твёрдости и слежалости снежного покрова!

Прорубание карниза, движение по жёлобу. (Первый работал без груза).

Жёлоб, вид сверху. Максимально используются выпуклые части рельефа.

Ещё про одежду

Жёлоб и спущенная по нему лавина.

Извечный и неизменный путь снега...

Лавинный "язык" в конце конуса выноса.

Улитки - верные предвестники лавин

Мокрая весенняя лавина - наиболее опасна: она прессуется за пару минут и не оставляет шансов откопаться из снега

Статистика ЧП в лыжных СП в период с 1975 по 2004 годы:

Количество погибших и причины: Лавины – 96 , Замерзание – 12, Срывы – 8 , Болезни – 2 .

Группы Иркутской области и Бурятии в Байкальском регионе - 8 ЧП:

Иркутск, Шелехов, Улан-Удэ,

Железногорск-Илимский, Ангарск.

В других районах наши группы - 0.

Всего ЧП по всем районам всех групп – 29.

Из них в Байкальском регионе - 17.

Другие группы России в Байкальском регионе - 8 ЧП:

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск,

Барнаул, Кемерово, Пермь, Глазов, Литва, Белоруссия.

В других районах - 12 ЧП:

Алтай – 3

Тува – 1

Кузнецкий Алатау – 1

Урал – 4

Кольский п-ов -1.

Выводы:

1. Самая плохая подготовка туристов-лыжников – в Байкальском регионе!

2. Легкомысленное отношение туристов-лыжников к своему "знакомому" району!

3. Байкальский регион – один из самых лавиноопасных!

Лавина, сошедшая из-под ног на склоне перевала Меткуль (Ергаки)

После спуска с перевала Меткуль

Склон перевала НКТ (Ергаки)

Страница 1 из 3:  1 2 3 всеСледующая
Марина Васильева (Красноштанова)Извиняюсь, как-то не получилось у меня подписи под фото сделать :-( Может, кто исправит?
13.04.2012, 16:52:00 |
Рябина о Потрясающе!!! Снимки отличные! Когда ходил- не боялся, а тут прямо жуть взяла... И хорошо бы стрелочки поставить с указанием потенциально опасных объектов. Спасибо!
13.04.2012, 17:45:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я ещё в процессе работы, и снимки буду добавлять. Со стрелочками я пока не разобралась.
13.04.2012, 18:27:53 |
Марина Васильева (Красноштанова)Благодарю Вячеслава за то, что навёл порядок в подписях!
13.04.2012, 22:09:37 |
FelixСпасибо, весьма познавательно. Тем более меня тут уже лавиной напугали. :))

У меня тоже есть одна лавина

14.04.2012, 00:38:02 |
Марина Васильева (Красноштанова)Felix: Тем более меня тут уже лавиной напугали. :))
________________
В каком районе пугают?
14.04.2012, 00:45:13 |
Felix

Марина Васильева (Красноштанова): В каком районе пугают?

Подъем на Катьку-дуру со стороны Белого Иркута.
14.04.2012, 00:47:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ну есть там немножко... Совсем чуть-чуть. :-) Если пойдёте рано-раненько утром, и не будете батониться подолгу на склоне (до освещения солнцем), ничего страшного, там очень короткий участок. И есть выпуклые части рельефа. Главное — после снегопада не ходите! Почитайте в методичке "Лавины и действия в них" — как определять опасность снега.
14.04.2012, 00:52:57 |
Felix

Марина Васильева (Красноштанова): Если пойдёте рано-раненько утром,

Так и собираюсь. Темболее рано утром не жарко :))

Марина Васильева (Красноштанова): Главное - после снегопада не ходите!

Более того, хочу в превый день туда для разминки и адаптации сходить и немного поднятся, чтобы заодно понять, что там происходит.
14.04.2012, 00:59:35 |
Марина Васильева (Красноштанова)Это правильно. Но вообще-то, Мунку-Сардык — считается бесснежным районом, лавины там редкие гости. Но после обильного снегопада, конечно, может быть.
14.04.2012, 01:03:10 |
Felix Вот такой вариант для Вашей колекции
14.04.2012, 01:39:15 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо! Хорошее фото.
14.04.2012, 08:08:10 |
Вячеслав ПетухинДобавил три фотографии, размещённые сегодня.
14.04.2012, 11:04:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо! Можно и эту, Феликса, добавить. Там в коллекции мокрых лавин нет.
14.04.2012, 12:37:26 |
Zoolyпростите, но выводы неверны логически, нерационально в данном случае сравнивать разные группы из разных регионов и делать такие жесткие выводы. Да и количество "своих" групп в своем же регионе всегда больше.
14.04.2012, 12:40:14 |
Марина Васильева (Красноштанова)Выводы не только я делаю, но и лыжная комиссия ТССР. Приведены ведь все ЧП по России за этот период. Статистика — вещь упрямая, никуда не денешься...
14.04.2012, 12:47:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)Почему на Урале, на Алтае, в Карпатах, и т.д., не происходит столько ЧП с местными лыжниками? Можно было бы подумать, что в нашем регионе просто очень много лыжников, в этом случае было бы некорректно делать такие выводы: чем больше ходит, тем больше вероятность попадания в статистику.
НО статистика говорит обратное: в нашем регионе лыжников-туристов очень мало, а те, кто ходят, часто не заявляются и не регистрируются, поэтому данных о них и нет. Так что, выводы отражают действительность, к сожалению...
14.04.2012, 13:03:15 |
ZoolyЯ не собираюсь с вами спорить, поскольку я- логик и не вижу в приведенных цифрах причин для таких выводов, возможно их просто недостаточно. И да, есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика.
14.04.2012, 13:06:09 |
Марина Васильева (Красноштанова)Возможно, потому что я привела здесь не весь статистический документ, у Вас сложилось впечатление неправильных выводов. Чтобы не загромождать свой фотоочёт, я привела только некоторые цифры статистики, на мой взгляд, как раз напрямую связанные с выводами.