Пехом по Забайкалью: ст. Таксимо - дорога на прииск Иракинда - мост через р. Тулуя - пер. Верх. Оньo (перв.)- пер. Кама (перв.) - верш. Кама (перв.) - пер. б/н (перв.) - р. Тулуя - пер. Тулуя н/к - р. Бамбукой - пер. Спираль 1б - пер. Троллей 1б - пер. Подарок 1а - пер. Матайка 1а-1б - верш. Пирамида Соловьева (траверс, перв.) - пер. Домашний 1б-2а - р. Мудирикамскит - р. Муя - р. Шуринда (нижняя) - ст. Таксимо

Показать фотоотчёт полностью

Kasimys

ПредыдущаяСтраница 6 из 7: 1 ... 4 5 6 7 всеСледующая
Александр Ермаковсогласен :) поэтому и измерительные приборы абсолютно ненужная вещь
11.04.2013, 21:30:44 |
Марина Васильева (Красноштанова)Измерительные приборы — конечно не нужны в походе, но грамотно измерить склон (хотя бы с погрешностью в 5 градусов) — это умение очень важно. Иногда встречаешь описания, где картина совершенно не совпадает с реальностью (чаще авторы склонны завышать крутизну, особенно, при спуске). Иногда разбег разностей достигает от 30 до 50 градусов! Это, согласитесь, не 5 (допустимая погрешность). И такие ошибки могут существенно изменить картину и препятствия, и маршрута следующей по такому описанию группе.
11.04.2013, 21:56:13 |
Евгений РензинЕсть ещё такой бесприборный метод. Основан на том, что длина руки примерно равна 1/2 высоте до плеча. Соответственно, если встать вертикально (лицом к склону) и вытянуть горизонтально руку, то:
- если вы касаетесь склона, крутизна 60 градусов;
- если больше, берёте трекинговую палочку, ставите её рядом с ногой и берёте не сгибая руки, вытягиваете, касаетесь склона — 45 градусов;

Имея два этих ориентира, остальные значения куда проще определять на глаз.
12.04.2013, 13:13:49 |

Евгений Рензин:  Есть ещё такой бесприборный метод. Основан на том, что длина руки примерно равна 1/2 высоте до плеча. Соответственно, если встать вертикально (лицом к склону) и вытянуть горизонтально руку, то:- если вы касаетесь склона, крутизна 60 градусов;- если больше, берёте трекинговую палочку, ставите её рядом с ногой и берёте не сгибая руки, вытягиваете, касаетесь склона - 45 градусов;Имея два этих ориентира, остальные значения куда проще определять на глаз.

Да, такой способ (с вытянутой рукой) используется там, где невозможно отойти и посмотреть склон в профиль. Но:

Во-первых, в этом случае мы определяем только крутизну склона, находящегося непосредственно у наших ног. А склон всегда разный: чуть выше или чуть ниже — может быть круче или положе.
Во-вторых, руки у всех разные, я знаю людей с нестандартно короткими или длинными руками. Да и длина трекинговой палки тоже у всех может быть разной — кто-то любит длину только до пояса, а кто-то — до подмышки. Честно, говоря, с палкой я вообще не поняла ваш способ...
Наверное, он имеет место быть, но не думаю, что результат измерения будет более точным, чем с транспортиром или компасом. А уж на осыпных склонах, где торчащие камни выпирают, и подавно.
К тому же, для описания нам чаще нужна общая крутизна всего склона, а не отдельно взятого участка (хотя, бывает, необходимо указать и отдельный участок, как, например, на Изумрудных озёр или Трёх Жандармов).

Приважу простой пример Яросамы:

Там, где стоит человек, крутизна более 55, там где осыпь становится более мелкой (светлый участок) — 35, а если встать под большим камнем справа (край снимка) — то вообще получите 90. А левее от стоящего человека на склоне выпирающие куски плоских камней (и это тоже осыпь!) — вообще имеют крутизну отрицательную... (Помните пример про спичечные коробки — вот он наглядно). Троньте эти нависающие плиты и они посыпятся. Вы же не скажете, что это жандарм (как тут Александр Ермаков сострил), это тоже осыпь.
А нам надо в описании указать общую крутизну склона, поэтому надо отойти в сторону и измерить с помощью транспортира или компаса общий уклон, вы получите 45. А в описании укажете (если это необходимо), что есть участки с бОльшей крутизной.
12.04.2013, 14:42:02 |
Евгений РензинЕщё раз про палку.
Ставите её рядом с ногой. Вытягиваете руки по швам. Берёте палку (не за рукоять, а за то место, где рука оказалась). Таким образом, длина вашей руки + палка (ниже того места, где вы её ухватили) будет равна вашей высоте (до плеча).
Это даже точнее, чем просто рука.
Что каксается длинных или коротких рук. Нужно просто дома измерить свою руку и высоту до плеча. Может быть, 1/2 высоты окажется, например, на уровне костяшек пальцев, или на уровне запястья. Если рука короткая, то посмотреть насколько она короче и учесть это при измерении.

Все сложности измерения, которые вы описали, и без того очевидны. Зачем на них заостряться? Измерения спомощью компаса, транспортира и даже клинометра тоже не безупречны. Везде будет погрешность. Но все эти способы имеют право на жизнь. В конце концов, погрешность в диапазоне 5-10 градусов не столь уж критична.
12.04.2013, 16:12:01 |
Марина Васильева (Красноштанова)За палку — спасибо, буду знать. Все способы знать полезно. Использовать их по мере необходимости.
12.04.2013, 16:38:00 |
И. ФефеловЧем больше, тем лучше, шут его знает, что окажется под рукой и чего не окажется...
12.04.2013, 16:48:00 |
Александр РютинНу если вам не нравиться измерение угла по GPS, то есть очень точный метод.
Берете с собой портативный электронный теодолит. Штатив с уровнем надеюсь у всех уже есть, т.к. все фотографируют. И измеряйте на здоровье, как общую крутизну перевалов так и между любыми точками. Давно пора измерить реальную крутизну, например верха перевала Динозавр от Зун-Хандагая. Там явно зашкаливает за 1a.
12.04.2013, 17:25:08 |
Марина Васильева (Красноштанова)Какой нормальный турист будет с собой таскать теодолит, да ещё и со штативом...
12.04.2013, 17:28:11 |
Александр Рютин

Марина Васильева (Красноштанова):  Какой нормальный турист будет с собой таскать теодолит, да ещё и со штативом...

Штативы нормальные туристы-фотографы таскают.
А вот кто нормально измерит крутизну спорных перевалов без теодолита?
12.04.2013, 17:34:28 |
Марина Васильева (Красноштанова)Значит, я — не нормальный турист, и все мои коллеги и друзья тоже... :-)))
Фотографы — таскают (ходят не очень далеко), а туристы — нет (очень редко).
А как измерить крутизну склона — выше уже привели множество способов. И все согласились, что с погрешностью в 5 градусов — не критичны ошибки. Читайте по теме посты выше.
12.04.2013, 17:37:57 |
Александр Рютин

Марина Васильева (Красноштанова):  ...что с погрешностью в 5 градусов - не критичны ошибки....

5 градусов может быть очень критично, если катиться с перевала. Читал выше, приведенные методы измерения меня не убедили. Может потому что, я математик по образованию.
12.04.2013, 17:43:45 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спорить с математиком не буду... Нет смысла.
12.04.2013, 17:49:47 |
Александр Рютин

Марина Васильева (Красноштанова): Спорить с математиком не буду... Нет смысла.Все методики классификации перевалов говорят о допустимой погрешности 5 градусов, а эти методики писали не математики, а очень опытные туристы. Но математики, конечно же, лучше знают...

Кстати или не кстати и автор сайта — математик. И больше, чем я. Я только по образованию, а он и по работе — научной и преподавательской.
Не вижу ничего плохого, в том, что новые точные технологии будут внедрены и в туризм, альпинизм. И будут точно известны, характеристики перевалов и вершин. В том числе и крутизна.
А дедовские методы с точностью до 5 градусов, будут забыты.
12.04.2013, 18:27:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)Таскайте сами теодолит и штатив в горы на себе
12.04.2013, 19:13:07 |
Александр Рютин

Марина Васильева (Красноштанова): Таскайте сами теодолит и штатив в горы на себе

У меня другое хобби, не перевалы. И таскаю я техники 5-7 кг.

Оказывается лучше для измерений крутизны подходит электронный тахеометр, который сочетает в себе теодолит, нивелир, дальномер и в какой то степени компьютер. http://www.geooptic.ru/Power-Stations/
Теодолит может не содержать дальномер. А для точного вычисления угла подъема, между двумя отдаленными точками, кроме углов, надо знать и расстояние до этих точек. А настраиваемое программное обеспечение сможет по измерениям двух точек, сразу выдать угол подъема.
И стоят они для любимого хобби не дорого 150000 — 300000 р. Только надо брать, тот у которого дальномер мерит подальше. Тогда можно близко к перевалу и не подходить.

Можно конечно измерять так http://piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html
Но точность не гарантируется, даже в 5 градусов.
13.04.2013, 09:24:40 |

igork: Можно конечно измерять так http://piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html

13.04.2013, 11:01:01 |
Александр Рютин

Евгений Рензин:    igork:   Можно конечно измерять так http://piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html Там на второй картинке ошибка. Отношение сторон там 2/3. Это не 30 и 60 градусов, а 54 и 36 градусов.

А у меня получилось arctg(2/3)=33.69 и 56.31 градусов. А так как говорят погрешность до 5 градусов, то можно писать и 30 60.
13.04.2013, 12:09:33 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо за ссылку, ещё раз убедилась, что мой метод с компасом — самый точный (из всех подручных средств.
Ошибки на картинке нет, igork прав:

Все ошибки, совершаемые при определении крутизны склона, А. Алексеев очень хорошо описал. Абсолютно согласна с каждым словом.
13.04.2013, 13:59:53 |
Kasimys

igork: У меня другое хобби, не перевалы. И таскаю я техники 5-7 кг.

И стоят они для любимого хобби не дорого 150000 - 300000 р. Только надо брать, тот у которого дальномер мерит подальше. Тогда можно близко к перевалу и не подходить.

Можно конечно измерять так http://piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html
Но точность не гарантируется, даже в 5 градусов.

Перестаньте, пожалуйста, троллить... идите в другую тему.