Часть вторая. Лето.

Маршрут

День первый.

Однажды, одолеваемый мыслями о возвращении в горную страну, я созвонился с Безотечество Сергеем и узнал, что и летом можно добраться до Алхадыра.

Поэтому, спустя несколько месяцев после неудачной попытки поиска древних сооружений, я с помощью тулунчан приступил к организации летней экспедиции в Тофаларию, чтобы все-таки подтвердить или опровергнуть теорию Пугачева о могиле Чингисхана, затерянной среди саянских гор.

И вот, наконец-то наступил первый день нашего путешествия.

Девятого июня две тысячи двенадцатого года несколько мощных аэроглиссеров и одно судно на воздушной подушке отчалили от аршанского берега и направились к базе «Тофаларский кордон».

Каждое судно было под завязку набито походным снаряжением, на котором сидели участники летней экспедиции в Тофаларию.

На этот раз образовалась большая команда, состоящая из одиннадцати человек.

В состав экспедиционной группы вошли тулунские предприниматели Парубов Вадим и Сергей Безотечество, которые являются владельцами «Тофаларского кордона».

Директор оружейного магазина Горюнов Андрей и наш полевой завхоз Новожилов Виктор тоже родом из Тулуна.

Помимо тулунчан, в экспедиции приняли участие ребята из Иркутска.

Это Осинцев Александр – председатель секции спелеологии восточно-сибирского отделения Русского географического общества.

Павлова Анна – профессиональный журналист.

Маша Гизатуллина – студентка иркутского Политеха.

И промышленный альпинист – Зайнеев Радик.

Все перечисленные иркутяне - профессиональные спелеологи, которые занимаются поиском и исследованием как российских, так и зарубежных пещер.

Я ведь писал, что в тофаларских легендах упоминается об алхадырских пещерах, в которых по преданиям собраны все богатства Земли.

К тому же по воспоминаниям дочери Пугачева, с которой мне удалось встретиться в Красноярске, на Ханбургутском хребте Михаил Иванович обнаружил пещеру, в которую не смог попасть в силу каких-то необъяснимых мистических обстоятельств.

При этом, ссылаясь на геологические изыскания, возможность образования пещер под Алхадыром подтвердил и геолог Александр Безденежных.

Так что иркутские спелеологи с радостью приняли наше приглашение, к тому же никто из них еще ни разу не был в Тофаларии – самом загадочном и труднодоступном уголке Прибайкалья.

Пока мы по рекам Ия и Барбитай поднимались к «Тофаларскому кордону», по таежным тропам из Аршана вели на базу лошадей десятый и одиннадцатый участники экспедиции – это уже знакомый вам охотник и проводник Дима Дмитриев, и недавно вернувшийся из армии молодой парень по имени Андрей, фамилию которого я не запомнил.

Лошади необходимы для заброски путешественников от кордона на Алхадыр и Ханбургутский хребет. Идея отказаться от конного транспорта и следовать за остальным караваном пешком, весьма безумна, так как каждый день нам придется переходить вброд множество горных речушек.

Около двух часов мы поднимались по горным рекам, и вскоре, за очередным поворотом Барбитая, мы увидели базу «Тофаларский кордон», стоящую на высоком берегу.

Подплыв к берегу и привязав лодки, участники экспедиции стали выгружать походное снаряжение и провизию, общая масса которых составляла несколько центнеров.

Тем временем наступил вечер, и мы начали переживать за Диму и Андрея, которые с конями до сих пор не пришли из Аршана, хотя к этому времени они уже должны были добраться до «Тофаларского кордона».

День второй.

Наши товарищи из Аршана привели лошадей только на следующий день. Из-за того, что во время перегона коней одна кобыла сбежала в тайгу, пришлось несколько часов потратить на ее поиски.

Вообще, на кордоне постоянно находятся пять или шесть лошадей, но чтобы каждый участник похода оказался в седле, оставшихся коней пришлось собирать по всем деревням Тулунского района, а потом в кузове грузового автомобиля везти их в Аршан.

Лошади, которых привели на кордон, доставили немало неприятностей не только при попытке побега кобылы, но и во время доставки их в поселок, когда один конь на полпути к Аршану умудрился выбить задний борт копытом и на ходу выскочить из кузова.

К тому же наслушавшись от Димы историй про необъезженных жеребцов и покалеченных горе-всадников, большая части команды, в том числе и автор этого фильма, ни разу в жизни не ездившие верхом, тихо седея, начали подумывать: «А может, ну его, это коня! Как-нибудь пешком дойду».

Несмотря на всеобщие возражения, Дмитриев сумками забил до отказа резиновую лодку и, оттолкнувшись кривой палкой, перевез часть вещей на другой берег. Остальное доставили на аэроглиссере.

Затем наступило время первого серьезного испытания для самых неопытных всадников. Этим испытанием, с которым мы достойно справились, стала переправа через ледяные воды горной реки.

После взятия Барбитая, всадники выехали на правый берег и остановились отдышаться на зеленой поляне.

Пока кони щипали травку, опытные наездники ухмылялись, поглядывая на всадников-дилетантов, которые возбужденно делились впечатлениями от первого опыта верховой езды.

А через несколько минут мы вышли к месту, куда на аэроглиссере были завезены наши вещи.

Не удивительно, что процесс навьючивания лошадей у нас занял довольно много времени, так как это целая головоломка – равномерно распределить весь багаж на десять лошадей, и при этом учесть весовые категории наездников, а также степень выносливости каждого коня.

Скоро каждая лошадь обросла немыслимым количеством разнообразных мешков, рюкзаков и туристических ковриков, которые сильно усложнили подъем всадников к седлам своих коней.

Закончив погрузку, мы оседлали лошадей и направились к устью Желоса.

День третий.

К месту нашего ночлега мы прибыли глубокой ночью, преодолев в полной темноте еще две переправы через Барбитай и Желос. А до этого сделали остановку у зимовья, в котором во время проведения жуткого ритуала несколько лет назад застрелился некий оккультист, приехавший из Москвы в поисках каких-то таинственных озер, куда по его словам могли попасть только избранные люди.

Ночевали всей командой в избе, стоящей на устье Желоса. Лишь только Дима со спальным мешком забрался на чердак дома, а Сергей ушел спать во вторую избу, в которой уже двадцатый год в полном одиночестве проживает Изот - пожилой мужичок, по неизвестной причине сбежавший из Москвы в начале девяностых годов.

Позавтракав вкусными макаронами по-флотски от Новожилова Виктора и дрожжевыми лепешками, испеченными Изотом, мы стали рассаживаться на своих лошадей. Вообще мне повезло, так как достался самый спокойный и выносливый конь по прозвищу Орлик, который ни разу не пытался выбросить меня из седла.

А вот некоторым моим товарищам повезло не так сильно. За все время летней экспедиции я несколько раз видел, как лошади скидывали всадников на землю.

Через десять километров от места нашего последнего ночлега мы вышли на широкое место, где увидели заброшенные постройки орехозаготовительной базы «Желос», расположившейся на территории Тофаларии.

Едем дальше по заросшей дороге, которую много лет назад пробили геологи. Кстати, Дима одно время поработал в геологической партии. Перевозил на конях ящики с породой.

Как он рассказал, геологами здесь были обнаружены множество залежей полезных ископаемых, но все данные о геологических находках были засекречены. Может быть с этим связано отсутствие доступных подробных топографических карт на район, по которому сейчас передвигаемся.

Поднимаясь вверх, вдоль Желоса, на одной из прибрежных полян наткнулись на оставленные геологами тяжелые металлические сани.

На этой поляне мы решили остановиться на ночлег.

Сначала развьючили лошадей, а потом накрыли их потниками, чтобы не простудились, и оставили на пару часов отстояться. Не знаю почему, но лошадям, также как и северным оленям, после длительного тяжелого перехода необходим двухчасовой отдых, во время которого им нельзя давать ни воды, ни еды.

Разобравшись с конями, стали обустраивать свой лагерь. Иркутяне поставили свои палатки, а остальные участники похода решили приспособить для ночлега сани геологов, над которыми предусмотрительно были натянуты два тента.

Сергей Безотечество тем временем сходил на рыбалку и принес к ужину несколько крупных хариусов.

Перед ужином мы достали взятые с собой карты, чтобы определиться с дальнейшим планом действий. Решили, что сначала выйдем на перевал, разделяющий Желос и Дергапсы, поднимемся к Алхадыру и найдем дольмен, а потом отправимся по Ханбургутскому хребту к «подкове», выложенной из каменных пирамидок.

День четвертый.

Следующее утро было омрачено укусами таежных клещей. Жертвами этих опасных насекомых стали я и Дима Дмитриев. Перед экспедицией я ставил прививки от энцефалита, может быть, поэтому меня и пронесло. А вот Диму через неделю после похода с подозрением на заражение положили в больницу, откуда он потом сбежал, так как некому было косить его сено в Аршане.

Во время подъема по крутому склону мы решили остановиться и дать отдохнуть своим коням. А сами тем временем отправились к ближайшему роднику, чтобы пополнить запасы питьевой воды.

Преодолев крутой подъем по дороге, утоптанной свежими медвежьими следами, мы наконец-то поднялись водораздел Желоса и Дергапсов.

А еще через пару километров наша команда увидела покрытую снегом вершину Алхадыра.

Время подошло к обеду, поэтому решили остановиться на привал на поляне, с которой открывался отличный вид на саянскую тайгу и заснеженные отроги Ханбургутского хребта.

Александр Осинцев с помощью трухлявого полена соорудил импровизированную плиту, на которой вскоре закипел наш таежный тонизирующий чай. Это был не обычный чай, купленный в магазине. Чтобы получился вкуснейший горячий напиток, мы бросали в кипящую воду собранные по дороге ягоды шиповника, саган-далю, брусничные листья и еще какие-то травы, названий которых я уже и не помню.

Отобедав, мы отправились к избе геологов, которая была построена Александром Безденежных в то время, когда он руководил геологической партией, работающей в окрестностях Алхадыра.

В этой избе, в которой мы через несколько дней встретимся с Димкиным дядькой Политаевым Николаем, наша команда остановится ночевать во время возвращения на «Тофаларский кордон».

Неподалеку от избы геологов спелеологи обнаружили карстовые воронки, подтверждающие возможность наличия пещер. Правда, попасть туда не получилось из-за мощного слоя льда, закрывшего путь под землю.

Через несколько километров от избы мы сделали еще одну остановку, так как Дима, за несколько лет подзабывший дорогу к Алхадыру, прежде чем двигаться дальше, решил разведать окрестности, поднявшись на ближайшую гору.

Чтобы добраться до нашей цели пришлось подниматься по склону, покрытому глубоким снегом, по которому лошади передвигались с большим трудом.

Преодолев снежное препятствие, мы вышли на ровное плоскогорье, с которого открывался замечательный вид на священную гору.

Остановившись на краю глубокого каньона, мы стали определяться с местом очередного ночлега. Ставить лагерь на голой равнине, обдуваемой всеми ветрами, не очень хотелось, да и травы для лошадей недостаточно. Поэтому несколько человек пешком отправились искать более удобную площадку.

Самым верным оказалось решение спуститься в горный цирк под Алхадыром, где берет свое начало Желос, и расположиться на поляне, окруженной невысокими кедрами.

Привели коней, вышли на самый пологий участок склона, и, петляя среди скал, начали спускаться к подножью Алхадыра. Чем ниже мы спускались, тем громче становился гул, издаваемый множеством небольших водопадов. Эти водопады питают своими водами речушку, через которую нам пришлось перескакивать вместе со своими конями.

Вскоре мы добрались до поляны, где было решено разбить лагерь на ближайшие пару дней. Каждый начал развьючивать свою лошадь, благо опыта уже набрались.

Самое главное, здесь полно сочной травы, так что наши животные явно не останутся голодными.

День пятый.

Ночью нас разбудил страшный грохот. Выбравшись из палаток, мы попытались определить источник шума, но, оглядевшись по сторонам, ничего не увидели.

И только утром мы поняли, что случилось. Оказалось, что приличная глыба величиной в несколько метров отломилась от скал и покатилась вниз по крутому склону. К счастью, место падения находилось на значительном расстоянии от нашего лагеря.

Восхождение к вершине, расположенной восточнее Алхадыра, наша компания, чтобы не сгореть на солнце, начала во второй половине дня. Именно там по всем расчетам должен был находиться дольмен, описанный Пугачевым.

И действительно, поднявшись на гору, мы увидели необычное сооружение, сложенное, по словам Михаила Ивановича, руками человека.

Глыбы округлых форм выложены друг на друга в виде огромной пирамиды. С одной стороны они огорожены несколькими плоскими каменными плитами-перьями, вырывающимися из-под земли на полтора метра.

Краевед утверждал, что на камнях дольмена он видел кристаллы граната. И на самом деле, красные зерна хорошо различимы.

С вершины, на которой разместилось каменное сооружение, можно бесконечно любоваться красивейшими пейзажами Тофаларии. В западном направлении над окружающим пространством доминирует громада Алхадыра. На юг уходит гряда Ханбургутского хребта. А взглянув на север и восток, можно увидеть складки саянских предгорий, заросших кедровой и лиственничной тайгой.

Тем временем, Александр Осинцев, закончив изучение дольмена, пришел к выводу, что он является естественным образованием.

Я, конечно, разочаровался, но не сильно. Самое главное, что мы достигли цели и воочию увидели то, к чему так долго стремились. Как сказал Парубов Вадим, теперь нашу команду, по аналогии с известной телепередачей, можно называть разрушителем легенд. Хотя наверняка найдутся оптимисты, которые будут утверждать, что это все-таки объект, созданный людьми. А вдруг Осинцев ошибся? Хотя вряд ли, ведь он не только профессиональный спелеолог, но и геолог, имеющий в этом направлении значительный опыт.

Покинув дольмен, мы разошлись в разные стороны. Спелеологи отправились на поиски алхадырской пещеры, Сергей и Дима спустились в лагерь, который Виктор и молодой Андрей охраняли от медведей, а мы с Вадимом и Андреем направились к перевалу, на который мне не удалось подняться зимой.

По пути к нему мы наткнулись на несколько каменных пирамидок, которые служили своеобразными указателями во время кочевок местных народов.

Где-то здесь, по мнению Пугачева, должна располагаться древняя дорога.

Мы видели что-то похожее на тропу, вымощенную камнями, но не было полной уверенности, что это именно тот древний караванный путь, о котором упоминал нижнеудинский краевед.

Вскоре мы вышли на перевал, с одной стороны которого берет начало Желос, а с другой располагаются истоки Правой Хайламы, по которой зимой мы вместе с Киштеевыми пытались подняться к Алхадыру.

Андрей предложил совершить восхождение на вершину этой горы, но от его идеи пришлось отказаться, так как было бы довольно рискованно идти к вершине по снежным козырькам и каменной сыпухе без специального снаряжения.

Покинув перевал, мы пошли обратно в свой лагерь.

Во время перехода обратил внимание на то, что чем выше мы поднимались, тем больше верховых болот нам попадалось. Скорее всего, это связано со снежниками, которые обильно насыщают почву своими талыми водами.

А потом, из болот, не способных удержать всю влагу, вытекают небольшие ручейки, которые объединяются в более серьезные потоки и падают с высоты на дно алхадырского цирка.

Наверное, один из этих потоков сотни лет точил скалу, которая в итоге не выдержала и с грохотом рухнула прошлой ночью, разбудив участников похода.

День шестой.

Сегодня нам предстоит нелегкий переход по Ханбургутскому хребту к седловине, на которой находится пресловутая «подкова».

Свернув лагерь, путешественники взяли за узду своих коней и повели их на штурм крутого подъема, чтобы выбраться из каньона, в котором мы провели две ночи.

Кстати, я отказался провести вторую ночь в душной палатке. По примеру Димы Дмитриева, постелил под старым кедром большой кусок войлока, пропахший конским потом, и бросил сверху свой спальный мешок. Забравшись в спальник, я долго лежал на спине и смотрел на бесконечное звездное небо, слушал треск догорающих дров и вдыхал воздух, насыщенный ароматами багульника.

Тем временем, пока я, сидя в седле, раздумывал о своем ночном единении с Природой, наш караван медленно, но верно продвигался к следующей цели.

После того как мы обошли Алхадыр и поднялись на Ханбургутский хребет, нам удалось увидеть другую сторону священной горы, снега на которой практически не было.

А в тайге перед хребтом нам удалось насобирать вкуснейшей сочной черемши, подобную которой вряд ли купишь у уличных торговок.

Во второй половине дня начала портиться погода, где-то вдали гремел гром.

Перед тем, как подняться на седловину с каменными пирамидами решили обустроить место очередного ночлега, поставить палатки и натянуть тенты, чтобы приближающаяся гроза не успела намочить наши вещи. Для этого путешественники направили конный караван с голой гряды к истокам Левой Хайламы, где можно было укрыться среди кедров.

Но эти болотистые места показались нам не совсем удобными для размещения лагеря, поэтому мы поспешили перевалить через хребет и спуститься в долину реки Токты-Ой.

А перед спуском мы оказались совсем недалеко от нужной нам седловины, где решили дать немного отдохнуть своим коням.

К слову, несмотря на близкие раскаты грома, дождя сегодня мы так и не дождались.

День седьмой.

Наши планы на сегодня – это изучение каменной «Подковы», а затем – возвращение на «Тофаларский кордон» с двумя ночевками в избе геологов и на устье Желоса, откуда нашу команду вывезут на аэролодках.

К сожалению, нам не удалось обнаружить пещеру, которая упоминается в тофаларских легендах. Зато под скалой, расположенной под седловиной с пирамидами, Дима Дмитриев показал грот, где двадцать лет назад он обнаружил старые патроны от трехлинейки. Судя по оставленным следам и стойкому специфическому запаху, грот совсем недавно был покинут медведем.

Поднявшись на плечо горы Хан-Бургут, мы наконец-то увидели «Подкову». Состояла она более чем из тридцати пирамид разнообразных форм, собранных из небольших каменных плиток.

По всей видимости, это место действительно служило древним людям для проведения священных обрядов.

Конечно, можно было бы взять с собой лопаты и металлоискатели, остаться здесь на пару дней и вскрыть эти курганы. Но по этическим соображениям мы не стали этого делать, ограничившись фото- и видеосъемкой.

В центре подковы мы обнаружили прямоугольную выемку, бока которой были выложены плоскими каменными плитками.

По каким-либо внешним признакам, без раскопок, невозможно определить, есть ли здесь захоронение, в котором бы оказалось тело Чингисхана.

А вообще, судя по разноцветным ленточкам, повязанным на ветки небольших кедров в соответствии с обычаями шаманистов, это место до сих пор считается священным среди тофов.

День восьмой.

Летняя экспедиция подходила к концу, и на второй день пути от Хан-Бургута наша промокшая под дождями компания наконец-то добралась до устья Желоса.

День девятый.

Утром к устью Желоса подошли «Хивус» и аэроглиссеры, на которых мы отправились по Барбитаю к базе «Тофаларский кордон».

Подводя итоги экспедиции, можно сказать, что наше путешествие прошло достаточно результативно.

Во-первых, рядом с Алхадыром, на безымянной горе, мы обнаружили дольмен, о естественности происхождения которого еще можно поспорить.

Во-вторых, подтвердилась информация о ритуальном месте, расположенном на Хан-Бургуте.

Кстати, после возвращения из похода, тулунским ребятам удалось созвониться с главой Алыгджера, который сообщил, что по информации местных стариков, под каменными пирамидками и на самом деле несколько веков назад хоронили вождей, имен которых уже никто не помнит. Там же шаманы проводили свои обряды. Скорее всего, именно по этой причине, место, где находится «Подкова», тофалары до сих пор называют «Молитвенником».

Аня Павлова, по приезду в Иркутск, встретилась с доктором исторических наук Артуром Харинским, который специализируется на подобных археологических объектах, и показала ему фотоснимки «Подковы».

Харинский рассмотрел фотографии и сообщил, что это место вполне может оказаться погребением, так как в Прибайкалье подобным образом людей хоронили под камнями в период с восьмого по пятнадцатый век.

Но пока это только догадки. Чтобы точно датировать находки, необходимы раскопки и получение органического материала для исследования.

Вполне вероятно, что сакральную площадку устроили кочевые племена, для которых Ханбургутский хребет служил ключевым транспортным узлом.

Подтверждением этому служат плохо сохранившаяся караванная дорога и множество указателей в виде каменных туров, которые до сих пор стоят на отрогах Хан-Бургута и Алхадыра.

Спелеологам не удалось найти алхадырскую пещеру, зато на желосском водоразделе они обнаружили карстовые воронки, а также неисследованные пещеры на берегу Ии, которые им показал Дмитриев Дима.

Ну, вот и все, наше путешествие закончилось.

Завтра все участники похода разъедутся по разным уголкам Восточной Сибири.

А сегодня мы все вместе сядем за большой стол, разольем по стопкам бутылку монгольского «Чингисхана» и обязательно поднимем тост за успешное окончание очередной экспедиции.

Первая часть рассказа. Зима.

Сборы

Южная сторона Алхадыра

На Ханбургутском хребте

Истоки Левой Хайламы

Седловина, где находится "подкова"

Осмотр окрестностей

Лагерь в долине Токты-Оя

Седловина с "подковой"

Обо

В центре "подковы"

Внутри "подковы"

На ритуальной площадке

Похоже на тропу, вымощенную камнями

Прощание с Алхадыром

Сонька 2

Карта Иркутской губернии

Антон Горбунов

Александр КазиначиковПечальная участь у Тофаларов и их охотугодий(а охота основа их жизни) , с одной стороны Норникель (который на каждый вложенный рубль, вырвет от туда на тысячу), с другой стороны «новые» русские на хивусах, которые смотрят на мир через оптический прицел….У американских индейцев есть хоть резервации.
12.12.2012, 16:05:40 |
Юрий ДаниловИнтересный рассказ, если отвечься от цели похода и всяких сакральных подробностей. К сожалению слишком короткий... И "ягоды шиповника" в начале июня вызывают сомнение.
12.12.2012, 17:58:53 |
И. ФефеловНаходил иногда прошлогодние. Правда, засохшие за зиму в дуб.
12.12.2012, 19:30:58 |
Ольга ДёмкинаКрасивые места, но очень суровые. Спасибо за рассказ)
13.12.2012, 00:45:41 |
Антон ГорбуновСпасибо за отзывы. Но хотелось бы внести некоторую ясность.
Александр, что касается "Норникеля", я с вами согласен. А вот по поводу так называемых "новых" русских (судя по отсылке на "Хивус", такими вы считаете членов нашей летней экспедиции) не совсем. Тут вы немного перегнули. Себя к таковым не отношу, являюсь инженерно-техническим работником и тружусь по специальности, на которую обучался в Политехе. И другие участники вообще-то тоже не смотрят на мир через оптику.
Да, выезжают на охоту, но за пределами Тофаларии и без оголтелого фанатизма, а с тофами на их земле они увиделись впервые во время нашей зимней встречи на Барбитае.
А вот кто выбивает таежную живность, так это сами тофы (не все, конечно). У меня сохранились отснятые в Алыгджере видеозаписи одного из тофалар, который, хвастаясь, рассказывал о том, что поставил несколько сотен петель на кабаргу. А на вопрос, что таким образом он не дает возможность восстановить популяцию этого животного, ответил, что ему по барабану, завтрашний день его не волнует.
Кто их и прижимает, так это, в основном, нижнеудинские егеря во время своих рейдов.
По поводу сакральности, к мистикам и эзотерикам себя не отношу. Думаю, Пугачев, тоже не увлекался такими вещами, его больше увлекала история Тофаларии, которой он посвятил всю жизнь. Не просто же так за его помощью обращались археолог Мельникова, написавшая книгу "Тофы", или известный ученый А.П. Окладников (можно об этом прочитать в книге Окладникова "Открытие Сибири").
Думаю, ничего постыдного нет в том, что мы отправились по следам Пугачева, чтобы узнать побольше о своем крае (сам я тоже из Тулунского района). А некоторые кучи камней в "подкове" действительно похожи на тувинские могилы, когда тело покойника укладывали на землю и обкладывали камнями.
P.S. Что касается ягод шиповника, нам их (собранные прошлым летом и засушенные на зиму) дала с собой хозяйка кордона.