На праздники и выходные 9 мая мы втроем прошли маршрут Голоустное – Листвянка.

Маршрут проходил по территории Прибайкальского национального парка (далее нацпарк) http://прибайкальский.рф/obschie-svedeniya/.

Глава 1 Нацпарк и заповедные зоны

С прошлого года (2012 г.) нацпарк решил собирать деньги за посещение парка, что противоречит законам Российской Федерации.

Для захода на территорию, они требовали и требуют разрешение. А разрешение платное 60 рублей в сутки за проход и 200 рублей в сутки за установку палатки. Мотивировки следующие: услуги за обустройство тропы и для оборудование места для палатки. Для палатки предоставляли деревянный щит, на который палатку поставить нельзя, но это и неважно. Этот щит можно увидеть на фотографии “8. Место для стоянки”.

Услуги навязываемые: вы не можете пройти по другой тропе и тем более без тропы (помнете траву) и не можете поставить палатку мимо щита (помнете траву или песок или еще что-нибудь). http://прибайкальский.рф/platnye-uslugi-parka.html

На самом деле к обустройству тропы, нацпарк не имеет отношение. Тропа существует с далеких времен. А обустройством ее занимаются волонтеры. Нацпарк даже мусор не может собрать со стоянок. На многих валяются банки из под консерв и бутылки известно из под чего. Нет контейнеров под мусор, навесов, не говоря уже про дрова, которые должны быть на платных стоянках. А вот щиты под палатки оказались кстати, на всех стоянках, кроме двух где не останавливаются, их использовали по назначению на костер. И ждут новых.

Видимо, понимая, что требовать разрешение на вход в нацпарк – абсурд, т.к. в него входят большие населенные пункты: Листвянка, Б.Голоустное и т.д., нацпарк решил применить заповедные зоны http://прибайкальский.рф/shema-karta.gif

Причем так хитро нарисовал, что они попали на все туристические маршруты. И куда бы вы не пошли, обязательно пересечете заповедную зону. Специально нарисовано без ориентиров, чтобы было трудно определиться. Ихние щиты не соответствуют их же карте. По щитам Заповедная зона начинается в 6-7 км за Б.Голоустным и практически до Листвянки, за исключением Б.Котов. По карте не совсем так. Например мыса Соболев и Ушканий не входят в заповедную зону, а плакаты, что там заповедная зона, есть.

На вход в заповедную зону, требуется разрешение. И эти разрешения решили продавать по тому же прейскуранту http://прибайкальский.рф/platnye-uslugi-parka.html

А что такое заповедная зона:

«Заповедная зона объединяет участки территории, представляющие особый интерес с точки зрения наблюдений за ходом процессов естественного развития природы в условиях полного невмешательства человека. Режим охраны заповедной зоны полностью исключает хозяйственное и рекреационное воздействия на охраняемые экосистемы. Допускается проведение научных исследований, экологического мониторинга и специальных природоохранных мероприятий».

То что нарисовал нацпарк, никак не соответствует заповедным зонам. Там вовсю велась и ведется хозяйственная и коммерческая деятельность. Это хорошо видно на фотографиях этого фотоотчета:

4.Заповедная турбаза "Жемчужина Байкала" в заповедной зоне.

5.Приют в заповедной зоне и не дорого.

10.Лошадки в заповедной зоне.

11.В заповедной зоне запрещается хозяйственная деятельность.

13.Лошадям запреты не помеха.

14.Как же не порыбачить в заповедной зоне?

15.Заповедная зона на Кадильном.

17.Небольшая турбаза у Скрипера.

Но и это не главное. Как обнаружил Анатолий заповедных зон Прибайкальского нацпарка вообще в природе не существует.

"У большинства национальных парков есть положение о соответствующем национальном парке, утвержденное приказом МПР и зарегистрированное в Минюсте.

В данном положении определены границы парка и зонирование.

Однако у некоторых нацпарков такого положения нет. В их число попали Прибайкальский и Тункинский нац. парки. Имеющиеся документы датированы 90-годами прошлого века.

А вот Забайкальский парк имеет такое положение.имеется карта-правда отвратительного качества и описание зон.

Таким образом можно констатировать, что Прибайкальский национальный парк на сегодняшний день не имеет надлежащим образом оформленного зонирования своей территории."

У нас создалось впечатление, что нацпарк уничтожает неорганизованный туризм, чтобы остались отдыхающие на турбазах в нацпарке и организованные группы, согласующие с ними маршруты и исправно платящие.

Когда им это удастся, расценки сильно повысятся, ведь аппетит приходит во время еды, а человеческая жадность не имеет границ. К примеру в БЛЗ в 2004 году можно было попасть за 50р. в сутки. Через несколько лет стало 500р.

При этом работники нацпарка не собираются себя ограничивать: ведут в придуманных ими заповедных зонах хозяйственную и коммерческую деятельность. Причем и незаконную - ловля рыбы китайскими сетями.

Туристам надо бороться, иначе через несколько лет нас к Байкалу в Иркутской области не подпустят. С одной стороны БЛЗ с другой ПНП. Останется только трасса Култук - Выдрино. КБЖД тоже может легко установить запретную зону по ж.д. нормам и прохода там не будет.

Методы к принуждению оплачевания незаконных поборов

Методы давно известны: запугивание, угрозы, фальшивая информация.

Фальшивая информация и запугивание представлено на многочисленных плакатах на щитах по территории нацпарка. Плакаты и их содержимое изображено на фотографиях фотоотчета. Запугиванием и угрозами занимаются инспектора нацпарка. Но как оказалось не все.

Вот как встретили нас инспектора недалеко от Б.Голоустного:

Подъехал уазик и из него вышли два инспектора в новой форме. Поздоровались, представились, предъявили документы.

1-вопрос - Предъявите разрешение.

Ответ - У нас его нет.

2-вопрос - Вы знаете, что вход в Прибайкальский парк, без разрешения запрещен?

Ответ -мы знаем, что для посещения национальных парков разрешение не нужно.

Они сказали, что лучше знают, что можно.

Тогда мы попросили указать закон, по которому нельзя заходить без разрешения.

Ответ был зеркальный: а вы укажите закон по которому заходить в национальные парки без разрешения можно.

3-часть. Через несколько сот метров Заповедная зона, куда вам заходить нельзя.

Ответ: здесь нет установленных заповедных зон, а только придуманные вашим парком.

4-часть. Пожароопасный период. Заход в лес запрещен.

Ответ: Пожароопасные периоды и районы устанавливает губернатор. На данный момент, этого нет

5-часть. Предъявите документы, для написания протокола.

Ответ: у нас нет документов.

Тогда мы вызовем полицию. И начали делать вид, что вызывают.

- Валяйте. (интересно где они 9 мая найдут полицейского).

Мне надоел этот спектакль и я дал им свой паспорт. Составляйте протокол, но точно укажите место и нарушение. Я передам его в прокуратуру.

Почему то, протокол не стали писать, а только записали мои данные с паспорта.

На прощание сказали, если будет пожар, то все убытки спишут на меня.

И уехали, а мы пошли дальше.

Они еще пообещали, что нас будут останавливать и не пускать на всех пунктах нацпарка.

Но этого не произошло.

На Кадильном к нам никто не вышел, хотя народ в деревне был.

Еще повстречались с инспектором у Б.Котов, но он из тех, кто политику руководства не одобряет и к нам не цеплялся.

Предлагаю в качестве борьбы с поборами: как можно больше посещать нацпарк, естественно без разрешения. И как предложил Константин Суханов, не просто давать инспекторам составлять протоколы, а требовать. В протоколы добавлять свое обоснованное несогласие и нести в прокуратуру.

Возможно дело заводить в суде за испорченный отдых, угрозы и т.д.

Но я не юрист, и не знаю как это делать.

1.В начале пути, после встречи с "гостеприимными" инспекторами.

2.Начало Заповедной Зоны.

3.Здесь заповедная зона, здесь все и всем запрещено

4.Заповедная турбаза "Жемчужина Байкала" в заповедной зоне.

5.Приют в заповедной зоне и не дорого.

6.Вид на Кадильный с севера.

7.И сколько же, этих щитов понаделали?

8.Стоянка для туристов.

9.Урожай подснежников на Кадильном.

10.Лошадки в заповедной зоне.

11.В заповедной зоне запрещается хозяйственная деятельность.

12.Тропа.

13.Лошадям запреты не помеха.

14.Как же не порыбачить в заповедной зоне?

15.Заповедная зона на Кадильном.

16.Щит на мысе Соболев, не нравиться туристам.

17.Небольшая турбаза у Скрипера.

2.1.Здесь легкое лазание на Байкальской тропе. Слева обрыв, не вошедший в кадр

2.7.Тропа к Скриперу с севера

2.8.Мыс Сибирякова

2.9.Вид со Скрипера

2.10.Скрипер 1-го мая вечером (небо в дымке от пожаров)

Закат в Листвянке

Узкая тропа

Вид на Большие Коты

Мыс Соболев

Александр Рютин

Светлана БогородскаяСпасибо большое, Александр. Угодили очень — и Байкал со льдом и без льда замечательный, и места памятные.
20.05.2013, 11:25:11 |
Александр РютинНаписал 1-ю главу к отчету "Нацпарк и заповедные зоны".
Осталось привязать фотографии и написать вторую, про особенности тропы.
22.05.2013, 09:13:41 |
Александр Рютин

Светлана Богородская: Спасибо большое, Александр. Угодили очень - и Байкал со льдом и без льда замечательный, и места памятные.

Спасибо Вам, что посмотрели. Теперь можно и почитать. Но это еще не все.
22.05.2013, 09:14:44 |
Александр РютинДобавил в главу 1 раздел "Методы взимания незаконных поборов".
22.05.2013, 10:57:24 |
Олейник Дмитрийда уж....нууууу делаааааа
24.05.2013, 11:12:38 |
Александр РютинВот высказывания и.о. директора ПНП Юрия Захарова с http://newsbabr.com/?IDE=115263

В этот туристический сезон мы намерены навести порядок на всей территории, чтобы не было неучтенных туристов. Более того, мы планируем выйти на министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с предложением организовать буферную зону вокруг озера Байкал. Сегодня нарушители заповедного режима убегают в прибрежную территорию или по воде, где у инспекторов нацпарка нет никаких полномочий. Буферная зона позволит контролировать всю территорию ООПТ.

Вот так, в этом году они решили с неучтенными туристами, т.е. с нами, покончить.
А со следующего будут видимо деньги грести лопатами, обдирая учтенных. И кто им помешает, установить заоблачные тарифы на несуществующие услуги.

Какие они крутые, что от них удирают. А вот от нас их инспектора удрали, т.е. уехали на своем уазике.

Надо бороться, а то нас, как баранов поведут на закланье, т.е. на стрижку купюр.
26.05.2013, 12:02:32 |
Константин Суханов

igork:  И кто им помешает, установить заоблачные тарифы на несуществующие услуги.

Прокуратура, по нашим жалобам.
Больше волнует это —
"– До начала июня текущего года мы должны утвердить в министерстве природных ресурсов и экологии России перспективный план развития Прибайкальского национального парка до 2020 года, – рассказывает Юрий Захаров."
Вообще, я с трудом понимаю, как по своей земле можно ходить лишь строем и за деньги.
27.05.2013, 00:12:40 |
Александр Рютин

Константин Суханов: ...Если утвердят, то с заповедными зонами в их сегодняшнем проекте. Бороться с ними, в таком случае, будет значительно труднее. Но возможно...

Настоящие заповедные зоны им нужны не больше, чем нам. Они станут главные нарушители заповедного режима, т.к. там не может быть хозяйственной и туристической деятельности: никаких приютов, ночлегов, турбаз, туристических маршрутов и стоянок. И как им зарабатывать без этого???
Они собираются утвердить "зоны реакреации и познавательного туризма" и маршруты по ним. Без этого получается, что они второй год незаконно занимаются коммерческой деятельностью на территории Прибайкальского национального парка. Все незаконно собранные деньги должны вернуть с пени. А руководство отвечать по закону.
В прошлом году им утвердить эти зоны не удалось. В этом году наверное удастся, хотя возможно не все. Чтобы утвердить, надо найти чем подмазать и кому.
Бороться с ними станет труднее, когда их деятельность станет законной. Но не пускать без разрешения в зону познавательного туризма они так же не имеют права по закону.
27.05.2013, 05:55:55 |
Константин СухановКонечно, согласно "Методике оценки...", разработанной и утверждённой МПР, для обоснования необходимости введения заповедных и особо охраняемых зон, нужны, прежде всего, научные данные. Но как раз с наукой в ПНП всё очень плохо. Не знаю, есть ли там сейчас в штате, хотя бы один научный работник, и готов ли он согласиться с "подложностью" заповедных зон.
Но я никогда не забываю, в какой стране живу. Поэтому, возможно, и утвердят.

igork:  Без этого получается, что они второй год незаконно занимаются коммерческой деятельностью на территории Прибайкальского национального парка.

Александр, я не думаю, что это такое уж страшное нарушение, если это вообще нарушение. Возможно, какие-то внутренние инструкции и нарушены, но закон — нет. Нарушение закона здесь идёт в части навязывания и надумывания несуществующих "услуг", "предоставляеиых" в условиях искусственно созданной монопольной среды.
27.05.2013, 11:42:33 |
Александр РютинДобавил фотографии к 2-е главе "ББТ от Б.Голоустного до Листвянки", которая еще не написана. Есть еще фотографии и не мало и буду добавлять. Больше 40 лет там хожу, с 72 года.
27.05.2013, 21:32:58 |
Константин СухановО, у меня, наконец, появился доступ к сайту ПНП (сократили штатного хакера?)
Покритикую-ка слегка их платные "услуги".
"1. Посещение экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок и мест отдыха, пикниковых точек под контролем госинспектора — 60 руб\сутки."
Скажу сразу, что это — вообще не услуга по формальным признакам. Чтобы не путаться во множествах определений и НПА, приведу простой пример иных, настоящих, услуг. "Пошив одежды", "ремонт аппаратуры", "установка дверей", "изготовление на заказ", "проведение экскурсий", "предоставление в прокат". Как видим, фирма производит определённые действия, направленные на удовлетворение каких-либо потребностей гражданина. В формулировке ПНП их "услуга" выглядит таким образом, будто работники ПНП САМИ посещают маршруты под контролем госинспектора, а туристы за это платят 60 р\сутки, т. к. подобные действия ПНП удовлетворяют какие-то загадочные потребности туриста. Полный абсурд.
С другой стороны, если допустить, что, всё же, услугой-то является предоставление туристу возможности посещения определённых мест в ПНП (как будто я и без ПНП не могу это сделать — закон-то позволяет, посещение свободное), то всё выглядит ещё глупее. Допустим, в Иркутске, некая турфирма начинает оказывать следующие услуги: "посещение Набережной — 60 р\сутки, посещение магазинов — 60 р\сутки, посещение пл. им. Кирова — 60 р\сутки"; причём речь не идёт ни о трансферте, ни об услугах гида-экскурсовода. А вот просто оплатил 60 р — и иди себе, любуйся памятником на Набережной целые сутки.
Понятно, что это не услуга, а фикция. Остаётся контроль госинспектора. Вот это вообще непонятно. Тут надо разобраться ещё, как это он так ловко, за исполнение своих прямых служебных обязанностей (ведь он, полагаю, и без "прайса" обязан всех и всё контролировать — он же ИНСПЕКТОР!), в служебное время, берёт с туристов деньги. Пусть не лично, но всё же.
Приведу ещё одну аналогию. Это всё равно, что "посещение обустроенных автомобильных дорог общего пользования под контролем инспектора ДПС — 60 р\сутки". Т. е., плати 60 р. и катайся весь день по дорогам под контролем ДПС.
Ну и ещё момент. Вот я, всё же, допустим, весь такой наивный, оплатил "услугу" за сутки и пошёл любоваться природой. За мной, по пятам, должен идти госинспектор. А иначе, как можно меня проконтролировать, — вдруг я уничтожу эндемик, поймаю на обед краснокнижного суслика, разведу костёр в неположенном месте или вообще медведя изнасилую (может, я зоофил). И если инспектор меня сопровождать не будет, то я подаю жалобу на некачественное оказание услуг (или вообще на неоказание) в РПС и далее, в суд, с гарантированным результатом в мою пользу (т. к., по закону, доказать, что услуга была оказана, должен тот, кто её оказывает, а не я — и как они это сделают).

"2.Использование собственных квадроциклов и снегоходов посетителями парка при перемещении по обустроенному маршруту под контролем госинспектора — 300 р\сутки".
Т. е., за использование техники, принадлежащей туристу на праве личной собственности, турист должен платить ПНП (а без оплаты что, её нельзя использовать?) Ну это как "использование личного автомобиля — 300 р\сутки". Про абсурдность контроля госинспектора я уже говорил. Ну да, ещё осталось "передвижение по обустроенному маршруту". Вот что это? Если имеются в виду обустроенные турстоянки и места под палатки — так на то есть отдельные расценки. Значит нет, имеется в виду именно сам МАРШРУТ. Проложен он по территории ПНП. И земли, по которым проходит маршрут, не имеют статуса, ОТЛИЧНОГО от иных земель ПНП, посещение которых по закону СВОБОДНОЕ. Бесплатное. Ну и наконец, кто его там реально "обустраивал". Никто, либо не ПНП. Так-то, можно придумать экскурсионный маршрут по городу, скажем, вокзал — Набережная — пл. им. Кирова — церкви — плотина ГЭС — вокзал, назвать его обустроенным (разве нет — дороги есть, кафешки всякие, достопримечательности), и брать деньги с организаций и граждан за использование принадлежащих им авто и автобусов при передвижении по этому маршруту (то, что реально его обустраивал не я, не имеет никакого значения, — ПНП-то тоже, не прокладывал ни троп, ни дорог).
Ну и напоследок смотрим ЗоООПТ. Ст. 15.2 прямо запрещает "ж) движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием НП..." Уже этот пункт, сразу делает вышеуказанную "услугу" незаконной.
Ох, чего-то разошёлся я с критикой, забыл про модерацию. Вдруг у Славы и в ПНП есть хорошие знакомые или друзья — и опять блокировку получу, как в случае с критикой БЛЗ. Ну да ладно, будем решать проблемы по мере их поступления...