| | …Кто в океане видит только воду, Тот на земле не замечает гор. |
|
Летят годы, а происходящее со мной при звуках голоса Владимира Высоцкого только обостряется. Я весь напрягаюсь, в горле спазм, всё во мне кричит: «Нет! Он не может, не должен быть мёртвым».
Почти двенадцать лет назад в шумные, июльские олимпийские дни все, кто смог проводили в последний путь великого русского поэта, певца всей России, Владимира Семёновича Высоцкого. Талантливыми нашими современниками на смерть поэта были написаны десятки стихотворений, произнесено множество прекрасных слов. Не всё это ещё не опубликовано и не прочтено, но известно, что никогда и ни кого не хоронила Россия так всенародно как Высоцкого.
По таким, как он не плачут, как по умершим, ибо пока существует русский язык, Высоцкий неотъемлемая часть нашего культурно-этического мира.
…Тревожным сном он спит в могиле братской, Где русская поэзия лежит. А. Городницкий.
В августе 1980 года я стоял у могилы Высоцкого вместе со скорбно молчащими десятками людей, а людской ручеёк тёк непрерывной струйкой. И вот через двенадцать лет я вновь у могилы Высоцкого.
Как и тогда на могиле поэта множество свежих цветов. Люди с любым оттенком кожи, признающие русский язык родным, осознающие русскость, как некое состояние духа, испытывают острейшую внутреннюю потребность замереть над могилой поэта. Чувство это глубоко индивидуальное, личное, как естественная тяга склониться над могилой матери в одиночестве и вдалеке от мирской суеты. Когда вся страна идёт на могилу, с одиночеством трудно. Но множество народа, которое там всегда есть, не имеет ничего общего со стадным чувством поклонения кумиру, как неоднократно и постыдно-лживо утверждал Станислав Куняев. Я приходил туда ранним утром и видел десяток молчаливо стоящих людей…
Был изумительный вариант памятника – ударившийся в гранитную глыбу и высекающий искры метеорит, но, к сожалению, родственники выбрали другой, вычурный и псевдо многозначительный.
О Высоцком трудно говорить. Любая попытка выразить восхищение чревата скатыванием в патетику, а говорить о нём в патетических тонах… Но талантливые люди находят слова:
Мы стоим под чужим окном, Жадно слушаем, рты разинув, Как охрипшая совесть России Не сдаваясь, кричит о своём. Ю. Верзилов
1967 год. Высоцкий буквально ворвался своей «Вертикалью» в размеренно однообразное течение жизни. Фильм состоялся, несмотря на многие нелепости в нём. А ведь режиссёр С. Говорухин сам имел в то время 2-й сп. р. по альпинизму. Песни Высоцкого сделали фильм. Страна запела «Здесь вам не равнина…» и «Если друг оказался вдруг…». Обращение к индивидууму, не связанное с осуществлением «громадья наших планов» немедленно интуитивно чутко было уловлено народом, ибо зазвучала сильная, просто человеческая нота.
Для людей занимающихся альпинизмом и туризмом «Вертикаль» прозвучала как божье откровение. В гениальных мазках художника прозвучал ответ на извечный вопрос – зачем люди лезут на гору. От чеканных строк, от неслыханного доселе мужского голоса, от раскалённой до бела сдержанной простоты заходилось сердце.
На съёмках кинофильма «Вертикаль». Из письма к жене.
24 августа 1966 года Кабардино-Балкария, Иткол-Москва.
Как прекрасно, когда у человека (хорошего) есть жена, и когда она пишет письма, когда у него есть дети (двое), когда они (дети) разговаривают по русски. …Я – горный житель, я кабардино-еврейский русский человек.
Через год после выхода «Вертикали» на экраны, в августе 1968 года мы спортивной группой стояли лагерем на месте съёмок фильма. «Немецкие ночёвки» — место, до которого удалось дойти в войну горным стрелкам дивизии «Эдельвейс» при попытках перейти Главный Кавказский хребет и остановленные нашими солдатами.
Это моренная площадка перед грандиозным Ужбинским ледопадом, замыкающим Шхельдинское ущелье. Над головой километровые стены альпинистской классики: вершины Шхельды, Щуровского, Чатына. Тысячи альпинистов замирали здесь от необъяснимого восторга, десятки талантливых людей пытались выразить в словах и мелодиях охватывающее их чувство, рождались и пелись прекрасные песни.
БАКСАНСКАЯ
Слова сочинены А. Грязновым, Л. Каратаевой, Н. Персияниновым и др. бойцами сводного отряда, воевавших в районе Эльбруса в 1943 г. …Мы закрыли грудью перевалы И ни пяди не дали врагу… …Помнишь гранату и записку в ней На скалистом гребне для грядущих дней…
Но вот в этот мир шагнул Высоцкий (пока шли съёмки, он сходил на третий разряд по альпинизму), ослепительно вспыхнуло его немыслимое дарование – резонировать абсолютно с самой глубинной сущностью явлений.
Высоцкий никогда не видевший войну
…Мне этот бой не забыть ни почём, Смертью пропитан воздух…
Сверкал закат, как блеск клинка, Свою добычу смерть считала…
…Мы ждём атаки до тоски, А вот альпийские стрелки Сегодня что-то не в ударе.
И в нашем русском языке нашлись слова, которые никто не говорил так и уже никогда не скажет. С органной мощью музыки слов слилась мелодия, словно выплеснувшаяся из ревущего снегопада, из клубящихся под ногами туч, из игры со смертью, из величия человеческого духа.
В 1969 году написана песня памяти Михаила Хергиани, грузина-свана, «тигра скал», ярчайшей личности в альпинизме, погибшего в том году при сложнейшем восхождении в Альпах на вершину Су-Альто.
Удивительны сочетания поэтической иррациональности с почти физически точным описанием процесса:
Ты идёшь по кромке ледника, Взгляд, не отрывая от вершины, Горы спят, вдыхая облака, Выдыхая снежные лавины…
И оптимистически-скорбный финал:
Если в вечный снег навеки ты ляжешь Над тобою, как над близким, Наклонятся горные хребты Самым прочным в мире обелиском.
Через несколько лет – вновь обращение к альпинистской теме – «Надежда». Здесь Высоцкий другой – мудрее и сильнее:
Ну вот, исчезла дрожь в руках, Теперь наверх, Ну вот, сорвался в пропасть страх Навек, навек…
Глубоко интимные, трудные мысли. И, наконец, высочайшее:
…среди непройденных дорог одна моя…
70-е годы. На эстрадных подмостках и телеэкранах начинает бесноваться что-то эпатирующее, цветное, рваное, бесполое, бормочущее, визжащее. В клубах тумана, в визге и конвульсиях, в обвальном грохоте мешанины звуков с трудом различаются слова пошлых рефренов… Океан фальши всё больше захлёстывает страну. Чувства, страсти, помыслы жалки, но крикливы. Всё больше людей принимает эти поделки за настоящее. Мне кажется, появления Высоцкого задержало деградацию нашей культуры в самом общем смысле. Как уже бывало в нашей истории , в самый нелёгкий момент появился выразитель истинно вечного народного духа, настоящих чувств и настоящей правды. В поэзии зазвучала мысль, достигающая трагических философских высот, полная разящего сарказма, сочнейшего юмора и сногсшибательной дурашливости.
До сих пор многие «эстеты» брезгливо кривятся при упоминании Высоцкого. Это душевная глухота. В конце концов, отсутствие музыкального слуха у человека вовсе не причина, чтобы его не любить, но чувство досады это вызывает, думаю, что появление Высоцкого для России вполне сопоставимо по влиянию с появлением Пушкина.
Пушкин заговорил на русском языке, на котором до него не говорил никто и сразу и навсегда был принят народом, хотя много глубоко мудрых критиков-современников пытались доказать «неправильность» Пушкина.
Высоцкий, в силу развитости технических средств, сразу стал доступен десяткам, а потом и сотням миллионов людей. Его абсолютная непохожесть ни на кого была, тем не менее, абсолютно узнаваемая русская непохожесть. Вслушайтесь в Глинковского Сусанина: «…Ты взойди, моя заря…» и «Чуть помедленнее, кони…» вы слышите это «нечто»?!
И вот уже «правильная» талантливость С. Куняева не может принять «неправильного» гения Высоцкого. И наши талантливые поэты не в состоянии преодолеть «синдром Сальери», объявляя себя друзьями Высоцкого и сказав о нём много великолепных слов, как о барде, всё-таки как-то намекают на его поэтическую неполноценность. И только миллионы, не анализирующие, не копающиеся в буквах, слышат Высоцкого целого… А, ведь его ещё можно и нужно читать, открывая для себя, удивляясь вновь и вновь, как совсем простые слова составленные в строчку гением… я не знаю, что это такое и почему это так действует на меня и миллионы других.
О Юрии Гагарине :
Я первый смерил жизнь обратным счётом…
Вот так! А бессмертное:
Ой, Вань, гляди какие клоуны.
Высоцкий боец, хулиган, насмешник широко известен. А лирик… Ну, надо же было так сказать о влюблённых:
Но вспять безумцев не поворотить, Они уже согласны заплатить! Любой ценой – и жизнью бы рискнули, Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную, невидимую нить, Которую меж ними протянули Свежий ветер избранных пьянил С ног сбивал, из мёртвых воскрешал, Потому, что если не любил – Значит и не жил и не дышал.
Добропорядочных буржуа Высоцкий раздражает. Ах, с какой охотою зачисляют они его в блатари, пьяницы. Очень точно о нём сказала Алла Демидова – он (и это признавалось всеми окружающими безоговорочно) являлся концентрированным носителем мужского начала. Ощущение своей неспособности к совершению «мужских» поступков возможно и является причиной раздражения. Не каждый способен принять вызов:
…Пой, ураган, нам злые песни в уши, Под череп проникай и в мысли лезь, Лей, звёздный дождь, вселяя в наши души Землёй и морем вечную болезнь.
Высоцкий-актёр. Это тоже явление русской культуры. О его работах можно говорить долго. Никогда не видел Высоцкого в театре, но к счастью остался подарок – фильм «Маленькие трагедии» последняя роль Высоцкого – Дон Жуан. Дон Жуан, образ ставший для человечества нарицательным. Многие склонны отождествлять его с бытовым понятием «бабник». Но сейчас в век «сексуальной революции», когда отношения между женщиной и мужчиной зачастую упростились до животной случки, похождения Дон Жуана обнаружили вдруг такие духовные высоты, что они и доступны то не многим. Ведь каждая новая женщина для Дон Жуана становится смыслом существования, предметом сжигающей страсти и поклонения. Вспомните сцену: Дон Жуан – Высоцкий объясняется в любви донне Анне. Какой огонь бушует в его груди! Такие чувства невозможно имитировать они должны быть органично присущи актёру и в жизни.
И вот он, Высоцкий, в строках стихов посвящённых последней своей любви Марине Влади:
…Люблю тебя сейчас, Не тайно – напоказ Не после и не до… В лучах твоих сгораю. Навзрыд или смеясь, Но я люблю сейчас, а А в прошлом не хочу, А в будущем не знаю…
Как всё-таки удивителен феномен Высоцкого. В начале 60 – х, когда по всему Советскому Союзу уже звучали его песни, мало кто знал что-то о самом Владимире и вот образ Высоцкого созданный народным сознанием по его песням.
Он поёт:
Я – ЯК истребитель, мотор мой звенит. Небо моя обитель, а тот, который Во мне сидит, считает, что он истребитель….
и лётчики убеждены, что Высоцкий лётчик, он поёт:
И шуточку «даёшь стране угля» Мы чувствуем на собственных ладонях…
и шахтёры убеждены, что Высоцкий шахтёр, он поёт:
От границы мы землю вращали назад, Было дело сначала, Но обратно её раскрутил наш комбат, Оттолкнувшись ногой от Урала
На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче.
и ветераны уверены, что Высоцкий воевал в Великую Отечественную, он поёт:
Услыште нас на суше, Мы гибнем от удушья, Услыште нас на суше, Спешите к нам, Услыште нас на суше, Наш SOS всё глуше, глуше И ужас режет души напополам
Да разве же не подводник может так написать!
Нет сферы нашей жизни, которую Высоцкий не обрисовал бы своим точным, образным языком, проникнув в самую глубинную суть.
И в последнем своём, предсмертном стихотворении вновь говорит о главных своих человеческих ценностях:
…Я пел и грезил и творил, И многое успел, Какую женщину любил! Каких друзей имел!
Бурные процессы в стране отодвинули на время обращение к вечным ценностям. Просто некогда. Но если стране суждено выздороветь, мы вернёмся к Высоцкому на другом уровне. Я уверен, что на уроках литературы зазвучит его голос, на его поэзии наши мальчики будут учиться мужественности, чести, благородству. Самые серьёзные философы, историки, психологи будут наслаждаться этим чудом, будут изучать по нему нашу эпоху, ибо В. Высоцкий – библия нашего времени. Он сумел сказать неповторимо точно обо всех и обо всём в нашей жизни.
Как А. С. Пушкин не мог не сказать о себе:
Нет, весь я не умру, Душа в заветной лире Мой прах переживёт И тленья убежит
Так и В. Высоцкий не мог не осознавать своего места в мире поэзии и вообще в мире.
…Прощай! Себя я пережил В кассете «Маяка», А песни, что для вас сложил, Переживут века.
К нам, живым современникам В. Высоцкого и к потомкам нашим обращается А. Вознесенский:
Врубите Высоцкого, Врубите Высоцкого настоящего, Где хрипы, и Родина и горести Где восемнадцать лет нам товарищем Был человек отчаянной совести Земля святая, его хранящая, Запомни эту любовь без измены Врубите Высоцкого настоящего Не многим дано подниматься с коленей!
P.S.
Я ошибся. Новое время Владимира Высоцкого не пришло. Высоцкий был близок трудовому народу, творцу-созидателю, самому читающему в мире народу, самому не равнодушному к судьбе Родины, пел о нём и для него и, хотя в школе сейчас ввели слабенькое упоминание о Высоцком и читать его можно сколько угодно, он не читается. В стране, где у власти клятвопреступники, бандиты и воры, а население делится на господ и холопов Высоцкий инородное тело. Кому сейчас нужны его честность, неравнодушие, его этические установки.
Сейчас коренные установки просты, как грабли – «Скушай твикс, не дай себе засохнуть, оттянись по полной, бери от жизни всё, я всё время должна быть сексуальной и т. д.» Жизненные цели просты: побольше бабла, тёлок, дорогих иномарок и т. п. Но когда электорат устанет от этой амёбной жизни и захочет вновь стать народом, вот тогда В. Высоцкий вновь зазвучит набатом во всю удивительную мощь своего уникального таланта.
В четырёхтомном собрании сочинений В. Высоцкого, к сожалению, нет песни «Памяти Хергиани». А ведь это шедевр. Привожу песню по памяти, вдруг кого-то она заденет:
Ты идёшь по кромке ледника, Взгляд, не отрывая от вершины, Горы спят, вдыхая облака, Выдыхая снежные лавины. Но они с тебя не сводят глаз, Словно бы тебе покой завещан, Предостерегая всякий раз Камнепадом и оскалом трещин.
Горы знают, к ним пришла беда, Дымом затянуло перевалы, Ты ещё не отличал тогда От разрывов снежные обвалы. А когда шёл бой за перевал, Чтобы не был ты врагом замечен, Каждый камень грудью прикрывал, Скалы сами подставляли плечи.
Если ты о помощи просил, Гулким эхом отзывались скалы, Ветер по ущельям разносил, Эхо гор, как радиосигналы. Ложь, что умный в горы не пойдёт, Ты пошёл, ты не поверил слухам, И мягчал гранит и таял лёд И облака у ног стелились пухом.
Если в вечный снег навеки ты Ляжешь, над тобою, как над близким, Наклонятся горные хребты Самым прочным в мире обелиском.
yuriy kuznetsov
| | | Эраст Бутаков | Спасибо!!! | 24.01.2008, 17:30:51 | | irina ihle | Огромное СПАСИБО!!! | 24.01.2008, 18:32:23 | | Евгений Рензин | Замечательная статья, Юрий! Только с вашим постскриптумом я не совсем согласен. Пусть моё отношение к власть предержащим не далеко от вашего, но я предпочитаю оставаться оптимистом, верить, что честных людей в России больше, чем лгунов и воров, надеяться, что приоритет, отдаваемый материальным ценностям, явление скорее возрастное, чем повальное. Не хочется ставить крест на духовности нашего народа. А Высоцкий хоть и не займет уже в ней того места, какое занимал в 70-80-х, но его наверняка не забудут. Так же, как Пушкин или Есенин, он всегда будет востребован. И редко чей "костёрный" репертуар будет обходиться без его песен. Мало найдётся тех, кто не будет иметь представления о его творчестве. Так давайте верить в лучшее! В то, что не зря Высоцкий, претерпевая гонения и нелюбовь властей, будоражил сердца миллионов. И спасибо вам, Юрий, за статью! И за то, что не забыли сами о Высоцком и нам напомнили.
PS Почему вы так долго не писали на форуме? Я уже переживать начал. Как ваше здоровье? | 24.01.2008, 20:15:36 | | Kasimys | Спасибо за статью. Прочитала на одном дыхании.
Я тоже не согласна с РS: не обязательно вводить в школьную программу изучение творчества Высоцкого, люди сами приходят к Высоцкому минуя школьные штампы... и я Вас уверяю таких сейчас не мало, просто это поклонение и понимание песен выглядят иначе, чем во времена рассвета его творчества.
| 24.01.2008, 22:01:43 | | Zooly | Волею судьбы этот январь я в Москве. И завтра, пусть не утром, а поздно вечером после работы я дойду до Страстного бульвара, где он стоит, раскинув руки и глядя в небо. Там мне приходят на ум одни и те же слова: Мне меньше полувека, сорок с лишним, Я жив, тобой и Господом храним, Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть, чем оправдаться перед ним...
Вы не правы, Юрий, -его помнят и любят, и берегут также как и тридцать лет назад. И молодежь, и старики, обычные люди. Я например, -совсем другое поколение, то, которое по вашей версии ест сникерсы и берет от жизни все, я тоже помню, хотя и не являюсь очевидцем его творчества. И я уверена, что завтра и на Страстном бульваре, и на Новодевичьем будут молча стоять люди, разные по возрасту, но равные в памяти и почтении. | 25.01.2008, 01:29:49 | | yuriy kuznetsov | Всем, откликнувшимся на мою статью. Вы согрели мне душу, как греет душу любого человека ощущение, что он не одинок в своём мировосприятии и окружён людьми, у которых духовные ценности близки ему.
Евгению Рензину
"Так давайте верить в лучшее! В то, что не зря Высоцкий, претерпевая гонения и нелюбовь властей, будоражил сердца миллионов."
Конечно нужно верить, иначе жизнь теряет всякий смысл. Уточнения. Никогда В. Высоцкий не претерпевал гонения и нелюбовь властей. Более того партийные бонзы часто приглашали его на всякие разные свои закрытые торжества. Особенно им почему-то нравилась песня "Охота на волков". Без неё не обходилось никогда. Вообще это не предмет спора, потому что есть множество фактов. Высоцкий снялся во множестве фильмов, выпускались его пластинки, а уж магнитофонными лентами можно до луны достать. Он изъездил весь Советский Союз с концертами, собирая огромные аудитории. Миф о "страдальце" Высоцком создан "собратьями по перу". Это по их воле Высоцкого просто редко допускали на телевидение и радио. Я лично, не знаю ни одного произведения В. Высоцкого, где был бы хоть один намёк на политический оттенок. За что же его не любить властям?
"PS Почему вы так долго не писали на форуме? Я уже переживать начал. Как ваше здоровье?" Евгений, уже одно то , что вы заметили моё отсутствие на форуме могло бы оказаться чудесным лекарством. Спасибо. Со здоровьем всё в порядке. По техническим причинам был без Интернета.
Zooly Немного завидую Вам, что Вы сейчас в Москве и встретитесь с почитателями творчества В. Высоцкого. Может я что-то не допонял, на всякий случай, В. Высоцкий похоронен на Ваганьковском кладбище.
Тому, что статья появилась на сайте, мы обязаны Вячеславу. Он поместил её на сайт по моему письму. Спасибо ему от всех. | 06.02.2008, 10:41:04 | | Zooly | на Страстном бульваре есть памятник Высоцкому, это место мне нравится больше, чем Ваганьковское (и к работе ближе))) Поэтому хожу туда. | 08.02.2008, 00:50:26 | | yuriy kuznetsov | Zooly Конечно. Памятник на могиле крайне неудачен, на мой взгляд. | 08.02.2008, 09:13:01 | | Эраст Бутаков | Я помню, когда там ещё простенькая плита стояла, утопая в цветах — она была лучше и говорила о многом — просто, но в цветах, как вся его жизнь — безвыгибасов, но народом любим. | 08.02.2008, 09:59:06 | | Дмитрий Песков | "1967 год. Высоцкий буквально ворвался своей «Вертикалью» в размеренно однообразное течение жизни. Фильм состоялся, несмотря на многие нелепости в нём. А ведь режиссёр С. Говорухин сам имел в то время 2-й сп. р. по альпинизму. Песни Высоцкого сделали фильм. "
Мне кажется, что фильм имеет нелепостей ровно ноль в отличие от других фильмов про альпинизм. И снят он был в той манере, которой больше бы подошли песни , например, Визбора. А Высоцкий, слишком, (извините ради бога) , криклив для того, что хотел сказать Говорухин. Нет такого надрывного героизма там, просто люди пошли на гору во время отпуска, и смыслы там совершенно другие, более утонченные. Жаль, что обожаемый певец и сам этого не понял и навязал свой пафос остальным. | 25.02.2008, 16:12:51 | | Эраст Бутаков | А это теперь уже не важно, Дмитрий, про что фильм! Фильм запомнился песнями, которые — слава Богу! — появились на всесоюзном экранее, и мы их все запели! Песни-то — отличные, классные — согласитесь. Вы и сами их, наверняка, до запятой знаете. Говорухин дал Высоцкому возможность их спеть с экрана — пусть крикливо — но зато у нас появился ВЫСОЦКИЙ! (Насчет песен Визбора — не спорю! Визбор и Высоцкий — их и сравнивать нечего — это две стороны одной огромной золотой (брильянтовой — в некотором смысле) медали,... но одной!) | 25.02.2008, 17:01:46 | | Дмитрий Песков | Знаете, Эраст, возможно Вы будете удивлены, но песни эти с серьезным лицом никто из альпинистов не поет, потому как все там через-чур, истерично, и стыдно так, вот нескромно про себя петь. Чувства правды не возникает. Прямо, топорно, в лоб орать простейшие истины — зачем? Коробит это. Если, хотите давайте разберем, что-нибудь, для ясности.
Да, и Гамлет его не всем нравится, некоторым даже очень. Отелловский этот темперамент у сумрачного скандинава. Просто говорить об этом не принято.
"Визбор и Высоцкий — их и сравнивать нечего — это две стороны одной огромной золотой (брильянтовой — в некотором смысле) медали,... но одной!)" — Это кита со слоном сравнивать нечего, а их запросто можно. | 25.02.2008, 17:53:56 | | Эраст Бутаков | Вот как? Интересная позиция, Дмитрий? Никогда, признаться, такой не слышал — всегда слышал наоборот! Разбирать для ясности ничего не хочу — для меня Высоцкий — это другое, чем для альпинистов, видимо, если Вы говорите от имени всех альпинистов? Останусь при своем нении — оно мне с детсва дорого! | 25.02.2008, 18:09:06 | | yuriy kuznetsov | Дмитрий Песков
"Мне кажется, что фильм имеет нелепостей ровно ноль в отличие от других фильмов про альпинизм. И снят он был в той манере, которой больше бы подошли песни , например, Визбора. А Высоцкий, слишком, (извините ради бога) , криклив для того, что хотел сказать Говорухин. Нет такого надрывного героизма там, просто люди пошли на гору во время отпуска, и смыслы там совершенно другие, более утонченные. Жаль, что обожаемый певец и сам этого не понял и навязал свой пафос остальным."
"Знаете, Эраст, возможно Вы будете удивлены, но песни эти с серьезным лицом никто из альпинистов не поет, потому как все там через-чур, истерично, и стыдно так, вот нескромно про себя петь. Чувства правды не возникает. Прямо, топорно, в лоб орать простейшие истины — зачем? Коробит это. Если, хотите давайте разберем, что-нибудь, для ясности."
"имеет нелепостей ровно ноль в отличие от других" "там, просто люди пошли на гору во время отпуска, и смыслы там совершенно другие, более утонченные." "никто из альпинистов не поет"?! Ничего себе заявленьице! Из альпинистов поведение героев никто иначе чем Говорухинским бредом не считает, в нём просто нет не нелепостей. Кстати, про альпинизм мне известен только один советский фильм, это "Белый взрыв". Про американскте фальшивки даже не говорю.Вот в нём нелепостей почти нет. Лучший из фильмов об альпинизме это "Смерть проводника", французы рассказали о работе альпийских гидов. В нашей альпинистской среде мы его обсуждали. В частности мы обменялось мнениями с Валерием Поповым и оказалось что ощущения одинаковые, напряжение такое, будто сам лезешь. Для справки — большому знатоку альпинизма и альпинистов. В. Попов-серебренный призёр и чемпион Советского Союза по альпинизму. В 2000 году были определены лучшие восхождения столетия в мире. В техническом классе таким восхождением признано восхождение команды Попова на Аксу. Это гордость Иркутского альпинизма. Я хоть никакими подвигами похвастаться не могу, но зато за пятнадцать лет в альпинизме побывал во многих альплагерях Советского Союза и общался с тысячами альпинистов и знаю, что и как они поют. "и смыслы там совершенно другие", ну умора да и только! Утончённыё Вы наш! Путаете альпинизм с пикничком. Хорошо бы хоть немножко знать о предмете, о котором берётесь рассуждать.
"Чувства правды не возникает." А Вы о той правде ничего и не знаете. Ваши рассуждения даже не раздражают, просто понимаешь, что этот фильм и песни писались и снимались не для таких как Вы.
| 26.02.2008, 08:27:33 | | Вячеслав Петухин | Юрий, Вы зря сразу в штыки воспринимаете позицию Димы. Альпинизм он знает не понаслышке. Он — "Снежный Барс". И в том что он говорит, много верных наблюдений. Есть песни, которые естественно поются всерьёз. То есть люди сидят у костра и пение песни воспринимается как рассказ человека. У Визбора многие песни именно такие. Их естественно петь именно в таком стиле. Это же изначально просто зарисовки. У Высоцкого в песнях много из театра. То есть их хорошо петь со сцены. Но в спокойной обстановке у костра они звучат слишком надрывно. Поэтому их часто поют в пародийном стиле. Возможно, даже тот кто поёт воспринимает их вполне серьёзно, но на публику часто бывает проще вынести это в шуточной форме. Это верное наблюдение, и зря Вы воспринимаете это как нападку на Высоцкого. Чем точнее мы разберёмся в том, как воспринимаются песни Высоцкого, тем лучше их поймём. | 26.02.2008, 10:56:36 | | yuriy kuznetsov | Вячеслав, спасибо, что сказали о "Снежном барсе", эти люди заслуживают самого высокого уважения. и всё-таки я никогда не видел такого восприятия Высоцкого, о котором говорит Дмитрий. | 26.02.2008, 12:51:32 | | yuriy kuznetsov | Дмитрий, извините меня за мою насмешливую резкость. Вы так высказались, что воспринять Вас по другому было нельзя. Что же, человек Вашего знания об альпинизме имеет моральное право судить о теме по своему. | 26.02.2008, 12:55:59 | | Дмитрий Песков | "...извините меня за мою насмешливую резкость" — ради бога, я не обиделся. Нас колотили крепче.
"...эти люди заслуживают самого высокого уважения. " — никакого особого уважения, отличного от уважения ко всем остальным людям, они не заслуживают. В интернете все равны.
"...я никогда не видел такого восприятия Высоцкого" — Возможно я не прав, а Вы отказались защищать свои идеалы, впрочем как и Эраст. | 26.02.2008, 15:33:55 | | Александр Мамонтов | Не спора ради: Как то повезло присутствовать на паре занятий для профессиональных артистов. Нечто вроде школы повышения квалификации для выпускников. Там звучало красной нитью. Что бы достаточно реально сыграть роль необходимо максимально сблизиться с тем, кого играешь, хочешь понять. Задача в принципе невозможная по определению. Что бы реально играть другого человека необходимо даже мыслить, реагировать и двигаться так же. Чтоб добиться такого нужны годы каждодневного труда, изучения, чтоб чуть только приблизиться к этому, стать похожим. Возможно ли такое сделать за пару недель, месяц, даже год съемок фильма, написания песен? Нет. Кто-нибудь кроме него хоть близко приблизился к этой теме имея такую нагрузку и не будучи сам альпинистом? Нет. У него есть скребущие "косяки". Да, отвечая за себя, признаю. Главное он стремился все делать честно, от души. На такое очень не многие способны. Обычно стараются пожить по дольше :). Можно попробовать поругать Высоцкого среди новичков, значков, 3 разрядников — скорее всего Вас не поймут по определению и если в лицо не скажут, то фигню всякую думать будут точно. Высоцкий не альпинист, не физик, не подводник и никто другой. Он честный артист, старавшийся понять и донести правду от людей и до людей. Не цифры и факты, а мирощущения людей. И именно этим он близок очень многим. Не нравится Отелло в роли Гамлета? Не надо, люди шли смотреть на Высоцкого, а не на всем хорошо известного героя Шекспира :). Лично мне очень нравятся у него две песни: " Ну вот исчезла дрожь в руках," и "Книжные дети". Кому то другие или ничего. Мы все разные.
| 26.02.2008, 17:33:12 | | Эраст Бутаков | Дмитрий, мы отказались спорить, а не защищать свои идеалы — не провоцируйте. Мне, например, не нравятся песни, которые поют туристы и барды, но глупо спориь с теми, кому они дороги — каждому своё. Так что, я по прежнему останусь при своем, дорогом мне с детсва, мнении, не пытаясь его кому-то навязать. А Ваша позиция для меня необычна, но ни сколько не вредит моему восприятию Высоцкого. Удачи, "Снежный Барс"! | 26.02.2008, 20:23:32 | | | Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) используйте соответствующие пункты меню «Посетители».
|
|