|
| Подготовка традиционно заключалась в изучении картографического, описательного и навигационного материала по району предстоящего путешествия.
Восхождения на Мунку-Сардык со стороны Монголии не редки, но описательного материала мало, тем не менее мне удалось на просторах инета обнаружить описание восхождения на вершину в январе 2009 года, совершенного группой туристов из Иркутска. Их опыт и был положен в основу нашей поездки.
Восхождения на Мунку-Сардык со стороны Монголии совершаются из места, расположенного на границе зоны леса, в нескольких километрах от северной оконечности озера Хубсугул. Для совершения восхождения группы туристов приезжают сначала в монгольский поселок Ханх, где располагаются на одной из туристических баз. Таких баз по берегу озера достаточно много. Действуют они как российско-монгольские предприятия. Возглавляют их, как правило, русские.
Сведений о таких базах в интернете немного. Еще меньше отзывов от тех, кто их посещал. В том отчете, который мы взяли за основу, а также в ряде других описаний посещения озера Хубсугул, дано много положительных отзывов о работе базы Серебряный берег, расположенной в 2,5 км восточнее поселка Ханх, на берегу озера Хубсугул. Ее услугами мы и решили воспользоваться.
Основной достопримечательностью тех мест является озеро Хубсугул. Поэтому о нем надо рассказать отдельно.
Озеро Хубсугул считается самым красивым озером в Монголии. Это самое глубокое озеро в стране, расположенное у подножия высоких гор хребтов Баян-Зу, Хийн-Нууру и Мунку-Сардык. Озеро с кристально чистой водой и живописным девственным побережьем, густо заросшим высокими 25-метровыми лиственницами у самой кромки воды, остается до сих пор нетронутым оазисом дикой природы. В мире осталось совсем немного подобных мест, где совершенно не ощущается присутствие человека и природа сохраняет свое естественное состояние в неизменном первозданном виде на протяжении тысячелетий. Здесь много птиц, можно часто увидеть диких зверей, в притоках водится таймень, а озеро чрезвычайно богато рыбой. В геологическом плане Хубсугул — водоем байкальского типа и его иногда называют меньшим братом Байкала. Родственные связи подчеркиваются не только схожестью береговых ландшафтов, вода, вытекающая из Хубсугула с рекой Эгийн-Гола, попадает сначала в Селенгу, крупнейший приток Байкала, а затем, пройдя свыше 1200 км по степям Монголии и Забайкалья, вливается в Байкал. Оба великих азиатских озера расположены в одном разломе земной коры, имеют схожую серповидную форму и ассиметричные подводные склоны котловины. Вода в Хубсугуле пресная, аналогичная по своим свойствам байкальской воде, чистая и пригодна для питья в сыром виде. По сути, это огромный резервуар чистой питьевой воды, с замечательным минеральным составом. Это второе по величине пресное озеро в Центральной Азии. В нем сосредоточено около 1–2% мирового запаса пресной воды.
Основная цель посещения озера российскими туристами, конечно же, рыбалка. Поэтому многочисленные туристические базы, расположенные вдоль берега озера, специализируются в основном на предоставлении услуг рыбакам. Надо отметить, что успешный лов рыбы возможен далеко не круглый год, а рыбу, пойманную в озере, надо съесть до выезда из Монголии, т.к. ввоз рыбы и мяса на территорию России запрещен.
В процессе изучения маршрута, мною были добыты данные для походного и автомобильного GPS-навигаторов. Походный GPS пополнился точками и треком под вершину, а в автомобильный была залита свежая неофициальная карта Байкальского региона для Навител. Эта карта содержала кусок Монголии в районе поселка Ханх. Карта актуальная, рекомендую.
У России с Монголией визовый режим. В начале 90-х передовые демократические государства объяснили молодой Монгольской демократии, что у них главные враги — Россия и Китай, поэтому, несмотря на неоднократные предложения Российского международного ведомства отменить визовый режим, монголы облегчать режим на границе не торопятся.
Визы Монголии можно получить в Монгольском консульстве в Иркутске. Правила весьма простые и визы делаются оперативно, личное присутствие того, кому нужна виза, не требуется. Однако, посчитав стоимость билета на поезд Красноярск—Иркутск, стоимость проживания в Иркутске, а также учтя то, что для въезда в страну требуется официальное приглашение из Монголии, мы посчитали оптимальным обратиться к услугам той же турбазы «Серебряный берег». Надо отметить, что персонал базы сработал отлично. Каких-либо затруднений, непониманий или задержек при получении виз у нас не было. Стоимость получения виз, с учетом затрат на пересылку наших загранпаспортов, составила чуть менее 3000 рублей с человека.
Я всю свою жизнь прослужил в армии и в настоящей загранице ни разу не был. Вряд ли можно учитывать ГДР с родителями в глубоком детстве, а также выезды во взрослом возрасте в Казахстан, Киргизию и Абхазию. Недавно я уволился с военной службы на пенсию, получил загранпаспорт, и Монголия стала для меня первым настоящим иностранным государством, которое мне предстояло посетить. Поэтому я, наверное, больше всех других в нашей группе радовался монгольской визе в своем новеньком загранпаспорте.
По плану путешествия нам предстояло некоторое время находиться в российской погранзоне. Проконсультировавшись по телефону у пограничников в Улан-Уде, я выяснил, что нам потребуются еще и пропуска в российскую погранзону. Получение этих пропусков процедура для меня уже отработанная и никаких затруднений не составила. Описывать тут подробно не буду, но если кому интересно, пишите в личку, все расскажу, дело это нехитрое.
От сотрудников базы «Серебряный берег» и из отчетов узнал, что для восхождения на вершину Мунку-Сардык требуются пропуска в Монгольскую погранзону. Их надо оформлять на месте и лично. Поэтому эту процедуру отложили до приезда в Монголию.
Так как со стороны Монголии восходить особо не на что, то для того, чтобы встряхнуть закисший в комфортной городской жизни организм, было решено заехать сначала в район массива Мунку-Сардык с российской стороны и совершить акклиматизационное восхождение на простенькую вершину Обзорная, высотой 2900 метров.
Как и в прошлом году, в автоколонну поездки входил мой Honda Odyssey и Mitsubishi Lancer моего товарища Сергея.
Не знаю, как готовил машину Сергей, но у меня подготовка заключалась в устранении возникших за истекший год эксплуатации недочетов по подвеске. Кроме того, были заменены родные абсолютовские и изрядно уже подсевшие пружины на штатные пружины простого RA7. Машина стала заметно выше, что немаловажно, ввиду предстоящего монгольского бездорожья.
В связи с ранней весной в этом году в Сибири, решили ехать на летней резине, благо, все уже к этому времени давно переобулись. Немного рискованно, но шансы всю дорогу без толку скрести шипами радовали еще меньше. С собой была взята резервная покрышка.
Судя по отчетам (которые подтвердились), с бензином в Монголии, мягко говоря, не очень, поэтому я взял 10-литровую канистру аварийного запаса бензина. Аккумулятор у меня был уже дохлый, поэтому был взят такой же дохлый про запас. Ну и стандартное — ремни, свечи, провода для прикуривания и буксирный трос.
Связь между машинами традиционно вели с помощью УКВ раций в LPD диапазоне на частоте автомобильного канала для легковых машин (433,5 МГц, 18-й канал LPD). Моя машина была также оснащена СВ рацией, настроенной на канал дальнобойщиков (15АМ). Без СВ-рации я уже не представляю дальнего автопутешествия, без нее на трассе как глухонемой.
Партнером нашей поездки выступило Красноярское «Агентство маркетинга и рекламы UpTime». Сотрудники этой фирмы изготовили замечательные наклейки на задние стекла наших авто — за что им огромное спасибо ! :)
В нашей группе было 8 человек, в основном знакомых между собой по Красноярской городской секции горного туризма и имеющих весомый горный опыт, но для троих эта поездка стала первым настоящим горным приключением.
В связи с тем, что восхождение на Мунку-Сардык со стороны Монголии не представляет никакой технической трудности, специального горного снаряжения с собой не брали, ограничившись лишь касками на каждого, двумя парами кошек на группу и одной основной веревкой.
Итак, поехали!
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||