|
| На второй день нашего путешествия по Монголии мы, закончив все дела в Ханхе, отправились в путь. Миновав небольшой перевальчик Хавцалын-даба, мы вновь оказываемся на берегу Хубсугула, и по разухабистым монгольским дорогам, начинаем объезжать северную оконечность озера.
Сэсэр периодически останавливается и камлает духу УАЗика: что-то там всё время барахлит. Ну а мы, пользуясь случаем, снимаем пасторальные пейзажи.
Стада в Монголии гораздо больше, чем мы видели когда-либо в Бурятии, это на фото еще всего не видно! Надо бы рассказать о том, каких животных держат монголы. Больше всего коров и яков. Яков они называют сарлык, а коров внезапно… монгол:) Нет, я знаю, что корова по-монгольски ухэр, но Сэсэр говорил именно монгол! Получается, что Монголия – страна коров:)) Помесь коровы и яка они называют хайнек (нетрудно запомнить, почти как известное пиво). Он выглядит так же, как корова, только хвост у него метёлкой, как у яка. Ну и, конечно же, у них много овец и коз, а баранина – это вообще любимое мясо, как я понял. На фото ниже — писающий сарлык:)
Часа через полтора приезжаем на озеро Хух-нур, известное так же, как Окуневое. Здесь надолго останавливаемся и залипаем на прекрасный вид Саян, в частности, горы Мунку-Сардык, а вдобавок ко всему, нам ещё и послали радугу:) Счастье и большая удача для фотографа оказаться в нужное время в нужном месте!
Там же, на берегу Хух-нур мы нашли домик, в котором леприконы спрятали горшочек с золотом;) Надо же, как далеко они забрались от своей родины в Ирландии!
А ещё чуть позже оказалось, что радуга двойная!! В восторге мы забываем обо всём, и щелкаем кучу кадров. И только когда отъехали уже на значительное расстояние, я заметил, что у меня нет телефона. Как-то выскочил, гад, из кармана, причём, я даже точно не знаю, где именно: на озере, или ещё раньше. Чтобы не задерживать всех, даже не думаю просить вернуться на поиски, и решаю, что такова моя плата местным духам. Забегая вперёд, скажу, что всю поездку я прокручивал в голове этот день, размышляя, где мог его уронить, и наметил несколько мест. Жалко телефон: ненавижу такие непредвиденные траты, тем более, что он мне вовсе не был нужен следующие два дня, т.к. связи то всё-равно нет, и можно было просто убрать его в рюкзак от греха подальше!
Тем временем, дальнейший наш путь проходит по живописной долине реки Их-Хоро-гол. Справа от нас высятся пики Большого Саяна, за которыми Россия, а слева менее высокие холмистые возвышенности, предгорья хребта Хорьдол-Сарьдаг.
На фото – один из пиков горного массива Мунку-Сардык, что переводится, как «Серебряная гора, покрытая вечным снегом». Сам горный массив протяженностью 14 километров, и включает в себя шесть пиков.
Монголы называют шесть вершин сыновьями Мэнгэтэ, а главную вершину Хаан Мэнгэ Сарьдаг, на которой пребывает Мэнгэтэ – белый господин, хозяин Хубсугула и Монд. Вот он, собственной персоной, в обрамлении облаков.
Так как мы движемся по приграничной территории, то Сэсэр предварительно оформил нам пропуска. По пути встречаем несколько пограничников на лошадях, и Сэсэр, кстати, сам бывший пограничник, тепло общается с ними. На вопрос, можно ли их сфотать, Батсурен отвечает: можно, можно:), но один из пограничников на хорошем русском советует нам снимать природу, а не их:) Дорога здесь уже не самая лучшая, места зачастую сильно болотистые, а сзади громыхает и льёт дождь. Иногда приходится пересекать вот такие ручьи, и тогда останавливаемся, чтобы водитель посмотрел, как лучше проехать.
Долина Их-Хоро-гол, хоть и кажется на первый взгляд глухоманью, такой отнюдь не является. То тут, то там нашему взгляду попадаются домики и кошары, из некоторых труб идёт дым. Как нам удается узнать, зимой здесь кочуют многие местные монголы, в том числе и семья Сэсэра и Батсурен.
В конце-концов, мы останавливаемся на ночлег, и не где-нибудь, а возле домика его брата. В самом домике дует из щелей и сыро, так что, не смотря на надвигающуюся непогоду, ставим палатки.
Ужинаем уже в темноте, и под первые капли дождя, отходим ко сну. Долго не могу заснуть: первая ночь в палатке всегда такая. Дождь барабанил по тенту, а в голове гуляли тревожные мысли: по прогнозу завтра снег, а нам ехать на перевал, и как мы там проедем… да и машина что-то барахлила весь день… не застрять бы там… ну да ладно, будь что будет:) Чему и научила меня эта поездка, так это восточной расслабленности: иногда нужно отключить свою привычку стараться все контролировать, и просто отдаться течению жизни, наблюдая, куда оно тебя принесет:)
Всю ночь шёл дождь: то утихал, то усиливался вновь. К утру он вроде бы закончился, но небо оставалось пасмурным, а я лежал в палатке под двумя спальниками, и мне было тепло и сухо:)) Очень не хотелось выходить, но нужда заставила, и когда я вылез наружу, то увидел, что ещё чуть-чуть, и придёт хороший свет: солнце уже искало себе прорехи в облаках! Пересилив желание забраться обратно в тёплый спальник, достаю аппаратуру и иду на съёмку. Хороший свет пришлось ещё немного подождать, но постепенно облака расступались, и кое-что стало вырисовываться.
Глядя на этот вид Мунку Сардык, укутанного облаками, сразу вспоминаются стихи М.Ю. Лермонтова:
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя
Горки за ночь поседели: наверху шёл снег. Утром же всё это очень красиво заблестело на солнышке.
Решаю пройтись дальше по дороге. Для этого надо подняться в небольшой перевальчик, мне интересно, что ждёт нас сегодня за ним. По дороге попадаются полуразрушенные строения. Ничто не вечно под Луной;)
Через пол часа я достигаю вершины холма, и передо мной открывается вид на долину, куда мы поедем сегодня.
На вершине стоит домик погранзаставы, и я решаю близко не подходить на всякий случай, снимаю его издали на фоне заснеженных гор.
После этого возвращаюсь в лагерь, мы быстро завтракаем, грузимся, и едем дальше. Сегодня предстоит трудный день: нам нужно преодолеть перевал Утрагийн-даба для того, чтобы оказаться в Дархатской котловине. Немного почитав отчёты об этих местах перед поездкой, и посмотрев фото в гугле, я примерно представляю себе, что нас ждёт, а вот остальные, кажется, не очень:)) Ну, главное, что Сэсэр хорошо знает эти места: раза 3-4 в год он ездит в Дархатку по своим делам, и раз он согласился нас везти сейчас, значит уверен, что проедем. По пути встречаем нескольких очень колоритных монголов. Первый сидел на лошади с граблями наперевес, Сэсэр, как водится, с ним о чём-то долго беседовал, а мы налетели как папарацци на голливудскую звезду, и давай щёлкать.
Потом, доехав до ещё одной семейной фазенды, наш водитель попросил помочь ему натаскать поленьев в машину. Я тогда подумал, что на месте обеда или ужина не будет дров, и мы набираем их пока есть возможность. Фото Натальи Байбородиной.
Пока таскали поленья, со стороны гор вдруг подошёл ещё один колоритный монгол. И этому товарищу мы тоже устроили фотосессию:)
Этот монгол был чёрный почти как негр! И очень круто выглядел с ружьём наперевес и тлеющей самокруткой во рту. Как потом удалось выяснить Наталье, его все зовут Даг Хар, что переводится как ужасно чёрный;) Ну так и есть на самом деле: монгольское солнце его не пощадило. Пообщавшись с Сэсэром, он ушел в сторону заснеженных хребтов. Кто он, чем занимается? Явно не пограничник: те себя снимать не дают. Наверное, охотник, решили мы.
Дальнейший путь вверх по течению Хоро-гол проходил через многочисленные ручьи и болота. Часто водителю приходилось выходить из машины, надевать болотные сапоги, и долго ходить, высматривая возможные пути проезда. Иногда он подкладывал бревна, как-бы делая мостик, а иногда проезжал ходом там, где ещё не сильно размесили грязь. Но, доехав до очередного ручья, Сэсэр крепко призадумался… там, где наезжено, есть немалая возможность забуксовать, и он решил ехать подальше, надеясь проскочить.
К сожалению, это болото оказалось достойно нашего УАЗика, и он крепко застрял на все четыре колеса:( Что ж, теперь и нам предстояло поработать. Рядом с ручьем валялись длинные брёвна, и мы с Женей, отдав фототехнику Наталье, потащили их к машине. Метод вытаскивания УАЗа из болота прост и эффективен: длинным бревном, заточенным с одного конца, пользуемся как рычагом, упираясь в выступ в колесе, приподнимаем машину, и пока мы с Женей своим весом держим её, Сэсэр подкладывает под колёса заранее приготовленные поленья.
Вот для чего мы их там набирали: наш водитель прекрасно знал, что нас ждёт впереди, и всё предусмотрел! На каждое колесо приходилось делать от пяти до десяти подъёмов, пока Сэсэр не набивал в жижу под колёсами поленья максимально плотно. В результате всех усилий, машина, ощутив под колёсами твердую поверхность, тронулась с места и выбралась из западни. Вот такое месиво было там, где застряла машина!
Браво Сэсэру!!! И потом мы уже стали замечать: рядом с болотистыми участками везде лежат характерно заточенные с одного конца брёвна;) Всё это дело снимала Наталья, пока мы с Женей помогали нашему доблестному водителю. Далее дорога была уже полегче, и ещё несколько ручьев УАЗ преодолел без проблем. Интересно, что в столице Монголии Улан-Баторе даже стоит памятник УАЗику, как народной монгольской машине! Второй такой памятник находится на его родине в Ульяновске.
Пока мы ковырялись на этом небольшом участке, нас догнала большая группа конных туристов. Андрей говорил нам, что за день до нас из Ханха вышла группа немцев в направлении Дархатской котловины, и вроде бы это мы должны были их догнать, а не они нас:) Впереди группы шли монголы с навьюченными лошадьми, а сзади европейского вида люди. Встретились, поговорили. Оказалось, что это действительно немцы, а с ними ещё и русский проводник с сыном. Идут на лошадях до Цагааннура, а оттуда до какого-то вулкана.
Они сказали, что вчера залезали на какой-то трёхтысячник, поэтому и остались позади нас. Ну а среди монголов был старший брат Сэсэра, тоже весьма колоритной наружности человек.
Дальше мы поехали уже быстрее, и, оставив их позади, вброд пересекли Их-Хоро-гол, и начали подъём на перевал вдоль одного из притоков.
Перевал очень крутой, и Сэсэр попросил всех выйти и подняться пешком. Ну я только за: есть возможность размяться после долгой и неудобной дороги, погулять и поснимать открывающиеся виды на долину Хоро-гол.
Забавная фотография:) не знаю, о чём там говорили Наталья с Сэсэром, но со стороны можно представить их разговор примерно так: — “Нам что правда вот туда ехать? Это вообще возможно???” — “Туда, да! Можно, можно:)))”
Дело в том, что дальнейший путь пролегал по длинному перевальному плато, нам надо пересечь хребет Хорьдол-Сарьдаг насквозь, и дорогу по этому плато дорогой вообще сложно назвать. Некая колея виднеется среди здоровых каменюг, периодически пересекая болота. Направление указано вот такими метками.
Погода шепчет: нафиг вы сюда поперлись, периодически пробрасывая снегом. Я, помнится, тогда выучил монгольское слово Хуйтен, которое означает "холодно", а вовсе не то, что вы подумали;)) Длина этого перевального плато примерно 11 км, и мы ползли по нему со скоростью где-то 5 км в час. Местность суровая, но красивая. Вокруг озера и остроконечные горные вершины. В одном месте остановились и Сэсэр снова принялся за ремонт: походу там что-то отвалилось. Не в первой уже;)
Ну а у нас же фототур, так что оставляем водителя заниматься своим делом, и достаем фотоаппараты:) Солнце несколько раз появилось из-за туч, и осветило для нас местность.
Очень красиво, но жутковато: горы давят со всех сторон, ветер свистит в ушах, хочется поскорее убраться отсюда.
Дальше дорога и вовсе превратилась в курумник, и как мы там ехали, я вообще не понимаю, но мотало в салоне просто дико! Наконец, доехали до перевального обо. Оно, кстати, находится сильно ниже перевала, когда дорога уже пошла на спуск.
Здесь решили сделать обед, хотя на часах было уже около пяти вечера, и разумнее было бы доехать до конца. Но мы еще не знали, как долго придется ехать. Зато выдалась возможность ещё поснимать в красивом месте!
Наш боевой УАЗик. Вы видите дорогу? А она есть;)))
Вид на верховья Утрагийн-гол: река вытекает из ущелья как раз напротив обо, видимо поэтому оно тут, ведь перевал называется Утрагийн-даба, как и река.
А ниже с перевала проходит конная тропа, и там тоже обо, и вдруг мы увидели тех самых конников: длинной вереницей они подходили к нему. Я немного пообщался с их русским гидом, и он выдал, что на своём УАЗике никогда в жизни бы тут не поехал:))) Только отчаянные монголы на такое способны! Да, наш водитель, Сэсэр, ездит здесь несколько раз в год, навещая родственников в Дархатской котловине. Что для нас – интереснейшее приключение, для него – обычная жизнь.
После обеда пока все собирались, я немного прогулялся вперёд, и с горы увидел дальнейший наш путь вниз. Дорога здесь почти автобан по сравнению с тем, что было на плато!
Спустившись вниз по дороге, мы переехали мост через Утраг и минут через 10 подъехали к большой поляне рядом с источниками Утрагийн-Булан, на которой и остановились на ночёвку.
Я читал в других отчетах, что на этой поляне в сезон располагается табором множество местных жителей, но в начале сентября она была уже абсолютно пустой.
Перед закатом было ещё немного времени поснимать: это река Утрагийн-гол. Она очевидно несёт в себе много железа, т.к. все камни красного цвета.
Что ж, это был очень трудный день, и благодаря мастерству Сэсэра и живучести русской машины, мы прошли самую сложную часть нашего пути! Завтра мы наконец-то спустимся в Дархатскую долину, и начнётся уже совсем другая история!
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||