Олег Добров и Наталья Яценко

Содержание:

В период с 21 июля по 2 сентября 1995 года Спелеологическим клубом "Сибирь" была проведена фотоэкспедиция "Большой Саян'95".

За 44 дня был пройден маршрут: Новосибирск — Иркутск — КултукКыренМондыОрликр. Сенцар. Хойто-Голруч. Аршанр. Барун-Хадаруспадь Хи-Гол (вулканы Кропоткина и Перетолчина) — оз. Хара-Нурр. Додотр. Кара-Буреньс. Алыгджерр. Удакордон Плиты (Нижнеудинские пещеры) — р. Удас. Порогг.Нижнеудинск — Новосибирск.

Активная часть маршрута проходила по трём популярным в туристской среде районам (территории Республики Бурятия, Республики Тыва и Иркутской области России):

1. По Долине Вулканов до реки Додот.

2. По реке Додот до перевала на Кара-Бурень.

3. Вниз по рекам Кара-Бурень и Уда.

Протяженность активной части составила: 601 км.

В том числе:

пешком 161 км.

сплав по рекам на катамаране "Кулик-2" 440 км.

Большая часть маршрута экспедиции проходила вдоль хребта Большой Саян (Пограничный), дважды пересекая его на водоразделе рек Жом-БулакДодот и ДодотКара-Бурень.

В ходе экспедиции удалось посетить минеральные источники Хойтогольского Аршана, вулканы и вулканические пещеры пади Хи-Гол, произвести спелеологическую разведку в районе юго-восточных притоков озера Хара-Нур, провести историко-спелеологические наблюдения в Большой Нижнеудинской пещере. Отснято около 500 фотографий.

В спортивном отношении, на наш взгляд, экспедиция может быть рассмотрена как комбинированное водно — пешеходное — спелеотуристское путешествие 4-й категории сложности.

Отдельные участки маршрута могут быть оценены в спортивном отношении следующим образом:

пешеходная часть — 2-я категория сложности;

сплав по реке Додот — 3-я категория сложности;

сплав по рекам Кара-Бурень и Уда 3-я с элементами 4-й категории сложности;

прохождение пещеры Большая Нижнеудинская — 1-я категория сложности.

Ввиду того, что столь значительный по протяженности и сложности маршрут был пройден группой численностью 2 человека, настоящее путешествие заявлено на Российский конкурс "Экстремум-95", организованный Географическим Обществом России и редакцией журнала "Вокруг Света".