По старой тропе — Малая Нижнеудинская пещераБольшая Нижнеудинская пещера — занимательная спелеоэпиграфика — по следам И. Д. Черского — прощание с Гребневыми.

Тропа к Нижнеудинским, или как их еще называют, Богатырским пещерам, начинается напротив кордона Плиты.

Название Богатырские пещеры, вероятно, возникло в 20-30 годы нашего века, в период их изучения академическими экспедициями и массового посещения, вследствие того, что ближайшим к пещерам населенным пунктам было село Богатырь, ныне не существующее. Иногда в литературе встречается название этих пещер как пещер И. Д. Черского.

Иван Дементьевич Черский был первым исследователем этих пещер, сделавшим публикации о них в изданиях Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Однако честь открытия их принадлежит явно не ему, что следует хотя бы из надписей на стенах Большой Нижнеудинской пещеры, датированных более ранним периодом, чем период работы в этих местах Черского & К.

У начала тропы береговой обрыв отходит в сторону и начинается пойма. У начала поймы кострище и место для лагеря. Сразу за кострищем тропа поднимается на береговой обрыв.

Подъем крутой. После подъема путь проложен по самой бровке откоса. Местами от тропы отходят коротенькие свертки на мыски — естественные смотровые площадки. Отсюда открывается красивый вид на домики кордона, долину Уды. Когда мы были здесь зимой, то сделали хорошие фотографии, поэтому сейчас не фотографируем.

Тропинка идет по зарослям молодого сосняка. Хвоя и листья кустов все в каплях вчерашнего дождя, поэтому моментально промокаем по пояс.

Нижнеудинские пещеры расположены в верхней части правого борта лога, перпендикулярного долине Уды, на расстоянии примерно 4-5 километров от начала тропы, у основания скального обрыва сложенного массивными серыми известняками высотой 10-15 метров.

Первой на нашем пути Малая или Ледяная Нижнеудинская пещера. Большая арка входа "украшена" надписями посетителей. Надписи сделаны краской, мелом, копотью, выдолблены и процарапаны. Содержание их разнообразно и порой любопытно. Надписи прошлого века, как правило, небольшие, очень аккуратно выполнены. Послания же последних лет — размашисты по размерам и убоги по содержанию. Чаще всего встречается слово из трех букв, которое, будь оно не написано, а нарисовано (что в прочем так же встречается) было бы отнесено археологами и этнографами к знакам культа плодородия.

Арка Малой Нижнеудинской пещеры высоким тоннелем уходит почти перпендикулярно оси лога. Дно слабо наклонено внутрь пещеры. Примерно в 20 метрах от входа на стенах и полу появляются множество ледяных натеков. Ход поворачивает вправо. Следует небольшой уступ вниз, и через несколько метров уступ вверх. Ход поворачивает влево. Ледяная часть заканчивается.

Пещера становится восходящей. Здесь И.Д.Черским произведена шурфовка.

За осыпавшимся устьем шурфа пещера разветвляется. Прямо следует восходящий завал с несколькими небольшими ходами между глыб. Влево вниз ведет меандр. Ход низкий, извилистый.

Большая Нижнеудинская пещера находится в нескольких десятках метров далее по тропе и начинается такой же, как и Малая пещера, аркой. За аркой идет длинный, высокий (до 10-15 метров) и сравнительно узкий (1-3 метра) меандр. В меандре несколько глубоких шурфов, заложенных И.Д.Черским. Когда устья шурфов полностью перекрывают ход, над ними положены жерди.

Меандр выводит в среднюю часть основной полости галерейно-залового типа. Напротив устья входного меандра на камнях лежит книга записей посетителей. Вправо идет основная часть пещеры. Интересно, что в Большой Нижнеудинской пещере отрицательные температуры всюду, а не только на входе.

Благодаря минусовой температуре пещера сухая. Все покрыто легкой пылью. Ледяных натеков мало, зато часто дно гротов и галерей покрыто гладким, как каток, льдом.

Вся правая часть пещеры изобилует надписями конца прошлого — начала нашего века. Чаще всего надписи сделаны карандашом и носят информационный или эмоциональный характер:

СУДОВСКИЙ, АВГУСТА 7-Я 1869 г — написано мелом;

МОЛОДОГО МЕДВЬДЯ СЪ ЗАСОХШЕЮ ПРИ НЕМЪ КОЖЕЮ 1875 Г.- карандашом

ХОДЪ НЕЙМАНА — мелом;

ВЬЧНАЯ ТЬМА!!!- карандашом;

НЕ ЗАБУДУ ЭТУ КРАСОТУ — синей краской.

Надписей множество. Местами буквы более поздних наползают на ранние. Многое прочитать трудно. Здесь списки экскурсионных групп конца прошлого века, записи путешественников-одиночек, названия гротов и ходов.

Заканчивается правая часть пещеры небольшим лабиринтом.

Левая часть пещеры меньшая, но более высокая. Здесь надписей меньше. В основном они сделаны мелом и относятся ко времени исследования пещеры экспедицией И.Д.Черского.

Заканчивается эта часть пещеры полукруглым залом, дальняя часть которого восходящий глыбовый завал.

В статье А.П.Окладникова (Книга "Звери в камне", Новосибирск, 1981 год) пишется, что из каких-то документов якобы И.Д.Черского следует, что в 1875 году этого завала не было, а был проход в еще один зал с рисунками оленей.

Около 16 часов возвращаемся на кордон, обедаем, укладываемся и отплываем дальше.

Далее (Описание сплава по реке Уда от кордона Плиты до с. Порог)