Маршрут: устье р. Хойтогол — вулкан Кропоткина

Вверх по Хойто-Голу — На минеральных источниках — ночевка на границе леса — перевал — в высокогорной тундре — под дождем — радуга и Анкл Бенц — начало лавового поля — лагерь у водопада — вулкан Кропоткина.

устье р. Хойтогол — ист. Хойтогол — верховья ручья Аршан

Несмотря на то, что вчера легли спать рано, сегодня, 25 июля 1995 г. мы проспали до 11 часов. Сворачиваем лагерь, немножко переупаковываем вещи. Польские сухие супы пересыпаем из пластиковых баночек в полиэтиленовые пакеты.

Выходим на дорогу. И вот неудача — тут же встречаем двух бурят. Здороваемся. Отвечают вежливо, но неприветливо. Интересуются, где остальные. Говорим "четверть правду", дескать, мы идем впереди, остальные же будут завтра или послезавтра (это не вранье, так как группа Стариковского после восхождения на пик Топографов собиралась зайти на Аршан). На вопрос, куда идем, отвечаем уклончиво, дескать, дойдем до Аршана, а там решим.

Топаем дальше. Идти тяжело. Через каждые пятнадцать минут отдыхаем. Вес рюкзака близок к предельному. Тем более, что все время топаем вверх. За день нам предстоит набрать около полутора километров высоты.

Лес редеет. Появляются поляны, заросшие карликовой березкой. На одной из таких полянок прячем рюкзаки и спускаемся вниз к Хойто-Голу пообедать. Аппетита особого нет, но отдохнули хорошо.

Дорога начинает забирать вправо в долину Аршана. Изгибы автомобильной дороги удается срезать по конной тропе.

Начинает чувствоваться легкий запах сероводорода и тропа выводит к Аршану. Переходим его вброд и выходим к трем избам и палаткам.

У палаток встречаем русского мужчину с дочкой. Они жители Орлика. Приглашают нас отдохнуть и сходить в "баню" — избушку с ванной на минеральных источниках.

Оказывается здесь, на Аршане, выходит около 30 источников с температурой воды от +2 до +35 градусов Цельсия. Источники различны по специфическому терапевтическому действию. По словам нашего гида, есть общетонизирующие, есть способствующие заживлению ран, есть врачующие ревматизм, радикулит, различные невралгии и хандрозы, есть способствующие лечению гинекологических заболеваний.

Идем принимать ванну в общеукрепляющем источнике. Захожу в "баню". Большая деревянная ванна, в которой можно сесть по пояс в воду, а если заткнуть дырку слива, то и по шею. Вода непрерывно поступает по деревянному желобу. Запаха сероводорода почти не чувствуется. Вода приятно горячая, вполне приемлемая на вкус. Минут через 15 выхожу. С удовольствием посидел бы еще, да боюсь переусердствовать. Интересный эффект: не нужно вытираться. Можно сразу одеться и не промокнешь. Возвращаемся к рюкзакам. Чуть-чуть отдыхаем, угощаемся чаем. Подходит бурятская молодежь. Фотографирую всех на память, угощаемся напоминающей боржоми водой Чойганского аршана и топаем дальше.

Интересно, что вокруг источников все деревья в жертвенных тряпочках, из камней сложены подобия субурганов. Одна из таких каменных куч украшена множеством примитивных и не очень моделей самолетов.

Сразу за последней избой (кстати, избы роскошные, человек на 20 каждая) начинается протяженный пыхтун. Поднимаемся, почти не отдыхая. Сказывается хороший отдых и желание поскорее покинуть аборигенов.

Завершается пыхтун, и вместе с ним кончается лес. Тропа выходит к зарослям карликовой березки. Кое-где еще стоят отдельные лиственницы и группы низкорослых деревьев.

После подъема движение по относительно ровному участку кажется легким и быстрым. Постепенно приближаемся к руслу Аршана. Тропа пересекает реку. Жутко не хочется идти вброд. Пытаюсь найти возможность перебраться по камням, но не рассчитываю, что вес рюкзаков чрезмерен. Уж лучше бы вброд. Изматываемся ужасно. В завершении все ж таки промачиваем обувь.

Тропа, пройдя по дну долину после брода около двух километров, начинает выбираться к перевалу. Очередной пыхтун. Здесь жертвенное дерево и небольшая рощица лиственниц.

Неудачный брод настолько вымотал, что бросаю рюкзак у начала очередного пыхтуна. Проходим его, и отыскиваю место для ночлега. Затем спускаюсь за своим рюкзаком. Медленно-медленно топаю к костру, который уже развела Наталья. Наверное, сказывается не только усталость, но и высота. Как-никак, ночуем на 2600 метрах.

После ужина долго сижу у костра, пью чай. Заяц уже ушла в палатку, а я вновь спускаюсь к ручью и вновь завариваю чай.

26 июля 1995 г.

верховья ручья Аршан — р. Бурун-Хадарус

За завтраком любуемся горами. В верховьях Аршана лежат роскошные снежники. Хорошо просматриваются перевалы. Сборы становятся более автоматическими. Каждая вещь уже "знает" свое место.

Тропа, плавно траверсируя склон, выводит к гребню. Пыхтунов нет. По мере подъема все более открывается горный узел пика Топографов. Хорошо просматривается правый берег Сенцы, верховья Хойто-Гола. Почти на юге видна округлая вершина горы Кара-Сардык.

С утра было ясно, однако к полудню натягивает облака. Мы сидим под перевалом, над нами ясное небо, над пиком же Топографов видно, как то и дело идет дождь.

Отдыхаем и фотографируем пик Топографов, альпийские фиалки, снежники.

Вот и перевальное плато. Тропа теряется среди глубокого мокрого мха, в который ноги проваливаются по колено. Выход на перевал ознаменуется началом дождя. Падает туман. Видимости почти нет. Дабы не выскочить на скалы сверяемся с компасом. Но общее направление угадывается благодаря турам.

Прикидываю, что тропа идет явно правее, но прямо скал нет, и решаю срезать путь. Выходим к западному склону. Вниз уходит громадный снежник. Севернее он крутым сбросом обрывается к озеру. Фантастичная картина заснеженных гор и озер, появляющихся и исчезающих в клочьях тумана.

Глиссируем по снежнику к нагромождению камней. Ниже во мху высокогорной тундры великолепно просматривается тропа. Делаем небольшой отдых — сильно не рассидишься, так как то и дело начинается дождь, и спускаемся на тропу.

Следующий привал устраиваем на перемычке между двумя озерами. Фотографирую яркие жарки на фоне плавающих по озеру льдин — сюжет, навеянный картинами Леши Ускова.

У малого озера пасутся лошади, коровы и сарлыки. Людей не видно. Слева и справа скальные клыки, образованные срезанием горных массивов ледником.

Пологий подъем ведет к маленькому перевалу, от которого начнется спуск к пади Хи-Гол. Дождь усиливается. Очень холодно. Промокшие ботинки начинают натирать ноги. Решаем устроить привал.

Дров нет. Единственная растительность — карликовая березка не более десяти сантиметров высотой. И все мокрое-мокрое. С трудом нащипываем пучки сухих стволиков и под защитой пары булыжников начинаем разводить костер. К своему стыду, трачу на это почти полный коробок. Костер не горит, а тлеет. Тем не менее, вода кипит, лапша варится, кофе настаивается, жить становится веселее и даже явно теплее.

После еды и рюкзаки кажутся легче. Весело начинаем спуск. На горизонте виден массивный конус. Весьма не сразу догадываемся, что это вулкан Перетолчина. В нашем представлении вулкан — громадная гора, здесь же правильный усеченный конус на дне долины.

Справа журчит ручеек, тропа идет по все увеличивающимся в размерах зарослях все той же карликовой березки. Вечереет. Со всех сторон надвигаются тучи. Такое ощущение, что вот-вот снова ливанет. Решаем перейти ручей и на противоположном берегу, чуть в стороне от тропы устроить ночлег.

В брод переходим ручей, поднимаемся на склон и почти сразу же выходим к старому, расположенному в очень удачном месте кострищу. Ставим лагерь и решаем устроить пир. Сварить картофельные хлопья с соусом "Анкл Бенц". Заранее знаем, что результат будет неизменно хорош. Жарево получается настолько красивым, что фотографирую сковородку.

Ужинаем под тентом тамбура, так как вновь идет дождь, затем я отправляюсь вырубать нам посохи. По прошлому году помним, что с ними идти гораздо легче. Да и стойки для палатки всегда под рукой.

Из лиственницы посохи получаются тонкими, ровными, но чуть тяжеловатыми и недостаточно жесткими.

Уже почти в сумерках нас радует великолепная радуга.

27 июля 1995 г.

р. Бурун-Хадарус — вулкан Кропоткина

Утро совершенно ясное. Чуть ниже нашего лагеря серебриться лента Бурун-Хадаруса. Мох и березка еще мокрые, но солнце светит вовсю. Буквально через час, форсировав Бурун-Хадарус, выходим к началу лавового поля.

Справа шумит водопад. Оставляем рюкзаки и идем фотографировать водопад. Со склона хорошо просматривается часть пади Хи-Гол. Видно, что с водой здесь туговато. Решаем встать у водопада, тем более что удалось найти ровную площадку, закрытую кустами со всех сторон.

Перетаскиваем на эту площадку рюкзаки, обедаем и отправляемся к вулкану Кропоткина.

Поначалу каждый кусок лавы вызывает бурный восторг и желание фотографировать, фотографировать, фотографировать. Все более поражаемся величиной лавового поля, хаосом черного камня, идеальной красотой конусов вулканов.

Идем по границе лавового поля и склонов. Вот и конус вулкана Кропоткина. Склоны покрыты мелкой пемзой. Ноги тонут в ней по щиколотку, а то и выше.

Лезем и лезем и, наконец, замираем, пораженные неземной красотой и величием кратера.

По краю воронки идет тропа, и стоят туры. Отправляемся в "кругосветное" путешествие", постоянно фотографируя кратер.

В завершение Наташа спускается на дно воронки.

Потихоньку, полуглисируя, полупереступая слезаем с вулкана. Не спеша, идем к лагерю. По пути несколько раз в ручейках разводим ZUKO.

Под вечер поднимается сильнейший ветер. Ставим палатку под небольшим дождем, который, в прочем, скоро заканчивается. И вновь над головой роскошная дорога млечного пути, а мы ложимся спать.

Далее (Описание пади Хи-Гол)