Маршрут: радиальный выход в окрестности вулкана Кропоткина

Через лавовое поле — встреча с нимфой Хи-Голвулкан Кропоткина с высоты птичьего полета — у карового озера — река уходит под лаву — вторая ночь в долине вулканов.

После завтрака решаем, что сегодня, 28 июля 1995 г., поднимемся на отрог Большого Саяна, отходящий от главного хребта к востоку и обрамляющий верховья пади Хи-Гол с севера. Хочется посмотреть на вулкан Кропоткина сверху. Обзорная схема района вулканов Кропоткина и Перетолчина приведена здесь.

Не торопясь, фотографируя, пересекаем лавовое поле от лагеря в северо-западном направлении и выходим к истокам реки Хи-Гол. Узкое, 2-3 метра шириной, русло петляет, зажатое с одной стороны склоном, с другой хаотичным нагромождением лавы. Идем вверх по течению, вдоль правого берега. Над выровненной поверхностью пади метров на 50 возвышается речная терраса, небольшое выровненное пространство и взлет к гребню хребта.

Долина Хи-Гол прорезала террасу узким ущельем. Река падает несколькими каскадами водопадов. Высота падения не очень большая, но расход воды значителен и поэтому вид водопадов впечатляет. Само ущелье сложено черным базальтом, но на склонах обращенных в сторону пади осыпи красноватой пемзы.

Такое впечатление, что всюду здесь по трещинам поднимались раскаленные вулканические газы, пережегшие почву, сделали ее напоминающей ту землю, которая остается в литейном производстве в формах для отливок.

На лаве пади растут низкие лиственницы, но достаточно чуть подняться, и попадаешь в высокогорную тундру. Зона альпийских лугов по-прежнему отсутствует.

Фотографируемся у водопадов. Затем решаемся искупаться — день жаркий, хотя на северо-востоке ходят грозовые облака.

Ощущение от воды: "ослепительно-холодная". И живая! Опять удалось встретиться с нимфой. Стихиалия Хи-Гол огромна, холодна и совершенно чужда человеку. Нет враждебности, нет любопытства к погрузившемуся в ее тело существу, но есть готовность поделиться своей энергией. Это не филантропия — энергии и силы столько, что дозволяется взять каждому, сколько ему нужно.

Попытка углубить контакт — окунуть тело в тело, а душу в душу — невозможна. Мы совершенно разные.

Второй раз я осознано встречаюсь с нимфой. До чего же разны эти существа! И прекрасные.

Одеваюсь, и начинаем подъем. Пара десятков метров и мы на выравненой террасе. Подушки мха чередуются с небольшими полями щебня. Иногда встречаются совершенно крохотной высоты карликовые березки — 5-6 сантиметров, не более.

Русло Хи-Гол отходит несколько северней, где в изумрудно-синих каровых озерах берет свое начало. Мы же с Наташкой не спеша начинаем подъем. Первые десятки метров идут по курумнику и здесь, как обычно, я Зайца обгоняю. Затем начинается очень крутой задернованный склон с отдельными скальными выходами.

Обычный парадокс высокогорья: тепло и даже жарко, и вместе с тем холодно.

Выходим на гребень. Гребень плавно повышается в сторону хребта Большой Саян. Вершины сглаженные, округлые. В верхней части склоны пологие, затем, по мере спуска в долины становятся все круче.

С этой высоты вулкан Кропоткина предстает во всей красе. Великолепно смотрится кратер.

Отсюда хорошо видно, что группа холмов и трещин к юго-юго-востоку от вулкана Кропоткина представляет собой еще один сильно разрушенный вулканический конус. Поднимаясь выше и выше, делаем фотографии.

Противоположный склон пади Хи-Гол за вулканом Кропоткина в нижней половине представляет собой череду осыпей. Правее два подпруженных лавой озера, еще правее, на замыкающем падь склоне, слышен шум водопада. Русло ручья то серебрится на солнце, то исчезает в камнях осыпей.

Спуск начинаем в район озер. Нам повезло. Маршрут спуска оказался на редкость удачен. Лишь в самом конце небольшой камнепадоопасный кулуар. Нижнее озеро наполовину заполнено лавой. Огненный фронт столкнулся с водой и вздыбился стеной высотой метров в 20.

Напоследок купаюсь в озере, и идем в сторону лагеря.

На пути к руслу Хи-Гол не устаем любоваться нагромождениями лавы и лиственничным редколесьем по границам лавового поля.

Вот и река. Извиваясь меж нагромождениями лавы, русло уходит в сторону вулкана Перетолчина. Примерно в километре от него, посреди лавового поля вода разливается большим озером. В нескольких местах образуются водовороты. Там вода уходит под изверженную толщу. Рядом с озером невысокий пемзовый конус, заросший рододендроном Адамса. Всюду видны следы домашних животных.

Видимо, именно здесь проходит скотогонная тропа через лавовое поле. И действительно, за века копыта коров и сарлыков пробили среди нагромождения камня тропу, по которой мы возвращаемся в лагерь.

Вечером становится ветрено и холодно. Прояснивает. Спать ложимся уже в полной темноте.

Далее (Описание участка маршрута от пади Хи-Гол до озера Хара-Нур)