Вновь со всем грузом — тропа ведет не туда — кедры на краю болота — озеро с гусями — брод через Кара-Бурень.

Прекрасным ясным утром 15 августа 1995 года укладываем все наше имущество в рюкзаки и начинаем подъем к перевалу на Кара-Бурень.

Идем по той тропе, которую я слегка разведал и пометил в день окончания сплава. Идется достаточно легко, хотя жарковато и много мошки, особенно там, где в затененных местах растет карликовая березка.

Довольно много времени тратим на поедание голубики, а местами и жимолости.

Тропа потихоньку поднимается на склон горки 1886. Седло ниже нас. Напротив, на западе хорошо просматривается весь склон вершинки 1958. А тропа, продолжая подъем, потихоньку забирает все восточнее.

Постепенно становится ясно, что наша дорога ведет не кратчайшим путем к Кара-Бурени, а потихоньку уводит в ее верховья. Впрочем, основная тропа и на карте показана не на нашем склоне, а на противоположном. Но не хотелось делать крюк.

Пересекаем небольшой ручей. Тропа окончательно повернула на восток. Решаем плюнуть на нее и идти на седло.

Начинаем спуск. Из-за замшелого курумника спуск не только труден, но и опасен. Судя по времени, пора обедать.

Останавливаемся на курумнике, где хорошо слышен текущий под ним ручей. Находим расщелину, доходящую до воды, и начерпываем котелки.

Вокруг сплошная сушь, и поэтому костер разводим в печурке, сложенной на курумнике из камней.

После перекуса продолжаем спуск. Выходим к ручью, обозначенному на нашей карте. Южный берег его, тот на котором мы находимся, обрывистый. Пройдя чуть в сторону, находим крутой задернованный спуск к воде. Полу сходим, полу съезжаем. Брод и тут же подъем на противоположный берег. Выходим на ребро и продолжаем спуск к седлу.

Все надеюсь увидеть остатки Госграницы, ведь Тыва присоединилась к СССР уже после Великой Отечественной войны. Но тщетно. Ни остатков колючки, ни бараков, ничего.

Вот мы и достигли ровного перевального плато. На востоке серебрится вода болота и озера, упирающегося в округлую, заросшую кедрачем горку. На карте ее нет, и сперва я принимаю эту горку за ту, что нарисована у нас перед самой Кара-Буренью. Однако маленькие размеры нашей горки несопоставимы с той, что на карте, и мы понимаем, что ее размеры оказались малы для карты. Горка стала жертвой генерализации.

О переходе на западный борт седла не может быть и речи — седло заболочено. Похоже, что болото глубокое, с трясиной. Продолжаем идти на север вдоль подошвы горы 1886.

Вечереет. С небольшого кедра набираем шишки. Вновь появляется хорошая тропа, идущая в нужном нам направлении. На сухих гривках остатки стойбищ.

По тропе быстро доходим до красивейшего озера. Ясно, что до Кара-Бурени рукой подать. Но на курумнике, окаймляющем озеро с юга, тропа вновь теряется. На озере есть небольшой островок. Правее его плавает стайка гусей.

Решаем, что забирать восточнее нет смысла: нужно выходить на тропу. Идем вдоль озера на запад. Лес, растущий вдоль озера, кончается и начинается торфяное болото. Тем не менее, успешно пересекаем его. Однако дает себя чувствовать усталость.

По утрам я иду более бодро. К вечеру же Наташка явно начинает меня обгонять. Через каждые 15-20 минут сажусь отдыхать.

Ну, вот и тропа. Хорошая, набитая, явно "магистральная". Топаем по ней к Кара-Бурени. На заболоченных участках тропа теряется, на гривках появляется вновь. Уже хорошо слышен шум реки. Ну, вот и Кара-Бурень.

Речка в самых глубоких местах по колено. Ширина метров 15-20. Но вроде плыть можно. Тем более что, судя по карте, через три-четыре километра слева и справа придут крупные притоки.

Перебредаем на правый берег и встаем. Уйма мошки, поэтому в первую очередь разводим костер. В темноте уже ужинаем, жарим и едим шишки.

Далее (Описание сплава по реке Кара-Бурень)