Предисловие

В дневнике применяется ненормативная лексика, поэтому очень щепетильных просьба извинить меня, но без этого потеряется весь смысл.

Выражение "да пошел ты…" следует читать, как "да паашол ты!" (под всеобщий смех).

Выражение "а в бубен" почти равноценно "да пошел ты".

Выражение "Козлы" = "все равно вы хорошие".

Выражение "только не ной" не переводится, но поубивала бы :)

"Тема" — это не тема сочинения. Тема — это Тёма, Тёмыч, Артем :)

Итак,

по стечение непредвиденных и предвиденных ситуаций, волею судеб и людей, я и Мишка вылетели раньше всех, 1-го августа, самолетом в Иркутск. Тема должен был прилететь 5-го, остальные на поезде тоже 5-го августа.

2 августа

В Иркутск прилетали около шести утра, поэтому восход солнца посчастливилось наблюдать из самолета. Это не просто зрелище восхода. Это когда ты выше Солнца. Внизу черная бездна, горизонт постепенно окрашивается в красно-оранжевые цвета, и вот приходит время появится Солнцу. Время полного восхода около 5-10 минут. Сначала появляется маленькая полосочка ярко-красного цвета на черном бархате неба, и мгновенно начинает увеличиваться, каждая секунда прибавляет сантиметры красноты и света. Эх, завораживающее зрелище! И вот огненный шар уже полностью вылез из ночи, но уже через несколько секунд на него невозможно смотреть, Солнце привычно ослепляет своим ярким светом… Оперативно получили багаж и остались в зале ожидания дожидаться группу Оберемка. Было счастьем, что кафе в зале работало, и до 10-ти часов я упилась кофе и объелась Сникерсами, потому что делать было нечего, хотя я научилась разгадывать японские кроссворды. Оберемок и остальные прилетели около 10-ти часов, все погрузились в машину и поехали получать катамараны, т.к. они летели багажным рейсом. Долгие часы получения, и вот мы уже едем на ж/д вокзал через магазин. По дороге разбирались с веслами:

"Где мое весло!!!"

"Не знаю, возьми другое"

"Я не хочу другое, я хочу свое!"

"Возьми вот это"

"Это кривое!" и т.д.

В результате забрали какие-то весла в упаковке и шмельковское :). Нас с Михой подвезли к ж/д вокзалу, попрощались с ребятами, пожелали друг другу хорошего сплава, и я отправилась искать камеру хранения. Сдали шмотки и, почувствовав свободу одного полупустого рюкзака, отправились на Байкал, в Листвянку.

Сразу хочу сказать, что вся информация, которую я нашла, находится на http://www.baikal.irkutsk.ru/baikal; очень хорошая ссылка, вся информация относительно достоверная :)

Итак, на маршрутке доехали до Листвянки. Высадили нас на главной пристани, она же главная площадь: сувениры, омуль вяленый, омуль горячего копчения, омуль холодного копчения, кедровые шишки…

Теперь предстояло решить вопрос с жильем. У нас, конечно, была с собой палатка, НО так было лень искать какое-то место, готовить еду и т.д., и мы решили снять комнату. За очень короткое время нашли комнату за вполне приемлемую плату (250 р. в сутки за двоих).

Сначала поужинали в ближайшем кафе, которое мы облюбовали до окончания нашего пребывания на Байкале. Потом решено было купаться, ха-ха. Вода в Байкале ОЧЕНЬ холодная для купания, около 9 градусов. Я надела купальник, и не долго думая, пошла. Метр вперед, метр назад — вполне хватает, чтобы свело ВСЁ, долго прыгала на бревне, отогреваясь. Мишка, посмотрев, на это безобразие надел гидру… ноги у него свело с такой же быстротой, как у меня, поэтому второй раз купания прошел без гидры :).

Когда вернулись в дом, предприимчивый Миха выяснил у хозяйки все местные достопримечательности. А мне, единственное, чего хотелось в этот вечер, так это спать, потому что уже почти сутки мы не спали… Не тут-то было, Миха предлагает пойти на вершину за обсерваторией, вроде как самое высокое место в районе Листвянки, а у меня уже нет сил сопротивляться, да и посмотреть на закат я была не против. Закат — это тот вид, от которого меня сложно оторвать :).

И вот, предварительно купив на рынке омуля холодного и горячего копчения, а также пива, отправились на этот пик. Пешком около 8 километров, три из них в гору :(. Проснулись странные чувства: "Мишка, садист, счас бы я спала, уже десятый сон видела. Кажется, вершиной в этом походе дело не обойдется. И неужели ему не хочется спать… черт… еще идти и идти до верха…". Хорошо, что дорога на пик была асфальтированная, туда ходят люди из близлежащего санатория. На полдороги возникли мысли "выпить пива, съесть рыбу и пойти домой", на что я сказала: "Назад дороги нет", и мы пошли наверх, иногда сокращая серпантин по заросшим тропкам, и, обсуждая по дороге: "Какой хороший велосипедный спуск… а здесь надо на тормозах… а здесь надо "уйти" назад…" и т.д. и т.п. Заодно я получила лекцию по вождению велосипеда :).

Красивейший закат над Байкальским водохранилищем (то бишь Ангарой) был вознаграждением за долгие труды подъема. Видом закатов я могу наслаждаться очень долго, вернее, пока не сядет солнце. Люди, которые находились в беседке, скоро отправились в обратный путь, а я предупредила Миху, что раньше, чем сядет солнце, я не уйду. Услышала в ответ много интересного, типа: "что здесь смотреть, все закаты одинаковы", но я была неумолима :). Пиво, омуль, закат: все это давало ощущение отдыха, наконец-то отдых, позади самолет, вокзалы, пыльные дороги и суета, главное, это тишина и очень быстро сменяемая гамма цветов, от бледно-розового до фиолетового, от желтоватого до кроваво-красного, и Ангара, единственная река, вытекающая из Байкала. Солнце перешло из тучки в тучку и мгновенно село. Михина фотосессия прошла удачно, фотофильтры и другие возможности сделали из заката картинки для обоев на рабочий стол, красиво, но не правдоподобно :). Пиво закончилось, омуль тоже: По общему согласию решили, что омуль холодного копчения вкуснее, чем горячего, поэтому впредь ели только холодного копчения. Мишка меня пихает собираться в обратный путь, а мне не хочется, так приятно сидеть наверху и смотреть, просто смотреть вдаль: с трудом видно фиолетовый горизонт, странный переход воды в горы и в небо, все сливается в различных полутонах. Байкал, который сначала совершенного не произвел на меня впечатления, открывает свои красоты. Как различен этот мир, нет ни одного похожего заката, ни одного похожего восхода, ни одного одинакового места, ни одной похожей реки, ни одного похожего человека. Как все разнообразно в этом мире…

Мы собираемся обратно. Мишка хочет сократить путь, идти не по асфальтированному серпантину, а напрямик по тропе, мне все равно… И вообще, в тот момент мне можно было предложить все, что угодно, мне было все равно, какое-то пустое равнодушие "по тропе, хорошо; по другой дороге, хорошо". В 23 часа мы были дома. Боцман, собака хозяев, нас облаяла, но впустила. Завтра решено ехать в бухту Песчаную на теплоходе "Баргузин" в 11 утра. А теперь, наконец-то, спать.

3 августа

Проснулись по будильнику, пока встали, пока заказали завтрак в кафе, время подходило к 11. Неспешно завтракая, смотрели на воды Байкала, погода радовала, было тепло, солнце, вода и отдых… Время прибытия "Баргузина" уже давно прошло. Сидели, допивали чай-кофе, смотрели на Байкал, выглядывая большой теплоход. Около 12-ти часов увидели нечто большое, решили, что это он и в темпе отправились к пристани. Народу было полно, протискавшись, прошли на палубу.

Впереди было три часа пути до бухты. Сидели на корме, на улице. Вдоволь насмотревшись на горизонты Байкала с одной стороны, и на красивый берег с другой стороны, Мишка решил подремать. А я, найдя подходящее место, не отрываясь смотрела на берег.

По прибытии в бухту Песчаную сразу пошли фотографировать на ближайшую вершину. У Мишки был бой с бешеной чайкой :). Вдоволь нафотографировав и насмотревшись видов пошли купаться. Мишка ушел вперед, а я еще постояла, посмотрела. Прискакав на пустынный пляжик, дурно улыбаясь, можно даже сказать придурочно, слышу:

"А знаешь почему здесь никого нет?"

"Нет"

"Ты разве не видела на скале табличку 2х2 метра "Осторожно, возможны обвалы!"?"

"Нет, не видела", — ответила я, также улыбаясь.

"Оно и понятно", — процедил Миха :).

А дурной пример заразителен, за нами потянулся народ :). Искупавшись и опять же пофотографировав, заключили, что здесь вода теплее, чем в Листвянке. По этому поводу искупались два раза. Высохнув и одевшись, пошли в другую сторону. С другой стороны бухты тоже была небольшая вершина, а до теплохода оставалось около 20-30 минут. Я долго смотрела на нее и обратилась к Михе со словами:

"Я не могу туда не сходить, я ж потом замучаюсь, что там за ней"

"Ну иди, только быстро. Если увидишь большой теплоход, беги назад" "Хорошо", — и я побежала.

Сфоткав по дороге ходульные деревья, я уже не останавливалась. Положив себе 10 минут туда, 10 — обратно, я взбежала без тропы на вершину и не пожалела об этом. Красивая бухта, песок, голубовато-зеленая вода, горизонт и сильный ветер были мне наградой. Теплохода я не видела, поэтому позволила себе постоять несколько минут. Жаль, что было отведено так мало времени. Потом взглянув на часы, увидела какое-то подобие теплохода и побежала обратно. Уже совсем запыхавшись я добежала до теплохода, уф… Как много народу… еле протолкалась. Мишки не видно, я, конечно, не сомневалась, что он там, но, е-мое, я ж могла не успеть… Лезу между креслами, вижу вдалеке машет… Ну все нормально, в обратный путь. А оказалось, что Баргузин пришел сразу же после моего ухода, а видела я что-то другое, катер, наверно… так что мне повезло, а то бы осталась на Байкале :).

Почти всю дорогу стояла у бортика, смотрела; когда еще вернусь, а может и никогда. Теперь между этих строк возникают картинки, яркие и впечатляющие.

Поужинали в том же кафе. Я хотела с утра идти встречать рассвет, даже поставила будильник, забегая вперед, скажу, что, естественно, я его выключила и продолжила "давить" :). А вечером, купив кучу кедровых шишек, пошли посмотреть на другую сторону Листвянки, где верфи, и, где будет предполагаемый рассвет. Видели полуразрушенный отель, отчеты о мусоре и заповедниках, много машин и молодежи.

Около полуночи отправились на покой. Сон почему-то не шел, наверно, еще не адаптировались, по Москве было около 19 часов. Я разгадывала японские кроссворды, Мишка читал местную книгу. Потом мы болтали и кидались подушками. Мишка мне в очередной раз так засветил, что я назло съела утренний йогурт у него на глазах, а ему не дала :-Ь

4 августа

Сегодня предполагался нерпарий. Но так как в понедельник нерпарий закрыт, мы пошли в музей (точного названия не помню). Там всякие чучела птичек, животных, рыб. У Михи целая сфотографированная коллекция. Омуль, оказывается, растет 9 и более лет. Мишка долго меня уговаривал сделать рожу, но я отказалась, поэтому кошка — злая, а я — добрая :).

Опять 4 километра обратно. Мишка хотел загорать (хи-хи), а я потребовала омуля и пиво, тогда можно и загорать. В ближайшей харчевне купили и омуля, и пива, и пошли загорать и купаться. Я второй раз ходила за омулем и пивом, хорошо пошло :). В воде висела какая-то бочка, и Мишка норовил в нее попасть камушком. Я тоже не отставала, а он сказал: "Неправильно. Да ты не переживай. Все женщины не умеют кидать". Разряд "всех" мне не понравился и после 15 минут очищения пляжа от камушков, я удостоилась ехидных слов: "У тебя уже получается :)". Так бы и засветила в лобешник за такое, да поход впереди… В наказание, Мишка сгорел на солнце и облезал весь поход :-D.

Вечером, кажется, опять был омуль, пиво, пиво, омуль, обсуждение проходящих мимо иностранцев и вот такое событие: в "наше" кафе зашли двое иностранцев, а еще за одним столиком сидели мужчина и женщина. Мужчина позвал иностранцев за стол и далее был смешной диалог, переходящий в монолог. Так как мужчина потреблял водку, а, как известно водка сокращает языковые барьеры, слова "ну… ты понял, как это…. рыба, щука, ну… ааа… fish…. точно" и все в том же духе были поняты иностранцами. Как ни странно, они понимали друг друга. Они о многом говорили, о рыбе, Африке и Южной Америке, а когда иностранцы ушли, мужчина сказал своей спутнице, подняв стакан: "Ну что! За Южную Америку!" :)

5 августа

Сегодня нам уезжать в Иркутск, на встречу с остальными. Поэтому, как обычно, позавтракали в кафе, искупались и начали собираться в обратный путь.

Прощай Байкал, может мне суждено еще вернуться, а может — больше никогда. Спасибо за хорошую погоду, за закат, за холодную воду, за рыбу, и вообще, за то, что ты есть, что есть красивые места в России…

На пристани купили омуля в поезд и шишек. На маршрутке добрались до Иркутска. Миха остался на ж/д вокзале со шмотьем ждать Тему, а я поехала в город за майонезом и кетчупом, а также искать фотолабораторию, где мне вынут пленку, т.к. она, зараза, не хотела перематываться. Объехав полгорода, спросила в магазине, где делают фотографии, можно ли мне вынуть пленку. Они мне сказали: "У нас нельзя. Сходите в торговый центр". Очень смешно, конечно, в торговом центре, где этот центр, черт возьми, я даже мобильник не взяла, если заблужусь.

Я спросила: "А где это?"

"Вы приезжая?".

Черт, а по мне не видно? Я в камуфляже, явно не первой свежести, в треккингах и с майонезом в руках суетливо спрашиваю, нельзя ли мне вынуть пленку. Наверно не видно. Объяснили. Я нашла. Вынули.

Вернулась на вокзал, вскоре приехал Тема, потом нашли капитана Смолетта. В ожидании объявления пути прибытия поезда пили коньяк и пиво :).

Когда времени до прибытия поезда оставалось 10 минут, а путь еще не объявили, Мишка пошел в справочную, где ему сказали: "Поезд выбирает путь". Долго смеялись по этому поводу, каким образом поезд выбирает путь :)

Поезд задержали на 10-15 минут. Мы почти угадали с остановкой вагона. И вот лица Ирки, Юльки, Ежика, совсем не уставшие от 3-х суток, проведенных в поезде :)

Грузимся в вагон, платим проводнице и спокойно едем в Слюдянку. Едим рыбу, пьем пиво, Ирка рассказывает, как они ехали, про попутчиков и т.д. Уже ночью приезжаем в Слюдянку, грузимся в автобус и едем в Орлик.

Смутные воспоминания ограничиваются районом пива, рыбы, сна в неудобном положении и Темы :), потому что утром, когда все проснулись, он так храпел на рюкзаках, что всем было завидно.

6 августа

В Орлик приехали днем. Погрузились в ГАЗ-66 и начались приключения.

Сначала были виды: странные пирамидообразные холмы, с одной стороны густо поросшие деревьями, с другой — голые. Очень странное зрелище, я долго выясняла с какой стороны растут деревья, оказалось на северо-…. то ли западе, то ли востоке :), уже не помню. Нас догоняет Урал, в кабине 2 человека. А наш ГАЗ того и гляди развалится, весь трясется, народу много, потому что забрасывались вместе с командой капитана Смолетта. Урал приближался, и вдруг ГАЗ начал вилять, как бы преграждая дорогу. Господи, да это ж гонки они устроили! Вот тут стоило задуматься… Урал, наезжая на обочины, притормаживал, ГАЗ выл и не пускал Урал. В общем, местная Формула-1… Все закончилось благополучно, Урал ушел вперед, а мы продолжали тащиться. К вечеру приехали на место стапеля, там уже стояла одна группа.

Поставили лагерь, сам стапель будет завтра, а сегодня можно расслабиться после тяжелой заброски, хоть и очень удачной.

Тема и Юлька были дежурные. Ужинали, под ужин выпивали и разговаривали. Ирка, кажется, читала нам, разгильдяям, лоцию, и спрашивала: "Где мы?" Так как стартовали не от самого озера Олон-Нур, было сложно определить в каком именно месте реки мы находимся, потом решили, что "здесь" :)

Из соседнего лагеря была слышна гитара и еще какие-то странные звуки, смутно, напоминающие бубен. Я сидевшему рядом Теме без всякой задней мысли сказала: "У них бубен что ли?". Тема, не долго думая, в минуту затишья громким голосом: "А в бубен!!!" Больше песен мы не слышали… А Тема сказал: "Он что, обиделся? Да в бубен, это тоже самое, как да пошел ты…" :)

Но это понимали только мы. Темыч с утра честно сходил и извинился, ведь они правда подумали, что мешают нам, вот мы им и в бубен. А "бубен" в походе преследовал нас почти с такой же частотой, как "да пошел ты"…

7 августа

С утра начался стапель. Собирали каты, готовили еду. Я, Тема и Юлька пошли на лавовое поле поискать окаменевшую лаву, домой везти. Видели лавовые разломы, меня все это очень впечатлило, поэтому я сделала много фоток.Со времени стапеля, всё, чтобы я не сказала было смешно, я не знаю почему, вообще я такая маленькая и беззащитная, а они…. козлы…. :). Хотя чем-то этому поводу я обязана Мишке, потому что ему все время казалось, что я ною, хотя я за собой не замечала. На любой мой вопрос, даже самый безобидный: "Это убирать в герму?", он говорил: "Ань, только не ной". Господи, и ведь прилипло ко мне это выражение. Сначала Миха, потом Тема перенял, потом все остальные. Козлы…. как же вы меня достали… все козлы… :)

С Темой у нас к середине похода сложился диалог типа пароль-ответ.

Тема: "Дедова, только не ной"

Я: "Да пошел ты"

Если я не отвечала, это считалось ненормальным и Тема радостно: "Ну скажи, ну скажи, скажи твердым голосом". "Да пошел ты!!!" Всеобщее ха-ха-ха…

Вот такое интеллектуальное общение, однако ж весело было.

После обеда вышли. Доплыли до какого-то порога. Ирка читает лоцию: "Правый поворот, трек, прижим, косой слив с закрученной бочкой".

Ирка: "Это? Похоже?"

Голоса в разнобой: "Похоже-похоже, оно вроде"

Ирка: "Бильярд"

Голоса: "И где здесь 4-я категория?… Вообще ничего нет… Описание по большой воде, а у нас малая, вот ничего и нет…. Снимать будем?… Снимать? Нет, снимать не будем. Что здесь снимать?"

Короче, прошли мы этот Бильярд, как нефиг делать и пошлепали дальше.

(На самом деле это был порог номер то ли 41, то ли 42 — прим.)

В этот день были еще какие-то номера, но простые и незапоминающиеся. Стоянка встретила нас огромной кучей говна ровно посередине поляны, вообще, говно было нашим спутником на Жом-Болке, оно везде, просто везде, даже место под палатку приходится расчищать :).

Все, кроме Темы отправились искать Катапульту, потому что по лоции она должна быть где-то рядом. Шли мы полем, лесом, болотом, преодолевали лавовые разломы, а Катапульты все не было. Уже прошли около 2 км и в какой-то момент, стоя в болоте, Ирка сказала: "Ну ее к черту, пошли обратно". Все опять свалили на лоцию :)

Вечером я имела глупость ляпнуть, что у меня проблемы с вестибулярным аппаратом, особенно в темноте. И теперь меня провожали в лес словами: "Анька, только не падай". Нет, ну чего тут смешного? Козлы, одним словом…:)

В эту ночь мне приснился сон-катастрофа, правда с хэппи-эндом. Как с утра выяснилось, Мишке тоже снились гадости, да и остальным что-то не очень хорошее. К чему бы это?

8 августа

С утра нас, как обычно, ожидало прочтение лоции, хорошо, что не надо было пересказывать :) Препятствие, которое мы искали оказалось в получасе сплава, и называлось под каким-то номером, хотя вполне заслуживало имени. Заходная шивера на левом повороте и чистый слив справа, дальше на крутом правом повороте наваливает на камни, но все нормально обходится, главное соблюдать золотое правило "не расслабляться". Фотографировали прохождение и назвали порог "Крестины", ну как бы окрестили порог именем :)

Следующий порог по описанию Катапульта. Останавливались на каждом препятствии, чтобы случайно не влететь. Вот она, сама наивность :). Чалка, осмотр. Чтение лоции… Опять поворот, опять трек, опять косой слив. Кто пишет эти лоции? Все пороги на одно лицо…

"Похоже?"

"Похоже…"

"А вот здесь", — тыкая в бочку, — "кильнулся Мозолев. А вон там," — показывая на берег, — "он выплыл".

"Да, мы еще и видео смотрели, по видео Катапульта"

"И где здесь пятая категория и 2 метра слива?"

"Воды мало, а по большой, наверно, все 2 метра есть. Смотря откуда мерить"

"Ну хорошо, ставим страховку, фото-видео и идем"

Ирка сказала, что через 5 минут должна быть Недотрога, ее можно тоже сразу посмотреть. Сначала вроде пошли, но потом решили, что лучше перечалимся и там посмотрим.

Первыми идут Ирка с Ежиком, за ними Тема и Юлька, потом мы. У меня, как на зло, не открывался фотик, я его и так крутила, и била, и ругала, ничего не помогала. "Ладно," — подумала я, — "вечером разберемся…"

Ира и Ежик прошли очень хорошо, Тема с Юлькой тоже очень хорошо, я и Мишка тоже хорошо — лагом. Вот так получилось :).

При осмотре мне все говорили: "Анька, тебе надо будет грести. Анька, надо будет грести". Ну я зациклилась, что грести, а зря. В пороге мощная струя наваливает на плиту левого берега, и вот, чтобы туда не влететь, как на постамент, мне нужно было грести. Хватило всего двух гребков, чтобы катамаран развернуло, струей в корму еще довернуло, и мы упали в слив лагом. Потом все дружно мне сказали: "Анька, ну ты перегребла". Козлы…

Миха был слегка недоволен таким прохождением и, шлепнув меня по каске, сказал: "Ну что же ты…" А что я? Сказали угрестись, вот я и… Но ведь говорят, что "учение — свет", и поэтому я настояла на объяснениях. Объяснил. Теперь я знаю, что много грести тоже бывает вредно; думать надо всегда, а слушать советчиков — иногда :)

(На самом деле это был порог Бильярд — прим.)

После Катапульты по пресловутой лоции было 5 чистых пологих сливов от метра до полутора. Ирка с Ежиком идут впереди, метров через 20-30 я и Миха, а в 2-3 метрах от нас Тема с Юлькой хотят женить "Крыса" на "Кристине", короче дурачимся :)

В ожидании пологих сливов не расслабляемся, но и не напрягаемся. Впереди видна бурбуляция, сразу приходим в готовность № 1, проверка упоров, каска на месте, я успеваю засучить рукава (Привычка. Я сплавляюсь в куртке и, когда в сливах в рукава набирается вода, неприятно), и мы сливаемся в первый слив. Понятное дело, что на Крыса уже не обращаем внимания, вернее уже совсем забыли, что сзади еще один кат. Еще слив и еще один, видимо очень мощный, потому что я ничего не помню. Опять слив, мне неудачно плещет под очки и несколько секунд я ничего не вижу. Сразу сообщаю об этом Михе: "Я ничего не вижу!" "Греби вперед, чалка!" На правом берегу были зачалены Ирка и Женя. Хорошо, что я не сказала: "Зачем?", иначе огребла бы по первое число и не только веслом по каске. А я хотела дойти до конца порога, потому что его уже было видно.

Вдруг мимо проносится Крыс и Темыч мертвой хваткой цепляется за Сеньку, Сенька не зачален, всех начинает сносить. Ежик хватает Сеньку, Ирку, Ирка кричит: "Отпусти", Тема кричит: "Держите меня, я дальше не хочу!" Козлы — как любит ласково нас называть Ирина :). Всех вытащили, всех зачалили, и началось…

Ирка с Женей упали лагом, потому что, когда Ирка поняла, что это Недотрога, срочно нужно было соображать, где чалить команду, чалить уже негде, ткнулись носами в скалу и упали в слив. Из слива, по рассказам, их выплюнуло сразу, предварительно подняв один баллон. Только у Ежика выбило стекло в очках, поэтому они и зачалились.

Тема с Юлькой падали за нами. По Теминым рассказам, они видели сверху наш кат, который был внизу. В общем, нас выплюнуло за несколько секунд перед тем, как они туда упали. У Юльки бочка отобрала весло, и об скалу разрезало веревку на левом баллоне.

А Миха рассказывал, как он видел, каски Ирки и Ежика резко упавшие вниз, и что видел перепад воды, что-то типа "Раз, и воды нет, а вода где-то внизу".

И так далее, и тому подобное. Все наперебой рассказывают, все в шоке. А теперь представьте меня… Я, как дура, стою и слушаю, и мне даже сказать нечего. Вот НЕЧЕГО мне сказать!!! Блин, обидно, досадно, я не помню ни касок, ни пропадающей воды, помню только одно: упали в центр слива, т.е. в котел и я цепляюсь за бочку. И ВСЁ…. Вот обидно-то :(

А на последок кто-то сказал: "Пойдемте посмотрим, что мы прошли".

Ирина была вне себя. Оно и понятно. Пятерка с ходу, как такое могло произойти?

(На самом деле это был порог Катапульта — прим.)

Сразу же встали на хорошей стоянке. Вечером опять чтение лоции, обсуждения, а также неизменный смех. Я вот не знаю, очень у меня смешной вид или нет, но почему они так смеются? Я уже и слова сказать не могу? "Анька, не ной". "Да пошел ты…" — только так и отмазываюсь :)

Я быстро разобралась с фотиком, открыв его ножом, теперь он промокает :(

Ирка опять читает лоцию, все слушают, все согласны, что нам повезло, а также говорят, что это бесценный опыт первопрохождения, т.е. готовность пройти без осмотра, понятное дело, что не специально.

Я ухожу гулять, посидеть в одиночестве перед Недотрогой. Пофотографировать. Мне посчастливилось увидеть двух белок, ну или не белок :). Порог: мощный вертикальный слив более 2-х метров, образующий котел. На солнце — это незабываемое зрелище. Опять белая вода :). А сидя, перед порогом я думала, что, если бы я смотрела на это в течение часа перед прохождением, то меня бы трясло в упорах…

Ирина и Юлька ушли вниз по течению, нашли следующий порог и Юлькино весло.

А вечером суровая мать-атаманша сказала: "Завтра ВСЕ пойдут смотреть следующий порог"

"Пойдем, обязательно"

"А может я…" — любые попытки расценивались, как попытка к бегству :)

9 августа

Конечно, мы все пошли смотреть Вариант. Стоя перед сливом Ирина читала лоцию: "Поворот, трек, прижим, слив…"."Похоже? Вариант?"

"Похоже"

Женя пытается ловить хариуса. Хариус не ловится. А в лоции сказано, что после Варианта очень хорошо ловится хариус. Женя как-то тихо заметил: "А может это не Вариант?"…

Съемку решили не делать, потому что очень далеко возвращаться, а терять время не хотелось. Сборы в лагере превратились в очередной день смеха: Мишка надевал колготки :) При осмотре мнимой Катапульты он натер себе ноги от гидры сзади под коленками, и если бы не Ирка, неизвестно сколько бы он мучился. А мать-спасительница достала женские эластичные колготки и сказала: "Надевай!". В жизни каждого человека есть что-то, что он делает в первый раз :). Все поглумились вдоволь и с хорошим настроением пошли в Вариант.

Через несколько сливов чалка, вызволяем Юлькино весло. Идем дальше. Все сливы очень красивые, ровные и приятные.

Все прошли хорошо, правда Сенька и Крыс сели на выходной шивере, а мы, благодаря вовремя сделанной телемарке, успели уйти, где поглубже.

Здесь увидели правый рукав реки тоже с водопадными сливами, но с меньшим количеством воды. Убедились, что это точно Вариант и пошли дальше.

(На самом деле это был порог Недотрога — прим.)

А дальше…. дальше был плес, плес много километров. Тема выложил сигареты посушить, мы смеялись, переговаривались, фотографировали с воды горы. Вдруг за поворотом виден перепад, сразу видно, что не маленький, но делать уже нечего, надо идти. Абсолютно чистый слив, прошли в центре, только я нахлебалась воды :). Бочка была двойная, первую мы проскочили, а вторая — отбойник от скалы, вот я и не ожидала второй бочки.

Вот оно большое улово, с другой стороны видно впадение, наверно, правого рукава реки: и наверно здесь много хариуса.

С Иркой лучше не разговаривать… Теперь каждый понял, прокрутив в голове лоцию назад, что только что был Вариант, просматривали с утра мы Недотрогу, без просмотра прошли Катапульту, а снимали на видео Бильярд

Ну что же, никто не знал, что Жом-Болок не радует разнообразием порогов, все описание в лоции сводилось к повороту, треку, сливу и бочке: ну так они все такие.

Уже не до рыбы, поэтому забив на хариуса, плывем дальше. Теперь действительно начался плес на несколько километров. Успешно доплываем до мостов. Ирина с Женей проходят, а Тема и Мишка проводят каты. Плывем дальше, начинаются разбои, не очень приятное место, каждую секунду находишься в напряжении, только бы не влететь никуда.

Доплыли до начала Обтойской шиверы, местные мужики говорят, что там сплошные завалы. Принимается решение объехать. Нас привозят к мосту, начало порога Восторг водника. Н-да, наверно действительно восторг :). На четверке там было бы плоховато, потому что постоянный слалом между камнями. Не могу не порадоваться за наш экипаж, мы нигде ни разу не сели, весь порог пройден чисто :)

Еще в начале порога Ирина говорила, что, как увидите Оку уходите вправо, иначе, если снесет, против течения уже не поднимешься. Ну ладно, вправо, так вправо. Плывем, видим Ирка и Ежик сидят на камнях, впереди Ока, мы уходим вправо, садимся чуть ниже них; плывет Тема, толкает нас, сам уходит на чалку. Мы сидим, видим этот пляж и перед ним разлив, да такой, что можно от другого берега догрести и при этом до Оки еще далеко. В мыслях проносится: "Черт, ну кто пишет эти лоции?". Вылезаю из упоров, толкаюсь от камней, сходим, идем на чалку. А Ирка с Ежиком засели крепко, Тема стаскивал их морковкой. Завтра дневка.

Наше с Мишкой дежурство, я с надеждой спрашиваю: "Завтра поздний завтрак?".

А мне в ответ: "Нееет, завтрак как обычно, а дальше можешь опять спать".

Ну да, "опять спать", сон-то уже перебьют. А "как обычно" — это около девяти утра.

"Вот, блин…", — подумала я, а в слух сказала, — "Миииишка, а может ты сделаешь завтрак? Нет, ты, конечно, можешь меня разбудить……"

"Ладно, только не ной"

"Да пошел ты…" :)

10 августа

Мишка разбудил меня в двенадцатом часу, уже надо было раскладывать кашу и резать всякую мелочь. Мишка, ты настоящий друг :)Я была очень довольна, и по этому поводу после завтрака ушла в леса гулять:). Сначала мы ходили втроем: я, Ирка и Юлька, искали грибы, а потом я откололась и ушла фотографировать и просто любоваться. Видела хомячка или что-то подобное, собирала грибы и вернулась к обеду. Целый день ходили разговоры о бане и хариусе. Женя сказал: "Здесь рыбы нет" :). Неужели нам не доведется поесть хариуса? В пять вечера начали топить баню. Сначала были небольшие сомнения, успеют ли они. Успели. Баня — это хорошо :)

Вечером — жареные и маринованные грибочки. Ням-ням. Ирина — просто волшебница :). Под такие грибочки хорошо пошел мандариновый спирт. Вечером мимо проходили девочки из соседнего лагеря, очень общительные. Их позвали к чаю, а Тема и Мишка тут же "распушились" и начали "мериться" petzl-ами. "А у меня вот такой, очень удобно… А такой тоже удобно…" и т.д. и т.п. Это было актуально, потому что уже стемнело :). Девочки приглашали их в гости, но они не пошли, наверно, испугались матери-атаманши, которая очень хорошо умеет держать весло в руках не только на воде :). Бедные мальчики потом всё страдали, как же там девочки без них :)

11 августа

Сегодня ходовой день. Вода по сравнению с 9 августа упала на 1,5-2 метра. Это хорошо.Ока по сравнению с Жом-Болком нечто огромное, где надо сплавляться на ПСН-е из серии анекдотов "Прикуп держи". В общем огромная многорасходная река с сильным течением. Я раньше не была на таких реках, поэтому впечатление производит :)

Метров через 200-300 чалка. 30-тиметровый водопад. Красотааа!!! Я стояла в 15-ти метрах и до меня долетали брызги, в общем это нельзя описать, это надо видеть. И радуга в воде :)

По пути встретили команду из амурской области с завода "Бурея-Кран". Они проплывали вчера мимо стрелки Жом-БолкаОки, и мы уже были знакомы. Они все такие одинаковые, у них желтенькие футболки, красненькие кепочки. В общем, картинка :) У нас было время перекуса, а у них обеда. Нас накормили вкусным супом :). Наши ребята ели так, как будто уже третий день на одних сухарях идем. Даже стыдно стало… Кажется, они съели по три порции супа, все сало и что-то еще, лежащее на столе. Ирка пообещала, что ужина не будет :)

Сегодня было решено войти в Орхо-Бом. Незадолго до входа увидели хорошую стоянку, Ежик ушел ловить хариуса. Хариуса нет. Тема язвительно: "Ну что, Жень! Хариус будет?" Женя только махнул рукой. Погода хорошая и мы поплыли дальше.

Орхо-Бом встретил нас сильнейшим встречным ветром и огромными поганками. Было бы неплохо встать. "На протяжении всего Орхо-Бома много хороших стоянок", — гласила лоция. И где они?

Через час нашли стоянку, но "новую". Решили остаться. Все ущелье затянуло облаками, это явно не предвещало ничего хорошего.

12 августа

С утра идет дождь. Идти не хотелось, да и дневка была в запасе, решили остаться. В обед дождь тоже не прекращался. Все кроме меня пошли в лес, когда вернулись, сообщили, что на другом берегу стоят их девочки, а мы им предложили сплавать к ним, но что-то их удержало :). Может суровый взгляд матери-атаманши, а может просто девочки были никакие, или кроме petzl-а хвастаться было нечем…:) Дождь не прекращался…

13 августа

Дождь не прекращался. Река начинала вздуваться. Но сегодня надо идти. Фотографий в Орхо-Боме практически нет, постоянно дождь. Фотик я сломала еще на Жом-Болке, вернее, он работает, но промокает :(

Ни одного порога по лоции невозможно идентифицировать. Всё повороты и прижимы. В первый день мы с Михой еще лезли во всякие валы, а потом и валы уже надоели. Ждали обещанных трехметровых валов. Я после каждых более-менее больших смотрела на Миху с вопросом:

"Ну? Три?"

"Неет, полтора, ну может два"

Проходим сильный прижим с большими валами, напротив Таверны Хариуса. Я поворачиваюсь с немым вопросом и получаю в ответ долгожданную фразу: "Да, три. Вот это валы три метра" :).

Чалимся у Таверны Хариуса, встретили команду пермяков, которые сообщили нам, что это порог Окинский (только в Москве мы узнали, что напротив таверны Хариуса не Окинский, а Бурятский — прим.). Они нас угостили соленым хариусом. Вкуснятина :). Ирина уговорила Ежика покидать спиннинг, а всем остальным предложила залезть в баню, чего за зря мокнуть. А на берегу стояла готовая баня.

Первым залез Мишка и говорит мне: "Иди сюда скорее"

"Чего?"

"Смотри что"

Боже, вот счастье-то. Наши друзья проходили здесь на 1,5 суток раньше и оставили нам записку и настойку "Горькую", которая пришлась очень кстати, потому что все замерзли. Было очень радостно и приятно получить весточку :).

Дальше все также, дождь, валы, прижимы, мокнуть уже не хочется, уже хочется купить верхнюю гидру и гидроперчатки, и термобелье, и еще очень много всего… Жутко холодно, я уже не обращаю внимания на постоянную дрожь, вид у меня наверно жалкий, поэтому мне наливают вторую рюмочку :).

Во время сплава ловлю себя на мысли: "Мне это нравится? Да, мне это нравится". Даже этот дождь, собачий холод, ни единого просвета, замерзшие руки, начинающее болеть плечо — ничто не перекрывает радости похода. И в следующий раз я все равно пойду, даже в дождь.

Вечером встали на рыбацкой стоянке, каты привязали. А к утру вода поднялась на два метра…

Дождь не прекращался…

14 августа

Дождь не прекращался… Еще вчера от катамаранов до воды было более метра берега, теперь они плавают. Опять дождь и ни просвета на небе, становится грустно…

Собираемся под дождем. Юлька, как психолог, надевая мокрую гидру, говорит: "Хорошо", — растягивая гласные. Мне ни "хорошо", ни "плохо" не помогает, но мыслей о том, чтобы сидеть в Москве нет. А Ирина озвучила: "Вот ведь, плохая погода. Но никто не говорит о том, чтобы поскорее попасть домой, или зачем мы сюда пришли. Все хотят хорошей погоды или сухой одежды". Да, в город совсем не хочется…

В какой-то момент дождь прекратился — это было всеобщим счастьем, более ничего нам не нужно было…

Мишка отдал мне свои печатки, наверно, у меня вчера был совсем ужасный вид…

Ока увеличила скорость, теперь, наверно, несет уже 10-15 км/ч, а может и все 20. Постоянный траверс, обходим прижимы и валы. Вода в реке очень сильно поднялась. В какой-то момент слышим как будто катамаран сдувает… Смотрим друг на друга, я говорю: "Не может быть, здесь негде порваться". Некоторое время плывем в напряжении, вдруг слышим, как кат трещит по швам. Молча смотрим друг на друга… ждем…

Мишка: "Надо будет посмотреть баллон на ближайшей чалке".

Я: "Да ладно, давно уже плывем. Если бы порвались, давно бы утонули"

Мишка: "Все равно надо посмотреть"

Еще некоторое время плывем в напряжении, прислушиваясь к каждому звуку. Иногда слышно шипение, иногда какие-то еще странные и настораживающие звуки. Но вот чалка для разминки. Мы делимся впечатлениями, а остальные говорят, что это река ворочает камни. Река? Камни? Вот это мощь. Потом все время прислушивались и не переставали удивляться сколько же силы и, как мало тут что-либо зависит от нас…

Ищем стоянку повыше. Нашли какую-то стоянку, у которой костровище плавает в воде: Ищем дальше с расчетом, что вода может еще подняться. Нашли стоянку на высоте 2-х метров от воды, вытащили каты и привязали :).

Завтра дневка. Дождь не прекращается :(

15 августа

Тема вызывает хорошую погоду. И ведь получилось, вот что значит побриться первый раз за последние два года :). Я, Ирка и Юлька уходим собирать грибы. Днем — грибной супчик и маринованные грибочки. Ирине — респект.

Больше ничего не помню :). Днем спали, вечером ходили в гости к соседней команде, разлагались :). А еще у Юльки в герме лопнуло подсолнечное масло, ха-ха :)

16 августа

Дождя нет, проглядывает солнце. Наконец-то! Теме надоело траверсить от прижимов, и мы, глядя как их поднимает на валах, пошли туда же. Вот они, 3 метра :). Орхо-Бом скоро должен закончится. Крыс и Кристина оказываются рядом, я и Юлька незамедлительно хватаемся за упоры, мальчики гребут :). Причем Крыс идет носом вперед, а Кристина — кормой, что не мешает нам нормально проходить валы. А так как у Мишки заработала инженерная мысль, он связал чалками два ката и теперь нам с Юлькой уже ни к чему было держаться, мы улеглись на палубу. Все попытки поменяться с нами местами не привели к положительным результатам :). А новое судно окрестили Ахандрой.

Встали на рыбацкой стоянке. Женя ушел ловить хариуса. По возвращении Тема спрашивал, впрочем, он всегда спрашивал: "Ну что, где хариус? А вот у рыбаков наверняка есть". На что Женя, не выдержав, ответил: "Тема, а в бубен?" :). Хариуса у нас так и не было.

Вообще, наверно, если бы была хорошая погода, то и Орхо-Бом понравился бы больше.

Несколько слов о непромокашке Bolic. Тема пил горячий чай и опрокинув его понятно куда, резко дернулся, а потом замер и с блаженной улыбкой произнес: "Bolic рулит" :). Да и в дождь он совсем не промок, немножко завидно.

17 августа

Сегодня каты не развязывали и поплыли дальше. Сенька, как впередсмотрящий и Крыс-Кристина замыкающие. Я и Юлька уже спустили сидушки на катах, уже легли :). Днем решили пожрать, у Юльки были сухарики. Съели по паре, а остальное я засунула в каску, а каску пристегнула к обвязке рюкзаков. Сама легла подремать, через некоторое время думаю: "Надо еще по сухарику съесть… Черт!!! Где моя каска? Там сухари" Все смотрят на меня с выражением в глазах: "Не знаем". Я накинулась на Мишку, а он: "Не знаю, не знаю, не видел". Ну да, не видел, его каска рядом с моей висела. Похоже, что всем было жалко сухари, но ни как не мою каску, мне тоже было жалко сухари… Не зря Тема мне весь поход говорил, что каска — говно, купи новую. Вот, есть повод купить новую каску, но сухарики жалко. Есть хочется, достали лук, майонез, хлеб. И с каким аппетитом все ели этот лук, кошмар :). Сытые и довольные плывем дальше. Теперь уже никто не гребет, несет и ладно…

Уже не помню по какому поводу я набросилась на Миху, но что-то он мне сказал в очередной раз, типа "Дедова, не ной!" Еле дотягиваясь через раму ката, я, стоя, лупила его руками, а то что у меня проблемы с вестибулярным аппаратом все уже знали, я потеряла равновесие и бухнулась в воду, причем ноги остались на кате. Козлы… :)

Нашли Толстый красный мыс, но дороги нет. Плывем дальше. Благодаря команде, которую мы увидели на берегу, причалили в правильном месте.

Я и Мишка остались в лагере, остальные ушли в пос.Верхнеокинский искать машину. Пока их не было, мимо нас проезжало много машин, две остановились, и с нами захотела сфотографироваться женщина, как с аборигенами на фоне палаток :). А еще они дали нам целую миску черники, которую мы вечером съели с оладушками.

Приходят обратно: "Пиво есть, машины нет, Ирку укусил медведь". Ну ничего себе. "Какой медведь?" "Маленький" :).

Оказалось, что в одном из дворов был дикий медвежонок в клетке, и Ирина хотела его погладить. Ню-ню, дикий зверь, однако:

18 августа

Вчера договорились с проезжающей мимо машиной, и сегодня мы едем в Зиму. По иркутскому времени мы были там около двух часов дня, по московскому — 9 утра. А поезд на Москву по московскому времени в 17 часов. Тут опять началась путаница московского и иркутского времени. А сидеть в Зиме нам около восьми часов. Целый день бездельничали… Благодаря тому, что туалет был закрыт, ходили в огороды, и Ежик нарвал целый пук "травы" :), сказал, что дома высушит.

Тема с Михой посадили Ирку, Юльку и Ежика в поезд, погрузили багаж. Я и Миха уезжали через час в Иркутск, Тема — через два.

19 августа

Вот мы и в Иркутске, раннее утро, цивилизация, эх… всему приходит конец. Добрались до аэропорта и стали ждать.

Пять часов в самолете и вот мы в Москве.

Москва нас встречает дождем… уж лучше дождь там, чем здесь… и даже лучше дождь там, чем солнце здесь…

Анна Дедова

6 сентября 2003 г.

В дневнике использованы фотографии

Михаила Трифонова

Юлии Погребенко

ну и, есессено, мои :)

Полная версия находится по адресу http://krakazutka.narod.ru/zhombolok2003/page_01.htm

Далее (Версия Ирины Терёшкиной. Направление ист. Бурятский сериал-антилоция по мотивам одноименного похода в Восточный Саян)