Маршрут: Хойто-Гол — р. Даргыл — Хойто-Гол

31 июля. К утру дождь кончился, небо прояснилось. Холодный умытый воздух, казался полностью лишенным запахов и как никогда наполненным звенящей свежестью. За склоны Хайрхана цеплялись красивые растрепанные клочки тающих ночных облаков.

Баир с Улей встали, видимо, давно, ибо на растопленной печи нас уже ждал готовый маралий суп. Мы с большим удовольствием похлебали бульона, заварили чай. К этому моменту с верхних ванн вернулись Баир и Уля. К полудню солнце окончательно завладело небом, долина стала быстро прогреваться, а мы постепенно расставались с надетыми теплыми вещами, пока не остались в одних футболках.

На Баировой машине, в которую подсело еще несколько пожилых буряток с детьми, мы подъехали по обратной дороге около 4 километров до развилки дорог на Хойто-Гол и Чойган. Выгрузились, распрощались с Баиром и его женой, распихали под растяжки рюкзаков катамаранное железо и часть весел, обрюкзачились и уподобившись навьюченным мулам неспешно зашагали по дороге на запад. Под почти 50 килограммовым рюкзаком через полкилометра пути стало жарко. Минут через 15 мы вышли к первому броду через Хойто-Гол.

Я прикинулся амфибией и не разуваясь перешел на другой берег. Ребята потеряли на переправу более десяти минут. Метров через 150 — 200 дорога подходит к переправе через Дунда-Гол. Я попробовал взять брод с ходу и чуть не поплатился за это, угодив в яму почти по пояс глубиной. Не без труда вернувшись на берег, я попытался перейти реку немного ниже автомобильного брода, по более быстрому, но более мелкому перекату. Вода высокая 0.5-0.6 метра, но с альпенштоком переход проблем не вызывает. Подошли ребята. Мы с Пашей сделали две ходки: вторую с рюкзаками Наташи и Маши. Пока все переправлялись Лидочка бегом слетала на поиски тропы к Даргылу, вернулась с невразумительными описаниями... Мы одолели еще немногим более полукилометра до брода дороги через Даргыл. Обозначенная на карте тропа, уходящая вверх по реке, на местности не читалась. Пускаться в авантюрные переходы с 50 килограммами за спиной было неразумно, так что скинув рюкзаки на солнечной луговине решено было отправиться на разведку на левый берег Даргыла. 18 в тени на горном солнце ощущались не слабее чем наши равнинные 30... Мы брели по мху и багульнику, объедая отдельные кустики голубики. Тропы не было. Вернее попадались едва нахоженные не то звериные, не то человечьи тропы, но ни одной из них я бы довериться не решился. Большинство троп проходило по более сухим гривам, морфологически имеющих удивительное сходство с сельгами Карелии. Тот же мох, только более густой и вязкий, те же ягоды, только без черники, те же багульник и ерник, только здесь еще и кустарник гуще и разнотравье куда богаче, да и вместо сосен сплошные лиственницы...

Получасовые поиски закончились ничем. Единственное, что могло обнадеживать — так это огромное количество разбросанных конских троп, идущих по широкой террасе правого берега реки. Рано или поздно, но к месту сужения долины они должны были слиться. И мы пошли. Кустарник становился все гуще, тропа то пропадала совсем, то возобновлялась вновь, цеплялись весла хлестали ветки, то и дело приходилось снимать с лица паутину, да вовремя стряхивать желтобрюхих крестовиков, в изобилии расставивших сети среди сплетения кустов. Метров через 400-500 мы впаялись в густой лес, вернее некое мелколесье. Тропа растаяла, настроение подпортилось... После ста метров плохо проходимого мелколесья мы оказались в относительно нормальном лесу, но все также без тропы и с уже практически полностью выработавшимся ресурсом сил. Одолев еще около 200-250 метров вдоль реки я выбрал большую относительно сухую кочку и, кинувшись на нее, объявил привал. Решено было устроить еще одну более глобальную разведку, на которую как обычно отправились я, Паша и Лидочка.

Мы переправились через Даргыл, направившись вверх по склону его правого берега. Заболоченный лес. Глубокий, вязкий и при этом абсолютно сухой мох, мягкий как пуховая перина. Кое-где попадаются россыпи мелкой клюквы, кустики голубики или шикши, последняя для себя довольно сочна и имеет слабый сладковатый привкус. Мои спутники, не то задержанные ягодами, не то мхом, вскоре отстали и скрылись из виду. Перед выходом на гребень болото кончилось, лес сгустился под ногами образовалась прямая тропа, по качеству не отличающаяся от всех прочих, но на протяжении нескольких сотен метров строго выдерживающая необходимое направление...

Тормозя в древесные стволы я спустился по крутому склону к реке, не разуваясь перешел ревущий поток в брод, едва удержавшись на ногах. По противоположному берегу вдоль реки шла еще одна тропа, судя по всему, та, что отмечена на карте, но назвать ее основной было бы большим преувеличением. По ней то я и вернулся к ребятам, скучающим в прохладе таежной тени.

Перекусив плавлеными сырками и сушеными бананами, затеяли совет на тему "что делать дальше". Впрягаться в рюкзаки, которые больше были бы под стать циклопам нежели людям, никто не жаждал, поэтому Женькина мысль о стоянке в 150 метрах от реки на красивой гриве, столь напоминающей родные карельские сельги несмотря на ранний час была всеми одобрена.

Последний бросок сквозь кустарник и паутину, небольшой подъем и мы оказываемся на великолепной сухой мшистой гриве с замечательным видом на вздымающиеся с юго-востока живописные скалы и уходящую на запад долину Дунда-Гола. В окрестностях до жути много крестовиков; одного из них Паша снял у меня практически с шеи.

Остаток дня посвятили распихиванию закладок. Как всегда нам обзавидовалось бы любое подполье. Я углядел стоящий полый древесный ствол высотой около 3.5 метров, в который уместилась не менее трети всех наших вещей. Прочие распихали среди вывороченных комлей и густого ерника. Прикрыв ветвями и мхом. Девушки набрали голубики, выстирали в Даргыле оказавшуюся протухшей палатку.

Тем временем солнце нырнуло за хребет, поливая закатной медью теперь лишь островерхие скалы да безлесные желтоватые плато.

Приготовили первый ужин — рис с тушняком. Разложили голубику, залив оную сгущенкой. Женька разлил по кружкам свое очередное слабоалкогольное творение и, поднявшись, произнес дивный тост — что-то из Экзюпери... Мы стояли возле костра с поднятыми кружками. Я смотрел, на тускнеющий отсвет заката и слушал проникновенную капитанскую речь, пробиравшую до легкой дрожи и покалывания в глазах, и самым страшным казалось то, что вот сейчас этот момент кончится, оставив лишь приятный след в памяти. В тот час нам казалось, что перед нами открыты все дороги Саян, что начинается самая интересная и эпохальная поездка, что мы все друг друга любим и что все у нас получится не хуже чем раньше... А там внизу, на уже сокрытом ночной тенью болоте, стоял беспристрастный угрюмый Рок и с умилением взирал на семерых путников, уже подготовив им темную вереницу сюрпризов и испытаний...

К ночи температура упала до +8. Мы, рассевшись у костра, до часу пели песни, радуясь что снова добрались до манящих Саян. Мечты сбываются!

Далее (Радиальные выходы в Долину Вулканов)