|
| М.Н. Мельхеев Табангуты — монгольские выходцы рода табангут, пострадавшие от изнурительных войн между монгольскими и джунгарскими феодалами, они в 1689 г. перешли в русское подданство, "дали шерсть" и были расселены в приселенгинском районе, образовав Табангутские улусы. Есть ул. Таблангут в Тунк. р-не. Тагархай, ур., ул. в Тунк. р-не — от бур. слова тahархай — разорванный; разорванное урочище. Здесь, на северной стороне Койморских озёр, местность изрезана, разорвана на "клочки" руслами многочисленных рек и речек, впадающих в озёра. И сам улус раньше был разделён на много частей по несколько дворов. Ур. Тагархай ой — разорванный лес. Тажеран, ур., Тажеранская степь, обширное степное пространство в материковой части Ольхонского района — слово тажеран осмысливается как место летней перекочевки — "летник". Тайга — так, например, аларские буряты называют тайгу Присаянья; монголо-бур. тайга означает дремучий горный хвойный лес. У тюрков Тувы и Алтая термин тайга имел несколько иной смысл — горы, гольцы за пределами лесной растительности. В научной географической и ботанической литературе слово "тайга" имеет значение вообще хвойного леса, отсюда природная "зона хвойных лесов". У бурят отдельные таежные массивы различаются друг от друга прилагательными: Баруун тайга, Зуун тайга, Хужэ тайга (сплошная тайга), Хубшэ тайга (высокогорная тайга), Хара тайга (черная тайга), Тайга газар (таежное место). Тайлуд, резко возвышающаяся над окружающей степью гора в междуречье Уды и Эгиты, близ с. Можайка — от устарелого бур. слова тайлга — жертвоприношения духам, покровителям шаманистов. Здесь в далеком прошлом буряты справляли тайлга, а затем с появлением буддизма, ламы на этой же горе стали устраивать обо, и гора стала называться Тайлуд-Обо, а русское село Поперечное, расположенное у подошвы горы, у бурят называется Тайлуд-Селен (с. Тайлуд). Тайшет, г. Тайшетский р-н — на языке кетов означает: та — "холодный", шет — "река" (вода), значит "холодная вода". Талая, р. в Тунк. котловине, Тальцы, рч., приток Уды, с. близ Улан-Удэ — от термина тален, талина — незамерзающий родник, не покрывающаяся льдом река от выхода грунтовых вод. Тальники, названия ряда населенных пунктов — от слова тал — "ива", тальник — береговые и островные ивовые заросли, кустарники на поймах рек. Селения, расположенные в таких местах, носят эти названия. Тамгатай хушу, ур., м. на берегу о. Оронгоя (Селенга) — от бур. тамга — печать, клеймо, тамгатай — с печатью; хушуу(н) — мыс. Здесь на береговой скале красной краской древними жителями нарисованы четыре охотника с оленями. Краска изготовлялась из коричневых камней горы Улан-толгой — "красная голова" (сопка, вершина). Этот камень у местного населения называется "шунхо" (Линхобоев. 1956. С. 127). Тамча, Тамчинская равнина, местность в Селен. р-не — от тюрк.-монг. там — капля; тамц — скудный родник, подающий воду каплями, т.е. "там-там" (Мурзаевы. 1959. С.221). Тамча — бывшее название пос. Гусиное Озеро, одного из крупнейших на железной дороге Улан-Удэ — Наушки. В нем еще сохранился старый буддийский монастырь — Тамчинский дацан, являвшийся резиденцией хамбо-ламы. Был переименован в поселок Гусиное озеро, на берегу которого он расположен. Родники с названием Тамча имеются в Монголии, Киргизии и Казахстане. Тангуй, с., Братский р-н — название это происходит от имени бур. рода тангут (см.). Основное население этого рода проживает в Аларском районе; очевидно, отсюда тангуты передвинулись на запад. В 1723 г. здесь была русская дер. Тангуевская с тремя дворами пашенных крестьян. Тангут, р. Тангуты, Узур-Тангут ("коренные тангуты"), Урда-Тангут ("Южные тангуты"), Верхний Тангут, селения в бас. р. Унги, — этимология этого широко распространенного топонима неясна. Возможно, это означает этноним — племя тангуты как пленные, вывезенные Чингис-ханом из Внутренней Монголии в Северную, где тогда они образовали особую этническую группу — род тангуты. Название это встречается: тангут, р., приток Кады (Ангара), Тангуй, р., приток Ии-Оки; существовала Тангуевская деревня в 1734 г. теперь с. Тангуй, Танга р., приток Ингоды и другие. Табаргатай, ряд ур. и с. в Бурятии и Монголии — от бур. тарбаган — степной сурок; тарбагатай — места, изобилующие сурками, излюбленными зверьками бурят-охотников. Татаурово, Прибайк. р-н — от бур. татуур — заводь, затон. Местность эта расположена у берега Селенги, где имеется заводь. Ташкай, с., Ольхонский р-н — местное население считает, что название селения возникло от русского глагола таскать, потому что к этому месту буряты острова Ольхон стаскивали и отсюда перетаскивали свои продукты и другие товары на Ольхонскую ярмарку, которая проходила в Базарной бухте (см.) — на противоположном берегу пролива Ольхонские Ворота. Нам кажется, это тюрк. название: таш — "камень", кай — "утес", "скала". Действительно, в этом месте Ольхонских Ворот имеются высокие утесы. Таюра, р., приток Лены, с., Усть-Кутский р-н — в 1699 г. значилась деревня Таюрская, названная по имени Федора Ерофеева сына Таюрского. В 1723 г. в деревне было три двора пашенных крестьян. Тибельти, бур. Табилта, Слюд. р-н Ирк. обл. — происхождение этого названия тункинские буряты связывают с эпопеей переселения своих предков в XYII в. из Монголии в русское подданство: преодолев высокие горы и бурные реки, они прибыли в Тункинскую долину, где нашли степные просторы для поселения и получили табилта- "приволье, освобождение" от гнета и войн на родине. Тисса, р., приток Оки — это, по-видимому, кетоязычное название от вариантов "простых топонимов Таз, Тез, Тис, Теш... (Дульзон А.П. 1962. С.81). В Саянах, в пределах Тувы, в XVII в. отмечена река Тэс. Р. Тес-Хем, приток оз. Убсу-Нур. Тойник, Большой и Малый, о-ва в Малом море — от бур. тойног — "коленная чашечка". Эти небольшие скалистые острова очень малы и выступают из воды твердым округлым выступом, как тойног — "кончик колена". Тологой, сопка на берегу Селенги близ ул. Иволга — по-бур. толгой — голова. Это широко распространенное в Бурятии название носят сопки, отдельно стоящие небольшие горы, которые резко выделяются среди окружающей местности; иногда так называются резко выделяющиеся горные вершины. Это монголо-язычное название встречается в Казахстане. Толстый мыс — высокий, массивный, скалистый мыс, выступающий в Ангару в районе Усть-Илима, создающий сужение русла реки, где строится Усть-Илимская ГЭС. Мыс похож на бывший мыс Пурсей в Падунском сужении Ангары, где уже построена Братская ГЭС. Тонкий мыс на сев.-зап. берегу Байкала близ с. Байкальское — это узкий, длинный, в виде полуострова мыс вдается в озеро более чем на два километра, по-бур. Нарин хошуун. Топографов, пик на Вост. Саяне, у истоков р. Тиссы — эта одна из высочайших вершин Саяна (3044 м) недавно была открыта по аэрофотоснимкам и названа в честь топографов — специалистов, занимающихся измерением поверхности земли и изображением ее на картах. Торы, с., Торская котловина в Тунк. впадине — этот топоним на бур. языке не осмысливается. Считаем, что название это произошло от этнонима торо — в родовом составе "богыши" (богаши), относимые Кастреном к самодийскому роду и жившие в долине Тунки, была кость торо. В настоящее время род торо принадлежит к числу самых многочисленных у телеутов Алтая (Грум-Гржимайло Г.Е. 1926. Т.П. С.543). Названия с основой торо встречаются: Тора-Хем в Тоджинской котловине (Тува), Торэ, Торей в долине Джиды. Тофалария — территория в горах Восточного Саяна в пределах Нижнеудинского р-на, занятая тофами, или тофаларами (искаженное от самоназвания дуба, туба или тува). До революции в литературе тофаларцы именовались каргасами: кара — "черный", гас — "гусь". "Черный гусь" — название тотема одного из родов племени тофов. Тофы это имя считают обидным. Самоназвание дуба, туба в переводе означает "люди". Тофалары — небольшая тюркоязычная этнографическая группа, издавна проживающая в этих краях. Они в прошлом, говорили частью на тюркском, частью на самодийском языке, но ныне говорят только на тюркском языке. Тохой, Тохойский хутор в Джид.р-не, Тохой нуур, оз. в бас. Тиссы (Оки) — по-бур. тохой — локоть; переносно — изгиб, излучина, лука (реки). Травянистая, гора на хр. Хамар-Дабан, к югу от Утулика — здесь на высоте свыше 1000 м, на вершине этой горы, раскинулись альпийские лужайки, редко встречающиеся на Хамар-Дабане. Трехголовый, голец, наивысшая (1728 м) вершина на Приморском хребте — на гольце три выделяющиеся вершины, хорошо видные со стороны Байкала. Триангуляторов, пик (2875 м) в верховьях р. Уды, Восточный Саян — от слова триангуляторы — геодезисты-топографы, выполняющие триангуляционные работы, т. е. измерения длинных расстояний между точками на земной поверхности при помощи построения системы треугольников (на углах устанавливаются триангуляционные вышки). Три Брата, хр. близ с. Усть-Баргузина по тракту на Турку — здесь три горы, следующие одна за другой, названы в память трех шоферов, погибших при прокладывании тракта по этим горам. Троицкое, Прибайк. р-н — здесь в 1682 г. был построен Троицкий Селенгинский монастырь, существующий и в настоящее время как памятник старины. Название церкви передалось селу. Тува, Тувинская ACCР — по наименованию коренного населения области — тувинцев (в дореволюционной литературе назывались урянхайцы, туба, тува), относящиеся по языку к сев.- вост. группе тюркских языков. Туба или тува — этноним одной из родоплеменных группировок древних обитателей края; в переводе означает "люди". На самом деле "туба", как и другие самоназвания народов ("русские", "буряты"), не переводятся и не идентичны слову "человек". Примечание В. Петухина Раньше тувинцев буряты называли урянхай. Тува называлась Урянхайский край. Встречаются названия: Туба(та), ур., рч., приток Иркута в Тунк. впадине, Туба, Тубинский сельсовет в Нижнеилимском р-не Ирк. обл.Тужинка, с., Ерав. р-н — от бур. тужа — густой лес. Здесь на большом пространстве вдоль долины Уды имеется густой сосновый лес с обильной порослью. Буряты это урочище называют Тужа, а село — Тужин-Селен. Тулай, ур., с., Тула, р., приток Иркута (у русских Быстрая) — тункинские буряты объясняют по-своему: от бур. слова туулай — заяц; "заячье место". Здесь опять-таки (см. слово "Тора") имеем Дело с этнонимом: туулай — племя, которое вместе с племенами богоши и чиптей могло обитать в Тунк. долине (Грум-Гржимайло Г.Е. 1926. Т.П. С.543). Ср. Тола — р. в Монголии. Тулун, г., Тулунский р-н — считают, что по-бур. тулам — "кожаный мешок" или просто "мешок". Местность расположена в большой излучине р. Ии, как бы в "мешке". Предполагают, что это название могло образоваться от якутского толоон — "долина". Есть в других местах аналогичные названия. Селение в XVIII в. было известно как притрактовая Тулуновская станция; в 1922 — 1924 гг. считался городом Тулун, затем — селом, вторично утвержден городом в 1927 г. Тумырбаш, г., местность, Ольхонский р-н — от бур. слов тумэр — "железо", абаха — "брать", абаша — "берущий". Здесь находится месторождение железной руды (бурого железняка), которую в XVIII в. добывали для железоплавильного завода на берегу р. Анги, принадлежавшего иркутскому купцу-промышленнику Ланину. Отсюда у бурят возникло название Тумэр-абаша газар — "место, где берут железо". По преданию, буряты пользовались рудами Тумэрбаш для кустарной выплавки железа еще задолго до появления русских. Тумэртуй, г. у р. Селенги, близ с. Ганзурино — по-бур. тумэртэй — железистый; место, где имеется железо. Здесь имеется стоянка древнего человека. Народное предание говорит, что здесь была когда-то пещера с железной дверью, которая будто бы валялась до XVIII в. (Линхобоев Г.Л. 1956. С.125-126). Тунгуска, местности и селения в Мухор-Шиб., Тунк. р-нах в долине р. Голоустной, в Черемх. р-не Ирк. обл. и в других местах вблизи бурятских поселений, по-бур. Хамнаган, Хамниган — названия, сохранившиеся с того времени, когда в этих местах жили тунгусы, т.е. эвенки, которые постепенно смешались с окружающим русским и бурятским населением и утратили свою этническую самостоятельность или переселились в другие места. Но названия за селениями сохранились. В настоящее время в Бурятии эвенки проживают в Баунт. и Сев.-Байк. р-нах. Наименование "тунгус" (как кличка) произошло от кетского тунгускет, что значит "люди трех родов": оленные, конные и собачьи (различая по животному, которым эвенки пользовались для транспорта). Русские, услышав это название от западных соседей эвенков — енисейских кетов (остяков), распространили его на жителей и на реки, по которым они проживали: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, впадающая в Енисей "под", ниже его Осиновского порога ("камня") и Верхняя Тунгуска — нижнее течение Ангары от устья р. Илима. Тунка, бур. Тунхэн, р., приток Иркута, с., Тункинский аймак, Тункйнская впадина, Тункинские гольцы — название произошло от этнонима тункэн. Оно известно как этноним с XIII в. Рашид-ад-дин писал: "Чингис-хан приказал, чтобы он собрал свое племя кераитов и тункаитов" (1952. С. 134). Это название сохранилось от имени давно исчезнувшего племени кераитов- тункаитов. Кераитские племена жили в XII-XIII вв. По Онону, Кэрулену, Селенге и, очевидно, по Иркуту. Об этом говорят и другие топо- и этнонимы кераитского времени, засвидетельствованные Рашид-ад-дином и в "Сокровенном сказании" монголов (1240 г.): юрты левого (т.е. западного) крыла кераитского войска были Кутукэн, Тарат, Тэртэт, в которых узнаем сохранившиеся до сего времени в несколько искаженной форме топонимы по Иркуту — Кутукэн, (Кутукэнская грива), Тарайта и Тората (Тора), Тэртэт (Тэртэтэн — улус рода Тэртэ). Названия от этого этнонима встречаются и в других местах: оз. Тунку-Hуp в бас. Оки, р. Тунга в бас. Ингоды, р. Тункэнь в бас. Орхона, р. Туникен в бас. Аргуни, р. Тунка в бас. Ангары и т.д. По поводу происхождения Тунка монголист Ринчин высказал предположение о том, что оно восходит к тунгусскому тункэн, что значит "барабан" и что здесь ночами звучит барабан покойного шамана, ставшего духом этих мест и вод. Другие же авторы производят от бурятских слов: тунэхэ — блуждать, бродить; тунга — нетронутый, нехоженый, свежий. Все это есть плод ложной этимологии. Турали, ур., м. на вост. берегу Байкала — по-эвенк. значит "поющие пески" — изумительное явление природы, известное в этом месте (Мартынов. 1960. С.170). Туран, ур., котловина, с. в Тунк. р-не — осмысливается от якут. слова туран — солончак, солончаковое место, солончаковая степь. В этом значении этот термин имеет распространение в Якутии. За пределами Якутии он встречается в географических названиях Бурятии и Тувы: Туран, с., р. в бас. верхнего Енисея, Туран-Уюкская котловина в Зап. Саяне. Это название встречается в Зап. Сибири: "Сибирью, в древние времена, назывались страны, известные под именем Туран... Туран, с незапамятных времен, населяли татарские племена... Столицей Турана сперва был город Чингидин или Чимги на р. Тур, а потом Искер, на правом берегу Иртыша" ("Примечания к картам Сибири с 1533 по 1843 гг.", рукопись. Ученый Архив Географического общества СССР, раздел 55 (Б), "Сибирь"). Турка, р., приток Байкала, пос. в Прибайк. р-не — вероятнее всего от эвенк, слова турку, что значит на баргузинском диалекте "омуль", т.е. "омулевое место", чем действительно отличается район Турки. Есть другое такое же название близ Баргузина — губа Туркукит, где суффикс -кит обозначает место действия: турку — омуль, туркукит — место прохода омуля, или "омулевая дорога". Турука, р., приток Лены, с., Усть-Кутский р-н — по-эвенк. турукэ — "соль". Здесь имеется месторождение соли; еще в 1639 г. знаменитый русский землепроходец, предприимчивый и энергичный Е.П. Хабаров, на правом берегу р. Куты, недалеко от р. Туруки, положил начало солеварению. Тухум, ур. и ул. у Гусиного Озера, Тухум, ул. в бас. Кырма (Верхоленье), Нур-Тухум, ул. в Селен, р-не — по бур. тухум означает ровное место, равнина. Ср. с древним Баргуджин-Токум (Равнина Баргу). Тылтыкан — по эвенк, тактыкан — кедр, кедровник. Здесь интересно другое: качугские буряты местность Тылтыкан называют Шиишъхаан — от русского слова "шишка", т.е. место, где имеются кедровые шишки. Тыргэтуй, ул., Аларский р-н — от бур. тэргэ — "телега", тэргэтэй — "тележный", "имеющий телегу", "запряженный в телегу". Очевидно, происхождение названия связано с появлением у населения этих местностей тэргэ — "телеги", нового вида транспорта. Бур. топонимике свойственный названия, связанные с характерной чертой экономической жизни, особенно, с хозяйственным нововведением. Название Тыргэтуй, встречается и в других местах. Тыреть, с., Заларинский р-н — от названия бур. рода тэртэ, перешедшего сюда из Тункинской долины в XVII в., где также живут буряты этого рода. Буряты рода тэртэ монг. происхождения — они пришли из Монголии в XVII в. Тэмэн-Шулун, утес в долине Оронгоя (Селенга) -от бур. тэмээн — верблюд; шулуун — камень, т.е. "верблюд-камень" или "скала-верблюд". Одна из скал напоминает голову верблюда. Здесь имеются наскальные рисунки древних людей. Тэшкэнэй, падь, лесная долина на о. Ольхон — от бур. тэшэхэ, тэшэгэнэхэ — ускакать, убежать, скрыться, т.е. падь, в которой укрывались от неприятеля. На Ольхоне вообще много топонимов, связанных с войнами его прежних жителей: Шэбэтэ, Хидуса, Харансай, Кучулга и т.п.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||