Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

М.Н. Мельхеев

Хабарова, дер., Киренский р-н — названа в память Е.П. Хабарова, русского землепроходца XVII в., известного своей деятельностью в Приленье и Приамурье. (Его именем назван г. Хабаровск на Амуре.)

Хага, р. в бас. Куды, Хага-Аман, широко открытая в Байкал падь на сев.-вост. конце о. Ольхон — от бур. хага, или хаха рассеченный, расколотый, раскрытый; аман — рот, пасть; переносно — устье. Действительно, пояс гор на восточном побережье Ольхона в этом месте рассечен, расколот, и образовалась долина (летом сухая) в виде раскрытой пасти (рта). На некоторых картах, эта местность и метеостанция, расположенная здесь, называется Узур, т.е. "устье".

Хадайн-Убэгэт — от бур. хадай — гора, γбгэн — старец, т.е. "старцы гор". Так раньше назывались небольшие горы и холмы обычно с сосновым лесом, заметно выделяющиеся на фоне рельефа местности. У бурят они считались священными, будто бы в них живут духи их предков, старцы. В этих местах устраивались шаманские обряды — тайлаганы с жертвоприношениями духам. В некоторых районах такие места назывались: Хайдайн эжен, г. на Ольхоне, — "хозяин гор"; Убэгэћэ ћудал, г. в Алари, близ ул. Буркова, — "местовосседание старцев". У бурят в прошлом был развит культ духов гор, лесов и вод, явление, связанное с их охотничьим бытом. У русских они называются Шаманская гора, или Шаманский лес.

Хадахан, ул., Аларский р-н — бур. название Ханьян, переделанное русскими в Хадахан, происходит от имени одного из родоначальников местных бурят — Ханьян-Хун. Этот улус раньше находился на Осинском острове Ангары, а с 1963 г. — на берегу Братского моря.

Хайта, г., р., приток Белой (Ангара), с., Черемховский р-н — см. слово "Кай". Основа этого топонима хая, по тюрк. произношению кая, с добавлением к себе других слов и суффиксов образует различные топонимы: Хайник, Бол., Мал. и Средн. Хайник, pp., притоки Голумети у истока; Хайгот, рч., д"р. в 6.ic. Бол.Амалата (Витим); Хайл, ур. ул. в долине Курбы (Уда-Селенга); Отхайто, с. в Хорин. р-не; Хайлома, р., приток Уды; Хайм(а), рч., приток Кики (Байкал); Хайта, рч., приток Ципы (Витим); Хайга, Усть-Хайга, деревни в бас. Убусы (Оса-Ангара); Хайрюзор, о-в на Ангаре близ Усть-Уды; Абхайта, ул. в Алар. р-не; Хайхта, Хайхтинский сельсовет в Куйт. р-не Ирк. обл., Кит-Кай, г. в бас. Уды (лев.приток Ангары) и т.д. У А.П. Дульзона приводятся Хайбанг, Кайбанг — родовое название, встречающееся у кетов Подкаменной Тунгуски.

Хакусы, источник, рч., м., губа на вост. берегу Байкала — по-эвенк. "теплый" или "горячий". Горячий источник Хакусы имеет температуру воды 46 градусов. Поэтому р. Хакусы вблизи устья также имеет теплую воду. По-русски она называется Горячая.

Халюта, ур., Усть-Удинский р-н — по-бур. халюун - "выдра", халюута — "выдренный" (место, где есть выдра).

Хамар-Дабан, хр., Прибайкалье — по-бур. хамар — нос (в смысле "мыс", "отрог", "выступ"), дабаан — высокий горный перевал, седловина, гора; Хамар-Дабан — "носовидная гора", или гора, имеющая носовидный отрог (мыс). Действительно, в районе Слюдянки от хребта Хамар-Дабан отходит в сторону Байкала носовидный отрог, образующий примечательный мыс, известный русским под названием Шаманский, почитаемый бурятами как священный. Здесь единственно удобное место на хамар-дабанском и приморском берегах Байкала, где древние жители могли выходить на берег озера и на высоком живописном выступе горы совершать духовные обряды, где имеется и перевал (дабан), на котором теперь расположен пос. Перевал. Этот замечательный участок Хамар-Дабана мог называться и этим именем. Объяснение от бур. ћамар, ћамараhан — орех, кедр, т.е. кедровая гора, несостоятельно.

Хамбинский, хр., отроги Хамар-Дабана — сохранилось еще в картографии название, когда-то присвоенное хребту по титулу главы буддийского духовенства в Бурятии — хомбо-ламы, резиденция которого находилась в ул. Тамча (Тамчинском дацане), теперь пос. Гусиное озеро, близ которого тянется этот хребет.

Хамгинатай, Кяхт. р-н, Хамниган, ур. в Тунк. р-не, Хамдаган, ур. в Черемх. р-не Ирк. обл. и в других местах — от бур. наименования эвенков (тунгусов) — хамниган. Эти топонимы указывают на места обитания эвенков в прошлом (см. слово "Тунгуска").

Ханга-Ула, Хангаульский хр., в басс. Джиды — от монг. Ханга, бур. Xангаха — обеспечивать, удовлетворять, насыщать, yула — гора. Горы, носящие это название, имеют средние высоты с хорошо развитым растительным покровом, отличными пастбищами, обильные водой, густонаселенные и богатые скотом (Мурзаевы. 1059. С.243), т.е. горы, исполняющие желания людей. В Монголии — Хангайский хребет, по-монг. Хайнгайн-Нуруу. Существовал Хангинский караул на границе России.

Хандагай, Хандагайта, названия ряда местностей и сел в Аларском, Боханском, Черемховском и других районах — от бур. хандагай — "лось", "сохатый", хандагайта — "лосиное", "сохатиное" (место). В этих районах действительно когда-то обитали лоси.

Хандагайта, Хандагайтуй, ряд местностей в Алар., Тунк. и других р-нах — от бур. хандагайлось, сохатый; хандагайта — лосиное,сохатиное место; окончание -та переделано на русскую огласовку — туй. В этих местах когда-то обитали лоси. Хандагай-Ућалаша, долина с ручейком близ с. Алари, т.е. "лосий водопой", "здесь теперь леса вырублены, склоны распаханы, лоси давно ушли в другие места".

Хан-Ула, г., Хамар-Дабан — по-бур. хаан — царь, владыка. уула — гора: "гора-владыка". Это одна из высоких вершин Хамар-Дабана.

Хара-Ажирай, скала-жертвенник на Шишкинской горе, Верхоленье — от бур. хара — черный: ажирай — в бурятской мифологии грозное воинственное божество, которому, очевидно, приленские буряты приносили жертву.

Хара-Болдог, вулканическая сопка в Тунк. впадине близ пос. Аршан — "черный бугор" (или сопка). На ровной поверхности впадины этот потухший вулкан виден издалека, как большой черный бугор. Другие вулканические образования здесь называются: Шандагатай ("заячий"), Тальская вершина, где исток речки не замерзает, и просто Бугор, или Болдог. Bулкан Хара-Болдог Н.А. Флоренсов предложил называть именем И.Д. Черского (см.).

Харагун, речки, урочища и села в Зиминском, Боханском, Заларинском, эхирит-Булагатском и других районах — от бур. хара — "черный", угун (ућан) — "вода", значит "черная вода", т. е. незамерзающие зимой ручьи и реки с полыньями, наледью или выходом теплых грунтовых вод; иногда "черная вода" означает "чистая, здорова, целебная вода".

Хара-Дабан, перевал близ Монды в Тунк. р-не — значит "Чёрный перевал". Здесь скалы покрыты лишайником, темные.

На самом деле, перевала "Хара-Дабан" в этом районе не существует. Есть вершина Хара-Дабан и раньше существовало селение недалеко от нее. Кроме того, есть перевал Хара-Дабан в Окинском районе.

Примечание В. Петухина

Харазаргай, ул., Эхирит-Булагатский р-н — по-бур. хара — "черный", азарга — "жеребец". Почему селение так названо, трудно объяснить. Вероятно, оно носит имя человека, так прозванного. (В бурятской ономастике часто встречаются имена людей, взятые из названий домашних животных: Хосо — "баран", Тэхэ — "козел", Буха — "бык", Азарга — "жеребец" и т. д.)

Харалун, высокий скалистый мыс на берегу р.Селенги, близ Селенгинска (выше по реке) — от бур. харуулан, харуулшан — смотровой, караульный сторожок. Эта скала, с которой хорошо просматривается местность, служила в XVII в. сторожевым пунктом русских, охраняющих Селенгинский острог. Был другой такой пункт Харуулай толгой — "караульная вершина" (сопка на левом берегу Селенги), рядом находился караульный луг, где паслись лошади казаков, несших службу.

Харамодон, ур. в Барг. р-не — означает "черный лес". Здесь когда-то был густой темный лес. Затем он был вырублен, появились поля. Развилась ветровая эрозия, появились движущиеся пески, угрожающие теперь сельскохозяйственным угодьям. Хотя по названию это лесное урочище, но в действительности здесь поля и пески.

Харанор, Хара-Нур, названия многочисленных озер в местах поселения бурят, в Забайкалье и Прибайкалье — в переводе с бур. "черное озеро". Черными буряты называют небольшие пресноводные озера, в которых не бывает отложений минеральных солей, как это может быть в соленых озерах — Саглан нуур. На берегах последних соль обычно выступает на поверхности земли, и в сухую погоду прибрежная полоса выглядит белой.

Харатиргэн, название улусов, часто встречающееся в прошлом, не сохранившееся в некоторых местах и в настоящее время — буквально значит "черная деревня", в смысле простонародная. Улусы с таким названием располагались вблизи поселений знатных бурят: нойонов, сайтов и богачей — тайшинских и думских центров. Они состояли из жителей, принадлежащих к низшему сословию, к трудовому, бедному и эксплуатируемому слою бурятского населения, т.е. простолюдинам — "хара хγн". Такие улусы были вблизи Бохана, Бильчира, Алари, Корсакова и других.

Хараторм, оз. в системе Ерав. о. — "чёрное озеро". На хоринском наречии тоором — озерко. Оно на самом деле с темной водой — от илистого дна и малой глубины. Рыбы в нем нет, оно только служит для водопоя скота.

Харауз, р., приток Селенги в дельте, с. на берегу этой реки — по-тюрк. значит "черная протока': от кара-черный , а уз — рот, переносно — протока.

Xapa-Уcу, Хара ућан, названия ряда рек и речек — от бур. хара — черная, ућан — вода, т.е. "черная вода" ("черная речка"). Эпитет "черный" по отношению к воде имеет в бурятской топонимии двоякое значение: 1) чистая прозрачная вода, пригодная для питья; в фольклоре встречается мgнхын хара ућан — "живая вода", "кристальная вода вечности"; 2) вода, незамерзающая зимой, т.е. незамерзающие реки с полыньями.

Хара-Шибирь, Мухор.-Шиб. р-н, по-бур. шэбэр — чаща, густой лес, пуща; "черная чаща", состоящая главным образом из тёмнохвойных пород — ели, с примесью лиственницы.

Харга, Бол. и Мал. Харгинские оз. в системе Ерав. озер — буряты произносят Хорго, Ехэ хорго, Бага хорго и осмысливают от слова хорго — бельмо, так как на середине Мал. Харгинского озера имеется небольшой островок, как "бельмо на глазу". Эту этимологию следует рассматривать как народную. В действительности название произошло от термина карга (см.), корга, харга, хорга, что означает скалистый островок, риф, мель, коса. Харгинскис озера окаймлены песчано-галечными валами — косами, разделяющими мелководное побережье на многочисленные заливы и лагуны. Бол. Харгинское озеро на топокартах именуется Исинга, названием, относящимся к другому озеру.

Харгана, ул. вблизи с. Алари, в Селен.р-нс и в других местах — по имени бур. рода, или кости, харгана, потомки которого населяют эти улусы. Кость харгана в Алари произошла от среднего сына Бахака Ирбаева, одного из первых монгольских беженцев, поселившихся в Аларской степи. Один из одиннадцати хоринских родов также называется харгана. Некоторые это название связывают с бур. словом харгана (карагана) — кустарник. Правда, вблизи ул.Харгана в Алари раньше были кустарниковые заросли, но едва ли они определили название улуса. Это этноним, так как потомки Бахака Ирбаева расселялись в этих местак. Сам Бахак и его сородич Адай, по преданию аларских бурят, останавливались на Сорготэ, близ ул. Харгана.

Харгина, рч., бухта, Харгино, н. п., сев.-зап. берег Байкала, Иркутский р-н — от термина карга (см.). В районе Харгино большие песчаные наносы из чистого кварцевого песка, годные как сырье для стекольной промышленности.

Харгино, ур., с. на зап. берегу Байкала — от термина карга или харга (см.) — песчаная отмель, песчаная коса. Это место бывшего колхоза.

Харик, с., Куйтунский р-н — от бур. хаир — "песчаная отмель", "коса", хайрик — "песчаник", "точильный песчаный камень". В районе Харика действительно имеются обнажения песчаников, и речка Хайрик течет по песчаному руслу.

Хаша, Хашар, название ур., часто встречающееся в степном Прибайкалье, — бур. хашаа, хашаан, хашар, хашарта — ограда, зибор, скотный двор, место загона скота в степи, происходит от слова хаша хашаха — прижимать, притеснять, загонять, втискивать. Тюркозированный вариант этого слова — кача, каша — кочевье, место жительства кочевых народов, где скот находится в хашаа, каша. В бас. Ии (Ока) есть рч. с названием Каша; которое русские объясняют от слова "каша", так как на речке мною грязи (плод народной этимологии).

Хидуса, р., приток Бугульдейки, перевал между бассейнами рр. Бугульдейки и Лены — от бур. хидуса, сюдаса — "сражение] (военное). По преданию бурят, на этом перевале, называемом у бурят Хидусын-Дабан — "перевал сражения", — происходили в далеком прошлом военные столкновения между бурятами и их противниками, стремящимися перейти через этот перевал.

Хилок, р., приток Селенги — название этой реки осмысливается от эвенк. слова килгэ, что на прибайкальских и забайкальских диалектах значит брусок, точильный камень. По Хилку имеются породы, годные для точильных брусков. Отсюда и бур. название одного из урочищ по Хилку — Билютай (см.), В русских документах XVII в. это название было зафиксировано более близко к истинному произношению: "Килка — де река мелка и узка." Ближайшая к Хилку река — приток Чикоя — называется Килкотой. В "Сокровенном сказании" сказано: "...достигли реки Килхо". Бур. произношение Хелго есть искажение эвенк. Килгэ. Б. Балабанов в газете "Забайкальский рабочий" (13 октября 1965 г.) утверждиет, что река Хилок являлась естественной границей между эвенками и монголами (?) и название это произошло от бур. хилэ, монг. хил — граница. Утверждение неубедительное.

Хилкосок, р.- приток Хилка — осмысливается как Хелгоусан, что по-монг. и бур. значит "река (вода) Хилок" (см.); а окончание -сон, -соон есть эвенкийский вариант -усан, бур. ућан (Рыгдылон, 1956. С.96).

Хобой, самый сев. м. на о. Ольхон — по-бур. hобой — "клык", "коренной зуб", переносно — "вешалка". Действительно, на вдающемся в озеро мысу выступает высокий столбовидный острый шпиль, напоминающий клык.

Хогот, ул., Эхирит-Булагатский р-н — по-бур. хогото — "место, где водятся маралы" (изюбры), или от названия травы хогон, растущей на кочках.

Хойто-Гол, р., левый приток Иркута — по-бур. хойто — север, северный, гол — река, т.е. "северная река". Действительно, р. Хойто-Гол течет севернее Иркута, параллельно, и в этой части ее долина более обжита. То же Хойто-Ока, р., левый приток Оки — "Северная Ока", ибо она течет почти с запада на восток, параллельно Оке.

Здесь М.Н. Мельхеев путает улус и реку. Реки "Хойто-Гол" — притока Иркута нет, есть только улус Хойто-Гол — в долине реки Эхе-Угун (в северной долине)

Примечание В. Петухина

Холодное, Сев.-Байк. р-н — это село охотников и рыбаков, главным образом эвенков, расположенное в долине р. Холодной, притока Кичеры; отличается сильными холодными ветрами, дующими по долине со стороны Сев.-Байк. нагорья.

Холой, р., приток Витима, дающий сток из Ерав. озер, также название многочисленных проливов, соединяющих озера этой системы — от бур. хоолои — горло; в смысле пролива, протоки между озерами. Из-за равнинной поверхности и в зависимости от высоты уровней воды в озерах, в разные периоды года по "холоям" течение может идти то в одном, то в другом направлении.

Хомутово, с., Иркутский р-н — по-эвенк. хомоты — "медведь", "медвежье место". Раньше медведей здесь, а также вблизи Иркутска было много. Реки и урочища Хомуты в бас. р. Голоустной и других местах. Хомутовская слобода основана в 1685 г.

Хонгодор — племенное название бурят, проживающих по pp. Белой, Китою и Иркуту, предки которых переселились сюда из Монголии еще до прихода русских. В Монголии и теперь имеются хонгодоры. Хонгодоры делились на девять родов, и их улусы раньше отличались от улусов других племен наименованием "хонгодоровские" (Хонгодор), а внутри самих хонгодоров — числительными: первый, четвертый и т.д.

Хонгор, или Хонгорок, г. в верховьях р.Уды, Вост.Саян, Хонгор-Ула, г. в Тунк. Гольцах, Хонгор-Хушун, г. в бас. р. Унги — от бур. хонгор — привлекательный, красивый (по своему виду); уула — гора, хушуун — мыс, выступ.

Хоринск, центр Хоринского р-на — по имени одного из трех основных бурятских племен — хори, хоридой. Потомками этого племени являются буряты одиннадцати хоринских родов. Село Хоринск стало так называться недавно. До Октябрьской революции на месте современного крупного села были два небольших разобщенных селения: Дума — центр Хоринской степной думы, официальная резиденция тайши, и Базар, в котором проживали в основном ясачные крестьяне и проходила торговая ярмарка. Послс упразднения степных дум, селение стало называться Николаевское, в нем находилось волостное управление. В 1917 г. село было переименовано в Додо-Онинское (по-бур. Доодо Анаа, т.е. Нижняя Она — по названию реки, близ которой расположено село). После образования бурятской автономии и Хоринского аймака селу было присвоено название Хоринск. Этноним хори не запечатлен в других топонимах на территории Бурятии. Лишь в Якутской АССР имеются названия Хоро, Хоролой, свидетельствующие о переселении сюда выходцев племени хори-бурят.

Хотанца, pp., притоки Чикоя — искаженное монгольское название Хадайн-Усу, т.е. "горная река". В более древних источниках эти реки назывались: Ара-Хадайн-Уссу, Убэр-Хадайн-Уссу, т.е. "задняя" (ара), "передняя" (убэр) горные реки.

Хребтовая, с., Хребтовский с/сов., Нижнеилимский р-н — так названо новое селение, возникшее на трассе жел. дороги Тайшет — Лена у перевала через Илимский хр. От этой станции теперь строится жел. дорога Хребтовая — Усть-Илим.

Худоеланское, с., Нижнеудинский р-н — о происхождении этого названия у местного населения существует следующая версия: первоначально деревня называлась Елань, что означает "поляна", "просвет среди леса", где возникло селение. Название Худоелань, очевидно, связано с плохим качеством земли — заболоченностью этой местности. Новоселам-переселенцам досталась здесь "худая Елань".

Худун, р., приток Уды (Селенга), Худунский, Худунское месторождение слюды в бас. р. Уды — по имени бур. князца Худунова, который получил от русского правительства право на разработку месторождения слюды, открытого якобы им, отсюда месторождение и гора, в которой находилось оно, и река, стекающая с этой горы, стали называться Худунскими. Слюдяные копи посетил Паллас в 1772 г. Встречается неправильное написание Кудун.

Хужир, пос. на о. Ольхон, Хужиртай, название ряда населенных пунктов и местностей в Бурятии — хужиры (солончаки) раньше в жизни бурят-охотников имели исключительное значение: на них выходили звери лизать соль, в это время было удобно их подкарауливать и добывать. Буряты хорошо знали все места с хужиром. Позже населённые пункты, возникшие вблизи хужиров, стали называться Хужир: пос. на о. Ольхон, ул. близ Усть-Орды и в Закам. р-не и т.д. Хужир-Нуга — "солончаковый луг", Хара-Хужир — "черный солончак", Хужиртай — "солончаковый".

Хулун, или Кулун, Кулунтай, ур. в Кудинской степи — монг. и бур. хулун, хулан (кулун, кулан) — дикое животное из семейства лошадиных — кулан, или джигытэй, которого в XVIII в.. в Забайкалье видел Паллас и писал: "Джигытэй ни лошадь, ни осел... средний между ними, вроде мула". Известно, что еще в XIX в. джигытэм забегал из Керулена в Забайкалье, до Торей-Нура (Риттер. 1,879. С.335). На скалах Кудинской степи сохранились изображения куланов, относящиеся к эпохе курыканов (VI-X вв н.э.). Наличие этого топонима в Кудинской степи свидетельствует, что куланы в прошлом обитали в Приангарских степях.

Хулэрта (руcc. транскрипция Кулуртуй), ул. в бывш. Зунгар-Быкотском ведомстве (на Ангаре), Хулэр, Хулэртэ, ур. и ул. в Ольх. р-не — от бур. хулэр — бронза (сплав меди с оловом), в прошлом широко применялась в хозяйстве и быту бурят как основной металл для различных изделий. Эти топонимы указывают на места производства этого сплава, на очаги древней металлургии у бурят.

Хурэгтэ-Байса, скала близ устья р. Хойта-Аса, притока Уды (Селенга) — от бур. ћурэг — изображение, байса — скала. На скале имеются рисунки зверей, людей, всадников и различные знаки, сделанные из краски. По рассказам бурят, краска настолько глубо пропитала камень, что после выпадения выветрившихся слоев изображения сохраняются как свежие. Издавна эта скала у бурят считалась священной, и здесь устраивались молебны.

Хэлтыгей, ряд островов в Малом море и в другиx частях Байкала, по бур. хэлтэгы — косой, наклонный косогор. В силу тектонических пpичин острова и полуострова, а также мысы на побережьях Байкала имеют характерный наклон в одну сторону и резко вздернуты вверх на другой стороне. Написание "Кылтыгэй, Колтыгэй" — неправильное.

Хэнгэлдэр, ул. близ с. Корсакова, Кабан. рн — по имени бур. рода хэнгэлдэp эхиритскогo племени (после Хэнгэлдэра, по родословной эхиритов прошло 11-12 поколений). Потомки Хэнгэлдэра перекочевали в Кударинскую степь из Предбайкалья. Теперь часть Хэнгэлдэров переехала в Хоринский р-н. а часть — в ул. Ранжурова (см.).

Хэр, названия местностей в районах бурятских поселений — по-бур. хэрэ — "степь", "степной участок посреди леса", "пустошь", "поле", часто с прилагательным словом образует различные названия: Саган-хэр — "белая степь" (ковыльная), Унгэто-хэр — "цветистая степь" (много цветковых растений).

Хэр-Хушун, м. на Малом море — по-бур. хэрэ — "степь", "степной участок", хушун — "мыс", — "степной мыс". На картах встречается неправильная транскрипция этого названия: Хырху-шун.


Далее (Названия на "Ц")


Александр ЕмельяновО топониме "Хилок". В документах 17 века (в отписках Ивана Колесникова, Петра Бекетова и др.) река Хилок называлась: Килка, что с древнетюрского означает "из озера", где "кёл" (о с умляутом) — "озеро", -ка аффикс исхода. Действительно, река Хилок берет свое начало из озера Иргень.
01.01.2006, 14:15:51 |   
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную