|
| М.Н. Мельхеев Бабагай, с., Бабагайский с/сов., Заларинский р-н, Бабагайта, ур., с., Черемховский р-н — от бур. бабагай — "медведь", бабагайта — "медвежий". Бабушкин, г., до 1941 г. Мысовск, назван в память революционера И.В. Бабушкина, который был членом Ирк. комитета РСДРП, руководил революционным движением в Прибайкалье и Забайкалье, 31 января 1906 г. на ст. Мысовая при перевозке оружия был убит. О нем В.И. Ленин отзывался как об отважном революционере, убежденном и преданном большевике, народном герое. Багдарин, г., с., центр Баунт. р-на — по-эвенк. багда — белый, -рин — суффикс, обозначающий признак по цвету, значит "белый", "белая гора", т.е. гора, сложенная из белого известняка. Бадар, с., Тулунский р-н — по-бур. бадаар — "моховой ельник, растущий густым сомкнутым покровом". Русские н. п., возникшие вблизи таких местностей, получили название Бадар. Такого же происхождения название Бадарановка в Нижнеудинском р-не. Бадархон, ул., Аларский р-н — назван по имени бур. рода бадархан (бадархан-хун). Это выходцы из Монголии, перебежавшие во второй половине XVII в.в Сибирь, в русское подданство, избегая изнурительных междоусобных войн монгольских и джунгарских феодалов. Бажей, с., Черемховский р-н — по имени крещеного бурята Аларского ведомства Бажея Косомова, представителя нарождающейся бурятской буржуазии (30 — 50-е гг. XIX в.). Отличался большим богатством, предприимчивостью, честолюбием, боролся с местным тайшой за власть. Был меценатом, открыл в своем улусе православную церковь, школу и лечебницу, чем снискал некоторую известность. Прежний бурятский улус Нуга ("луг") стал называться Бажеем и заселяться новокрещенными бурятами и русскими. Теперь это чисто русское село, из которого коренные бурятские семьи перекочевали в другие места. Базарная Бухта в проливе Ольхонские Ворота, Байкал — на берегу той удобной бухты до революции устраивался базар — Ольхонская торговая ярмарка (ежегодно с 15 июня по старому стилю), куда съезжались торговцы, коммерсанты из Иркутска, Манзурки и других местностей для оптовой сделки и закупки рыбы и других продуктов хозяйства ольхонских бурят. Отсюда бухта стала называться Базарной. Баинск, от бур. слова баян (баин) — богатый. Это название сохранилось с того времени, когда бежавшие из Монголии в русское подданство хонгодоры расселились в местности, названной Баян хээрэ — "Богатая степь". У М.Н. Богданова (1926, с.62) сказано, что преследуемый Сухр-ноеном предводитель хонгодоров "...Бахак, добежав до Алари, успел скрыться в урочище Баинхэр за рекой Белой, как раз в том месте, где теперь стоит улус Баинск". Байкал, оз., Вост. Сибирь — удовлетворительного объяснения пока что еще нет. Многие производят от якутского бай — богатый, кель (кёль) — озеро, т.е. богатое озеро. Это объяснение подкупает своей близостью к действительности (рыбным богатством озера), но сами якуты так озеро нс называют. По новейшим исследованиям лингвистов (Рыгдылон. 1957), название "Байкал" расшифровывается на тюрк.-монг. языках: от слова байгаал, которое имеет зрение "большой водоем", "множество воды", "обширный бассейн". Следовательно, Байкал в переводе будет означать "большой водоем". И прибайкальские буряты называют озеро Байгаал-далай в том смысле, что это обширный, большой водо"м, как море (далай). Из русских первым достиг берегов Байкала землепроходец Курбат Иванов, который в 1643 г. по рр. Лене, Иликте и Сарме вышел на берег Байкала около р. Ольхон и назвал озеро по эвенк. наименованию — Лама, что означает море. Байкальское, с. в Северобайкальском р-не — так переименована дер. Горемыка. Байсан-Быр, ур. в долине Уды близ Хоринска — от бур. слов: байса — скала, убыр — южный склон. Это очень популярное у местного населения название, так как оно относится к местности, богатой лугами и пастбищами, живописно расположенной на берегу реки, у скалистых гор. Бур. слово убыр и бурятами и русскими произносится как "быр" — непонятное, но сильно укоренившееся искажение. Противоположная сторона горы называется Арабайса, т.е. задняя северная сторона горы Байса. Байтог, ул., г., Эхирит-Булагатский р-н — это одно из названий, осмысливаемое на тюрк. языке: бай — древнее тюрк. слово, означающее "богатый", "большой", таг — "гора", т. е. "большая гора". Действительно, это самое высокое, видное издалека место в Кудинской степи. Буряты эхиритского племени эту гору раньше считали священной и устраивали молебствие (тайлаганы). Места с названием Байтаг известны в Казахстане и Туве. Байца, Сосновый Байца в бас. Онота, Хара-Байца в Тунк. впадине — произошло от бур. термина байса (байца) — крутая отвесная скала, утес, гора. Правильное написание Байса. Баклаши, с., Иркутский р-н — селение было основано во второй половине XVII в. как сторожевое зимовье под названием Окинское, охраняющее Иркутск с юга. Затем зимовье-сторожка положило начало пригородному селу. Названному Окинино-Баклаши (или Акинино-Баклаши) — название, которое бытовало еще в наше время. Теперь просто Баклаши. Окининское (зимовье) произошло от слова Ока (см.). Добавление Баклаши сделано, очевидно, в связи с тем, что население этого пригородного селения занималось изготовлением "баклуш" — березовых болванок для токарной выделки деревянной посуды и других предметов для города. Этому промыслу населения способствовал хороший березовый лес, окружавший в прошлом Окинскую деревню. Балаганск, р. п., Усть-Удинский р-н, Балаганская степь в Аларском р-не — назван по имени бур. племени булагат, булаган (булагачин — "соболевщики"), кочевья которого простирались и на Балаганскую степь, где в 1953 г. русскими был основан Брацкий Булагатский (или Булаганский) острог, ныне Балаганск. В связи с заполнением Братского водохранилища с. Балаганск из старого затопляемого места перенесено на новое: вниз по Ангаре, в 45 км от прежнего места, на высокий лесистый левый берег Братского водохранилища; сначала новый поселок называли Ново-Балаганск, затем он был переименован в р. п. Балаганск. Балбагар, г. в бас. р. Турки, Прибайкалье — от бур. балбагар — пухлый, полный. На вид эта гора как бы "припухла": плоская, с пологими склонами, в середине заметно приподнята; здесь имеется месторождение железной руды. Баргузин, р., Баргузинская долина — по имени древнего племени баргутов, по языку близкого современным бурятам. Баргуты (бургуты), так же как племена булагачины (булагаты), — соболевщики, кэрэмучины — белковщики, жили в Прибайкалье, в стране "Баргуджин-Токум", упоминаемой персидским историком XIV в. Рашид-ад-дином в его "Сборнике летописей". Этноним баргут происходит от слова барга что означает в некоторых бурятских диалектах глушь, глухомань, окраина; при помощи суффикса множественного числа -ут образуется собирательное название -барга ут, отсюда баргут, баргут-жин, баргажан, баргузин, т.е. баргузинцы, что означает жители окраины-, "окраинцы" ("украинцы"). Это были у монголов так называемые лесные народы. "Баргузин" — одно из древнейших названий, зафиксированное в документах. Оно неоднократно упоминается в "Сокровенном сказании" (1240 г.): "...прогнали в сторону Баргучжин-Токум" (с. 125), Тохтао "бежал вниз по реке Селенге в страну Бургучжинскую" (с. 103). В середине XIII в. венецианский путешественник Марко Поло дал описание "равнины Бангу, или Баргу" (1955, с.92, 279). Баргузин как острог был основан в 1648 г. сыном боярским Иваном Галкиным. В 1783 г. Баргузин стал уездным городом и в 1790 г. получил герб города с изображением белки на серебряном поле, с 1927 г. — село. Баунт, озера, Баунтовский р-н — местные эвенки это название удовлетврительно не объясняют, хотя предполагают, что на забайкальском диалекте означает "охотник". Название известно с 1652 г., когда Яков Похабов построил Баунтовский острог в центре расположения эвенкийских стойбищ. В позднейших документах упоминаются Баунт и Буженей (т.е. Бусани) озера. Бахтай, ул., совхоз Бахтайский, Аларский р-н — по-бур. бахатай — "замечательное, влекущее к себе, привлекательное место". В районе ул. Бахтай хорошие пастбища, луга, колодец, лес, красивый пригорок — в прошлом привлекательное место для бурятских кочевников. Также предполагают, что Бахтай значит "лягушачье место" — от бур. баха — "лягушка". Баян гол — в переводе значит "Богатая долина". Это название широко распространено в бурятии и Монголии, относится к рекам, урочищам и улусам. Происхождение его связано в большинстве случаев с хорошими для бурят-скотоводов пастбищами, где имеются богатый урожай трав, водопой и солончак. Есть урочища в Селен., и Хорин. р-нах, близ бывших дацанов, названные ламами "Баян гол" — места, будто бы благословенные буддистами для "хорошей" жизни бурят-ламаистов, хотя, как говорят сами буряты, "ничего богатого там не было". Баянда, с., Чунский р-н — от эвенк. баянды — "богатый". На эвенк. и бур. языках баян одинаково "богач", "богатство". Баяндай, ул., Эхирит-Булагатский р-н — предполагают, что местность названа по имени Баяндая — родоначальника бурят баяндаевского рода эхиритского племени. Ср.: Баянда (см.). Белая, р., приток Ангары — название реки связано с выходами на ее берегах горных пород белого цвета — известняков и белой керамической глины. Буряты реку называют Булун (булун, булунг — по-тюрк. "округлый залив", "излучина реки"). Действительно, эта река в нескольких местах имеет очень большие, примечательные излучины (луки). Первые русские, бывавшие на этой реке, искаженно записали бурятское название Булун — "беленя река", которая затем по созвучию со словом белый получила чисто русское название — Белая. Белый Иркут, рч. в истоках Иркута — течет с ледника Мунку-Сардык по узкому ущелью, имеет очень большую скорость течения и воду молочно-белого цвета. Бельск, с., Черемховский р-н — основан как острог в 1691 г. на берегу р. Белой, определившей название острога, впоследствии села. Дозорная, или сторожевая, башня острога сохранилась до настоящего времени. В 1695 г. вокруг этого острога образовалась слобода под названием Бельская. Первым сюда, на десятинную пашню, поселился гулящий человек Федор Савельев Вологжанин с новопришлыми пашенными крестьянами. Берёзовый, хр., водораздел между бассейнами Ангары и Илги (Лена) — хребет покрыт хвойным лесом, и только на нижних склонах имеются березовые насаждения. Буряты хребет прежде называли Илгын-Дабан — "Илгинские горы". Теперь, переводя русское название на свой язык (калька), говорят Хуhан-зудан — "Березовый хребет". Берикуль, оз. в Качугском р-не, близ Верхоленска — здесь наблюдается соединение двух разноязычных терминов: бира по-эвенк. — "река", куль (коль) по-тюрк. — "озеро". Местные русские истолковывают название по-своему — "бери куль" (дескать, "в озере много рыбы"). Бильчир — термином бильчир буряты называют место слияния двух рек отсюда населенные пункты, расположенные в таких местах, носят название: улусы Бильчир в Джид. р-не при слиянии р. Цакир-си с Джидой, в Бохан. р-не на р. Осе при впадении в нее р. Убусы; Бильчир — урочище близ Хоринска при впадении реки Оны и Худана в Уду; ул. Бильчир — на р. Белой при впадении в нее р. Голумети. Этот термин буряты произносят — бэлшэр, монголы — бэлчир, тувинцы — бельдир, хакасы — пильтир, алтайцы — бельтир. Билютай, распространенное название н.п. в Бурятии — производят от бур. слова булюу — точило, точильный камень, брусок; булюутэ — место где имеется булюу. Билютинский мыс у устья р. Баргузина, ур. Билютай в долине Хилка. Обычно в местах с таким название, встречаются песчаники, применяемые как точильный брусок. Бирюлька, с., Качугский р-н — по-эвенк. бира — река. Русское уменьшительное название — Бирюлька. В устье этой реки основана в 1668 г. дер. Бирюлька, вскоре ставшая слободой — центром Бирюльской волости. Бирюса, в нижнем течении — Она, р., бас. Ангары — от слова бирюс или бирюсы — имени одной из родовых группировок отуреченного охотничьего племени, обитавшего в отрогах Саяна. Имя этого племени в названиях встречается в Красноярском крае: р. Бирюса, приток Енисея в 45 км выше г. Красноярска, Бирюсинские пещеры при устье этой реки. Бирюсинск, г., Тайшетский р-н — в 1967 г. р. п. Суетиха, расположенный на берегу р. Бирюсы, был преобразован в город с новым названием Бирюсинск — по названию реки. Близ города есть с. Бирюса. Название Суетиха по-местному объясняется от рус. Слова суета: "Да ну вас к лешему, таких суетишных", — отозвался о строителях ж.-д. моста через р. Бирюсу местный старик-рыбак. Отсюда якобы мост стал называться Суетишным и поселок при нем Суетиха. В действительности, это название существовало раньше: "...протекала в этом месте, где был построен мост, речушка Суетиха". Ср.: су — по-тюрк. "вода"; Суетик (Суетук) — селение в Минусинской котловине. Бишихтуй, небольшая горка в бас. Р. Убусы, Боханский р-н — по-бур. бэшэгтэ хада — "писаная гора". На горе имеются древние писаницы — наскальные изображения, сделанные людьми эпохи бронзы или позднее. Бодайбо, г., Бодайбинский р-н — ленские старожилы происхождение слова объясняют, связывая с прошлой старательской мольбой: "Подай бог!", "Бодай ее (землю, не приносящую фарта), бог", "Потайбо", т. е. потаил бог золото. Все это, по-видимому, представляет вымысел. Название не расшифровано, но, очевидно, оно эвенк. происхождения. Название селению перешло от р. Бодайбо, при устье которой на берегу р. Витима в 1864 г. была построена первая избушка, положившая начало Бодайбинской резиденции русских золотопромышленников. В 1903 г. резиденция была преобразована в г. Бодайбо. Большая Кудара, Кяхт. р-н одно из крупных и старинных русских сел в Бурятии, основанное в 1728 г., было центром быв. Больше-Кударинской волости. См. слово Кудара. Большой Луг (Хончин), р. п., Иркутский р-н — поселок возник на обширном луговом пространстве в долине р. Олхи. Рядом находится другой луговой участок — Змеиный Луг, где много змей. Это луговое урочище в прошлом называлось Хончин и теперь на топокартах значится Хончинский поселок. По-бур. хонишон — "овцевод", "чабан". Ср.: Хончин, пос. близ Ботогольского графитного рудника в Саянах. Бом, с., уp. — тюрк. — монг. термин бом, широко распространенный в Сибири, означает крутая, высокая скала, образующая в долине реки узкий труднодоступный проход — боомо-газар. По-эвенк. бом — ущелье. Боротой, ж.д. станция близ Гусиного озера — от бур. бороо(н) — дождь, бороотой — дождливый, т.е. "дождливое место". В силу географических условий это действительно более дождливое место, чем другие р-ны Гусиноозсрской впадины; рядом расположена местность Намаг, т.е. "болотистая", что тоже указывает на увлажненность. Название боротой грубо искажают, печатая на картах Бараты, Ворота. Бохан, р. п., Боханский р-н — от бур. слов боохан; боо — "шаман", а вторая часть слова осмысливается по-разному: хан — "царь", "владыка", хун — "человек" (боохун — "шаман-человек"), хэн — суффикс, обозн. жен. р. (боо-хэн — "шаманка"). Правильное истолкование второго компонента названия будет хэн, следовательно, боо-хэн будет означать "шаманка". Это предположение подтверждается еще и тем, что гора, находящаяся вблизи с. Бохан, имеет русское название Шаманка, представляющее перевод бурятского Бохан. Название горы перешло затем селению. Эта гора, по-видимому, является местом захоронения шаманки, и здесь раньше бурятами готогольского рода проводились шаманские обряды. Селение Бохан у бурят называлось Apгhaта, от бур. аргаhан — "сухой помет скота", который раньше специально заготавлялся в хозяйстве бурят как подстилка для скота в зимнее время. Братск, г., Братский р-н, Братское море — от слова браты, братский — твердое произношение русскими названия буряты, бурятский. Первые известия о бурятах до русских служилых людей на Енисее доходили в 1609 г., и с этого времени появилось название братские люди, братская землица вместо необычного для русских того времени слова бурятские. Это название пошло в официальные документы первой половины XVII в. и закрепилось за бурятскими племенами, живущими по Ангаре. Когда в 1631 г. вблизи бурятских кочевий на Ангаре был построен острог, то он стал называться Братский острог, а позднее село и город — Братск. Братскими назывались и другие остроги, возникшие на бурятских землях, но с дополнительным определением, например, Брацкий Балаганский острог (Балаганск), Верхоленский Брацкий острог (Верхоленск). Старый Братск, расположенный при устье р. Оки, затоплен. Название перешло новому, грандиозному комплексу населенных пунктов, протянувшихся на расстояние 30-40 км, начиная от плотины Братской ГЭС по обе стороны Братского моря, у бывшего Падунского порога — г. Братску. С именем бурят тогда были связаны названия Братский порог, Братский перевоз, Братская гора. Попытки осмыслить это название от русского слова брат неверны. Брусничный, пос., Нижнеилимский р-н — один из первых новых поселков, возникающих на берегу будущего Усть-Илимского моря, в брусничном хвойном лесу ("бор-брусничник"). Поселки Брусничный, Заморск и другие теперь заселяются рабочими, готовящими ложе водохранилища и строящими дома для населения, которое переселится сюда из зоны затопления. Брянск, Кабан. р-н — в 70-х гг. XVII в. существовала "деревня Брянских, селенгинских казаков", а в ее окрестностях располагался ряд заимок, жители которых "хлеб пашут много и рыболов много же". Основателями деревни, очевидно, были казаки Брянские, из которых известен в исторических документах Ивашко Брянской. Бугульдейка, р., с., Ольхонский р-н — это название встречается еще на карте С. Ремезова (1701), но сами бугульдейские буряты считают, что это не бурятское слово, а занесенное русскими, обозначающее "мороженую рыбу". Этимология неясна. Р. Большая Бугульдейка у бурят называется по-эвенкийски Тыя, а р. Малая Бугульдейка — Куая. Букачан, о-ва у побережья оз. Байкал — по-эвенк. букачан — остров, бугор, сопка. "Букачаном" называется не всякий остров, а только тот, который резко выступает над водой в виде сопки или высоко вздернутого мыса. Булаганск, Хорин. р-н — это село русские именуют Булаган, а буряты — Булагай-Селен (село). Происхождение этого топонима объясняютдвояко: от бур. слова булаг — родник, который имеется вблизи села, и от слова булаган — соболь. Ближайшая гора называется Булаган — соболиная, где действительно водится соболь, а степь — Булагантала, небольшая равнина, через которую, как утверждают местные жители, перебегают соболи из одной тайги в другую. С. Булаганск получило свое название от слова "булаг", так как бурятское Булагай-Селен есть производное от булаг, а не булаган. Булагат — это этноним одного из трех основных бур. племен. Булагаты, или булагачины, т.е. соболевщики, как племенное имя впервые в литературе упоминаются у Рашид-ад-дина (XIV в.): "Они (племена булагачини кэрэмучин. — М.М.) — обитали в пределах Баргуджин-Юкум и у самого края страны киргизов. Они близки друг с другом" (т.1, кн.1, с. 122). Происхождение этнонима булагачин безусловно связано с родом занятий этого племени, так как наличие суффикса -чин, бур. -шан, -шэн, с основой булага(н) не случайно: оно указывает на лица, связанные кругом деятельности, выраженным основой. Булагачины были лесными охотниками, промышлявшими ценную пушнину. На территории булагатов был основан Булагатский или Булаганский острог (ныне Балаганск), в советское время был образован Эхирит-Булагатский аймак. Племя булагатов делится на ряд родов: алагуй, бозо, гоол, енгут, шаралдай, олой, хурхуд, харануди т.д., которые также образовали собственные географические имена в местах, где представители этих родов проживали. Бурал-Сардык, г., Вост. Саян — от бур. буурал — седой, haрьдаг — голец. Это голец, постоянно покрытый снегом. Бургутуй, г.. р. в Вост.Саяне, Бургутуйский хр. в Забайкалье, Бургутуйский голец в Тунк. горах — от бур. бургэд — орел, беркут. У бурят эта птица считалась священной. И горы, где обитали хадын бургэд (горные орлы), назывались их именами. Бурхан (или Шаманка, Шаманская скала или Хужирский м.), м. На берегу о. Ольхон, вблизи пос. Хужир — резко выделяющийся, красивый белый скалистый мыс, вдающийся в Малое море; имеется небольшая пещерка, где найдены орудия каменного века. По преданию бурят, в ней жил дух — хозяин Ольхона. Поэтому скала у бурят считалась священной, здесь совершались жертвоприношения хозяину Ольхона. Когда к бурятам проник буддизм, скала стала называться Бурхан — "бог, будда". На стенах скалы имеются буддийские надписи. Этот мыс часто посещают школьники, туристы, любители природы. Бурятские национальные округа — Агинский в составе Читинской обл. и Усть-Ордынский в составе Иркутской обл. — образованы в сентябре 1937 г. — называются по имени коренного населения округов — бурят, относящихся по языку к монгольской группе. Формирование бурятской народности происходило в XVII и XVIII вв. в Прибайкалье на основе различных этнических группировок древних аборигенов и монгольских племен, проникших сюда, особенно при распаде монгольской династии чингисидов. В "Сокровенном сказании" (1240 г.) уже упоминается этноним бурят. В летописях персидского историка XIV в. Рашид-ад-дина среди обитателей Баргуджин-Тукума (Прибайкалье) упоминаются племена бургутов, булгачинов (охотников на соболей) керемучинов (охотников на белок) и другие, занимающиеся главным образом охотой в лесных просторах Прибайкалья. Племенное название бургут или баргут, что означало "глушь", "глухомань", "окраина", т. е. "жители лесной окраины", приняв форму бурят, стало наименованием народа. По некоторым источникам, название баргут или бургут означает "жители запада", т. е. лесистого Прибайкалья или Севера, в отличие от степного Забайкалья или Монголии. Бурятия называется по имени коренного населения республики — бурят, относящихся по языку к моногольской группе. Формирование бурятской народности происходило в XI и XII вв. в Прибайкалье на основе различных этнических группировок древних аборигенов и монгольских племен, проникших сюда позже из Центральной Азии. В летописях персидского историка XIV в. Рашид-ад-дина среди обитателей Баргужин-Токума (Прибайкалья) у поминаются племена баргутов, булагачинов (охотников на соболей), кэрэмучинов (охотников на белок) и других, занимавшихся главным образом охотой в лесных просторах Прибайкалья. "Племенное название бургут или баргут (см. Баргузин), что означало "лесные народы", впоследствии приняв форму бурят, стало наименованием народа. По некоторым источникам, название баргут и бургут означает "житель запада", т.е. лесистого Прибайкалья или Севера, в отличие от степного Забайкалья или Монголии" (Румянцев. 1948. С. 130). Русские впервые о бурятах услышали и 1609 г., а встретились с ними в 1628 г. В 1631 г o Братский острог. Присоединение Бурятии к России заверштю, в б0-гг. XVII в. В 1921 г. в Предбайкалье образовалась Бурят-Монгольская Автономная область в составе РСФСР с центром в Иркутске. В то же время в составе Дальневосточной Республики была образована Монголо-Бурятская Автономная область из бурятских районов Забайкалья. В 1923 г. обе автономные области объединились в Бурят-Монгольскую Автономую Советскую Социалистическую республику с центром в Верхнеудинске, теперь Улан-Удэ. С 1958 г. республика стала называться Бурятская АСССР (с 1992 г. Республика Бурятия). Бycaгaй, ул. в дельте р. Голоустной — согласно преданию голоустинских бурят, Бусагай был единственным сыном Сорьела, Сорьел первым из ашабагатского рода булагатов перекочевал на берег Байкала в устье реки Голоустной (или Иды) Он, очевидно, перекочевал из долины Иды (теперь — Ушаковки) или Иды (Каменской) и перенес этот название на новое местожительство. Согласно родословной бурята апабагатского рода Егора Захарова, со времени прошло 13 поколений (по записи 1938 г.). Бутырки, с., Иркутский р-н — от русск. слова бутырки — "дом на отшибе", "селитьба, отдаленная от общего поселения". Селение Бутырки, возникшее на отшибе, в стороне от большого села Оёк, разрослось в крупное село. Буха-Нонони сури (hуури), местность, скала в Тунк. горах близ ул. Тора — скала эта издали напоминает фигуру лежащего быка с широко расставленными рогами. В прошлом буряты-шаманисты увидели в ней образ прародителя бурятского народа — царственного быка Буха-Нойон-Бабая, превратившегося в каменное изваяние, и местность эту назвали Буха-Нойони-hуури, т.е. место покоя Буха-Нойона. Шаманы приносили ей жертвы, и началось паломничество шаманистов. Увидев, что скала оказалась доходным местом, представители других религий решили воспользоваться этим: буддисты на одном "роге" поставили свою кумирню, а на другом — православные мессионсры воздвигнули часовню. Теперь это место школьных туристских экскурсий для показа процессов выветривания, разрушения гор и горных пород и образования причудливых форм рельефа... Местность эту теперь называют "Белая Скала". Быково, пос., Бахтайский с/сов., Аларский р-н — по имени Героя Советского Союза, погибшего на фронтах Великой Отечественной войны, Е.И. Быкова, уроженца деревни Жлобина того же сельсовета. Быкотская. Зунгар-Быкот, Усть-Уд. р-н, Ирк.обл. — по наименованию одною из бур. родов зунгарэ-бухэд. Деревню Быкотскую.такжекак Ясачную, Кары мекую, образовали креше ныс буряты, перешедшие к оседлости и в православную веру. Так например, в метрической книге за 1838 г. упоминаются в Усть-Уд. районе "Быкотского рода братский Камарши Собокен" и другие крещеные буряты. Буряты этого рода в прошлом входили в состав ойратов — западно-монгольских племен под властью князей группы Зунгар (Дзунгар, Джунгария) и именовались "Зунгар бухэд". Зунгар (Дзунгар) значит "левая рука" (левая сторона или левое крыло) в противоположность Барунгару — "правой руке". Таково у монголов времен чингисидов было деление страны на военно-административные части ("крылья"). Слово бухэд (быкот) значит сильные, крепкие — имя рода. Значительную часть бурят еще в XVI-XVII вв. составляли роды, в прошлом входящие в состав ойратов, например: икинаты, нойот, зунгар, бухэд. Бэрхэ-Дабан, перевал на Хамар-Дабане, между долинами рек Снежной и Темник — по-бур. бэрхэ — трудный, тяжелый, дабаан — перевал. Это действительно трудный перевал.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||