Заезд

14 августа, суббота. Мы в полном составе – 9 человек – находимся на автовокзале. Мы – это семейство Ойнацев – Леша и Света, я, моя жена Катя, Наташа (о ней чуть позже), двое новосибирцев, накануне по-дружески подкинутых нам Сашей Филатовым – Денис и еще одна Наташа, супер-девушка Надя из Воронежа (почему супер – об этом тоже попозже) и, в качестве "старшего товарища", опытнейший в делах походных человек – Леонид Петрович, он же мой отец.

Вид у народа не очень. Естественно, все с недосыпу после вчерашних сборов. Как ни пытались собраться без спешки, как ни начинали сушить мясо и сухари еще за две недели... В самом интересном положении оказалась Надя. Она приехала в Иркутск за день до этого, 13 августа, и собиралась всего-лишь прогуляться по старой Кругобайкалке или, в качестве программы-максимума, съездить на Ольхон. А тут прямо на вокзале ей заявляют — никаких тебе Ольхонов, пойдешь на Шумак. Это при том, что человек знает, что такое "горы", лишь понаслышке. И если дня на сборы еще как-то хватило, то вот на моральную подготовку и даже на осознание сего факта, боюсь, времени было маловато.

Так вот, о Наташе. Признаюсь — это первый случай в моей жизни, когда с нами идет человек, не знакомый никому из группы! Наташа позвонила Свете за несколько дней до нашего выхода и сказала, что хочет идти с нами. Оказалось, что о наших планах проговорилась другая наша знакомая, с которой Наташа ходила на Шумак в прошлом году по тому самому классическому маршруту Ниловка — Аршан. Скажу честно, брать человека, не представляя не то что уровень его подготовки, а даже не зная его в лицо, не хотелось. Поэтому мы честно пытались запугать Наташу рассказами о жутких перевалах и непроходимых таежных дебрях. Рассказы не подействовали, и девушка поехала с нами. Надо, к ее чести, отметить, что она очень достойно вынесла все испытания и успешно дошла с нами до Аршана, чего нельзя сказать о некоторых других участниках...

У нас на руках 8 билетов — с 32 по 40 место. Вот и наш Икарус, залазим, считаем... 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38... Стоп, приехали. Дальше мест нет. Просто физически нет! Дяденька водите-е-ель!!!

Подошедший водитель предложил альтернативу — либо ехать на жестком металлическом "насесте" в конце салона, либо... сдавать билеты. Мы бы с радостью выбрали второй вариант — благо, маршрутчики весьма активно атаковали пассажиров, предлагая свои услуги, — но автобус уже уходил, а остаться без денег с билетами на руках посреди привокзальной площади не было никакого желания. Так и ехали — шесть человек на своих законных "мягких" местах (правда, назвать их комфортными можно тоже лишь с большой натяжкой), и еще трое (включая Надю, которой билет вообще не достался) — на том самом "насесте", кляня про себя весь этот постсоветский маразм отечественного рынка пассажирских перевозок. Причем ехали, заметьте, по той же цене, что и остальные пассажиры. Девушке, правда, водитель милостиво предложил газетку — видимо, чтобы наиболее мягкому и нежному месту было не так жестко. Так, выехав в 9 часов из города, через каких-то семь часов мы были в Ниловке. За это время Наташа успела удивить всех пассажиров автобуса разнообразием поз, которые, оказывается, можно принять в кресле обычного Икаруса (Кама-Сутра отдыхает!), а Света снабдила нас какой-то абсолютно безумной (некоторые, правда, изволили выразиться более красочно) газеткой с невинным названием "Моя семья".

Классический кадр номер раз

Маршрут до Шумака

Мы в Ниловке. Первые четыре километра пути по грунтовке преодолеваются с ходу — видимо, никто еще не успел осознать, что поход начался. На свороте с основной дороги вежливо, но гордо отказываемся от предложения доставить нас "до озер" на супер-вездеходе ГАЗ-66 за 250 р. с носа и топаем дальше... Уже ночью мы могли собственными глазами увидеть тот самый 66-й в действии. С одной мигалкой, заменяющей неработающие фары, и уже не очень трезвыми, судя по всему, водителями.

Признаки цивилизации

Кстати, об озерах. Мы останавливались здесь на ночлег во время предыдущего путешествия на Шумак каких-то два года назад. Поэтому сейчас я был весьма удивлен изменениями, произошедшими за это время. Сюда пробили дорогу и начали активное строительство. Везде виднеются таблички "Туалет", "Мусор", "Пиво", "Заказ лошадей". Еще немного, и, видимо, можно будет встретить надписи "Бар" и "Гостиница".

Как я и обещал, я пропущу описание нашего пути до Шумака и перейду сразу к основной части, которая начинается с места, называемого

Минеральные источники на реке Шумак

Простор
Мужественная Надя
Классический кадр номер два
После грозы
Классический кадр номер три

Первый "негритёнок", не дошедший до Шумака

По дороге на источники наша группа уменьшилась до семи человек. "Девять негритят решили пообедать...". Нет, никто никого не съел — просто новосибирцы, решив, что они несколько переоценили свои силы, зашли на Шумакский перевал и... повернули обратно. Ну что же, все мы взрослые люди и сами отвечаем за наши поступки. Еще одного "негритёнка" мы должны были потерять уже на источниках — Надя спешила на паровоз, который должен был отвезти ее в Воронеж. А так как ни палатки, ни котлов у нее не было, мы снабдили ее продуктами и подкинули группе, вскоре выходящей с Шумака обратно в Ниловку. Группа была не против, Надя тоже.

Два дня прошли в...

Картинки
с
Шумака

Мы оставили почти 5 кг продуктов.
Два дня прошли в полнейшем отрыве — мы купались в водопадах, объедались голубицей, смородиной, кедровыми орехами и жимолостью размером с виноград, совершали заплыв в лечебных грязях, хлюпались в ваннах и пили минеральную воду от всего, начиная с головной боли и заканчивая раком (не поймите буквально) — так, в качестве профилактики. Но время поджимало, и нам пора было идти дальше... Предварительно устроили ревизию продуктов, в результате чего оставили на Шумаке почти пять килограммов разнообразных круп, печенья и сухарей — все-таки изначально раскладка рассчитывалась на восемь человек. И вот, попрощавшись с Надей, 19 августа мы двинулись вниз по Шумаку до речки Перевальной, чтобы совершить-таки задуманное еще весной.

Далее (День 1 (6). Жара!)

Вячеслав ПетухинА вот интересно, почему достаточно популярен вариант заезда автобусом из Иркутска? Я всегда считал, что гораздо лучше ехать на вечерней электричке в Слюдянку, а там сразу же на маршрутке — в Ниловку. Обычно и дешевле получается и полдня экономится — не надо всю ночь собираться.