Р. Правая Билюты — пер. БЕПКАН — озера в верховьях р. Барун-Хандагай

Чистое время в пути: 4 часа 45 мин.

Утро

Честно говоря, мы испугались. Наташа рассказывала нам жуткие истории о том, как в прошлом году во время их похода за все десять дней пути они видели солнце лишь в течение двух часов. Вспоминались рассказы Рея Бредбери о Венере и более реальные, но от этого не менее мрачные картины перехода через перевалы под проливным дождем.

Утро было безрадостным — все заволокло сплошной пеленой тумана, так что мы не видели практически ничего вокруг нашей стоянки. Дождя, правда, не было, и народ не преминул этим воспользоваться. Все место вокруг костра было увешано мокрыми носками, штанами, рубашками и ботинками.

И тут началось.

Туман стал достаточно быстро рассеиваться, и то там, то тут нам начали показывать разные красивые картинки. Лучи солнца, которое только что показалось над хребтом, освещали все это безобразие. В этих лучах капли тумана на елках блестели как новогодняя мишура, переливаясь всеми цветами радуги, а поднимающийся туман придавал всей этой красоте какую-то нереальность. Ура! В очередной раз убедившись, что погода на нашей стороне, мы начали сборы.

Разные
красивые
картинки

Путь предстоял неблизкий. Хотелось как минимум дойти до перевала БЕПКАН и как максимум перевалить на Барун-Хандагай. Но сначала нас ждало другое испытание — переправа.

Лёша на субботнике

Несмотря на то, что река Билюты в месте впадения в нее Левой Билюты не очень глубока — переход вброд вполне возможен — мы решили в очередной раз усложнить себе задачу. Была поставлена цель — соорудить переправу. Лесоматериала в округе было достаточно, и мы взялись за дело. Через каких-то полчаса реку перегораживал завал из доброго десятка бревен и бревнышек различного калибра, по которым уже можно было вполне уверено преодолеть реку, не замочив ног. Сами строители, правда, чуть-чуть подмокли.
Что нам пара литров воды в ботинках
Но что нам пара литров воды в ботинках после вчерашнего дождичка!

Перейдя на правый берег Правой Билюты (или Билютов?) мы ожидали увидеть хорошую тропинку, а вместо нее нашли... едва ли не асфальтированную дорогу. Это река во время половодья проложила здесь одно из своих многочисленных русел.

Идем, по дороге считаем впадающие речки, время от времени сверяемся с картой. Развернулся нешуточный спор на тему "Куда нам идти". В смысле, в то ущелье, которое видно на горизонте, или еще дальше. В итоге решили, что "там видно будет". Так оно и получилось.

Кстати, по поводу карт. Выяснилось, что цветная карта "Тункинские гольцы", выпущенная ВостСибАГП в далеком 1990 году, не совсем соответствует действительности. Некоторые перевалы вообще отмечены там, где их в принципе быть не может. Более поздняя карта этого района, названная уже почему-то "Китойские гольцы", гораздо точнее. Так что, если вам вздумается посетить этот район, ищите именно ее. Ну и, конечно, незаменимой для всех путешественников была и остается черно-белая Стрелюковская "хребтовка".

По многочисленным описаниям этих мест получалось, что тропа в цирк, где находится перевал, начинает набор высоты не в распадке реки, а где-то чуть раньше. Слышали мы и рассказы о людях, не свернувших на нужную тропу, и вынужденных пробиваться наверх по ужасному бурелому и курумникам. Именно поэтому мы изо всех сил старались не пропустить отворот тропы. Впрочем, оказалось, что пропустить его достаточно сложно (если, конечно, знать о нем). Развилка явно угадывалась — одна тропа шла прямо, другая же, не менее топтаная, резко поворачивала налево и начинала резкий набор высоты. Надо сказать, что тропы в этом районе вообще достаточно хорошие — видно, не раз ступала здесь нога человека.

Ползем наверх. Тропа иногда раздваивается, но потом снова соединяется. Постепенно уклон стал уменьшаться, и мы поняли, что вышли в распадок нужной нам реки. Рекой, правда, это назвать достаточно сложно — практически на всей ее протяженности вода бежит под нагромождением камней, и увидеть ее "вживую" можно лишь в верховьях да внизу, где мы пока и находились. Воспользовавшись этим, мы устроили небольшой перекус. Небольшой-то небольшой, но с настоящим чаем — очень уж понравилась нам такая практика.

Toppler или "гонки на выживание"

Надо сказать, что ущелье реки, название которой я почему-то не нашел ни на одной карте, весьма красиво. Зона леса практически сразу остается далеко внизу, и весь путь пролегает по нагромождению камней в русле. Справа и слева красивые стенки, внизу долина Билюты, а прямо — наш перевал. Его видно уже на подходе к цирку, и смотрится он впечатляюще. Практически до самого верха идет сыпуха, а последние несколько метров преграждает каменная стенка.

Но самое интересное нам преподнесли "на закуску" перед подходом к перевалу. Здесь уже начинается царство высокогорных озер (самое красивое и глубокое из них — верхнее), а рельеф представляет собой наклонные монолитные плиты, отточенные водой едва ли не до блеска.
Под БЕПКАНом
Совершив приятную прогулку по этим плитам и сделав еще один перекус перед перевалом ("контрольный"), мы двинулись вперед, и, преодолев моренный вал, наткнулись на хорошую тропу. Она шла прямо под каменными стенками слева от перевала и так, неспешно набирая высоту, выходила на гребень. Здесь нас ждала неожиданность. Мы ползли вверх, ожидая еще как минимум полчаса подъема, и вдруг тропа резко взяла вправо и через каких-то двадцать метров вывела нас прямиком на перевал. Никаких стенок, которые надо было бы преодолевать, не было и в помине. Даже по сравнению с не доставившим нам проблем Ветренным этот перевал показался нам просто игрушечным. И если на подъеме нам еще пришлось немного попыхтеть, то склон с другой стороны гребня никак не соответствовал нашим представлениям о перевале — он больше напоминал пологий марсианский пейзаж, нежели спуск с перевала. Ну что, достаем шоколадку?

Край горных озер
и суровых вершин

Стоит заметить, что спуск, такой простой на вид, все же преподнес нам по крайней мере одну неожиданность. Это было уже практически перед самым озером, из которого берет свое начало великая река Барун-Хандагай. Каменные "вагоны" огромных размеров мы преодолевали без особых сложностей (впрочем, нельзя утверждать, что это было так просто для всех участников группы), а вот снег оказался более коварным. Мы шли по краю снежника, когда раздался крик одного из участников: "Вытащите же меня!". Это Света умудрилась провалиться в трещину между снежником и камнями. Впрочем, все закончилось благополучно.

Вечер тяжёлого дня

На озеро мы пришли уже в сумерках. Как не оценить здесь всю прелесть газовых горелок! Особенно если учесть, что дров нет в радиусе как минимум трех километров. Ужин под открытым небом на импровизированном каменном столе с каменными же стульями и спать.

Далее (День 4 (9). Приключения продолжаются)