Пер. Динозавр — р. Зун-Хандагай

Чистое время в пути: 6 часов 10 мин.

На Динозавр

Ночью нас немножко попугали. В два часа я проснулся от нешуточного грохота. Этот звук очень сложно было с чем-то спутать. "О-о-о, камнепад, зона больных гор...". Такое ощущение, что с одного из склонов спустили железнодорожный состав. Утром за чашкой кофе мы любовались на свежую дырку от рухнувшей вниз скалы на противоположном склоне.

Но некогда любоваться, пора и ножками чуть-чуть пошевелить. Сегодня нас ждет перевал с экзотическим названием "Динозавр". Если не считать небольшого участка с вагонообразными булыжниками, на него тоже идет торная тропа до самого верха, весьма напоминающая тропу на БЕПКАН.

Кстати, о тропах. Несмотря на то, что в отчетах обычно пишут, что тропа на данном маршруте есть от случая к случаю, могу утверждать, что она есть везде. Даже в тех местах, где самой тропы не видно, ее можно легко найти по турам. Пожалуй, единственным местом, где мы не обнаружили каких-либо следов присутствия человека, был перевал Ветренный. Хотя, вполне возможно, мы просто плохо искали.

Подъем на перевал по тропе, да еще в нормальную погоду, которая радует нас уже не один день, не представляет никаких сложностей. Через час после выхода из лагеря мы уже были на седловине, и, поедая остатки шоколада, созерцали окрестности. Нашли записку группы, прошедшей здесь неделю назад, и в очередной раз порадовались погоде — в записке сообщалось о 15-сантиметровом слое снега на перевале.

Три синих-синих озера

Внизу раскинулись красивейшие озера — причем, у каждого был свой, неповторимый цвет воды. Где-то на горизонте красовалась вершина Башня, столь любимая альпинистами в летний и, в особенности, в зимний ппериод времени. Чуть правее было видно некое подобие весьма выразительного перевала, напоминавшего зубастую пасть дракона. Этот перевал, не обозначенный на картах, и стал объектом для нашей шутки.

Дело в том, что при спуске с "Динозавра" Наташа чуть замешкалась и отстала. Когда же она догнала основную группу, мы вынуждены были ее огорчить. Так и так, не туда зашли, чуть-чуть речки перепутали, поэтому то, что было наверху — вовсе не перевал, а так, непонятно что. А перевал, через который нам предстоит идти — во-о-о-он там. Шутка сработала. Судя по расширившимся зрачкам, человек такого хода событий не ожидал. Но, надо отдать должное, сопротивляться не стал и обреченно пошел дальше. Сознались мы в своем подлом поступке лишь в конце дня, уже почти в самом низу долины Зун-Хандагая.

Впрочем, дотуда надо было еще дойти. А курумники и сыпухи, так доставшие всех за эти несколько дней, никак не хотели кончаться. Лишь к двум часам мы вышли на границу зоны леса, где и устроили поистине царский обед — картофельное пюре с мясом и кисель из голубицы, собранной тут же.

"Из распадка поднимается туман"

Тем временем нам удалось стать свидетелями ситуации, подробно описанной в песне Ощепкова: "из распадка поднимается туман". Действительно, как мохнатый серый зверь, он медленно полз вверх, заполоняя все пространство вокруг нас.

Кроме надвигающегося тумана нас ждал еще один неприятный момент — мы в очередной раз потеряли тропу. После некоторого времени поисков она обнаружилась на другом берегу реки. Кое-как преодолев по скользким камням реку (обошлось в этот раз без переправы), мы двинули вниз. Теперь уже окончательно вниз, где нас, как мы надеялись, ждала уютная стоянка и сытный ужин.

Лес, настоящий лес! С березами, соснами и кедрами. Мы от такой роскоши уже успели отвыкнуть. И хорошая, теперь уж действительно "слоновья" тропа. По такой знай себе иди да свисти под нос. Наташа, правда, отстает — на спуске она ушибла колено, и теперь ей довольно сложно угнаться за нами, почувствовавшими скорое возвращение домой. Уже вечереет, когда мы наконец-то доходим до стоянки, разбитой прямо посреди курумника. В принципе, два признака неплохой стоянки присутствуют — относительно ровная площадка под палатки и дрова. Не хватает только третьего — воды. Точнее, она есть, но где-то уж очень далеко внизу. Поэтому, предчувствуя скорый спуск в Тункинскую долину и, как следствие, наличие более удобных стоянок, мы решаем идти дальше. И вот тут-то погода, до этого терпевшая все наши капризы, не выдержала, и наградила нас проливным дождем.

Дальнейший путь напоминал скорее фигурное катание, нежели пешеходную прогулку. Скользкая, размокшая тропинка с довольно-таки значительным уклоном заставляла нас выделывать такие пируэты, которые, наверное, не под силу даже мастерам спорта по художественной гимнастике. Всеми конечностями цепляясь за корни, траву и лыжные палки мы умудрялись как-то сохранять равновесие и катились дальше. И в такой ситуации народ, еще днем зараженный охотничьим азартом Светы, умудрялся находить грибы вдоль тропинки! Вот что значит собирательский инстинкт.

Темнело, и мы, слепо повинуясь врожденным инстинктам, наращивали скорость и, в итоге, уже не шли, а бежали по мокрой тропинке вперед — неважно куда, лишь бы не упасть. Через два часа такого марафонского забега с места последней (и пока единственной) виденной нами стоянки мы все-таки наткнулись на уютную полянку, где чьими-то заботливыми руками был даже сооружен навес. Не теряя набранного темпа, устанавливаем палатки, разводим костер, переодеваемся... и только теперь начинаем осознавать, что мы все-таки дошли.

Девушки расползаются по палаткам, а другая половина группы, разделенной по половому признаку, остается у костра готовить ужин. В этом нам очень помогли дрова, оставленные предыдущей группой. Спасибо неизвестным доброжелателям!

Коллективный ужин в нашем просторном "Носороге", и все за малым исключением уходят в объятья Морфея (не того, который из "Матрицы"). А малое исключение еще до пол-первого ночи находит себе развлечение в виде сушки промокших спальников у костра.

Далее (День 5 (10). Место под солнцем)