Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Маршрут: Ниловка — Хойто-Гол — р. Убур-Хонголдой — пер. Хонголдойский — р. Ара-Хонголдой — р. Китой — р. Ара-Ошей — р. Ара-Хубуты — пер. Хубутский — Ниловка

Первоначально мы собирались пойти вчетвером: я, Лена, Настя и Ленин знакомый из Калининграда Игорь. Но в последние дни Настя под предлогом загруженности работой и приснившегося плохого сна от участия в походе отказалась. В итоге, пошли мы втроем. Лучше было бы, если бы вдвоем. Этот Игорь оказался кроме того, что слабо подготовленным физически, еще и довольно ленивой и нагловатой личностью, считающей, что раз уж он потратил такую сумму денег (10000 – дорога 20000 – снаряжение), то дальше все должно идти по маслу. В итоге, в конце похода у него рюкзак меньше чем у Лены оказался.

Выехали из Иркутска мы 29.04 ниловским автобусом и ближе к четырем дня мы добрались до цели.
Алтан-Мундарга
В Ниловке попытки договориться с местным население о подвозе до Хойто-Гола (еще 11 км по хорошей дороге) к успеху не привели – согласился вести один пьяный бурят за 700! рублей, так что мы двинулись пешком. Добрались через 3 км до дацана, покидали монетки, сходили вокруг него и тут подъехал грузовик, который следовал до Хойто-Гола. На нем мы за 150 руб. и прокатились. В деревне за нами увязались местные дети, начавшие в районе нас кидать камни, потом появился взрослый мужик – дети отстали, — а мужик еще около километра шел за нами, выясняя, есть ли у нас спирт. Спустя минут 40 после деревни мы добрались до леска, начинавшегося у пересечения небольшой речки, впадающей в другую – по карте здесь вообще подобного быть не должно, но на космоснимке видно несовпадение русел рек на карте с истинным положением дел. На противоположном берегу виднелась чащоба, и мы решили углубиться в нее, чтобы ночью нас не тревожило местное население, но в момент перехода реки из леса выехал на лошади бурят с ружьем и начал интересоваться, куда мы идем. В итоге, выяснилось, что в чаще и палатку-то ставить негде, так что мы поставились на косе, но хотя бы так, чтоб с дороги видно не было.

Утром следующего дня мы проснулись из-за вопросов подъехавшего к нам очередного охотника. Вопросы новизной не отличались: «Куда идете?», «Есть ли спирт?», «Помочь ли подбросить?».Собрались и отправились в путь. Помня о совете знатока этих мест Вячеслава Петухина, на всех развилках уходить налево, чтобы не попасть по лесовозной дороге в горы, через некоторое время мы вышли на наледь некоей реки. Дело в том, что в этом районе параллельно текут две реки: Ихе-Ухгунь и Ихе-Булнай, а учитывая вышеописанное несоответствие карт местности точно свое местположение мы определить не могли. В любом случае нам было вверх по реке около 7-8 км. Только в одном варианте справа должна была подойти тропа, а в другом – мы сами по этой тропе должны были перевалить в левую сторону. Спустя около километра река сделала излучину и я заволновался, что до сих пор неясно, где мы находимся. Оставив спутников варить чай, я полез на небольшой водораздел, находящийся слева. Через 1 км я увидел обширные озера, лежащие между Ихе-Ухгунью и Иркутом – стало точно ясно, где мы находимся.
Вид вниз по долине р. Эхе-Угун на Восточный Саян
Путь вверх по реке оказался достаточно утомительным – наледь местами подтаяла, местами ее не было вовсе и приходилось прыгать по камням, но, наконец, к половине шестого вечера мы добрались до искомой тропы, оказавшейся по ширине почти дорогой. Скорость резко возросла (точнее, возросла она у нас с Леной, а Игорь начал все время отставать). Прошли мимо охотничьей зимухи и заночевали на берегу Ихе-Ухгуни. Правда, выяснилось, что воды в реке в данном месте не наблюдается, так что воду мы вытаивали со льда, отколотого с остатков наледи.

1 мая начался снег, а потом и ветер, правда, в лесу последний почти не ощущался. После развилки троп вверх по реке Ихе-Ухгунь и перевальной, идущей вверх по Убур-Хонголдою
Хр. Монго в районе устья Убур-Хонголдоя
(необходимую нам) мы оказались в удивительном месте — небольшом ущелье длиной около 200 метров, внизу сходящего на нет, а наверху превращающегося в поляну, притом что скалы возвышались над нами метров на 50. Впечатление от ущелья осталось как от какого-то таинственного места. После этого начался более крутой, чем ранее подъем вдоль реки Убур-Хонголдой и не доходя до границы зоны леса около 1 км мы поставились на ночевку. Редкие кедры практически не защищали нашу палатку от ветра и появилась реальная угроза поломки дуг. После долгих попыток укрепить палатку, мы попросту вытащили из нее дуги, а чтобы она не лежала на лицах, наломали ивовых веточек, которые ночью периодически ставили вертикально.

После непогоды утром в палатке обнаружили полусонного клеща, который уже начал несколько отогреваться в складках штанов.
Вид вниз по р. Убур-Хонголдой на хр. Монго.
Снова светило солнце и на душе было радостно.
Солнце сквозь скалы

Стали видны скалы, возвышающиеся над долиной. С одной стороны они своими зубчатыми пиками напомнили нам Кодар.
Скалы над левым берегом Убур-Хонголдоя
А нам предстоял путь на невысокий Хонголдойский перевал. С утра Игорь заявил нам, что ему приснился плохой сон и дескать, ему назад пойти стоит – но до селения он уже за день бы не добрался, так что пришлось тащиь его с собой дальше (на перевал Лена его действительно практически затащила).
У Хонголдойского перевала
С противоположной стороны перевала река Ара-Хонголдой текла очень полого по троговой долине, выпаханной ледником, и до зоны леса было прилично.
Спуск по р. Ара-Хонголдой
К тому же сам лес оказался по большей части жидкими лиственницами с кочками. Неприятной неожиданностью оказалась невозможность идти по наледи ниже устья Бурун-Гола – река начала вскрываться. К тому же снова начала портиться погода, нависли тучи. Место ночевки пришлось искать довольно долго, в итоге остановились среди кедрушек на правом склоне приблизительно метрах в 700 от реки. Ночью понемного пробрасывал снег.

3 мая погода оставалась сумрачной, но осадков не было.
Горы за Китоем
Оставшиеся 8 км до устья Ара-Хонголдоя благодаря нашему спутнику мы шли почти 5 часов. Китой как всегда поразил нас своей красотой, которая, к сожалению, в сумрачном свете не показывала себя в полном объеме. Он уже начал вскрываться, хотя мест с сохранившимися наледями было еще много. Зато полной неожиданностью стало наличие хорошей новой автомобильной дороги, местами выбитой взрывчаткой в скалах и осыпях. Рядом с современной дорогой виднелась и старая вездеходная.
Вид вверх по течению Китоя в устье Ара-Хонголдоя
В устье Ара-Хонголдоя стояли огромные старые железные сани. Как мы позже выяснили, дорога эта идет с верховьев Китоя, где плоский водораздел с Иркутом, на золотые прииски, где снова начинают золотодобычу. Как бы то ни было, дорога намного улучшила наше настроение, и скорость движения возросла весьма и весьма. Через 3 км пути (почти в самом начале мы перешли Китой по наледи) впереди нами была замечена яркая красная табличка вблизи оказавшейся надписью «брод». Наледь в середине реки в этом месте провалилась, и брод временно стал непроезжим – у берегов наледь еще оставалась.
Дорога к приискам
На поляне перед бродом стоял одинокий уазик, а следы уходили через сохранившийся ледовый мост в 100 метрах выше по течению Китоя. Туда мы и перешли по следам трех человек и как минимум двух грузовиков.
Дорога вдоль Китоя
Затем в
Наледь 100-метровой ширины
еще одном месте мы пересекли Китой назад по наледи 100-метровой ширины, прошли мимо зимовья и в устье Саган-Сайра с тоской обнаружили, что основная дорога ушла вверх по этому притоку. Там мы и заночевали.

4 мая оказался самым неприятным из всех дней. С утра попытался пойти дождь, перешедший затем в мокрый снег, чему мы правда сначала не придали особого значения. Отойдя по дороге от места ночевки буквально на 100 метров, нами были обнаружены следы медведя, что отнюдь не улучшило настроения. Спустя около километра была очередная развилка дорог – одна спускалась к реке, вторая забиралась в скалы. Решили идти по второй. Было очень обидно, что вокруг красивые скалы, а ничего не видно далее 200-300 метров. В скалах дорога неожиданно кончилась возле следов палаточного поселения. Правда, сверху мы увидели дорогу, идущую круто вниз. По ней-то мы и вышли к Китою, где дорога кончилась безвозвратно. В этом месте ледовых мостов уже не было, так что переходили мы его вброд – я как единственный в резиновых сапогах перенес все рюкзаки, Лену, а затем, привязав сапоги к веревке, со второго раза мы их перекинули на противоположный берег Игорю. В лесу по довольно неплохой тропе мы срезали изолучину Китоя даже несколько чересчур – вышли мы не на берег Китоя а на его приток р. Жалга в 300 метрах от устья. Вышли к Китою. Тропа в этом месте показана по левому берегу и я перебрел реку. Найденная мной тропа меня особо не восхитила, и было решено пока идти по правому берегу, благо там были солидные остатки наледи. А все это время продолжать идти снег, хотя не земле его больше не становилось – стаивал. И часам к двум дня постепенно начала промокать одежда. Пробежав от устья Жалги 3 км, на сухой протоке возле большого острова мы остановились перекусить и погреться у костра. Погреться мы особо не погрелись, зато сильно промокли со спины. Далее наледь кончалась, и мы пошли по лесу по многочисленным звериным тропкам, изредка используемым людьми. Местами мы снова выходили на наледь, местами шли по камням, в трех местах пришлось облазить небольшие скалки. Но большую часть пути шли по леску и по кустам, где промокли окончательно. Стало очевидно, что на ночлег нужно становиться пораньше, но пейзаж очень напоминал долину Ара-Хонголдоя, а необходимость хороших дров ни у кого не вызывала сомнений. К счастью, приблизительно за 8 километров до устья Ара-Ошея по которому надо было подниматься вверх, были речные террасы с многочисленными кедрами, где мы и остановились. Так как на подобную погоду мы не рассчитывали, то взяли только теплую, а не непромокаемую одежду. Большой костер удалось развести быстро, а вот подсушиться у него не удавалось – снег валил и валил хлопьями. Так в мокрой шерстяной одежде и пришлось залазить в спальник. Перед тем как ложиться прогрели немного палатку горелкой. Именно тогда стало ясно, что зайти на Шумак мы уже практически не успеваем, поэтому будем выходить напрямик через Хубыты. Периодически просыпаясь ночью от холода, дотянули до трех часов ночи. В это время и я и Лена услышали, как несколько раз возле нас хрустнула ветка. Постучали ложкой о котелок и вылезли развести костер. Оказалось, что с вечера еще не все угли прогорели и скоро горел большой и теплый костер. А снег кончился!!! Сначала мы стояли у костра, подсушивая себя, а затем развесили веревку и стали сушить все – от спальников и пуховок до носков. Спать легли в 7 утра, когда уже рассвело.

Горы над Китоем
Вид вверх по Китою
Ельник
Вид вниз по Китою

Встали в 10 с мыслью устроить небольшую полудневку. Светило солнце, таял снег, наконец-то в полной красе показались горы над Китоем.
Ледовый мостик
Все утро был слышен грохот камнепадов, вызванных сходом лавин. Вышли мы в этот день в начале третьего. Быстро прошли 3 километра и оказались перед началом Верхних щек.
Ледяные зубья
В самом начале этого интересного места весь Китой оказывается зажат между скалами шириной не более 2.5 м и низвергается четырехметровым водопадом. А обходная тропа идет по другому берегу. В связи же с жарой прямо на глазах начинали течь ручьи и Китой поднялся за 2 часа сантиметров на 5-7. Китой мы все-таки перешли, хотя мысль о необходимости перехода его назад не радовала. Несколько раз тропа терялась в лесу, зато последний ее участок был отмечен свежими зарубками через каждые 15-20 метров. На спуске к Китою я радостно обнаружил сохранившийся ледовый мост прямо на месте выхода тропы к реке. Там, в 100 метрах от устья Ара-Ошея мы и заночевали. Поели замерзшей брусники (хоть разок это удалось).

Бурный приток Китоя на обходе Верхних Щек
Ледовый мост
Ледопад
Устье Ара-Ошея

Наутро мы обнаружили, ]
Вид вверх по долине Ара-Ошея
что за ночь ледовый мост был разрушен, а Китой понялся еще сантиметров на 30. Так что нам очень повезло.
Ущелье Яман-Гола в устье
Перейдя в устье вброд Ара-Ошей, мы по очень хорошей тропе пошли вверх. Это был самый жаркий день нашего пути – единственный раз, когда удалось даже немного позагорать. Надо сказать, что тропа вдоль Ара-Ошея, а затем ее притоков трижды забирается очень
Замерзший левый приток Ара-Ошея
высоко (метров на 100-200 над рекой), обходя прижимы, а затем возвращается к воде.
Горы за Ара-Ошеем
Ближе к вечеру
Наледь на правом притоке Ара-Ошея
стали попадаться сугробы, а заночевали мы в 300 метрах ниже устья Баром-Гола на небольшом плоском мыску.
Замерзший правый приток Ара-Хубыты
Спать мы легли только в 12 ночи, а в 1.40 налетел ураганный ветер с дождем (это на высоте 1860 м. 7 мая!!!). По долине снизу стремительно неслась черная туча. Поставили рюкзаки по углам палатки, чтобы держали дуги, а сами скучковались в середине.
Закат на Архате
Непогода пролетела довольно быстро, и в 4 утра мы легли спать дальше.

В
Рассвет на Архате
связи с ночной непогодой встали не в 7, как хотели, а в 8. Солнышко еще светило, но все признаки приближающейся непогоды были налицо. Самым сложным оказался начальный участок пути – с крутым подъемом и проваливанием в снег по пояс. Игорь, идущий последним, умудрился отставать и на этом участке. А надо сказать, что усталость свою он сбрасывал непрерывными матами, чем настроения нам отнюдь не улучшал. На этот раз он замолчал после того, как я поинтересовался у него, не считает ли он, что мне как первому идти легче. Затем около двух километров мы поднимались вдоль речки, текущей очень полого (очередная ледниковая долина) по почти вытаявшим местам.
Тучи за Хубутским перевалом
Стал хорошо виден перевал, мы уже наметили путь к нему. Над Китоем же в это время началась непогода, быстро приближающаяся к нам. Приблизительно минут за 20 до перевала она нас достигла, но по счастью оказавшейся не настолько сильной, чтобы нельзя было идти. Был неприятный момент, когда пришлось пересечь небольшой язык с единственного кулуара, с которого до этого не сошла лавина.
"Горы спят, вдыхая облака..."
Со стороны Тункинской долины снега оказалось на удивление много (обычно его там значительно меньше, нежели с Китойской стороны), поэтому до охотничьего зимовья мы шли долго.
Метель на вершине
Зато по пути насобирали зерна гранатов, вымытых и вымороженных из большой скалы. Заночевали мы этот день на поляне с сараем, у которого с лета прошлого года исчезла стена – видимо сожгли на дрова.

8 мая вышли в Ниловку и поехали на Слюдянском автобусе. Билеты взяли до Слюдянки, ибо хотелось купить там рыбы. Через полчаса автобус сломался – ремонт шел около 20 минут. Только нагнали опоздание (водитель хороший попался) – еще одна небольшая поломка. В итоге к Култуку все равно подъехали вовремя, несмотря на большие толпы пассажиров, каждому из которых надо было продать билет. Прямо перед нами закрылся переезд. Водитель быстро развернулся и по проселочной дороге вдоль р. Култучная мы проехали под железной дорогой. Когда выехали за переездом, он еще был закрыт. Затем уже ближе к выезду из Култука путь нам перегородил поезд из 10 вагонов, выходящий по подъездному пути. Ехал он очень небыстро, а затем, когда предпоследний вагон пересекал автодорогу и вовсе остановился. Водитель начал сигналить тепловозу! Спустя полторы минуты он поехал дальше – мы же проскочили в метре от хвоста последнего вагона. Как итог – в Слюдянке мы за 25 минут до электрички – все успели. А в Иркутске уже совсем смешно было – Лена поднимала Игорю рюкзак, чтобы он его надел – а то последний совсем обессилел.

Главный вывод, что мы сделали для себя из этой поездки – больше никаких малознакомых людей с собой брать не будем.

Космос
Верховья р. Хубуты
Край Тунки
Прощальный взгляд

Михаил Крайнов


HastiМишка! нельзя быть таким злым! Помнишь:"Как хорошо, что люди такие разные!"
18.01.2006, 15:06:03 |
Алексей МисюркеевЯ с Михаилом согласен в плане непроверенных людей. Иногда из-за таких "запарывается" весь маршрут. Лучше новичков проверять на коротких маршрутах, например, на пике Черского или на радиалках в Аршане — сразу понятно, пойдет или нет.
17.04.2007, 14:58:01 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную