Маршрут: БАМ ст. КичераВерхняя Заимкар. Верхняя Акули — пер. Доброй Воли (1Б) — р. Светлаяр. Верхняя Ангара — БАМ ст. Ангоя.

Продолжительность похода 12 дней.

Протяженность вместе с пешкой 205 км.

Участники:

Начальник — начальник, руководитель похода. Самый опытный водник нашей группы.

Серега — неунывающий человек. Лыжные и горные походы, немного водные.

Леха — таежник, охотник. Водные походы.

Автор — пытался контролировать продукты и вести дневник.

С чего все началось. Идем на Светлую...

Весной 1997 Начальник предложил пойти на Снежную. На майские праздники сходили на местную речку покататься по порогам. Надо сказать, что подходящей воды для тренировок водников, в нашем городе более, чем достаточно. Все речки нашего района, впадающие в Ангару, в нижнем течении имеют порожистые участки, а в майскую, большую воду вполне сходят за горные. Идти на Снежную мне, что-то не очень хотелось. Опыта сплава по горным рекам у меня было маловато, больше предпочитаю байдарочные походы по таежным речкам. Выезд был намечен на конец июля. Начальник съездил в Иркутск, нарыл кое-какие сведения по рекам Прибайкалья. Как альтернатива Снежной на голосование была выставлена река Светлая. Этот вариант был попроще в смысле сплава и это сыграло свою роль. Ближе к делу участников осталось четверо и один катамаран-двойка. Предстояло добыть еще один катамаран. Его нашли в клубе юных туристов, но проверять кат уже не было времени.

Заезд. Форсирование Верхней Ангары.

Из дома выехали 11 августа. В переполненном вагоне добрались до станции Кичера. Удивились количеству народа, желающему проехать по БАМу. Вокзалы на БАМе — достаточно фундаментальные сооружения, рядом с навевающими грусть поселками. Разруха и запустение. Добрый диспетчер открыл нам здание вокзала, где мы и скоротали остаток ночи, перекусив копченым омулем.

Утром доехали на рейсовом автобусе до Верхней Заимки. Немного пройдясь по селу, нашли мужичка, согласившегося за бутылку водки перевезти нас через Верхнюю Ангару. У него же купили свежего молока для любителей молочного. Мужичок подогнал старую "казанку", долго вычерпывал воду, что-то ковырял в днище, и вот долгожданная команда к погрузке. Быстро грузимся, и наш паромщик налегает на весла. Мы предлагаем помочь ему своими веслами, но мужичок честно отрабатывает водку — упирается сам. На берегу распределяем вещи по рюкзакам — дальше пешком.

Пешком на Акули. Травма Начальника.

Бодро идем по лесной дороге в направлении Ю-З. Скоро дает о себе знать парное молоко, неосмотрительно выпитое любителями молочка. Зря потратились на молоко. Хорошая дорога делится на ветки и растворяется, то есть, нет ее совсем. На помощь приходит компас и карта. Берем азимут и напрямую выходим на Верхнюю Акули. Вдоль берега — плохая тропа. Обедаем. Наш путь — вверх по реке. Когда-то хорошая тропа завалена сгоревшими деревьями. Тропа идет вдоль реки по небольшой возвышенности. Тут Начальника угораздило подвернуть ногу. Сильная боль. Собираем в кучу наши медицинские познания, и консилиум неуверенно выносит диагноз — вывих или растяжение... Вручаем Начальнику посошок и выходим на террасу правого берега. Неплохое место для стоянки. Здесь состоялась беседа между участниками и Начальником. Предлагаем остановиться и сделать дневку, а там видно будет. В ответ выслушиваем, что нога заживет, что можно и нужно идти вперед и только вперед. Переговоры заходят в тупик. Как говорится:

1. Начальник всегда прав...

2. Если не прав, смотри пункт №1

Не спеша продвигаемся по тропе. Где-то сзади ковыляет Начальник. Прикидываем, сколько нужно пройти, чтобы было не слишком много и чтобы мало не показалось. В подходящем месте останавливаемся на ночевку. Леха идет встречать Начальника. Вечером обсуждаем травму и наше ближайшее будущее.

Пропажа и возвращение Начальника.

Утром осматриваем больного. Лодыжка сильно разбухла и посинела. Что-то похожее я видел в лыжном походе по Восточным Саянам. Тогда у парня был перелом какой-то кости. Очень похожая травма. Вслух об этом ничего не сказал, а зря. Начальник по-прежнему уверен в своих силах. Ногу забинтовали эластичным бинтом, подобрали обувь и разгрузили рюкзак. Идем медленно, часто останавливаемся. Начальника не ждем — тропа утоптанная, хорошо просматривается, не собьешься. После полосы горельника останавливаемся на обед. Место — случайно мимо не пройдешь — к берегу близко подходит склон горы, все просматривается. Обедаем не спеша. Похоже, дальше мы сегодня не пойдем. Уж вечер близится, а Начальника все нет. Оставляем Серегу сторожить лагерь (недалеко видели медвежьи следы) и с Лехой уходим в поиск. Я иду вдоль речки, а Леха прочесывает горельник. Периодически кричим что было сил. Встречаемся у развалин зимовья. Никаких следов. Темнеет. Прикидываем скорость Начальника — уже давно должен быть здесь. Что-то здесь не так. Оставляем записку с нашими координатами и сворачиваем спасработы до утра. Серега за время нашего отсутствия наловил в речке жирных хариусов. Перебазируем лагерь на более удобное место и варим уху. И тут словно привидение из леса появляется потерянный Начальник. Ура-а! Спасработы отменяются! Опять все вместе! Как вовремя — уха уже поспела, и дальше все из этого вытекающее... Тост за воссоединение, за здоровье и т.п. Немного портит настроение начавшийся дождь.

Меняем схему движения: Начальник выходит первым и возглавляет нашу группу, в сомнительных местах ждет остальных. Остальные не спеша, собираются и идут следом. Наши слабые предложения: "может вернуться?..." категорически отвергаются. Немного прибавляем в скорости. То ли боль притупилась, то ли больше злости стало... Ничего примечательного — мошка, кедровый стланик, мелкий дождь. Обедаем у зимовья. После правого притока тропа слабеет, стланик гуще. Ночевать остановились на небольшой полянке, среди стланика и берез. У меня начали рваться кроссовки.

Стланик. Мерзкая погода.

Следующий день начинается с дождя. С гор спустился туман, видимости нет. Мерзкая погода. Тропа практически исчезла. Кедровый стланик такой густой, что приходиться прорубать тропу топором. Впереди, как самый здоровый и молодой — Алексей — мы за ним плотной группой. Иногда меняем впередиидущего лесоруба. Дождь, холодно. Трудно выбрать оптимальный путь. В результате забрались в такие заросли, что дальше продвигаться стало невозможно. Кое-как спускаемся к реке. Всех слегка колотит от холода. Хочется чего-нибудь горячего. Варим обед. Дополнительно выдаю шоколад и орешки. После обеда идем вдоль реки и скоро подходим к правому притоку. Начинаем подъем вдоль ручья по камням. Местами рубимся через стланик. Крутизна склона увеличивается, ручей падает небольшими водопадами. Узкий крутой участок проходим правым берегом. В камнях видели вешки-палки — здесь проходили люди. Переходим на левый берег. Идем почти по руслу — по берегу густые заросли, кустарник. Вышли в заболоченную долину. Река образует озерца, тихие места. Много звериных троп. На ночевку остановились у большого камня-валуна. Рядом с камнем лежки оленей. Видимости нет. Слышен шум воды — похоже на водопад. Моросит дождь, все промокли.

Камнепад. Ориентирование.

В три часа ночи проснулись от сильного шума — треск, удары. Спросонья ничего не понимаю. Первый сообразил Серега: "Сель! Камнепад! Все из палатки!" — заорал Серега. Народ засуетился, начал лихорадочно собирать свои вещи и вылезать из палатки, причем все одновременно. У выхода создалась нервная очередь. Я только успел найти и одеть очки. Зачем они были нужны в полной темноте? — не знаю. Шум падающих камней затих. Камни прошли где-то недалеко от нас. Долго обсуждаем случившееся. Судя, по продолжительности, и шуму — был грандиозный обвал. Немного успокаивало то, что палатка стояла под защитой огромного камня-валуна.

Неприветливо встречают нас Баргузинские горы. Всю ночь шел дождь. Видимости по-прежнему нет. Густой туман. Народ еле передвигается. Сегодня надо найти перевал и желательно дойти до верховьев Светлой — нашей светлой мечте. Там большая вода — не надо будет продираться через эти мокрые заросли. Нога Начальника по-прежнему в плохом состоянии. Как он выдержит трудный переход? Идти надо будет по крутым каменистым склонам, что особенно сложно с больной ногой. Тайно беру немного печенья, конфет и ухожу в заросли просить у местных духов хорошей погоды. Складываю подарки под приглянувшийся камень. О чудо! Минут через десять туман уносит ветром, нашему взору открываются горные склоны. Виден водопад на противоположном склоне долины. Ориентируемся, намечаем дальнейший путь. Видимость быстро пропадает, наползает туман.

Через перевал. Трудный день.

Долго собираемся и поздно выходим. Идем вверх по долине, по звериным тропам. Каждый куст окатывает холодным душем. Вдоль ручья, по левому берегу, выходим к крутому осыпному склону. Ручей падает водопадом. Видимости нет. Берем направление по компасу. Начинаем подъем по крутому осыпному склону, правее ручья. Выше идем по кулуару. Круто. Большие камни засыпаны мелкими осколками. Видимо здесь часто случаются камнепады. Подъем выводит к долине, разделенной каменной грядой. Находим следы костров. Обедаем — выше дров уже не будет. Долина заросла кустарником, карликовой березой. Течет ручей. Далее осыпной склон выводит в котловину поросшую травой. Вдоль склона подошли к подъему на перевал "Доброй Воли" 1Б. Подъем по каменной осыпи средней величины. На перевале тур. Записки нет. Фотографируемся. Сильный ветер, дождь, холодно. Перевал — широкая седловина, чуть ниже озеро. Отсюда начинается пологий спуск к реке Светлой. Идем вдоль цепочки озер, которые ниже становятся больше. В озере видели рыбу — похоже, хариус. Промокли насквозь, от холода всех колотит. Дров здесь в такую погоду не найти. Пологий спуск выводит в широкую долину реки Светлой. Стали видны горы. Возле реки заболочено. Леха, как лось, бежит где-то впереди, видимо почуял дрова. Остальные еле тащатся. Находим место для стоянки — под елками, в зарослях карликовой березы. Хороших дров не много. Сушины как каменные — их не берет ни пила, ни топор. Валимся от усталости. Уже в темноте, прямо на кусты березы ставим палатку. Горячий ужин. Принимаем по "винту" спирта и бай-бай. В палатке происходит такой диалог:

- Почему спальник такой мокрый? — Начальник.

- Он не может быть мокрым — я его отжал! — Автор.

- Может сегодня, ты с краю поспишь? — Начальник.

- !!!!! — Слышно ехидное хихиканье обладателей сухого спальника.

Светлая. Брод.

Всю ночь дул северный ветер. Быстро тащит облака. Открывается панорама гор. Опять долго собираемся. Идем правым берегом, а надо бы перейти речку, пока она слабая, да и левый берег поположе. Продираемся сквозь заросли карликовой березы. Попадаются тропы, но часто теряются в кустарнике — тогда идем напрямик. Возле крупного правого притока, спустились на берег Светлой. Бурная речка, шириной 10-15 метров, воды для сплава мало. Обедаем у небольшого ручейка. Жарим грибы. Горы хорошо видно. После обеда подошли к скальному прижиму. Дальше хода нет. Выстраиваемся стенкой, больного в середину, между Серегой и Лехой. Леха подпирает "стенку", я должен рассекать водный поток. Где-то за серединой реки, кто-то оступился — всю шеренгу заштормило.
Я стал заваливаться, течение стало давить на рюкзак, фотоаппарат, висевший на шее, булькал в воде. Живо представил себе сценарий дальнейших событий. Если меня повалит в воду, придется бросать рюкзак. Удержаться ли остальные на сильном течении? Все может плохо кончиться. Нашлись силы вернуться в вертикальное положение. Очень не хотелось терять рюкзак. Перейдя на левый берег, обнаружили отличную тропу. Сразу прибавляем в скорости. К вечеру дошли до правого притока — Аку. Река Аку впадает в Светлую несколькими протоками, основная — нижняя.

Стапель. Неприятности.

От ночевки спускаемся на 500 метров ниже. Настоял Начальник. Хотя, чем это место лучше, мы так и не поняли. Здесь будем собирать катамараны. Строительный лес — отличные елки. Дело идет туго. Один кат собрали быстро. Это проверенное судно — на нем сплавлялись по Утулику. Второй, из детского клуба, комплектовали сами, накануне отъезда. Для камер принесли с собой рулон полиэтилена. Полиэтилен оказался некачественный, легко трескается в самых неожиданных местах. Вытаскиваем баллоны из оболочки, заклеиваем скотчем дырки, собираем все обратно, накачиваем — не держит воздух! Опять все заново! Можно озвереть! Сегодня никуда не пойдем. Хорошо бы завтра выйти отсюда, а то что-то путешествие затягивается. Уже седьмой день, а мы еще не сплавляемся. По реке надо пройти больше ста километров. Периодически идет дождь. Рыба не ловится.

Сплав. Авария.

Второй день собираем катамараны. Погода улучшилась, потеплело. После обеда вроде все готово. Старт! Мы в экипаже с Алексеем идем первыми, страхуем второй кат, смотрим, как он себя ведет. Течение быстрое, местами прижимает к завалам. Дно — крупная галька. Возле устья Тала-Светлинской — хорошее место для стоянки, в реке приличная яма. Стоит доходить сюда пешком и начинать сплав отсюда. Не останавливаемся, и так потеряли много времени. Ниже, на левом берегу — зимовье. Внутри все вверх дном, видимо поработал хозяин тайги — медведь. Без остановок доходим до порогов. Первую часть прошли ходом, без разведки. У нас был отчет туристов из Прибалтики. Они оценивали пороги 3-4 кат. сложности. После осмотра легко проходим нижнюю часть порогов. Линия движения вполне понятна. Ниже порогов обнаружили, что одна оболочка у "детского" катамарана разошлась по шву почти по всей длине. Неудачная конструкция и плохие нитки сделали свое черное дело. На берегу устроили совещание, как жить дальше. Поход затягивается, может не хватить продуктов. Начальник плохо ходит. Идти по берегу — гиблое дело. Катамаран четверых с грузом не вынесет — малый объем. Надо хотя бы дотянуть до зимника Баргузин — Угоян. Попробуем зашить и идти дальше на разгруженном катамаране. Мужики сели зашивать, а я пошел собирать голубику с брусникой. Вечером поймал шесть хариусов. Переходим на подножный корм. Решил резко сократить выдачу продуктов. Народ сильно не возражал.

Каньон. Паводок.

Оболочку зашили. Ночью была гроза. Уровень воды начал подниматься. Идем, не останавливаясь, пытаемся наверстать упущенное время. Впереди пострадавший кат, постоянно держим его в поле зрения. Весь груз у нас. Река постепенно успокаивается, но скорость достаточно высокая. "Детский" катамаран плохо держит воздух, приходиться останавливаться и подкачивать воздух. Во время таких остановок ловлю хариуса. Рыба ловится плохо, но на еду хватает. После зимовья на правом берегу начинаются пороги каньона. Долина реки сужается, по берегам скальные прижимы. После осмотра прошли первый порог.
Зачалились на левом берегу, перед основными порогами каньона. Перед каньоном большой плес. Неплохое место для стоянки. По левому берегу идет обходная тропа. Обносим вещи за каньон. По пути осматриваем пороги. По описанию пороги 4-5 кат. сложности. Сложность видимо зависит от уровня воды. Практически все пороги можно осмотреть с берега. Есть спуски к воде. Ниже каньона организуем стоянку. Хорошая рыбалка, все принимают участие. Сварили уху, набрали брусники — сплошная экономия продуктов. Начальник до темноты бродит по каньону.

Всю ночь и утро шел дождь. Река ревет, за ночь вода поднялась на полметра и продолжает прибывать. Через четыре дня мне надо выходить на работу, а еще ой как далеко. Решено идти через пороги одним катамараном. Второй ненадежный обносим по берегу. Пороги достаточно сложные, а прибывшая вода усилила их мощность. В середине каньона есть прижим к правому берегу. Каньон длиной 1,5 км. В пороги пошли Начальник и Леха. Я не фанат — уступаю свое место на судне. Захожу в середину каньона, готовлюсь снимать на видео. Серега страхует ниже каньона. Каньон прошли относительно легко. Прибывшая вода усилила мощность порогов, но скрыла многие камни. Обедаем. Настроение заметно улучшилось. Загружаем катамаран и несемся через мощные шиверы. Кат стонет и плачет. Валы пытаются скрутить каркас и оторвать баллоны. Постепенно река успокаивается, делится на протоки. Уровень воды поднимается, кое-где вода идет через лес, смывает всякий лесной мусор, валит деревья. Скорость сплава высокая, идем без просмотра препятствий. На шивере с большим камнем в русле, взлетаем на вал, а за ним — огромная яма. Ого! Вот это полет! Чувствую, катамаран и я летим отдельно друг от друга. Приземляюсь почти точно в седло. Жесткий удар под зад. Надо быть внимательнее. Потом "детский" катамаран попал в локальную бочку. Из воды торчали только головы. Мы успели обойти.

Встреча на зимнике. Опять ремонт...

Крупный правый приток — река Намама — впадает в Светлую мощным грязным потоком. Долина Светлой расширяется. Река течет в большой котловине между гор. По правому берегу проходит зимник на Новый Угоян. Осматриваем полуразрушенный мост через правый приток. Интересно, летом здесь кто-нибудь ездит? Почему-то ни у кого не возникает мысли закончить здесь наш поход. Наверно нас убаюкало быстрое продвижение по реке. Сегодня прошли около тридцати километров. На ночевку остановились на левом берегу. Снимаю ограничение потребления сухарей и конфет, но большим спросом пользуется подножный корм. Пойманных хариусов съели в сыром виде.

За ночь вода немного спала. Утром, в сторону БАМа, прошел "Урал", следом еще несколько машин. Помахали друг другу ручками. Опять ни у кого не возникло мысли закончить все ЭТО! Была такая возможность уехать! Почему не уехали? Сами себе задавали этот вопрос. Ответа не было. Продолжаем сплав. Попутно собираем приварок — кедровые шишки, бруснику. На Светлой паводок — подтоплены острова и берега. Слышно как вода катит по дну камни. На шиверах стоят приличные валы. "Детский" катамаран сильно травит воздух. Пришлось остановиться на острове на ремонт, который затянулся на пять часов. Мужики занимаются клейкой баллонов, а я дежурю по кухне — жарю оладьи и рыбу. Периодически ремонтеры пытаются украсть по оладушке.

Кажется все готово. Выходим и... через пятнадцать минут останавливаемся возле устья реки Илокалуй. Дальше идти нельзя! Полиэтиленовые баллоны совсем не держат воздух. Опять нужен ремонт! Сборище неудачников! На слиянии двух рек хорошая стоянка с оборудованным кострищем и дровами. Опять ремонт. Уже кончается второй рулон скотча. Вечером богатая рыбалка. Хватило, и поесть досыта и посолить. Тайменей и ленков мы так и не поймали, только хариус двух видов: серебристый, почти без пятен и желтый пятнистый.

Заключительный день. Завал.

Впереди два порога, отмеченных прибалтами, как требующие разведки. До Верхней Ангары примерно тридцать километров. Почти непрерывно идут мощные шиверы. Сегодня решили уделить больше времени видео и фотосъемке. Первый порог, требующий разведки, мы так и не нашли — видимо слился на общем фоне шивер. На одной из шивер, мы чуть было не кильнулись — поставило на один баллон. Второй порог, ярко выраженный — заметное падение воды, заканчивается прижимом к левому берегу и мощные валы в конце. Это последний сложный порог "Трек". Проходим его не разгружая катамаран.
От сырости стала отключаться видеокамера. Опять идет дождь. Дожди идут каждый день. После порога берега заметно понижаются, река разбивается на протоки. Постепенно шиверы становятся слабее. Есть несколько несложных прижимов. После прижима к правому берегу, увидели Верхне-Ангарский хребет. Горы отступили. Идем правыми протоками т.к. нам нужно попасть в реку Акушанду. Светлая делится на две реки — Светлая и Акушанда. Светлая в нижнем течении полностью завалена. Начались завалы по берегам. Много свежих деревьев нанесло наводнением. Уровень воды все еще высокий. Берега затоплены, вода идет через лес. Течение быстрое, не расслабишься, того и гляди, навалит на завал. Постепенно река делится на протоки, ручейки или просто уходит в лес. В одном месте река течет выше своих берегов! Вода держится за счет завалов по берегам. Необычные ощущения — берег ниже уровня воды. Неожиданно река кончилась, иссякла, разошлась ручьями по лесу. Впереди большой завал, но под ним почти нет воды! Куда подевалась вода! Обескураженные ходим по завалу в поисках дальнейшего пути. На карте обозначена полноводная река, да и в описании ничего не сказано про завал и исчезновение воды. После поисков нашли две узкие протоки справа. Прорубили вход в протоку и провели катамараны по воде. Ширина протоки не больше четырех метров. Постепенно река начинает собирать свою воду, течение замедляется. На берегу попадаются следы людей, костровища. Справа виден невысокий хребет, поросший лесом. Выходим в устье Акушанды.

На Верхней Ангаре большая вода, несет мусор, деревья. Темнеет. Решаем идти до станции Ангоя. "Детский" кат подкачивают на ходу. Идем без остановок. От устья Акушанды до Ангои примерно семь километров. На берег выгружаемся в полной темноте. Видимо местный "парк отдыха" — скамеечки и все такое... на берегу лодки. Цивилизация! Все! Конец путешествию!

Точка...

Утром местный пастух сообщил, что паводок наделал бед по Верхней Ангаре, смыл почти все сено с островов. Сегодня воскресенье, в поселке почти ничего не работает. Вокзал закрыт до вечера, до прибытия электрички на Северобайкальск. Надо как-то убить время. Нашли один открытый магазин. Закупаем хлеба и водки — все остальное у нас есть и ставим "точку" в привокзальном лесочке. Помню еще, как парни побежали в магазин за добавкой и все...

Окончательная, жирная такая "Точка" была дома у Начальника. Были длинные речи, "... был не прав...", и прочее...

Рентген показал перелом кости.

На работу я опоздал на два дня.

Исходный вариант отчета находится на сайте "Бурундук" (http://buroonduk.narod.ru).

Андрей Зарубин

НадяТУТ БЫЛА Надя Костина
18.11.2005, 15:58:27 |
Андрей ЗарубинПривет, Надя! Как забрела сюда?!
18.11.2005, 20:24:39 |
аннаспасибо.здесь была Аня Вернадская
06.06.2006, 05:37:39 |
Илья ПластининПо Нижним Акулям менее круче и более проходимая тропа.
18.03.2007, 21:57:12 |
Толя БатустинКичера отзовитесь мои адрес abg82@yandex.ru жду.
08.10.2008, 00:29:10 |
Иван ШаповаловРебята вы просто молодцы! Пишите loschadka6@yandex.ru
09.11.2008, 22:58:51 |
ШтирлицА я здесь ещё не был, но мечтаю побывать.
Решаем ещё, на Амалат идти или по Верхней Ангаре (+Светлая) сплавиться?
Какая из них спортивнее и рыболовнее? Можно ответить на k174xa10(a)yandex.ru
16.07.2009, 01:14:45 |
Евгений РензинАндрей, добрый день!
Я сейчас занимаюсь привязкой перевалов к карте. Добрался до пер. Доброй Воли. Был сильно удивлён, что при таком рельефе у перевала категория 1Б. Прочитал ваше описание — вроде, больше, чем на 1А не тянет. Потом нарыл в интернете отчёт первопроходцев, в котором цитируется и ваш рассказ (отчёт написан позднее по дневниковым записям). В их отчёте категория н/к, но нет комментария вашей оценке.
В общем, хотелось бы внести ясность.