пос. Нилова Пустынь — р. Эхе-Гер

От грунтовой дороги идущей на Хойто-Гол на 12 км в северо-западном направлении отходит прямая песчаная дорога. В 9.50 пошли по ней. По сторонам довольно унылый пейзаж: горелый лес и различные следы цивилизации. Как раз за полчаса, доходим до ручья, пересекающего дорогу, без проблем переправляемся по камням и останавливаемся на первый привал.

В течении следующего перехода дорога становится хуже — в большинстве мест она сильно размыта и вряд ли пригодна для колесного передвижения. Через 35 минут выходим на большую поляну. Впереди за ней течет река Хубыты, а впереди сквозь туман открываются залесенные склоны Тункинских гольцов. Мы же, отдохнув, идем дальше по дороге, которая поворачивает немного вправо и уходит теперь прямо на север.

Начинается набор высоты, полный рюкзак дает это прочувствовать особенно ярко. Еще примерно через 50 минут чистого ходу заканчивается старая колея, и начинается торная лесная тропа. На всем протяжении от Ниловки до шумакских источников по этой тропе ходят толпы туристов и ездят на лошадях местные жители — сбиться с пути невозможно. Во многих местах дорога настолько разбита копытами, что это даже затрудняет продвижение. Тропа идет левым берегом реки Хубыты на удалении от 100 до 300 метров по смешанному лесу. Остановились на обед.

Вышли с обеда в 14.40, слышны раскаты грома, начинается дождь. Идем дальше по тропе, набирая высоту. Через 30 минут остановились на привал и 15 минут пережидали кратковременный ливень. За последующие 40 минут дошли до известной развилки на тропе, где висит стенд с информацией для туристов, посещающих минеральные источники. Отсюда прямо вперед идет тропа на перевал Хубыты, а направо — продолжение тропы на Шумак.

Движемся дальше. Вскоре преодолеваем небольшой распадок и выходим на заболоченную местность. Тропа здесь разделяется, но все равно ее потерять невозможно. Еще 35-40 минут ходу от развилки, и мы выходим к одному из небольших озер в междуречье Эхе-Гера и Хубыты. Отсюда хорошо виден вход в висячую долину Хубыты. Тропа идет вдоль гор на северо-восток, постепенно переваливая в Эхе-Гер. Еще один переход и в 20.10 мы останавливаемся на ночлег в хорошем кедровом лесу практически на высшей точке между упомянутыми реками. Вода чуть ниже в заболоченном ручье. Успеваем поставиться до того, как начинается дождь и гроза. За сегодняшний день прошли 3 встречные группы. Нас же обогнала большая кампания местных жителей на лошадях.

Далее (2 день (16 июля)
р. Эхе-Гер - пер. Шумак (1А, 2780) - слияние истоков р. Левый Шумак)