пер. Ветреный — седловина пер. Байконур

Утром в 9.30 вышли в верховья реки Перевальной. От места лагеря хорошо видна седловина перевала, однако выяснить наш ли это перевал можно лишь находясь в цирке. Через 15 минут, поднявшись мимо небольшого водопада, вышли к озеру, лежащему в цирке под перевалом Ветренный. Обходим озеро слева по осыпи, постепенно начиная набирать высоту. Подъем на перевал идет по кулуару, который скрывается впереди за перегибом склона.

В 10.20 одели каски и вошли в кулуар. Склон осыпной, крутизна составляет 25-30 гр. Отсюда снизу трудно увидеть седловину, но путь подъема в общем понятен и так. В середине склона кулуар сужается и здесь даже среди камней видна тропа. Это продолжается 200-300 метров, а затем подъем становится немного положе и проходит по слабо вогнутому склону шириной метров 200, слева и справа он ограничен скалами. Поднимаемся вдоль левого по ходу края.

В 11.45 выходим наверх. Перевал трудно локализовать, с долей условности можно выделить две седловины. Мы вышли на более высокую северную, в 100 метрах к югу находится еще одна седловина, здесь расположен тур.

Находясь на перевале, нетрудно заметить, что как и перевал Московский (и некоторые другие перевалы), указаны на карте "Тункинские гольцы (классификация перевалов)" неправильно! В данном случае перевал Ветреный ведет на восток в более северный цирк, нежели видно на карте. По-видимому, перевалы, находящиеся в верховьях реки Перевальной (Мраморный (2Б), Ветренный (1Б) и Изумрудный (1Б)), сдвинуты на карте к югу. На истинном месте перевала Ветреный оказался перевал Мраморный (2Б), который на самом деле находится севернее и т. д. Мы же, руководствуясь отчетами, правильно вышли на Ветренный. При подходе с запада ошибка не так существенна, потому что заход на все три перевала из одного цирка, и важно только относительное их расположение. Но при движении с востока карта может сильно подвести, поскольку вы окажетесь не в том цирке.

Спуск гораздо круче подъема до 45 гр. Склон представляет собой частично разрушенные скалы, которые прорезаны мелкоосыпными расщелинами. Спуск по этим кулуарчикам камнеопасен, поэтому стараемся спускаться по положительным формам рельефа, заходя в расщелины только в крайнем случае. В верхней части можно найти полочки покрытые травой, разделенные скальными участками в несколько метров, такая тактика спуска вполне безопасна. Ниже перевала в 100 метрах склон выполаживается до 20-25 гр. Здесь скальные выходы кончаются, и можно спускаться прямо вниз по осыпи в любом месте. Здесь движемся широкой горизонтальной линией, чтобы избежать попадания камней, летящих из под ног. Под перевалом находится большая морена в продольном направлении, сразу за которой расположено озеро, морену можно обходить с любой стороны. Мы обошли ее и озеро справа. На озере перекус в 13.20.

Наш путь лежит на перевал Байконур, который хорошо виден от озера, до него 5 км. Чтобы подойти туда можно спускаться вдоль ручья почти до зоны леса, а затем поднимать до ручью, текущему с Байконура. Мы избрали другой более короткий путь — движемся прямо в направлении перевала, пересекая широкие верховья реки Левой Билюты поперек. При этом приходится преодолевать глубокие распадки, но все таки наш путь оптимален. Пройдя 40 минут по осыпи, траве и стланнику, достигли ручья, текущего с Байконура.

Вход в цирк преграждает огромная морена высотой метров 300 (ее можно даже различить на 2-х километровой карте). Более длинный, но и более простой путь обхода — справа, там и проходит основное русло ручья. Идем по ручью, огибая морену, он образует каскад водопадов, здесь легче идти по правому (орографически) берегу. Затем поворачиваем налево и движемся около полукилометра в своеобразном узком кармане, образовавшемся за мореной.

Далее идем по некрутым уступам склона. Повсеместно попадаются очень ровные зеленые полянки, где хочется поставить лагерь, но сейчас только около 17.00 и время еще есть. Вскоре справа остался обширный цирк, там находится перевал Эдельвейс. Мы же продолжаем поднимать в направлении перевала Байконур по средней осыпи не круче 20 гр. Подъем долгий, но не сложный. Наконец в 18.05 выходим на перевал. Он очень необычен — подъем резко заканчивается совершенно ровным плато шириной 200 и длиной 400 метров, в противоположном конце озерцо со льдом. Решаем ставить лагерь прямо здесь, множество площадок покрытых мелкой галькой и мхом. Красивое место, вечером совершили экскурсии на соседние вершины. Причудливая облачность, ветер, сырой туман.

Далее (13 день (27 июля)
седловина пер. Байконур (1А, 2900) - р. Правая Билюты - устье прав. притока №5)