слияние истоков р. Левый Шумак — пер. Лабиринт — р. Зун-Гол

Оставили закладку и перепаковав рюкзаки, вышли в 9.30. Сразу пребродили правый исток Левого Шумака и вышли на стрелку между левым и правым истоками реки. Оба русла находятся в каньонах. Следуя советам, дающимися в отчетах, стали подниматься на высокий правый берег Левого Шумака. Около 100 метром крутого подъема, и дальше мы идем по залесенной террасе высоко над рекой. Тропы нет. Менее чем в полукилометре от стрелки приходится подняться еще выше почти до нижней границы гольцового пояса, чтобы обойти крутой каньон Левого Шумака, тем не менее этот путь проще чем по противоположному берегу или в каньоне.

В 10.30 вышли из зоны леса. Идем выше реки то по луговой растительности, то по курумникам. Через 20 минут следует постепенно начать спуск к реке, несмотря на то, что отсюда вполне логичным кажется продолжать движение с небольшим набором высоты — впереди за очередным перегибом окажется крутой спуск к реке. Тем более, здесь каньон уже заканчивается и идти верхом смысла нет.

Далее долина начинает поворачивать налево по ходу, идти по левому берегу кажется предпочтительнее, и мы переходим реку по камням. Отдохнув, идем дальше по луговой и стланниковой растительности. Через 15-20 минут долина расширяется, но мы движемся вдоль борта долины около ручья по камням. Это удобнее чем идти более коротким путем по моховине. Примерно через километр ровная местность заканчивается и начинаются морены. Не доходя их, в 13.00 останавливаемся на обед, готовим на камнях, используя сухие ветки карликового кустарника. Начинается сильный дождь с грозой, ставим палатку и обедаем внутри.

Пересидев дождь, выходим только в 15.50. Подход к перевалу преграждает хаос моренных валов, увидеть седловину удается лишь в нескольких сотнях метрах от перевала Лабиринт. По травянистому склону между морен за 20 минут выходим к первому большому озеру, зажатому осыпными склонами. Подойти к воде можно лишь с восточной стороны. Не спускаясь к берегу обходим озеро справа и берем курс на заметное понижение между двумя осыпными горками, которые в большом количестве заполняют верховья Левого Шумака.

Поднявшись над озером метров на 200, обходим справа большую морену, ограничивающую первое озеро с севера. Ко второму небольшому озеру ведет узкий проход, который забит массивной снежной пробкой. Второе маленькое озеро обходим слева, здесь крупная осыпь сходит прямо в воду. Идти непросто. Добравшись до противоположного конца озера, увидели слева пологую седловину нашего перевала, до которой 200-300 метров набора высоты. Преодолев очередной моренный уступ подошли к совсем некрутому (15-20 гр.) склону перевала. Последний подъем занимает не более 20 минут. На седловине группа в 18.00.

С восточной стороны перевал представляет собой широкую слабовыраженную седловину. С запада вообще практически невозможно указать перевал — ровный хребет без каких либо выраженных складок. Нашли два тура, однако лишь в одном была записка, весьма странного содержания (см. приложение). На запад уходит крутой склон 40-50 гр. со скальными выходами наверху. Спускаться в этом месте можно только с перильной страховкой. Проведя на перевале 50 минут, мы все же отыскали место, где можно спускаться без веревки. В 200 метрах к северу скалы прорезает кулуар — местами подвижная осыпь, местами наклонные плиты.

Спускаемся в касках плотной группой, укрываясь за скалами. В 200 метрах ниже перевала скальные выходы кончаются, и склон превращается в среднюю осыпь крутизной 20-30 гр. Движемся прямо вниз по положительным формам рельефа. На дно цирка спустились за 45 минут.

Дальше путь по правому берегу вдоль ручья — левому истоку Зун-Гола. В 20.10 подошли к слиянию и перебродили правый исток. На той стороне хорошая тропа. Через 20 минут встали на ночь у границы леса.

Далее (4 день (18 июля)
р. Зун-Гол - р. Архат - р. Дабан-Жалга - пер. Московский (1Б, 2760) - р. Поисковый)