р. Зун-Гол — р. Архат — р. Дабан-Жалга — пер. Московский — р. Поисковый

Вышли в 9.35. Идем по тропе, которая постепенно начинает уходить в сторону от реки. Ниже Зун-Гол входит в грандиозный каньон, который продолжается почти до самого устья. Важно не потерять тропу, которая идет в 300 метрах выше реки, иначе возникнут большие трудности. В течении часа преодолеваем 2-3 три глубоких распадка правого берега, однако при движении по тропе, это не представляет сложности. В 2-3 км ниже границы леса склоны долины становятся несколько положе, возникает множество троп, которые уже довольно далеко отходят от реки.

В том месте, где Зун-Гол начинает поворачивать направо, стали спускаться к реке. Здесь каньон не слишком крутой и можно найти места, чтобы легко спуститься к реке. В 11.25 переходим вброд Зун-Гол и, поднявшись на противоположный берег каньона, срезали стрелку при слиянии Зун-Гола с Архатом. Для этого пришлось пройти около полукилометра по заболоченному редкому лесу.

Вскоре выходим на отличную тропу, идущую правым берегом Архата. За 40 минут добежали до устья реки Баром-Гол. Здесь есть неплохие стоянки. Перешли Баром-Гол и устроили привал с купанием. Погода великолепная. После отдыха перешли реку Архат. Выше по течению начинается глубокий и красивый каньон, поэтому мы решили сразу подняться по крутому склону на террасу левого берега, расположенную в 150 метрах выше реки. Наверху обнаружили тропу. Двигаясь по ней, срезали небольшую излучину Архата, что находится в 2 км выше устья, и вышли к каменистому руслу реки Дабан-Жалга. Здесь в 13.20 устроили обед. Стираем, купаемся, загораем. Уходим в 15.30.

Чуть выше на протяжении 300-400 метров этот левый приток Архата течет в каньоне. Однако можно идти прямо по каньону. Пару небольших водопадиков, встречающихся здесь, нетрудно обойти, а в случае необходимости можно в любом месте перейти речку. После каньона долина расширяется. Выбираем путь левым берегом реки Дабан-Жалга в обход красивого 10 метрового водопада. Идем без тропы, траверсируя склон долины, однако через 1-1,5 км спускаемся к реке, видимо, с самого начала не следовало уходить в сторону от русла.

Покинув зону леса, идем по камням вдоль реки, пересекая многочисленные протоки. Впереди показался перевал Московский с характерной угловатой седловиной, ограниченной с севера стеной соседнего пика. При входе в цирк приходится преодолевать осыпь из крупных мраморных валунов. В 17.25 оказываемся у начала перевального взлета. Здесь есть небольшие плоские полянки, где можно было бы поставить палатку, однако мы полны сил и решаем преодолеть перевал сегодня. Определяющей является эта сторона перевала, но мы видим, что веревки тут не понадобятся.

Начало подъема по очень крупной осыпи 15-20 гр. Далее еще 300 метров средней осыпи. Еще выше скалы образуют своеобразные ворота. Здесь у начала кулуара все собрались, одели каски и плотной группой двинулись дальше, соблюдая осторожность. Подъем крутизной до 40 гр. Кулуар до верха не доходит — последние метров 50 лазанье по наклонным скалам.

Группа на перевале в 18.40. Сфотографировали окрестности и сходили на ближайшую вершину. Можно заночевать на перевале — много ровных мест, есть вода, но мы идем вниз. Отсюда можно видеть, что на карте [1] перевал Московский обозначен неправильно! Со стороны Ара-Ошея он выводит в следующий южный цирк относительно обозначенного, и ручей, текущий с перевала, впадает не в Ара-Ошей, а в его правый приток — ручей Поисковый.

На запад с перевала уходит медленно понижающийся склон, который через 400-600 метров становится круче, ручей, берущий начало под перевалом, образует каньон. Спускаемся по травяным полочкам левым берегом ручья. Падение русла становится все более сильным и приходится уходить влево от каньона на более пологий склон, который, однако, тоже довольно крут (около 25 гр.). Ручей же течет по наклонным монолитам и изобилует водопадами, видно, что спускаться (и подниматься) вдоль ручья нельзя. Ушли метров на 200-300 в сторону от каньона и по отрожку, покрытому мелким щебнем и песчаником, в 21.00 спустились к реке. Тут же у первых деревьев остановились на ночлег. Надо сказать, спуск, хотя он технически и несложен, оказался в нижней части тяжелее, чем можно было предположить.

Далее (5 день (19 июля)
р. Поисковый - р. Ара-Ошей - озеро в верховьях р. Ара-Ошей)