р. Поисковый — р. Ара-Ошей — озеро в верховьях р. Ара-Ошей

Вышли в 10.45. Ниже места стоянки правый приток Ара-Ошея образует каньон, который решаем обойти по левому (противоположному от нас) берегу, т.к. в 200-300 метрах ниже правый берег прорезает ручей, стекающий с перевала Московский. Без затруднений минут за 15-20 обошли каньон по левому берегу и спустились в широкую плоскую долину при слиянии Ара-Ошея и нашего правого притока. Пройдя около километра, подошли к руслу реки Ара-Ошей.

В районе слияния река разделяется на несколько рукавов, и брод несложен. На левом берегу Ара-Ошея идет очень хорошая тропа на удалении от берега не более 100 метров. 11.30 пошли вверх по ней в быстром темпе. Долина реки широкая без прижимов. Тропа местами выходит на каменистый берег, однако ее продолжение всегда можно найти. За два перехода по 50-55 минут добежали до слияния Ара-Ошея с ее крупным правым притоком. Это место отчетливо видно издалека, благодаря характерной горе, возвышающейся на стрелке при слиянии.

Идем дальше в верховья Ара-Ошей. Выше по течению характер долины сменяется, почти сразу за слиянием начинается очень глубокий скальный каньон с многочисленными водопадами. Тропа обходит его поверху все тем же левым берегом. Длина каньона около километра. Там, где он заканчивается тропа снова спускается к реке. Здесь остановились на обед в 14.05. Купаемся, исследуем красивейший каньон.

Выше места обеда русло реки начинает петлять. Постоянно встречаются прижимы и каньоны, тропа обходит их левым берегом и преимущественно поверху. Первые полчаса идем по тропе, но потом она начала делиться, и мы, выбрав неудачное продолжение тропы, теряем ее. Правильная тропа, по-видимому, уходит выше и в сторону от реки. Когда стала понятна наша ошибка, двинулись прямо вверх, где примерно в 300 метрах обнаружили тропу.

В 3-4 километрах выше слияния Ара-Ошей с крупным правым притоком долину реки преграждает небольшая горка (это отчетливо видно на карте). Русло реки обходит ее слева по ходу, но наиболее удобный путь пролегает справа, через заболоченный перевальчик, здесь по границе леса и идет тропа. Миновав это место в 17.20 почти сразу вышли в зону кустарниковой растительности. Здесь выше леса долина опять расширяется, река становится спокойной, делится на множество проток. Продолжаем идти по левому берегу, а тропа похоже переходит на другой берег. Впереди в 1-2 км тропа становится хорошо видна на противоположном склоне долины — она поднимается в цирк перевала Улан-Гол, ведущего в сторону Хойто-Гола.

Идем без тропы по заболоченной луговой растительности, стараясь выбирать наименее топкие места вблизи левого борта долины. Через час ходу от леса заболоченные участки кончились. В этом месте Ара-Ошей и ее правые притоки текут в небольших, но обрывистых скальных каньонах. Это никак не затрудняет путь, поскольку мы идем в стороне от реки по широким лугам. Сразу, как кончаются болота, можно найти тропу левым берегом, которая вскоре выводит к великолепному водопаду в верховьях Ара-Ошей высотой 20-25 метров, который никак не обозначен на карте.

Проходим еще 2 километра вдоль реки, пока не достигаем левого притока, вытекающего из большого безымянного озера в цирке перевала Богохонголдойский. Далее пошли по высокому стланнику вдоль притока, погода явно портится, торопимся успеть поставить лагерь. Минут через 20 пути по ровной местности подошли к началу подъема в цирк. Ручей здесь превращается в длинный каскад. Подъем 150 метров по осыпи не более 15-20 гр. В 20.30 встали на ночь на берегу озера, где достаточно ровных травянистых площадок. Сразу же начался дождь и сильный восточный ветер.

Далее (6 день (20 июля)
озеро в верховьях р. Ара-Ошей - перевал Богохонголдойский (1А, 2800) - р. Богохонголдой - р. Китой)