озеро в верховьях р. Ара-Ошей — перевал Богохонголдойский — р. Богохонголдой — р. Китой

С утра моросит. Выходим в 9.40. Обходим озеро слева около самой воды. Берег — крупная осыпь, у южного края озера болото. Перевал от озера не виден, и кулуар, по которому предстоит подниматься находится справа "за углом". После озера подъем вдоль ручейка по травянистым полкам. Выше — по кулуару по крупной осыпи. Общий уклон мал не более 10 гр. Впереди отчетливо видна слабовыраженная седловина. После прохождения сужения кулуара начинаем набор высоты по широкому осыпному склону крутизной 20-25 гр. (местами до 30 гр.) несколько вправо от направления движения. Поднявшись на 200 метров, выходим на перегиб, который снизу кажется перевалом, однако до вершины еще метров 200 ходу по пологому склону.

На перевал поднялись в 10.55, погода улучшилась. Седловина широкая, обрывистая на север и более пологая с южной стороны. С перевала в северном направлении хорошо просматривается долина реки Бого-Хонголдой вплоть до начала зоны леса, хотя до нее порядка 10 км. Спуск по средней довольно слежавшейся осыпи крутизной 30-35 гр. в верхней части, именно этот участок позволяет классифицировать перевал как 1А. Идем прямо вниз, спускаться везде одинаково. До края луговой растительности спустились за 40 минут.

Идем вниз по ручью. Первое время часто переходим реку, но в основном движемся по правому берегу. Это вызвано тем, что приходится пересекать небольшие скальные распадки, попадающиеся как на одном, так и на другом берегах. Через 2-3 км от перервала правый берег становится заметно положе левого, и здесь временами попадаются обрывки троп. На подходе к слиянию истоков Бого-Хонголдоя, что находится уже в 5 км ниже перевала, начинаются прижимы с обеих сторон. Переходим на левый берег, где появляется хорошая тропа, которая почему-то через полкилометра бесследно исчезает.

Ниже слияния наши попытки отыскать тропу не увенчались успехом. Здесь продвижение затрудняется из-за высокого стланника. Несколько раз переходим реку, обходя прижимы, и, все еще надеясь найти тропу. В районе первых деревьев сделали получасовой перекус и в 15.00 двинулись дальше. Войдя в зону леса, нашли тропу правым берегом, но приходится быть особенно внимательными, чтобы ее не упустить. По сторонам светлый лиственничный лес, а под ногами моховая растительность и лишайники, где тропа наиболее отчетлива.

В 3-4 км ниже границы леса долина сужается и отыскивать тропу становится все сложнее. В результате постоянных поисков стало ясно, что основная тропа везде идет правым берегом и практически всегда вдоль самой реки, не удаляясь от не более чем на 50-100 метром. Но это правило нарушается в 3 км от устья, здесь тропа уходит наверх в обход сложных прижимов. Мы пропустили этот момент, нам пришлось пробираться без тропы вдоль реки, часто двигаясь по камням в русле и вброд.

За 1 км до устья Бого-Хонголдой входит в долину Китоя, которая здесь довольно широка и полога. В 19.40 вышли на отличную грунтовую дорогу, идущую вдоль Китоя по правому берегу. Прошли 4 км по дороге вниз по реке. В том месте, где дорога переходит на противоположный берег Китоя разбили лагерь. Вечером буря — сильнейшая гроза, дождь и порывы ураганного ветра, невдалеке валятся деревья.

Далее (7 день (21 июля)
р. Китой - пер. Новогодний (н/к, 2150) - р. Жалга - пер. Дабан-Жалга (н/к, 2200) - р. Ара-Ошей - устье р. Ара-Хубыты)