р. Китой — пер. Новогодний — р. Жалга — пер. Дабан-Жалга — р. Ара-Ошей — устье р. Ара-Хубыты

Переправа через Китой известна своей сложностью и является одним из категорийных препятствий походов в Восточном Саяне. Поэтому, несмотря на привлекательность движения по дороге, планируя маршрут, мы выбрали другой, как оказалось очень хороший, вариант выхода в низовья Ара-Ошей и Яман-Гола. Вышли в 9.40 и двинулись дальше по правому берегу Китоя. Первый километр после того, как грунтовка переходит на противоположный берег, по нашему берегу идет заброшенная колея. Но она скоро кончается и надо найти не очень хорошую тропу, идущую метрах в 100 от Китоя.

Через 50 минут после выхода дошли к плавному повороту Китоя на север, в этом же месте он принимает два правых притока. Мы поворачиваем направо и входим в широкий распадок, в котором текут оба этих притока. Движемся по диагонали через водораздел ручьев, постепенно подходя к ко второму дальнему от нас притоку Китоя. Вблизи него вышли на хорошую тропу, которая вскоре пересекает ручей и начинает набор высоты в направлении перевала Новогодний. В 11.45 вышли на перевал, который является просто пологой и низкой перемычкой, ведущей в долину реки Жалга. Пролегающая здесь тропа очень хорошая и утоптанная. Как раз на этой высоте находится верхняя граница леса, поэтому тропа почти везде отчетливо видна на несколько сот метров вперед, заметно выделяясь своим песчаным цветом на фоне мха и травки. Вопреки ожиданиям тропа не спускается к реке Жалга, а идет довольно далеко от нее (примерно в километре) по малозалесенным увалам. В этом районе весьма сложная орография, что затрудняет ориентирование, но можно полностью довериться тропе — она нигде не теряется и выводит в конечном счете на перевал Дабан-Жалга и на Ара-Ошей.

В 13.30 остановились на обед на небольшом ручье. Местность довольно красивая, хотя окрестные горы пологи и невысоки, они несколько необычны для Восточного Саяна. Лиственничный лес, и совершенно нет подлеска. После обеда в течении 40 минут вышли по тропе к реке Жалга и прошли низкий незаметный перевал Дабан-Жалга, находящийся чуть выше зоны леса. К востоку от перевала открывается обширная безлесная долина, покрытая щебнем и мелкой травой. Везде прослеживается тропа, отмеченная многочисленными турами.

Примерно в 1,5-2 км от точки водораздела, которую сложно точно локализовать, начинается приятный кедровый лесок, который ближе к Ара-Ошей становится более густым. При входе в долину Ара-Ошея тропа круто спускается вниз метров 100, а затем соединяется с тропой идущей по левому берегу Ара-Ошея. При этом ручей, текущий со стороны перевала Дабан-Жалга остается в полукилометре справа. В 17.35 двинулись вниз по Ара-Ошей по хорошо утоптанной тропе. Начался дождь, гроза. Через 10 минут пересекли несколько пологих курумников, спадающих с левого борта долины к реке. Через полчаса тропа ушла наверх, чтобы обойти прижимы, появляющиеся здесь. Добравшись по левому берегу до слияния Ара-Ошей с Ара-Хубыты, перешли обе эти реки. Согласно другим отчетам хорошее место брода находится в 300 метрах выше слияния и отмечено большим туром, однако мы его не заметили и переправлялись через Ара-Ошей непосредственно у слияния, здесь это оказалось несколько сложнее — при продолжающемся дожде брод везде выше колена, переходим парами. Хорошее место для лагеря на правом берегу в районе устья Ара-Хубыты. Здесь остаемся на ночь. 18.30.

Далее (8 день (22 июля)
устье р. Ара-Хубыты - р. Яман-Гол - р. Лев. Яман-Гол)