Восхождение на Мунку-Сардык

Встаю в 5.00 утра, выглядываю за палатку. Ура! На небе ни тучки, небо на востоке окрашено в розово-фиолетовые краски. Разбудил Саню и Леху, девчонок будить не стали, со вчерашнего дня они так и не передумали не ходить. Леха прошелся пару метров по лужку, прислушался к ощущениям в ноге, и согласился идти с нами. Быстро вскипятили водички, перекусили, оделись в системы и каски, взяли все необходимое и пошли.

На вершинной башне. Стационарные перила.
Вид с вершины на Озеро Эхой.
Наш маршрут сначала шел практически прямо в лоб, из цирка мы двигались по моренам наверх, далее выбрали самый длинный каменный вал, вдававшийся в ледник наверх(верхняя часть лежит внизу чуть правее вершины). Дошли до конца и кинули две веревки наверх — вправо по снегу до скального выступа, по которому уже можно без проблем вылезти на гребень, метров 150 правее ориентира «каменный палец». Я выбрал этот путь, поскольку сильно не хотел тратить время на обход жандармов на гребне, а так мы вылезли уже практически на предвершинном участке. Две точки на льду сделали при помощи ледобуров, толщина снега была 5-10 см, первый шел в кошках. Напрягало одно — следы свежих камней на снегу под вершиной и особенно под восточным гребнем. Когда мы уже начинали движение вверх по северо-западному гребню, солнце светило на склоны вовсю, и с восточного гребня от верхних скал с грохотом пошли камни. Хотя их траектория и не пересекала наш маршрут, все равно было очень приятно, что мы убрались из под вершины. Возле вершинной башни, из-за снежника, на входе в кулуар и в самом кулуаре повесили две веревки. Точки крепили при помощи петель за скальные выступы. С веревками прокопошились довольно долго, может быть, конечно и зря все это выделывали, наверное спокойно смогли и так пролезть. Но. Я решил что в нашем случае лучше перестраховаться чем недостраховаться. На самой башне мы к большому своему удивлению и признаться к большой радости увидели толстые (12мм) стационарные перила на петцелевских шлямбурах. Никаких мыслей о не спортивности их использования у нас и не думало возникать. Прицепившись к ним аж двумя самострахами каждый, мы с Лехой стояли и прямо таки детской радостью смотрели, как Саня снимает веревку внизу и лезет к нам. Тонус можно сказать повысился на несколько порядков. Саня подошел, молча прикрепился, и уже потом выдохнул — «А я то думаю! Что они там ржут так весело?!». По перилам быстро вылезли наверх, если бы их не было, мы бы проторчали на горе на час или два больше.

На фоне озера Хубсугул
Втроем.
Вершина представляет собой неширокую ровную площадку, много памятных табличек, установлен деревянный православный крест, я так понял в чью-то вечную память, стоит тур. Есть даже алюминиевый профиль Ленина. Очень много мусора, видимо, на майских праздниках, когда здесь основной пик посещаемости, все занесено снегом, и это не так видно. Каждый новый восходитель оставляет что-то после себя, а летом это все вытаивает и копиться.
Это я возле вершинного тура
С вершины открывается вид практически на весь горный район узла Мунку-Сардык. Только с запада, частичку панорамы закрывает массив пика Пограничный (3490), который всего на один метр ниже, чем Мунку-Сардык. Кстати о высоте — наш GPS показал высоту 3502 метра, при ошибке всего пять метров (с вершины ловит много спутников). То есть нашим приборам высота была не меньше чем 3497, что аж на шесть метров выше, чем принятое значение. Монголию видно чуть ли не от края до края. Озеро Хубсугул действительно большое, Леха наконец-то убедился, что бежать до него позавчера не имело смысла. Отчетливо видно шарообразность Земли. :)))
Вид на перевал Острый и долину реки Жохой. Видно перевал Жохойский
С большим трудом, среди мусора в туре, нашли прошлогоднюю записку группы туристов Омского ФГУ под неясно, чьим руководством (предположительно Вяткина И.А.) от 27.07.03, с пожеланием удачи. Больше задокументированных свидетельств пребывания человека на вершине не нашли. :))) Время пребывания пришлось сократить, из-за того, что я неловким движением разлил какую-то зловонную жидкость в стоявшей там банке (хотел выбросить подальше). Быстренько написали записку, написали спасибо ребятам повесившим стационарные перила (не помню уже какой, магазин снаряжения в Иркутске), съели шоколад и повалили вниз.

Спускались
Панорамка озера Хубсугул.
практически по пути подъема, за тем исключением, что с гребня спустились чуть ниже, чтобы не попадать на ледник. В тех же местах что и на подъеме повесили веревки на спуск. И еще пару веревок ниже, решили чего уж привычку ломать, ведь спускаться по веревке так приятно. Пару раз были проблемы со сдергиванием веревок, приходилось с матами вылезать наверх и переделывать. Ничего интересного в общем не было, если не считать того, что Леха один раз чуть не удюльферял по непристегнутой веревке. С гребня сошли не доходя самого большого жандарма, по вполне удобным кулуарам. Как правильно заметил Саня, надо было там подниматься, меньше геморроя с веревками бы вышло. Так что рекомендую, если пойдете в поход летом на Мунку, поднимайтесь на гребень в кулуарах левее самого большого жандарма.

Когда пришли в лагерь, искупались в озере. Вода холодная, с одного края в воду залазит снежник, никакого купания не получилось, только запрыгивание с криками. Девчонки за наше отсутствие отдохнули, набрались сил, даже похорошели. Хорошо, что мы сходили, на Мунку. С чувством выполненного долга, (по крайне мере я) легли спать по расписанию.

Далее (15 июля, 9-ый день похода)