р. Жохой — пер. Острый

Подъем, выход как обычно. Дошли до водопада на левом (орографическом) притоке, нашли заброску, рассовали по рюкзакам и полезли вверх, левее (по ходу движения) водопада, по более пологому участку. Вышли снова на речку, и пошли вдоль нее вверх. Речка мелкая, постоянно переходили туда сюда в поисках более легкого пути, иногда даже по камням посередине реки. По пути движения, Леха, у которого вдруг заболела травмированная ранее (до похода) нога, не очень удачно навернулся на скользких камнях, пришлось оставить эту затею — двигаться прямо по реке. Дошли до второй стрелки, далее шли опять же по левому притоку, прошли мимо начала подъема на перевал 26 партсъезда (1А, 2648м) и двигаясь далее на юг вышли в цирк перевала Б/н. Наш дальнейший путь лежал через него. Б/н — это значит без названия, информации о его прохождении я найти нигде не смог, и тому же в списках перевалов к карте, по которой мы шли (где он так и обозначался, Б/н) была указан его приблизительная лишь высота (около 3000) и сложность 1Б. Поэтому мы решили пройти как первопроходцы. Четкого описания его у меня не было, но зато удалось найти нечеткие фотографии его с обоих сторон.

Вид на будущий перевал Острый с севера.
С северной стороны, с которой стояли мы, перевал казался не очень простым. По крайне мере посложнее чем перевал Жохойский. Например узкая горловина, большой вынос камней в форме конуса под ней мне совсем не нравились. Пришлось побегать с полчасика вместе с биноклем по обширному плато, что лежит в цирке перевала, залегая в разных точках, прямо как при игре в Пэйнтбол. В принципе был запасной вариант, идти через перевал 26-го партсъезда, он как раз был очень хорошо виден с этой точки, (мы были чуть-чуть выше его). А так как для радиалки на Мунку-Сардык, нам надо было попасть к озеру Эхой (в цирке Мунку). тогда бы пришлось идти через перевал Горный (1Б, 3050), а он совсем мне не понравился, когда я глядел на него с вершины Обзорной. Либо совсем отказаться от восхождения на Мунку-Сардык, и валить вниз. Обходить с востока, по рекам Белый Иркут и Мугувек, также не хотелось совсем, поскольку это было бы совсем большая тратой времени. Нам хотелось урвать пару дней, чтобы успеть захватить чуть-чуть Байкала.

В общем я решил все таки попробовать пройти Б/н.
Вид из цирка перевала Острый, на перевал 26-го партсъезда, его седловина чуть ниже чем точка сьемки. Видно вершину Обзорная. Слева пик Конституции.
К тому же какому туристу не хочется хоть раз в жизни сделать первопроход? Проведя боевое совещание (а вернее даже боевое напутствие) с группой, вышли.

Следов свежих камней вроде не было, ни разу за то утро мы не слышали свежих обвалов, это настраивало оптимистически. Шли коротким галсом прямо по конусу камней, коротким рывком обошли снежничек, прошли горловину: и впухли. Если внизу склон был пологий (30-35-40 градусов) и составлен из камней зачастую хоть и живых, но крупных, то сверху это был сплошной слой мелкой сыпухи, гораздо более подвижнее, чем внизу. Видимо из-за того что уклон подрос (до 45), и из-за того, что сверху склон перевала гораздо состоит из разрушающихся пород и поэтому менее утрамбован. Внизу он видимо утрамбовывается слоем сошедшего со склонов снега. В общем было очень неприятно, после того как мы залезли на этот движущийся слой, он предательски начинал двигаться после малейшего движения. Делаешь шаг вверх, съезжаешь на два вниз. Пару раз удалось спустить маленькие оползни, которые весело утекали вниз, временами казалось, что можно «спустить» и оползень побольше. Группа начала разъезжаться по склону — кто вниз вместе с сыпухой, кто в сторону, пытаясь уйти из под оползней товарищей.
Мунку-Сардык с северо-запада.
Начали разбредаться кто куда.

Когда у всех ребят стали
Панорамка, в северном цирке перевала Острый.
напряженные лица, а Настя стала вскрикивать от страха, уползая с очередным слоем камешков, мне показалось что ситуация может скоро выйти из под контроля. Не знаю, вроде бы, ничего опасного не случилось (и может, вряд ли бы случилось), но тогда мне, прямо-таки каким то неведомым ранее чувством, почудилось, что скоро может стать не смешно. Поэтому я скомандовал забирать левее, на выход скал и сам полез туда. С грехом пополам, вся группа дошла и уместилась на крошечном горизонтальном пятачке, сверху небольшого ригеля. Сели и немного успокоились. Место надежное, камни вроде не падают, вроде бы даже им неоткуда падать, солнышко светит. Оставив их там, строго-настрого запретив куда-либо уходить, что-либо кидать,
На гребне перевала Острый. Узкий гребень, поэтому так решили назвать перевал.
вообще вставать и чуть ли не громко разговаривать, сам пошел вверх. Слева, возле входа скал, идти было гораздо легче. Сыпуха там не такая активная, попадались большие не двигающиеся
Вид с перевала на перевал 26-го партсъезда. Видно пик Конституции, вершину Обзорная.
валуны.

Выполз на перевал,
Гребень перевала.
скинул рюкзак, взглянул, что там за ним (эх… красота!), достал веревки и пошел вниз. Закрепил веревку на большом валуне, возле перегиба, там где уклон начинал расти. Пока закреплял, чуть не спустил огромный валун (с пол палатки), казавшийся таким устойчивым. Отскочил, и сразу же испугался, в голове мысль, а что бы было с ребятами внизу? Лишний раз убедился, что расслабляться на рельефе не рекомендуется (семь раз отмерь, а потом еще семь раз.) Перезакрепил веревку, подальше от бульника, сходил вниз, забрал у Насти рюкзак (эх, с таким бы да всю жизнь ходить), забрал еще одну веревку у Лехи, надвязал на те две. Получилось в общей сложности примерно 75 метров, у нас было две тридцатки, десятка и вспомогательная восьмерка, и еще метров 15 расходной десятки, как раз хватило до ребят. Скомандовал подниматься по одному спортивным способом, ибо надевать системы было негде. Запоздалая мысль: «надо было напялить их еще внизу, вот блин, не рассчитал». Но в принципе они и не понадобились, уклон позволял идти просто придерживаясь за веревку, никто нигде на ней не «висел». Потихоньку, все выбрались наверх, Шура молодцом сама вынесла свой рюкзак почти до самого верха, Саня, молодец, без напоминаний предусмотрительно принес за собой конец веревки и сбухтовал.
Повезло мне с замыкающим в походе.

Седловина
Вид на Мунку-Сардык с перевала Острый. Перевал Седло-Мунку выглядит сложнее, чем злополучное понижение слева.
перевала узкая, на гребне почти негде расположиться, нашли только одно более менее широкое место, слева, возле жандарма. Никакого тура конечно не нашли, измерили высоту по GPS — 3050 метров, неплохо, перевальный взлет вышел где-то 200 метров по вертикали. На правах первопроходцев, решили назвать перевал — Острый (1Б, 3050м), из-за того что гребень очень узкий как нож.
Вид с перевала на Монголию, видно озеро Хубсугул.
Не знаю, приживется ли это название, может быть и канет в летах. С седловины видна практически вся долина Жохой, седловина перевала 26партсъезда, вершина Обзорная, пик Конституция (2974). С западной стороны гребня видна высота 3236.
Вся долина Жохой лежала под нами. Слева видно перевал Жохойский.
На юг, открываются виды на гору Мунку-Сардык во всем своей красе, перевал Седло Мунку (1А,3000), кусок монгольского озера Хубсугул. Обед решили сделать в ужин. Написали записку, сложили тур, в самом безопасном месте для тура (возле жандарма, в других местах он просто упадет со временем), съели шоколадку, и стали думать, как идти
На спуске, возле первой веревки. У Шуры на рюкзаке черепок.
вниз.

С другой стороны склон представлял собой подобие северной, только с той разницей, что внизу, прямо под седловиной
Последняя веревка в тот день. Тренируемся и обучаемся.
располагался большой снежник.
Вид на перевал Острый с южной стороны. Большой снежник на склоне.
Идти по нему, очень не хотелось, поскольку ни снежного снаряжения, ни навыков хождения по снегу у группы не было. Лишний раз убедился в этом в цирке перевала Жохойского, когда все дружно, как пингвины скатились по небольшому снежничку с небольшим уклоном. А здесь ситуация была конечно посерьезней, снежник немаленький, скорость можно набрать неплохую, а внизу камни. Поэтому пришлось пройти чуть по гребню на запад, приспуститься по небольшому контрфорсу, до того как он обрывался скалами, и с легким понижением выйти на начало снежника. Там у группы надежных валунов сделали станцию, и спокойно, прикрепившись веревкам, прошли язык снежника до спокойного безопасного склона. Дальше, порядка уже ради, кинули вниз еще одну веревку. В принципе можно было осторожно спускаться вниз, но хотелось побезопасней дюльфернуть, и попытаться сдернуть снизу веревку. Опять же тренировка в боевых условиях, зря мы что ли системы надевали? Все получилось, и веревка как миленькая сдернулась.

Вниз пришли, когда солнце стало уже заходить. Встали на ближайшей морене, рядом с первой открытой водой. За обедо-ужином наблюдали потрясающие картину золотого Мунку-Сардыка в лучах закатного солнца. Посмеялись, когда Шура, подошла к месту лагеря, сбросила рюкзак, посмотрела в сторону Хубсугула, и вдруг восхищенно: «О!! Смотрите!! Там озеро!!!» а мы ей: «Ну ты что! Мы же еще на перевале восхищались!», Шура: «Аааа: значит, я не прониклась:». А еще мы смеялись когда Леха, хотел сбегать на озеро искупнуться перед отбоем, а мы его отговаривали, мол, «ну как же ты за час сможешь туда-сюда пробежать километров десять? Да еще и искупаться успеть?» Он все не верил, что до озера так далеко.

Наш домик и мы в Монголии, под золотыми стенами Мунку.

А самое смешное было то, что мы пересекли государственную границу между Россией и Монголией и не почувствовали ни какой разницы. Тот же воздух, те же камни, тот же пейзаж.. Отчетливо чувствовалось, что все эти границы, разделяющие нации, и из-за которых столько проблем и войн, не более чем условность, математическая линия видимая лишь человеком. И зачем их только придумали? Чтобы ограничивать людей в их свободе? Вот под такую мудреную философию, я и заснул.

Далее (13 июля, 7-ой день похода)