пер. Седло Мунку — озеро Эхой

Утренние облака №2
Утренние облака
Подъем, выход как обычно. Утро выдалось теплым, рассвет окрашивал облака в потрясающие краски. На седьмой день похода группа сработалась, все ежедневные действия — готовка завтрака, сбор палатки, обед, постановка бивака, все выполняют без каких-либо напоминаний с моей стороны, мы привыкли к жизни в горах. Правда, начал доставать карпюр с мясом практически каждый ужин и каша по утрам — раскладка, составленная впопыхах, не блистала разнообразием. Но зато, еды хватило на поход что называется, тик-в-тик, не несли лишнего и не голодали. Шли полностью на газу, что значительно облегчило нам жизнь — не зависели от зоны леса, и значительно экономили время на
Вечно-белый голец.
готовке
Утренние сборы.
пищи.

Вышли
Это мне понравилось снимать черно-белые фотки.
и пошли к перевалу Седло Мунку, с его помощью мы собирались выйти к озеру Эхой в цирке Мунку-Сардык. И вот тут то я уже лопухнулся по полной. Вывел группу не на тот перевал. Сейчас, сидя дома и разглядывая фотографии, просто не могу понять, как такое могло произойти, все ведь понятно, четкое понижение, очень логичное: В общем, так получилось. :) Просто, за день до этого, когда просматривал сверху гребень перевала Седло Мунку, в поисках самого перевала, все было не очень очевидно. С той точки (с п. Острый) настоящий перевал выглядел очень крутым, с большим перепадом высот, не верилось, что там все та же 1А. Гораздо приятнее смотрелось понижение слева, казалось, что и склон там пологий и идти недолго. Такой вот был странный ракурс. Все описания и фотографии перевала, которые я сумел найти, были для той стороны, восточной. С запада хребет я видел впервые, поэтому приходилось гадать. И все таки, конечно, можно было догадаться, если хорошенько подумать. Очень сильно не хотелось идти на кажущийся сложным перевал, и так сильно хотелось «на халяву» вывалиться в искомый цирк, что отгонял от себя все тревоги и сомнения по поводу выбранного пути. Решил, что, в конце концов, когда подойдем к склону, сразу станет ясно. Подошли. Ясней не стало, даже наоборот, ложный перевал стал манить еще больше. Мысли были примерно такие: «Вот ведь он, рядом совсем. Взлет перевала уже начался, достаточно простой. Правда, склон длиннее, чем я думал, ну да ладно. Вылезем, мы же умеем ходить такие. В конце концов, даже если это не тот перевал, ведь не факт что мы не сможем спуститься? Пусть там будет посложнее, но зато мы здесь облегчим путь.» В общем, уговорил сам себя, и мы полезли наверх.

Пока лезли, выяснилось, что все не так просто.
Вид с гребня на долину реки Мугувек. Озеро Эхой как на ладони.
Склон оказался подвижней, чем я думал, у Лехи разболелась нога, темп передвижения упали. Склон все не кончался, все время оказывалось, что за поворотом, за перегибом, еще пара десятков метров. Где-то чуть выше середины, глянул на другой, «сложный перевал» и понял — блин, ошибся. Наверняка ошибся. С этой точки, он выглядел несколько по-другому, не так страшно, а главное он был ниже. Понял что ошибся, и промолчал. Полез наверх, очень сильно не хотелось спускаться, тратить впустую те жалкие пятьдесят-семьдесят метров вертикали , которые с таким «трудом» и тяжелым дыханием набрал. Вылез наверх, огляделся: и прямо руки опустились. Никакого спуска с этого так называемого перевала, просто не было. С восточной стороны хребет обрывался скальными сбросами. Высоту и крутизну которых, даже оценивать не охота было, к краю подойти страшно. Да:, подумалось мне, теперь точно не туда приперлись. Слава богу, хватило ума даже не думать о каких-нибудь вариантах спуска. После того прогулялся на пару десятков метров вправо по гребню, робкие мечты о траверсе также пропали. Ну что ж, единственное что я смог, это сказать ребятам что мы взошли на скальный перевал 3А-3Б, правда, не с определяющей стороны. :) Хорошо, что группа мужественно приняла к сведению мое заявление, что сейчас мы отдохнем и пойдем обратно вниз, и что мы зря сюда лезли с рюкзаками. Без нытья и отрицания действительности.
Вид на перевал Мугувек.
Все в вошли в положение, что руковод — он ведь тоже человек с обычными человеческими ошибками. Отдохнули и по одному повалили вниз, сделав пару снимков на прощание. Зато виды были, конечно, оттуда удивительные. Долина реки Мугувек,
Северо-Западный гребень Мунку-Сардык, по нему дежит маршрут 1Б.
озеро Эхой как на ладони, виден перевал Мугувек (1А, 2650), весь северо-западный гребень
Перевал Седло Мунку, с западной стороны. Кто найдет людей на снимке, тот молодец!
Мунку-Сардык.

Собрались перед «правильным» перевалом, посидели с полчаса, отдохнули. Ребята немного утомились недавним фактическим прохождением перевала 1А (вверх-вниз, по склону 1А с рюкзаками), надо было собраться морально. К тому же Лехина нога совсем расклеилась, стала несгибаемой. Рекогносцировка склона с биноклем показала, что на самом деле он может даже будет попроще, чем недавний. Склон каменистый, осыпной, средняя крутизна примерно 35 градусов, протяженность около 200 метров. Воистину не устаю удивляться, как все-таки в горах все меняется в зависимости от ракурса. Пока сидели, девушки изъявили желание не ходить на гору, видимо все-таки утомил я их, за шесть дней. Сделав маленькое напутствие: «..если мы хотим домой, а не в тюрьму(погранцовую), если хотим до шлема добраться, — не пить! не курить! матом не ругаться! из строя не выходить!…» :))), скомандовал «в рюкзаки!».

Вылезли
На перевале. Ветренно.
наверх достаточно быстро, наше мастерство хождения по крупно-каменным осыпям достигало тогда почти совершенства. Движения стали мягкие и плавные, как у пантеры, чего когда-то так добивались от меня инструктора по горному туризму. Сосредоточено, без лишних слов, цепочка лезет вверх, движения повторяются, слышны только негромкие команды — «живой камень», «здесь осторожно», «спокойный камень»…
На спуске к озеру с перевала.
Загляденье прямо.

Седловина перевала широкая. Нашли в туре записку группы туристов из г. Ангарска под руководством А. Зорина от 06.05.04. Светило солнце, дул ветерок. По первоначальному плану предполагалось сделать восхождение прямо оттуда же, с перевала по гребню. Но виду того, что времени было уже много, обеденное время, и Леха, который так хотел на вершину, не мог с разболевшейся ногой идти прямо сейчас, пришлось отложить радиалку на завтра.
Северо-западный гребень Мунку, вид с морены около озера.
К тому же люди под устали, на вершину могли пойти только я и Саня.
Это тот наш злополучный лжеперевал с той стороны. Как видно это 90 градусные скалы.
Как-то нехорошо получилось бы — руковод с одним человеком сваливает часов на шесть, оставляя остальных трех человек куковать на склоне с пятью рюкзаками. Так что мы пошли вниз, до озера, с условием, если будет назавтра хорошая погода, сходить наверх. Одно было плохо в этом плане — в положительном случае не успевали на рейсовый автобус. А значит минус один день на Байкале. Ну… тут уже приходилось решать либо то, либо другое. Сознаюсь, немного воспользовался положением руковода, чтобы повлиять не в пользу Байкала, очень сильно хотелось взойти. В конце концов, весь поход затевал ради этого.

Спуск
Вид на Мунку-Сардык с озера. Задувает теплым ветром.
на восток с перевала Седло Мунку(1А, 3000) гораздо легче, чем подъем, протяженность склона гораздо меньше, небольшая крутизна (примерно 30). Далее следовал длинный, нетрудный спуск по моренам к озеру. Встали прямо на берегу, погода стояла изумительная. Пару раз налетали странные тучи, сделать прогноз на завтра было затруднительно. Легли спать пораньше, договорившись на завтра действовать по погоде.

Далее (14 июля, 8-ой день похода)