1-й ходовой день (1 августа 1997 г.)

п. Нилова Пустынь — р. Хубуты.

Ходовое время: 1 час 30 минут, общее: 1 час 55 минут.

Протяженность: 6 км.

Прибыли на ст. Слюдянка в 8:00 по местному времени (разница между Москвой и Слюдянкой – 5 часов), точно в соответствии с расписанием нашего поезда № 174 Москва — Владивосток. К сожалению, единственный рейсовый автобус уже ушел от привокзальной площади на поселок Нилова Пустынь в 7:20. В Слюдянке отправляем с почты контрольные телеграммы, обедаем, знакомимся с Байкалом. Железнодорожные бани работают по пятницам с 10:00 до 18:00. Почта работает с 8:00 до 18:00 (кроме воскресения).

Нанимаем частный автобус до Ниловой Пустыни за 900 тыс. рублей. Дорога занимает чуть более трех часов. К 17:00 автобус довез нас до развилки дороги у горы Хайрхан, в трех километрах от Ниловки. От развилки идем по разбитой лесовозной песчаной дороге в направлении север-северо-запад. Через 5 километров доходим до поляны, где раньше были расположены бытовки лесорубов. Вправо на северо-восток отходят дороги в сторону перевалов Шумакский (категория сложности 1 "А") и Хубуты (н/к). Мы проходим прямо по дороге до самого конца поляны, а затем поворачиваем на лесную дорогу, отходящую в северном направлении. Дорога продолжает идти в том же (северном) направлении, постепенно приближаясь к реке Хубуты. Через 500 метров от поляны дорога пересекает реку Хубуты. Перейдя реку по камням, продолжаем движение по той же дороге в западном направлении. Пройдя около 100 метров после переправы, встаем на ночлег слева от дороги. Дров много. Вода рядом.

Составил: Щипанов Максим.

2-й ходовой день (2 августа 1997 г.)

р. Хубуты — р. Хургуты

(акклиматизационная полудневка).

Ходовое время: 2 час 30 минут, общее: 3 час 20 минут.

Протяженность: 7 км.

Выходим после акклиматизационной полудневки в 15:00. Только что закончилась гроза. Во время акклиматизационной полудневки была произведена разведка. От места ночлега по единственной, лесной дороге в северо-западно-западном направлении. Примерно через 0,5 км пересекаем реку Шунтын-Горхон. Воды в этом сезоне очень мало, река течет одним руслом, глубиной максимум 0,4 м. При желании река перепрыгивается по камням. Продолжаем идти по лесной дороге в западном направлении. Через 1 км пересекаем аналогичную реку Хаюрту. За ней дорога поворачивает на север и в 100 метрах следует развилка. Мы идем по левой дороге в северо-западном направлении. Через некоторое время вправо от дороги отходит набитая тропа. Здесь группа решила сделать привал и разведку по тропе. Тропа оказалась тупиковой. Группа решила следовать дальше по дороге. Через несколько метров мы дошли до поворота в сторону Хойтогола. Мы проходим по дороге прямо и, не дойдя 250 м до реки Хургуты (как подтвердила разведка), поворачиваем на заросшую тропу (азимут 350°). Через 500 м тропа приближается к реке, пересекая реку вброд (глубина 0,5 м, ширина 7 м, категория 1 "А"). Дорога уходит вверх вдоль реки в 50 — 100 метрах от нее. Через 200 м выходим на другую дорогу, и в направлении юго-запад-запад удаляемся по ней от реки Хургуты. Проходим 800 м и поворачиваем направо (азимут 340°) на заросшую дорогу. Через 300 м наша дорога примыкает к другой лесной дороге, ведущей в основном в северном направлении до места, где дорога упирается в склон сопки и прекращается. Здесь группа делает плановый привал. Отсюда прямо через лес движемся в направлении северо-восток и через полчаса, перевалив небольшой гребень, спускаемся к реке Хургуты. Проходим 0,5 км через буреломы правого берега. Местами параллельно реке есть звериные тропки. Переходим по колено вброд на левый берег. Здесь вдоль реки идет хорошая скотогонная тропа, которая, по-видимому, берет начало с пропущенного нами при движении на север по дороге правого поворота. Проходим по тропе в верх по течению около 300 м . Здесь у места перехода тропы на правый берег останавливаемся на ночевку. Время 18:20. Есть хорошие места для палаток. Дров много.

Днем у нас было несколько кратковременных дождей, а в обед была гроза.

Составил: Миронов Александр.

3-й ходовой день (3 августа 1997 г.)

р. Хургуты — верховье р. Хургуты

Ходовое время: 1 час 55 минут, общее: 4 часа.

Протяженность: 7 км.

Вышли с места стоянки на р. Хургуты в 11:00. Тропа сразу переходит на правый берег и забирается высоко над рекой, обходя прижимы. Через 1 км тропа спускается вдоль крутого скально — глыбового берега к скальной арке у самой воды. Река переходится по колено вброд. На противоположном (левом) берегу, от места впадения небольшого притока, продолжается хорошо набитая тропа.

На протяжении приблизительно 1 км группа движется в 30 — 50 метрах от реки. Потом тропа приближается к реке и переходит на правый, а затем, сразу, через несколько сот метров, на левый берег. На тропе видны следы прогона скота. Через 2 км движения по левому берегу тропа пересекает характерный овраг, промытый небольшим притоком. Дальше вверх по долине кедровый лес редеет, становятся видны осыпные валы в верховьях долины. За оврагом тропа вначале идет вдоль реки, затем взбирается на левый берег, пересекая второй овраг с маловодным притоком. В 400 м от второго притока проходим лужайку с избушкой пастухов на левом берегу.

Выше лес становится совсем редким. В километре от коша взбираемся на террасу, Набираем дров у последних деревьев и подносим их по заболоченной, разбитой скотом тропе, которая местами делится на несколько параллельных. Лагерь ставим в 15:00 на ровной крутой террасе над рекой в 600 м ниже соединения истоков р. Хургуты. С возвышенности у лагеря просматривается гребень в верховьях правого истока р. Хургуты. Перевальные понижения № 3 и № 4 в нем представляются издали очень крутыми и сложными. Руководитель делает разведку. В верховья правого истока обнаруживается отходящий на северо — восток травянистый цирк с простым осыпным перевальным взлетом. По карте (В. Ляпин, В. Громов) эта седловина обозначена как перевал Восточный Хургутский (Молодежный, 2857 м) 1 "Б" категории сложности.

Составил: Шаронов Антон.

4-й ходовой день (4 августа 1997 г.)

р. Хургуты — цирк пер. Восточный Хургутский

Ходовое время: 1 час 50 минут, общее: 3 час 20 минут.

Протяженность: 6 км.

Вышли с места стоянки у р. Хургуты в 10:00. Дождь, сильный туман, видимость плохая. Продолжаем движение по левому берегу р. Хургуты. Идет хорошая скотогонная тропа. Тропа периодически спускается к реке и поднимается на травянистые склоны. Через 20 минут от места стоянки доходим до развилки долин рек. Разведка показала, что нам следует идти по левой тропе в самую левую долину. Продолжаем двигаться по левой тропе. Тропа следует по левой стороне ручья, пересекая множество оврагов и ручьев. Через 15 минут ходьбы тропа начинает теряться. Продолжаем движение по левой стороне ручья. Пройдя еще 250 м, тропа вовсе пропала. На данный момент, видимость составляла 5 — 7 м. Сверившись с картой, группа решила продолжить движение по левой стороне ручья.

Через 20 минут группа выходит на заболоченную террасу. В конце террасы тропа снова появляется и движется по правому берегу ручья. Через час река меняет направление и уходит на восток.

Пересекаем террасу длиной 600 м. Террасу пересекает множество ручьев, которые питают приток руки Хургуты. Пройдя еще 800 м, выходим на сухую хорошую террасу. Пройдя террасу, группа упирается в 400 крупную осыпь. Группа, по результатам вчерашней разведки, была в полной уверенности, что она находится перед последним взлетом перевала Восточный Хургутский (категории 1 "Б"). Руководитель группы принял решение сегодня (04.08.97) в связи с большой непогодой и нулевой видимостью встать на ночевку. Таким образом, группа использовала один запасной день. На террасе хорошие места для палаток, но дров нет. К 18:00 туман рассеялся, но идти группе перевал было уже поздно.

Руководителем группы и командиром была произведена разведка на перевал. Подъем на седловину занял около 35 минут. Решаем проходить этот перевал с утра.

Составил: Есин Дмитрий.

Далее (Отрезок маршрута р. Хургуты - р. Ара-Ошей)