15 ходовой день (18 августа 1997 г.)

р. Звериная — пер. Василек (Два брата) (1 "А", 2382 м) — р. Крутая — пер. Удачный (Сфинкс) (1 "Б") — р. Зун-Хандагай.

Ходовое время: 6 часов 15 минут.

Протяженность: 11 км.

Из цирка пер. Василек в р. Звериную впадают долины двух ручьев. В 8:40 мы начинаем подъем по верхнему из них. Идем по ручью в восточном направлении. После того, как ручей проходит сквозь узкое горло из мраморизированного известняка, долина сворачивает на юго-восток. Мы поднимаемся на крутой осыпной правый борт ручья, вдоль которого идет последняя полоса леса.

По лугу, в восточном направлении достигаем травянистого гребня. Поднимаемся по гребню, уходя по ходу влево к широкому осыпному кулуару, спускающемуся от седловины перевала. Подъем на перевал по подвижной средней осыпи, крутизной 20°-35° несложен.

В 10:05 на седловине пер. Василек (Два брата) (1А, 2382 м) в туре снимаем записку туристов из Северного Чертаново (Руководитель — Макушин А.Ф.) от 13.07.1997 г.

Спуск в долину р. Крутая начинается глиссированием по 30° — 35° мелкой осыпи. Далее движемся на восток, потом, на северо-восток по зеленым террасам с осыпными островками. Верховья левого истока р. Крутая представляют собой спокойный ручей с песчаным белым дном, среди ровных заболоченных площадок из высокого мха.

От седловины пер. Василек до поворота в долину нужного нам ручья движемся чуть больше часа. В долину ручья заходим траверсом, стараясь не терять высоты. Не подходя к ручью, взбираемся на его левый крутой борт, сложенный из крупных каменных глыб, среди которых растет много смородины.

Внизу, у места слияния ручьев с перевалов Василек и Удачный, видны верхние деревья. По глыбам, вдоль ручья, заходим в цирк перевала Удачного. Здесь абсолютно ровная травянистая площадка, размером с футбольное поле, укрытая со всех сторон. Очень удобное место для ночевок с подносом дров. Открывается полная панорама между пиками Ангарск и Шелехов. Сильно изрезанный гребень со множеством зубов и башен похож на гребенку. Для гор северного склона здесь характерен поднимающийся до самых верхов зеленый мшистый покров. Установить нужную нам щель между башнями удается, только посмотрев на просвет фотографию с другой стороны перевала. Самой седловины пер. Удачный (1 "Б", ок.2500 м) с нашей позиции не видно. Вход в ведущий на перевал, зигзагообразный кулуар с узкими скальными бортами осуществляется по большому крупно осыпному конусу выноса. Поднявшись на этот конус крутизной 25°-30°, уходим влево в перевальный кулуар. Борта кулуара образуют скальный коридор шириной 10-20 м. Дно его сложено белой каменной крошкой, на которой лежит чехол из средней осыпи и отдельных глыб. Вплоть до сужения кулуара крутизна составляет 30°-35°. Сужение проходится лазаньем по скалам у ручейка, стекающего вниз. Так как скалы мокрые и скользкие, то следует повесить для страховки 15 метров веревки. Сразу, выше сужения кулуар делает изгиб вправо по ходу. Ручей спадает с водопадной ступени высотой 6-8 м.

Первые участники забираются налегке лазаньем по зеленому лбу слева от водопада. Проход здесь требует хорошей техники лазанья по ненадежным зацепкам. Для остальной группы сверху вешаются за большую глыбу две нитки перильной веревки. Длина веревок должна быть не менее 20 м. У места крепления перил имеется пологая (5°-10°) площадка, где собирается вся группа. Выше кулуар расходится на правый и левый. Наша группа уходит в правый кулуар по ходу. Крутизна составляет 40°-45°. Осыпь самого различного размера, очень подвижна. Так как наша многочисленная группа не оснащена касками, то мы стараемся соблюдать особую осторожность. Движемся, прижимаясь к бортам, очень тесной группой. Сложные места, крутизной до 50° в двух сужениях проходим поочередным движением по одиночке. Седловина становится видна за 100 м сразу после преодоления второго сужения. Расстояние до нее от водопадной ступени в ручье приблизительно 250 м.

Выход на седловину по мшистым скальным полочкам левого борта. Седловинная перемычка очень узкая, едва позволяющая стоять на перевальном участке гребня одновременно 8 участникам. Очертания скалы на восточном борту перевала напоминают каменного сфинкса, в честь которого и назван в 1994 году этот перевал группой из Кузбасса, записку которой мы сняли с перевала. Кузбассцы, не обнаружив туры, считают себя первопроходцами перевала "Сфинкс" (1 "Б"-2 "А") и указывают, что для спуска к озеру с юга под перевалом необходимо повесить две сорокаметровые перильные веревки. В имеющемся у нас описании перевала Удачный (1 "Б") о таких препятствиях со стороны озера ничего не сказано. На скальную башню к западу от седловины ведет дорожка из ненадежных скальных крючьев с петлями. По-видимому, это следы деятельности альпинистов. Озеро Пулка, с характерным островом посередине, видно прямо под нами, причем общий перепад высоты до него раза в полтора меньше, чем до ровной лужайки с северной стороны перевала. Спуск вниз в виде мелкоосыпного кулуара с глыбами, крутизной 35° просматривается только на 30 метров.

Спуск начинаем в 17:40. Вешаем расходную ленточную петлю за большую глыбу в кулуаре на 2 метра ниже седловины. Наиболее технически подготовленный участник прикрепил к петле конец 60 метровой веревки и вышел страхуясь за нее на перегиб склона. За перегибом в узком (шириной 1,5-2 м) скальном кулуаре следует 8 метровый участок с отрицательным уклоном. Каменные глыбы здесь прочно заклинились между отвесных скальных бортов, образовав каменную пробку, под которой образовалась ниша частично забитая снегом.

Спускаться на спусковых устройствах приходится прямо по центру узкого кулуара. Это место исключительно камнепадоопасно, и, поэтому, должно проходиться максимально быстро, чтобы не вызвать камнепада, во время спуска участники, находящиеся на седловине не должны перемещаться. Связь с первым участником ниже отвесной ступени возможна только при помощи рации.

После того, как удалось выяснить, что дальнейший спуск возможен без навешивания следующих перил, начали поочередный спуск с седловины всех участников. К этому моменту погода окончательно испортилась. Перевала достигла грозовая туча. Под порывы ветра с севера, молнии и раскаты грома пошел град. 60 метровой веревки хватает для спуска по небольшой (высотой 3 м), но достаточно крутой скальной ступени, следующей через 10-15 метров вслед за 8 метровым уступом.

Прохождение этого участка на подъем было бы чрезвычайно затруднительным и потребовало бы, учитывая, что скалы бортов плохо поддаются забиванию крючьев, лидера с первоклассной техникой свободного лазанья. Кроме того, риск попасть под камнепад при жумарном подъеме через уступ чрезмерно велик. Сдергивание перил осуществлено руководителем при помощи связанных 30 метрового кевларового шнура и 25 метровой основной веревки. На площадке крутизной 20° — 25° ниже конца перил, прижавшись к борту, в качестве наблюдателя оставался первый спустившийся участник. Остальные по мере освобождения перил сразу уходили вниз. Ниже перил на протяжении 160 м кулуар расширяется до 10-15 метров при крутизне 35° — 45°, и устлан средней и мелкой осыпью, позволяющей движение с самостраховкой альпенштоком. Ниже кулуара идет крупный курумник, вначале выполаживающийся до 10, затем круто 40°-45° обрываясь к воде озера. На выполаживании, под тентом среди глыб группа собирается к 19:50.

Во время перекуса сличаем пройденный нами перевал с имеющейся у нас фотографией из отчета №3354 (рук. Аверин Л.А. авг.1977 г. Красноярск) МГЦТК. Указанный на фото перевал Удачный (1 "Б") полностью совпадает с пройденным нами перевалом Сфинкс. Это позволило предположить, что 8 метровый уступ с южной стороны перевала, совместно с которым общая сложность перевала превышает 1 "Б", образовался в результате грандиозного каменного обвала с седловины в начале 90-х годов. Эту версию подтвердил и встретившийся нам в Слюдянке Р.А.Реуль, проходивший показанный нами по фотографии перевал, тогда Удачный 1 "Б", с южной стороны в 80-х годах. Реуль указал, что веревки на нем требовались только на участках спуска к р. Крутая, а подъем к седловине со "сфинксом" по крутому кулуару не вызывал особой сложности. Дождь закончился.

К 20:40 спускаемся по крутому курумнику к озеру и обходим его по глыбам с левой стороны. Обходя бараньи лбы за верхним озером справа, выходим ко второму большому озеру Марабец. Из озера вытекает ручей, справа от которого проходит наиболее простой путь спуска с озерной террасы. Ручей делает большой изгиб влево поперек направления долины. Чтобы сократить путь, проходим через бараньи лбы следующей 150 метровой террасы напрямик по единственному кулуарному распадку. Отдельные участки средней и крупной осыпи в нем достигают 400 крутизны. Как оказывается позднее, более простой путь проходил правее по травянистым склонам правого борта долины. Ниже распадка следует километровое ровное заболоченное пространство с огромными кочками метровой высоты, среди которых изгибается ручей. В сумерках проходим через кочки к правому борту долины, по которому среди камней спускаемся к мелкому круглому озеру. На травянистых площадках у озера в 21:40, по темноте, уставшие встаем на ночевку без дров.

Более оптимальный вариант движения: от небольшого озера выше озера Пулка подняться немного вверх, переваливая ригель, который река огибает справа и спуститься на реку ниже большого озера. Спуск крутой, но не сложный — по "зеленке".

Составил: Мороз Дмитрий.

16-й ходовой день. (19 августа 1997 г.)

Вниз по р. Зун-Хандагай

Ходовое время: 2 часа 25 минут, общее: 3 часа 5 минут.

Протяженность: 10 км.

Утром мимо нашего лагеря проходит группа туристов из Казани, спустившаяся вчера в сумерках с перевала Динозавр (1 "А") и стоявшая ночью неподалеку от нас. Мы сушимся на солнце, не торопясь собираемся. Завтрак холодный, ведь зона леса начинается в 2,5 км от нас. По правому борту в 100 м от озера проходит тропа с перевала Динозавр.

Выходим на нее в 1205. Тропа на протяжении 2 км ведет правым берегом среди огромных глыб, перескакивая с одной из них на другую. Тропа отмечена турами. Далее тропа переходит на левый берег и идет на протяжении шестисот метров прямо по глыбам вдоль реки. Сначала на правом берегу, а затем и на левом появляются деревья. Глыбы заканчиваются и тропа продолжает идти через луга левого берега, переходя несколько каменистых сухих левых притоков. Постепенно тропа удаляется от реки и втягивается в кедровый лес. Периодически попадаются площадки с кострищами. Местами тропа делится на несколько параллельных.

Оптимальный вариант тропы ведет по другому: до озера по правому берегу, после озера триста метров по склону левого берега. Потом около километра прямо по руслу реки — по камням. Затем хорошая тропа ведет по правому берегу до притока с цирка перевала Иванникова. Далее навсегда переходит на левый берег.

Примечание В. Петухина

Через два ходовых часа тропа идя высоко слева над рекой Зун-Хандагай доходит до глубокой долины левого притока. Приток так же, как и все предыдущие сухой. Спускаемся к нему по тропе и круто поднимаемся на противоположный борт. Здесь параллельно долине притоку сверху вниз идет тропа. Следует идти ниже по ней. Значительно не доходя реки, тропа поворачивает влево вдоль нее, и через 500 м делится на верхнюю и нижнюю тропы, идущие отдельно до самой долины Иркута.

По нижней тропе лучше не ходить. Верхняя тропа намного лучше. Тропы соединяются километров через пять — при входе в равнинную часть долины.

Так как в наши планы входит скорейший обед и остановка на ночь в пределах долины реки Зун-Хандагай (здесь пока мало комаров), то мы идем ближе к воде по нижней тропе, спускающейся ближе к реке.

Через 1 км на небольшой площадке в 60 м от реки в 15:10 ставим лагерь.

Составил: Миронов Александр.

17-й ходовой день. (20 августа 1997 г.)

р. Зун-Хандагай — п. Аршан

Ходовое время: 3 часа 45 минут, общее: 4 часа 15 минут.

Протяженность: 17 км.

Выходим в 10:15. Идем по тропе вдоль реки, на протяжении 3 км. Река течет в узком ущелье в 10-50 м справа от нас. Тропа завалена стволами. Видимо путь по верхней тропе был бы проще, чем на этом участке. По дороге попадаются три геодезических пункта. Когда ущелье раздвигается, и тропа отходит влево от реки, мы входим в двухкилометровый участок горелого леса.

Через километр после завершения гари тропа идя в юго-восточном направлении переходит в лесную дорогу, которая еще через километр выходит на крупную грунтовку, идущую вдоль полей северного склона Тункинской долины. Здесь двигаясь на восток мы сразу попадаем на поле. Много комаров. По дороге в восточном — северо-восточном направлении через поля и перелески 6 км до деревни Тагархай. На одном из полей высажен картофель. Перед Тагархаем переходим мелкую речку Бугатай. Тагархай — длинная (длиной более 2 км), грязная деревня. Магазина нет. Рейсового транспорта нет. Уходим от бывшей остановки на северо-восток. Грунтовая дорога за деревней проходит через поле и затем 4 км через красивый лесопарк до окраины курортного городка Аршан.

В Тагархае магазин в то время был, правда небогатый и не всегда открыт.

Примечание В. Петухина

Сквозь Аршан поднимаемся параллельно по реке Кынгарга до главного входа санатория. Сквозь санаторий к водопадам реки Кынгарга ведет аллея, а затем лесная дорожка. Встаем не доходя 500 м до водопадов. По имевшимся у нас сведениям, стоять с костром в здешнем лесопарке — запрещено! Поэтому ставим палатки по темноте, разводим огонь с особой осторожностью и только на время приготовления пищи.

Решаем уехать завтрашним дневным автобусом в 14:30 в Слюдянку.

В Аршане есть почта, телеграф, много магазинов и столовых. Медпункт находится в санатории "Аршан".

Автовокзал закрыт. Предварительные кассы действуют в регистратуре санатория.

Составил: Чесноков Михаил.

Далее (Выводы и рекомендации, список литературы)