Подъем вверх по р. Правая Билюты

Встали в 6:00, вышли в 8:40. Густая облачность. Идем вверх по Билюте. Долина разительно отличается от того, что мы видели ниже устья 5-го притока. Там — сплошной каньон, здесь – пляжи и прижимы, и чем дальше, тем прижимы реже. Тропа полезна: она довольно четкая, логичная, и на каменных россыпях вполне определяется «на вскидку». Странно, что в отчетах «…обрывки тропы» и «…тропы практически нет». Но они все шли сверху, а мы – снизу. Может быть, дело в этом?

Появляются участки спокойного течения, здесь реку можно было бы и перебрести — только, вроде, пока незачем…

Подходим к морене, перегораживающей реку и долину ниже водопадов с висячих озер. И начинается шоу: мы на нее лезем. Подъем – ординарно, поверху в начале – тоже, а вот дальше – наше любимое… Крупные обломки неаккуратной грудой до куда хватает глаз. Изматывающая акробатика с рюкзаками на грани падения, лазанье-ползанье под-над-между, а тут еще и дождь и сопливые мхи-лишайники. Не хуже перевала 1Б к.с. (:-) Край морены невнятно маячит где-то впереди-справа — туда и ползем. Через полторы вечности добираемся до края. Он невысокий, метров 15-20, но крутой — глыбы стоят почти вертикально. Твердая земля внизу манит и притягивает, как мираж. Эй, кто-нибудь, полцарства за батут! Осторожно ползем вниз. И вот оно, счастье — мы на ровной земле! Дружный выдох облегчения (в Аршане, наверно, услышали…).

В ходе лазательных упражнений окрепло впечатление, что справа (орографически – слева) долина перегорожена мореной не плотно, есть какая-то щель. Возможно, есть и проход. В отчетах про преодоление морены ничего не сказано, но в одном из них упомянуто про обед ниже морены на левом берегу. Может быть, стоило перебрести реку ниже морены и попытаться ее обойти (если там не обход, а обнижение — пройти по более узкой и низкой части). Надо как-нибудь проверить…(:-)

Морену можно миновать практически по самому руслу реки. Оно в этом месте обычно сухое — река на этом участке течет под землей.

Примечание В. Петухина

Спустившись с морены, мы оказались на левом (орограф.) берегу, в довольно широкой долине. Река осталась где-то слева. Дождь продолжается. Мы берем вправо, в направлении небольшого лесочка, пересекаем луговину с кочками и кустарником и начинаем подрезку склона, спрямляя себе таким образом путь (долина понемногу поворачивает направо). Начинаются широкие луга, поросшие ерником, периодически появляется тропа. Река слева от нас течет в небольших каньонах. К дождю добавляется снег. Впереди, за небольшим обнижением, долина резко поднимается метров на 30-50, река прыгает оттуда водопадом. Пересекаем обнижение, по камням переходим на правый (ор.) берег и тяжело преодолеваем подъем. Наверху снова ровно. Луга сменились болотистой тундрой.

После подъема идем еще полчаса. 19:00 — мы на склоне пологой возвышенности, справа озеро, за ним — пик 2863. Снег с дождем, t ~ +5°С. Ищем место поровней, ставимся. Вода — из болотца выше по склону. Мы здорово устали и замерзли. Ужин подождет — забираемся в теплые спальники и на 2 часа отключаемся.

Всю ночь гремят обвалы, дрожит земля. То и дело приходится себе напоминать, что обломков вокруг не валяется… (:-)

Далее (31 июля 2004
Подъем на перевал Байконур, полудневка и ночевка на перевале)