Отдых на Шумакских источниках, батон и расколбас.

Долина источников
3.08. Отсыпались, пили воду. Провели первый парко-хозяйственный день: мылись горячей водой и стирались. Приняли грязь. Эффект грязи противоположен радону – возникает легкость.

Прогулялись по правому берегу километра на три вниз (поиск грибов), и, как обычно бывает на отдыхе, ощутили основательный упадок сил. Тело объявило забастовку.

Возвращаясь, встретили иркутчан, знакомых Анны по 2001 году. Они уходят послезавтра. Тоже одаривают нас продовольствием. Да, боги нас любят! (:-)
Минеральные источники, обо, святилища, скульптуры

4.08. Пользуясь сухой бессолнечной погодой, собирали сахандалю (саган да-ли, рододендрон Адамса). Заросли нашли не сразу, долго метались по пригоркам. Через три часа нас остановил дождь. Упадок сил снова пришел, но был куда слабее вчерашнего – похоже, сказался котелок каши, употребленный с утра (через «нехочу», как лекарство).

5.08. Спали, пили воду, принимали радон. Утром ушли наши соседи – две женщины из Иркутска с детьми. Вчера пол-ночи общались с ними у костра. Подарили нам муку и растительное масло. Не понятно — то ли это боги нас так любят, то ли мы со стороны так голодно выглядим… (:-)

6.08. Станислав снова пошел за сахандалей на правый берег. Возвращаясь, увидел на другой стороне жену, подающую знаки («косые глаза» и «лошадь» (:-)). Заинтересовался, аж вброд перешел (до моста метров 300 — далеко). Оказалось, приехал бурят с двумя детьми-подростками и заселился в «наш» балаган. Дескать, он его строил. Место для него удобное: трава, дрова, аршаны рядом, в соседней избе земляки. Не было б над дверью вырезано «дом Мондинской таможни» — наверно, сказал бы просто «мой дом». (:-) Посмотрели мы на подселенцев, и поняли, что хорошо с ними не будет…

Поискали вниз по течению, приглядели дощатый домик. В прежние годы, когда из Кырена летали вертолеты, здесь жил авиадиспетчер. Сейчас над входом доска с надписью «Домик национального парка «Тункинский». Общее впечатление, что останавливаются здесь в основном горожане (на стенах соответствующие надписи, пара книг и т.п.) Внутри довольно мусорно, с тыльной стороны дома помойка. Пластиковая посуда, коробки-банки и все такое. Антиллигенция, блин… В три ходки мы перетаскали свои вещи, затем вычистили-выскребли дом, расстелились, развесились, заткнули щели,

«и сказал[и], что это – хорошо» (с).

Всю ночь в доме бесчинствовала мышь – хрустела, скрипела, бренчала. Нахальная. Наверное, от долгого общения с горожанами (…местных жителей это тоже портит…(:-)). Ухитрилась добраться до пакетов, подвешенных к потолочной балке. Ладно, завтра поставим ловушку — какую-нибудь емкость с водой с высокими стенками. Мышь активная, должна утопится быстро.

7.08. С утра заготавливали дрова. Завалили несколько лиственничных сушин, разделали, перетаскали. Тут же сел Ми-2 и к домику примчался мужик с бумагой национального парка, разрешающей ему поселиться в этом домике.

Впоследствии умные люди объяснили нам, что национальный парк не имеет отношения к оставленному нами балагану, т.к. строил его Кыренский аэропорт, а парк лишь пользуется тем, что диспетчера здесь давно не живут (нет рейсов).

Снова переселение – вверх по склону, в крайнюю избушку. Таскаем бревна в обратном направлении.

8.08. Утром нас разбудил колокольчик – три коня пришли от реки и «поселились» у избушки. Пасутся, валяются в опилках и хитро косятся на нас.

Прогулялись к устью Нарин-Гола, по пути собирая курильский чай и грибы. На обратном пути Станислава черт понес перебрести Шумак через рукава у впадения р. Перевальной. Из чисто спортивного интереса. Уже почти перешел, но вдруг понял: а) жене здесь придется туго — долго идти в холодной воде; б) переправляться, в общем, незачем. Вернулся… Охлаждение ног вышло боком – домой пришел с «гвоздем» в шее. Чтобы расслабить мышцы и снять боль, пришлось принять радоновую ванну. А мы с ней уже было завязали…

Вечером обнаружили, что мужичок, выселивший нас вчера, оставил в диспетчерском доме двух своих родственниц, а сам вчера же и улетел. Мы удивлены. Он, конечно, хотел как лучше – бумага нац.парка, никто не выселит и т.п. – но на наш взгляд, двум женщинам в возрасте за 50 и за 70 лучше было бы с молодой компанией (напр., в «штабном» балагане) – и топка печи, и вода, и просто стимулирующее соседство. А здесь, на отшибе, в продуваемом сарае…

Для готовки у них газовая плита, но для отопления дрова не помешают.

9.08. Ночью выпал снег. Все белое. Во второй половине дня снег стаял, остался только кое-где на гольцах. Снова нагрели воды, помылись. Лишь вторая баня за поход, если не считать минеральных ванн. Кое-кто из нас уже слегка запаршивел…

Продолжаем укреплять здоровье: вода, ванны, грязи, восстановительное питание. Варить обеды пока не удается — организм отвык, да и встаем поздно. Зато регулярно жарим оладьи (из дареной муки на дареном же масле). Сковородки — с ближайшей помойки (две банки из-под кильки).

Вечером мы узнали, что пьяный бурят, слонявшийся весь день по источникам и оравший «Ахтунг! Шнель!», приходил в диспетчерский домик и морально терроризировал наших соседок. Н-да, не выселили бы нас из того домика, пришлось бы с ним общаться нам… А пил он вдвоем с тем земляком, от которого мы ушли из таможенного балагана. Значит, оттуда тоже ушли правильно.

С соседками сдружились — общаемся, снабжаем дровами, они нас угощают.(:-)

Вечером затопили печку — для эксперимента (в спальниках и так тепло). До 4:00 держалась t +15ºC.

Озеро в нижней части цирка
10.08. Ходили под перевал Золото (2А к.с., 2600м.). В 2000г. мы спустились в его цирк сверху справа (ор.), через боковой отрог (налегке и без веревок). До сих пор вспоминать жутко – висячие кулуары, лбы и гребни.
Прогулка в цирк перевала Золото
На этот раз в цирк зашли по тропе (параллельно ручью, но довольно далеко от него). Весь подъем занял 2,5 часа (сильно зависали на смородине). Когда мы находились в верхней части лесной зоны, погода изменилась: с противоположной стороны в долину упали тяжелые тучи. Все вершины затянуло, начались резкие порывы ветра и легкое накрапывание. Памятуя о вчерашнем снегопаде, разумно было бы вернуться – но уж очень не хотелось! Мы пошли дальше, и не прогадали: серьезный дождь так и не пошел, несколько раз даже выходило солнце. От нижнего озера к верхнему поднимались, срезая по косогору на левом (ор.) борте долины, далеко от ручья. Крупный курумник, но в сухую погоду приятно. На озере (2200 м. по альтиметру) мы перекусили и полюбовались на перевал. Прикинули, что путь подъема, вероятно, идет по косым полкам-трещинам в слоистом монолите. Спуск к Шумаку занял 1:40.

В грязи не валялись — холодно. Ограничились холодными ваннами, да после прогулки намазали грязью колени. Эффект мгновенный: только что все ныло и скрипело, а теперь – хоть летай.

Много общались, обменивались информацией. Сначала с молодежной группой, пришедшей со стороны Аршана через пер. Дубль-Вэ (W) – БайконурДолгожданный (все 1А к.с.). Заезд/заход – по той же лесной дороге через с. Тагархай, километров на 10 дальше нашего (хотя «проезжабельнось» там уже сомнительная), подъем к ГВХ по р. Мойготы. По их впечатлениям, подход к перевалу Дубль-Вэ с обеих сторон очень моренистый. Но на Билюту этот путь выводит уже в верхнем ее течении, в 1-2 километрах ниже висячих озер — пожалуй, такой маршрут можно рекомендовать как облегченный вариант посещения Байконура.

Познакомились с интересным одесситом. Ему 65, гуляет в этих горах регулярно, то один, то с женой, то с группой. На этот раз он пришел один — с Ниловки, через пер. Хубутский и Горных духов, за 5 дней. Про Зун-Гол и Шумак-Гол сказал, что тропы там, в общем, нет, и рельеф не очень приятен – над каньоном Зун-Гола есть несколько опасных мест. Спросили про вес рюкзака. 37 кило при собственном весе 67. Нас бы такое убило. Серьезный человек. И интересный. Веет от него такой глубинной разумностью...

Снова увиделись с Николаем Роцким, руководителем новосибирской группы. Он только что привел своих студентов из очередного кольца (пер. ЗолотоОбзорныйУсть-ИлимцевГорных Духов). Про Золото он сказал, что там два человека повесили две веревки, зайдя по тем косым трещинам, на которые мы любовались сегодня. Мотаем на ус – может пригодиться…

Кони продолжают гулять у избушки. Похоже, хозяева перепили чаю…

Вечером потеплело. В другом месте мы бы сказали, что это к сильному ухудшению погоды, но здесь на нас постоянно лило-сыпало и без всяких потеплений. Этим летом Шумак аномально холоден – вечером t +5º — +10ºC (термометр врет, скорее ниже), на гольцах постоянно выпадает снег.

На ночь полюбовались на звездное небо и усилием воли заставили себя лечь раньше обычного – в 23:00.

11.08. Под утро действительно пошел сильный дождь. Лезть под него не хотелось, но «дело» превыше всего: пошли принимать ванну и пить минералку. За этим дождь прекратился, вышло солнце и мы смогли полюбоваться на засыпанные снегом хребты-перевалы. Стоит вопрос: что сейчас на перевале Шумакском? Там обычно слой снега толще, чем в других местах, может насыпать и по грудь. Тогда разумнее было бы выйти низом на Аршанский перевал. Это четыре дня в ударном темпе – против трех неспешных через Шумакский. Надо определяться! Но Анна уверенна, что послезавтра на перевале снега вообще не будет, а такая уверенность у нее обычно неспроста.

В течение дня снега на хребтах поубавилось. Но на некоторых он, похоже, ни разу не сходил за все наше пребывание здесь.

Сегодня коней нашел хозяин. Долго гонялся за ними верхом с двумя лайками, пытался отогнать вниз, к реке. Они же, не будь дураки, лениво бегали от него кругами — вокруг избы. Мы старались смеяться потише…

Хороший день в курортном отношении: трижды прошли по источникам, вечером приняли грязь минут на 20. Четкое ощущение, что она нам очень полезна — потому и лезем в нее каждый день ( а с радоном завязали – есть чувство, что не в тему). Хинт: поверх грязи стоит обматываться полиэтиленом, иначе — солнце за тучу – и ледниковый период!

Готовясь к выходу, вечером в первый раз перезарядили компьютер (показывал 4% зарядки). Что ж, неплохо для 7 дней работы и 9 лежания. GPS сегодня тоже впервые заругался на севшие батарейки.

12.08. Хороший день, солнечный. Утром +5ºС, изморозь, днем до +20ºС. Парко-хозяйственный день, баня-стирка. Напоследок активно «лечимся»: три раза — вода, дважды — ванна, раз – грязь (очень приятно, солнечно, почти (:-) не холодно). Всегда бы так – аж уходить не хочется!

Один человек хочет завтра выйти с нами — чтобы мы провели его через перевал, а дальше он до Ниловки сам. Его группа тянет с выходом, а ему – на работу. Думаем.

За: 1)ему нужно; 2)трасса, действительно, не сложна.

Против:

1) Если у человека осталась нерешенной проблема «я и группа», он будет вынужден отрабатывать ее с любой группой, в которую попадет (в том числе с нашей).

2) Отсутствие у него снаряжения (палатка, котел, топор и т.п.) заставит нас взять на себя ответственность за него, хочет он этого или нет. Например, если после перевала погода испортится, у нас не будет морального права ни отправить его одного в Ниловку (как бы он сам того ни хотел), ни взять с собой на Гранатовый. Придется выходить на Ниловку вместе.

3) Отсутствие опыта делает его труднопрогнозируемым попутчиком — он и сам себя как туриста не изучил, и не знает ни своих возможностей, ни своих ограничений. Тем более, не можем этого знать мы.

4) Главное. Образ мЫшления у нас с ним ну ОЧЕНЬ разный (вода и камень, лед и пламень и т.п.). А группа, не скрепленная общим мышлением — гремучая смесь, игрушка рока, пылесос для неприятностей. Конечно, «для духовного развития» такие опыты могут быть полезны, но цена вопроса — может оказаться неподъемной…

Мужик он здоровый, может быть, дойдет не запыхавшись. Но – решили перестраховаться.

Сегодня у нас праздник – 102 месяца нашего союза. Вечером праздничный банкет: макароны с тушенкой. (:-)

Далее (13 августа 2004
Подъем по р. Левый Шумак, перевал Шумакский, подход под перевал Гранатовый)

Настасья МишМы делитанты, но так хочется на Шумак (хоть одним глазком)
Мы собираемся в июле-августе, можно ли к кому-нибудь присоединиться?
Ответьте.
06.06.2007, 12:47:41 |
Вячеслав ПетухинНапишите лучше новую тему в форум "Куда и с кем пойти". Назовите, скажем, "Шумак в августе 2007". Там такого ещё нет, а наверняка будет много желающих. Здесь-то не подходящее место для таких обсуждений.
06.06.2007, 13:42:18 |
Елена Вершинина Сообщите, пожалуйста, кто идет на Шумак в период с 4 по 14 августа 2008 года (ну где-то в этот период). Может быть можно скооперироваться? Нас мало совсем.. да еще и мужчин нет среди нас, а без них сложно...
03.07.2008, 15:15:16 |
Константин СухановЕлена Вершинина: "...мужчин нет среди нас, а без них сложно... "

В каком плане сложно? Рюкзак свой нести, кашу варить на костре самостоятельно, или что иное?