7.03.97

дневка, радиальный выход по Китою за закладкой

Сегодня у половины группы дневка, а у половины — радиальный выход за закладкой. Вышли в 10.30, вернулись в 16.30. На реке тонкий слой снега, промоины, ледяные мосты через реку. В одном из мест торошения Хасан провалился, но подо льдом была не вода, а метр воздуха и камни. В оба конца отмахали 24 км. В месте закладки — целый проспект, натоптанный зайцами. Пожалели, что не поставили петель, а то были бы с зайчатиной.

Вечером завхоз Женя разбирался с продуктами на часть пути до следующей закладки. Проблемы с раскладкой возникли после схода с маршрута Виктора. Часть продуктов он нам оставил, это и породило дебаты о норме продуктов в день на человека. Решаем часть круп оставить в избушке.

8.03.97

подъем по р. Горлык-Гол

Вышли в 9.30. Настроение праздничное, голубое как всегда небо, безветрие. Через 1.5 перехода от устья Горлык-Гола долина суживается до каньона в 10 метров шириной и высотой вертикальных стен метров 20. Южная экспозиция и теплый день вызывают общее размягчение снежного и ледяного покровов. На истончившемся ледяном мостике проваливается Женя по шею. В ходе спас работ провалился по пояс Володя. Быстро развели костер, переоделись, подсушились — все в течение часа.

Впереди в каньоне виднеется 10-метровый ледопад. Организуем обход по заросшему и заваленному глубоким снегом курумнику, по правому орографически берегу. Это еще час времени. После выхода на реку и движения по старой лыжне пешком проваливается одной ногой под лед Хасан. Каньон сошел на нет. Долина расширилась. Обед с 13.30 до 14.30. После обеда — тяжелая тропежка по размягченной и проваливающейся до самых камней лыжне. Лагерем встали в 18.00. Идет снег.

9.03.97

подъем по р. Горлык-Гол, подъем по р. Борто-Гол

В 8.45 в течение примерно 10 минут было солнечное затмение. Мы стояли глубоко в долине, поэтому солнце к этому времени не успело нас осветить. Но мы видели как на облитые солнцем ближайшие вершинки легла тень и резко потемнело.

Выход в 9.30. Тяжелое подтрапливание по старой лыжне. Опять голубое небо. В 13.00 были в устье Борто-Гола, левого притока Горлык-Гола.

Там и пообедали до 14.15. Это устье, совсем недалеко от границы леса, представляет собой вход в красивый каньон с боковыми ледопадами, обрамленными поверху свечками кедров. Из каньона вытекают ручейки, поверхность льда представляет собой голубую кашу. Идем до первого ледопада на лыжах, ноги в бахилах с калошами медленно, но верно промокают, но кругом такая красота, что в общем-то можно пренебречь мелкими неудобствами.

Серию мелких ледопадов проходим в кошках, на двух побольше вешаем веревку. Вытягиваем связку лыж, рюкзаки и участников. Лагерем встали в 18.00 на границе леса.

10.03.97

подъем по р. Борто-Гол — п. Батыр-Дабан — ручей Водопадный

Выход в 9.40. За переход дошли до балка геологов на две кровати с печкой. Чуть дальше в широкой долине широкий 5-метровой высоты ледопад.

В хребте справа виден проем нужного нам перевала. От ледопада пошли вправо перпендикулярно реке вверх по залесенной террасе через увал. Тропление по колено. Перевалили ручей и попали в речку, вытекающую с перевала Батыр-Дабан. Возможно лучше было подняться на полкилометра выше ледопада по Борто-Голу и сразу попасть в устье нужной нам речки. В 13.00 обед с термосами на наледи перед крутыми ледопадными уступами. Солнечно и безветренно.

На реке под перевалом было 2-3 наледи до 3 метров высотой. На самом крутом бросили веревку. В 15.30 были на перевале. Подъем чуть правее и выше него из перевального цирка по правому по ходу склону в кошках по снегу (чуть ниже колена) за один переход. В туре была записка екатеринбуржцев от 12 августа 1996 года.

Спуск по крутому снежнику справа от тура до камней — 40 метров высоты. Далее бросили веревку в левый кулуар. Выход из него в большой кулуар левее седловины нашего перевала. По нему по снегу пешком сбросили 150 метров. Далее на лыжах до впадения в ручей Водопадный. Лагерем встали в зоне леса в 17.30.

11.03.97

ручей Водопадный — р. Онот

Выход в 9.20. Нашли лыжню екатеринбуржцев. Через час доехали до каньона. Первый 30-метровый ледопад обошли левым берегом за полчаса. Далее 30 минут по наледям и снова полчаса обхода слева по курумнику 30-метрового ледопада. 10-метровый ледопад преодолели с помощью веревки и ледобуров. Потом встретили 15-метровый ледопад, внизу которого журчит вода — бочка, идет сужение каньона до 2 метров. Обошли слева по полочкам.

Наконец долина расширяется, выполаживается. В 14.30 — обед, в 15.30 — одеваем лыжи и траверзом влево по склону тропим лыжню в долину Онота. Лыжня пропала. Тяжелая тропежка выше колена в хвойном лесу. Через два перехода в 17.30 встаем лагерем. Пошел мокрый снег. Двое тропят лыжню на утро.

Далее (р. Онот - пер. Травянистый - р. Оспа - пер. Оспин-Дабан)