27.07. Стрелка р. Тисса и р. Ока – зимник Холей (32 км)

28.07. Зимник Холей – мин. ист. Халун-Ухан (23 км)

1. Брод через р. Дэдэ-Хутэл, глубина до 0,5 м, скорость течения 0,5 м/с, дно каменистое, две протоки шириной по 6 м.

2. Болото. Заболоченная луговина глубиной до 0,5 метров. Начинается непосредственно у зимника Хурген-Тала. 2 км.

3. Брод через р. Хадарус, глубина до 0,9 м, скорость течения 2,5 м/с, дно каменистое, ширина 25 м. Река разлилась из-за дождей. При нормальных погодных условиях сложность переправы не превышает 1А к.т. Для переправы требуется навешивание перил. 1Б к/с

29.07. мин. ист. Халун-Уханмин. ист. Хойто-Гол (15.6 км)

1. Брод через р. Буштыг. Несколько проток на разлившемся и заболоченном участке. Глубина проток до 0,4 м, скорость течения до 0,4 м/с, дно каменистое и песчаное, протоки шириной до 10 м.

2. Брод через р. Аршан глубина до 0,4 м, скорость течения 0,5 м/с, дно каменистое, протока шириной 8 м.

30.07. Мин. ист. Хойто-Гол — подножие г. Черби (2676 м) (19.2 км)

1. Брод через р. Аршан глубина до 0,4 м, скорость течения 0,6 м/с, дно каменистое, протока шириной 6 м.

2. Каньон при подходе к перевалу в Долину Вулканов. Осыпные склоны крутизной до 50 град. со скальными выходами. 1Б к/с, 0.5 км

Траверс седловины перевала из долины реки Аршан в долину вулканов

3. Перевал из долины р. Аршан в Долину Вулканов (Черби).

4. Участки пологой осыпи крутизной до 25 град. 1А, 1 км

5. Заболоченная луговина глубиной до 0,5 метров. Местами топь. 0.5 км

Вершина г. Черби (н/к, 2676 м).

6. Участок карликовой березки высотой до 0,6 м, растущей по всему плато. 2Б к/с, 1 км

7. Восхождение на г. Черби (2676 м). Склон крутизной до 25 град. Восхождение провели по восточному плечу. Вершина – плоское плато. На вершине есть триангуляционная вышка. Записки на вершине не оказалось. Спуск по пути подьема. При спуске на снежнике отработали способы передвижения и самостраховки на снежных склонах.

8. Участки пологой осыпи крутизной до 25 град. 1А, 4 км

Преодоление каньона реки Барун-Хадарус ниже разлива

31.07. Подножие г. Черби (2676 м) – Долина Вулканов — мин. ист. Хойто-Гол (27.6 км)

1. Каньон вдоль реки по пути в Долину Вулканов. Склоны каньона – средняя осыпь со скалами. Частично прижимы.

2. Брод через р. Барун-Хадарус, глубина до 0,4 м, скорость течения 0,6 м/с, дно каменистое, протока шириной 25 м. Переправу произвели выше каньона в месте разлива реки.

3. Лавовое поле между вулканами. Базальтовые вулканические породы в виде пемзы. Хаотические нагромождения с острыми краями высотой до 3 метров. Есть разломы, заполненные водой. Желательны горные или трекинговые ботинки на толстой подошве. 3 км

Движение в Долину Вулканов по тропе.
Лавовое поле
Кратер вулкана Перетолчина с озером внутри и туром в середине озера
Конус вулкана Кропоткина

4. При восхождениях на конусы и спусках с них отработали способы передвижения и самостраховки на мелких осыпях. Особенно хорош для таких занятий конус вулкана Кропоткина.

5. Брод через р. Барун-Хадарус, глубина до 0.4 м, скорость течения 0.6 м/с, дно каменистое, протока шириной 25 м. Переправу произвели выше каньона в месте разлива реки.

6. Заболоченная луговина глубиной до 0,5 метров. Местами топь. 0.5 км

7. Участки пологой осыпи крутизной до 25 град. 1А к/с, 1 км

8. Каньон при подходе к перевалу в Долину Вулканов. Осыпные склоны крутизной до 50 град. со скальными выходами 1Б к/с, 0.5 км

9. Перевал Черби.

Переправа через реку Хойто-Гол

1.08. Мин. ист. Хойто-Гол — верховья р. Дунда-Гол (16 км)

1. Брод через р. Аршан, глубина до 0,4 м, скорость течения 0,6 м/с, дно каменистое, протока шириной 6 м.

2. Брод через р. Хойто-Гол, глубина до 0,8 м, скорость течения около 1,5 м/с, дно каменистое, протока шириной 10 м. Переправу осуществляли с самостраховкой лыжными палками и альпенштоками. 1А к/с

2.08. Днёвка

3.08. Верховья р. Дунда-Гол — озеро под юго-восточным склоном перевала Новоуральцев (16.8 км)

Хребет Большой Саян (начало участка первопрохождения)
Траверс гребня между хребтами Большой Саян и Тарна изобилует живописными озерками в каменных "мешках"
Хребет Тарына

1. Участки пологой осыпи крутизной до 25 град. При траверсе плато между хребтом Большой Саян и хребтом Тарына. Весь участок можно характеризовать как чередование подъемов и спусков по мелкому и среднему курумнику, в основном, из вулканических пород, базальтов и гранитов. Местами, ближе к хребту Большой Саян, встречаются небольшие заболоченные участки. Растительности практически, кроме очень редких и мелких кустиков не встречается. Кустики же растут только в некоторых пониженных участках. Местами приходится пересекать снежники. Очень много озер в «каменных мешках». Пришлось очень сильно петлять. Очень живописный участок. 2Б к/с, 1 км

2. Траверс склона гребня. Крутизна склона до 35 град., характер склона — мелкая и средняя осыпь. Приходится обходить жандармы и пересекать несколько кулуаров. По одному из кулуаров спускаемся к озеру выше водопадов и каньона. Склон кулуара камнепадоопасен. Использовались каски. 1А к/с, 2.5 км

Перевал Новоуральцев

4.08. Озеро под юго-восточным склоном перевала Новоуральцев — перевал Новоуральцевперевал с Улуг-Узю на левый приток Ак-Оюкч-Хема — верховья левого притока реки Ак-Оюкч-Хем (13.2 км)

1. Участки средней осыпи крутизной до 30 град. При траверсе встречаются участки снега. 1А к/с, 1.2 км

Во время подъема на перевал Новоуральцев встречаются участки снега

2. Перевал из долины левого притока реки Довурактыг-Хaнаш-Хем в долину реки Улуг-Узю, названный нами перевалом Новоуральцев. Юго-восточный склон перевала крутизной до 45°, в основном, крупная и средняя осыпь,
Вид пика Ханчар с перевала Новоуральцев
местами живая. Перевал имеет две седловины. Мы произвели спуск с восточной седловины. Спуск с восточной седловины это скально-осыпной склон крутизной до 50°. Преобладает крупная осыпь. В нижней части спуска встречаются участки снега. На восточной седловине строим тур. Связываемся в две связки по три человека и с попеременной страховкой, обходя скальные участки, производим спуск серпантином с восточной седловины перевала.

Вид перевала Новоуральцев со стороны спуска

3. Пересечение морены с участками средней и крупной осыпи крутизной до 35 град. При пересечении следует уйти на левую (по ходу) сторону морены, так как правая обрывается скальными выходами, хотя с верху она выглядит более проходимой. 2А к/с, 1.5 км

Водопад в каньоне
4. Преодоление каньона. После морены долину рассекает каньон глубиной до 30 метров со склонами,
Выход из каньона
поросшими травой и кустарником, крутизной до 60 град. Спустившись в каньон, мы поднимаемся по руслу ручья в поисках выхода из каньона до водопада. По руслу пересохшего ручья выходим из каньона. 1А к/с

5. Склон крутизной до 30 град., поросший пихтовым, ивовым и березовым стлаником, высотой до 1,5 метров. 2Б к/с, 1.2 км

6. Перевал из долины реки Улуг-Узю в долину левого притока реки Ак-Оюкч-Хем. Подьем по склону крутизной до 25 град. В нижней части склон порос кустарником, в верхней части — трава, камни. Встречаются фрагменты старой или звериной тропы. При спуске в долину притока реки Ак-Оюкч-Хем надо придерживаться левого берега. В районе верхней границы зарослей ивового стланика есть глубокий каньон с водопадом, который группе, желающей спуститься к реки Ак-Оюкч-Хем, придется обходить по зарослям.

Вид с перевала из долины реки Улуг-Узю в долину левого притока реки Чойган-Хем
Перевал между вершинами 2462 и 2588 в массиве пика Ханчар
Вид на пик Ханчар с перевала между вершинами 2462 и 2588 в массиве пика Ханчар
Вид долины левого притока реки Ак-Оюкч-Хем со склона перевала между вершинами 2462 и 2588 в массиве пика Ханчар

7. Пересечение морены с участками средней и мелкой осыпи крутизной до 30 град. Далее — выход на перевал, траверс гребня и спуск с перевала. Местами осыпь «живая». 1А к/с, 4.8 км

8. Перевал между вершинами 2462 и 2588 к югу от пика Ханчар. Подъем на перевал по склону крутизной до 35 град. по средней и мелкой осыпи, встречаются участки снега. Перевал имеет несколько седловин, которые разделены скалами. На перевале, на южной и на северной седловине, мы обнаружили турики, но без записок. Для спуска в долину правого притока р. Улуг-Узю с южной седловины потребуется навесить одну веревку перил или одна веревка спуска дюльфером, а с северной — два-три. Спускаться с перевала не стали. Далее мы собирались поднятся на пик Ханчар. Мы произвели визуальную оценку и разведку предстоящего пути. Мы сделали вывод, что на пик Ханчар с этого перевала просматривается самый логичный путь подъема по южному гребню, который можно оценить минимум как 2Б к.т. Перевал в районе вершины 2574 также визуально оцениваем как перевал 2Б к.т. В связи с этим принимаю решение воспользоваться запасным вариантом и обогнуть каньон левого притока реки Ак-Оюкч-Хем. Две основные веревки, перильная и страхующая. Каски. Страховочная система, прусик, восьмерка и два карабина на каждого. Петли для организации станции. 1Б к/с

9. Склон крутизной до 30 град., поросший ивовым стлаником, высотой до 3 метров, местами на заболоченном участке. 2Б к/с, 1 км

10. Брод через левый приток реки Ак-Оюкч-Хем, глубина до 0,6 м, скорость течения 1,6 м/с, дно каменистое, протока шириной 5 м.

5.08. Верховья левого притока реки Ак-Оюкч-Хемоз. Доштуг-Холь (12 км)

1. Брод через левый приток реки Ак-Оюкч-Хем, глубина до 0,6 м, скорость течения 1,6 м/с, дно каменистое, протока шириной 5 м.

По зарослям в долине левого притока реки Ак-Оюкч-Хем

2. Склон крутизной до 35 градусов, поросший ивовым, березовым и пихтовым стлаником, высотой до 3 метров, местами с участками высокотравья. 2Б к/с, 4.8 км

Выход из каньона "Послематерной" реки

3. Преодоление каньона, как мы его назвали, «После-матерной реки». До этого мы полдня шли по зарослям стланика и кроме мата, как сказал Денис, на язык ничего не приходило. Спуск в каньон провели по осыпному склону крутизной до 40 градусов. В поисках выхода из каньона и переправы через реку, прошли вдоль него вниз по течению. Выход из каньона по скально-травянистому склону крутизной до 50 градусов. 1Б к/с, 0.3 км

4. Переправу через реку в каньоне через основной поток произвели по завалу. Ширина основного потока около 6 м. Скорость течения около 3 м/с, дно каменистое. Если бы мы не нашли завал, то пришлось бы наводить навесную переправу.

5. Участок с глубоким мшаником. Местами встречаются редкие заросли карликовой березы. Частично заболоченное место. При спуске к озерам шли мшаником, покрывшим каменистые склоны. Спуск, по которым, весьма неприятный из-за сползающего с камней толстого слоя мха. 2А к/с, 4.5 км

6.08. Оз. Доштуг-Хольперевал Верх-Нейвинский — левый исток р. Сан-Хем (9 км)

1. Склон крутизной до 45 град., средняя и крупная осыпь, местами «живая». 2А к/с, 2.5 км

Вершина 50 лет УЭХК и перевал Верх-Нейвинский

2. Перевал Верх-Нейвинский. Соединяет межгорную долину с озером Доштуг-Холь и долину р. Сан-Хем. Склон крутизной до 35 град., средняя и крупная осыпь, местами травянистый склон. Седловина перевала широкая, ровная перемычка. Спуск в долину р. Сан-Хем крутизной до 40 град., мелкая и средняя «живая» осыпь. Тур построили в центре седловины. 1А к/с, первопрохождение

Подъем по северному гребню на вершину 50 лет УЭХК

3. Вершина 2564 м, мы ее назвали «50 лет УЭХК». Восхождение совершили по северному гребню с перевала Верх-Нейвинский. Склон крутизной до 45 град., средняя и крупная осыпь, местами «живая». Вершина — обширное каменистое плато. Спуск произвели по южному от вершины склону крутизной около 20 град. и по кулуару крутизной до 45 град. с мелкой осыпью и гравием в долину правого истока р. Сан-Хем. Спуск — глиссированием с самостраховкой. Кулуар камнепадоопасен и требует передвижения плотной группой на участке 32-33. 1Б к/с, первовосхождение. Каски на спуске.

4. Склон крутизной до 45 град., мелкая осыпь, местами «живая», гравий. 1Б к/с, 1 км, каски

5. Склон крутизной до 15 град., поросший ивовым и березовым стлаником высотой до 1,5 метров, местами на заболоченном участке. 2Б к/с, 1 км

6. Участок с глубоким мшаником. Местами встречаются редкие заросли карликовой березы и ивы. Частично заболоченное место. Вдоль озера мшаником покрыты каменистые склоны. Спуск и подьем по склонам весьма неприятный из-за сползающего с камней толстого слоя мха. 2А к/с, 2.5 км

7.08. Левый исток р. Сан-Хемперевал Турклуба Кедрр. Изиг-Суг (25.2 км)

1. Участок с глубоким мшаником. Местами встречаются редкие заросли карликовой березы и ивы. Частично заболоченное место. Вдоль озера мшаником покрыты каменистые склоны, спуск по которым весьма неприятный из-за сползающего с камней толстого слоя мха. 2А к/с, 1 км

2. Мелкая крутая осыпь крутизной до 50 град. Склон камнепадоопасен. 1Б к/с, 1 км, каски

Перевал турклуба Кедр

3. Перевал Турклуба Кедр. Перевал находится в верховьях левого истока р. Сан-Хем между вершинами 2441 и 2489. Соединяет долину левого истока р. Сан-Хем и долину р. Изиг-Суг. Прохождение перевала произвели со стороны левого истока р. Сан-Хем. Склон крутизной до 50 град., преимущественно мелкая осыпь, гравий. Седловина перевала — перемычка шириной не более 20 метров и длиной около 30 метров. Спуск в долину р. Изиг-Суг по склону крутизной до 45 град. с мелкой и средней осыпью. Спуск камнепадоопасен, поэтому спуск необходимо производить плотной группой и в касках. Спуск произвели глиссером. Зимой склон в долину р. Изиг-Суг лавиноопасен, т.к под перевалом большое количество сломанных деревьев, вырисовывающих лавинный конус. 1Б к/с, первопрохождение, каски на спуске.

4. Мелкая крутая осыпь крутизной до 45 град. Склон камнепадоопасен. 1Б к/с, 1.5 км, каски

5. Склон крутизной до 25 град., со сплошным участком валежника и бурелома. 2А к/с, 3.5 км

6. Брод через р. Узю, глубина до 0,8 м, скорость течения 0,3 м/с, дно каменистое, заиленное, шириной до 4 м.

Наведение перил при переправе через реку Узун-Узю
7. Брод через р. Узун-Узю, глубина до 0,8 м, скорость течения 2,5 м/с, дно каменистое шириной до 20 м. Первый участник на двух усах переправляется на целевой берег и крепит конец веревки. Натягиваем методом полиспаста перила и переправляем рюкзаки. Далее, со страховкой — остальные участники группы. С целевого берега снимаем перила. На переправу затрачено 1 час 20 минут. Переправу совместили с приготовлением обеда. 2А к/с. Для переправы требуются страховочные системы, самостраховки, карабин на каждого и на группу две основные веревки длиной не менее 40 метров, 6 карабинов, 2 двойных прусика.

На дневке, после дождей, мы просушиваем свои вещи. Правда, это длилось всего полдня

8.08. Р. Изиг-Суг — мин. ист. Чойган (9.6 км)

1. Брод через р. Тарына, глубина до 0,8 м, скорость течения 1 м/с, дно каменистое шириной до 8 м. 1А к/с

Вверх на перевал Хэлгин-Дабан

9.08. Днёвка

10.08. Мин. ист. Чойган — верховья р. Хэлгин (14.4 км)

1. Снежный покров (свежевыпавший мокрый снег) глубиной до 15 см. 4.5 км

2. Перевал Хэлгин-Дабан. Через перевал идет хорошая тропа, но сложность перевала увеличилась за счет свежевыпавшего снега.

После выпавшего мокрого снега весь перевал Хэлгин-Дабан был в снегу

11.08. Радиальный выход на пик Топографов (6 км)

1. Брод через р. Хэлгин, глубина до 0,6 м, скорость течения 0,5 м/с, дно каменистое разлив шириной до 100 метров.

Пик Топографов вторая вершина
2. Пик Топографов (3089 м, вторая вершина). Восхождение проводили через ледник к трапецеидальной вершине (вторая вершина) с выходом на основную вершину в связках. Во время подъема погода испортилась, и мы отказались от дальнейшего восхождения на основную вершину (3044 м) в целях обеспечения безопасности. Во время восхождения пришлось вырубить несколько ступенек во льду. Спуск глиссером по снежному склону с вершины и далее — в связках по леднику. 1Б к/с. Лыжные палки, альпенштоки, ледоруб для самостраховки. Основная веревка на 2-3 человек, страховочные системы, каски, карабины.

3. Ледник, покрытый слоем снега (свежевыпавший мокрый снег) глубиной до 15 см . Прохождение ледника в связках. Первый «щупал» скрытые трещины. 2.5 км. Лыжные палки, альпенштоки, ледоруб для самостраховки. Основная веревка на 2-3 человек, страховочные системы, каски, карабины.

4. Брод через р. Хэлгин, глубина до 0,6 м, скорость течения 0,5 м/с, дно каменистое разлив шириной до 100 метров.

12.08. Верховья р. Хэлгин — стрелка рек Хэлгин и Тисса (24 км)

1. Курумник с камнями свыше 2 метров. Встречаются живые камни и отдельные камни более 5 метров. При передвижении требуется тщательная самостраховка. На преодоление курумника затратили больше часа. 2Б к/с, 1 км

2. Сильно заболоченная тропа, местами с топью. 6 км

Река Тиса в районе устья реки Обо-Гол

13.08. Днёвка

14.08. Стрелка рек Хэлгин и Тисса — летник между озерами Шутхулай-Нур и Дозор-Нур (30 км)

1. Сплав по р. Тисса. Из-за прошедших дождей уровень воды в реке поднялся на 1-1,5 метра, повысив категорийность реки до III к.с. Хотя мы рассчитывали, что сплав будет в пределах I-II к.с., участники группы имели опыт сплава по рекам I-III к.с. Это позволило нам пройти реку. Данное обстоятельство — подъем воды в реке за сутки на 1-1,5 — следует учитывать другим группам. Река изобиловала всем набором препятствий: это и стоячие волны до 2 м высотой, и косые валы высотой 1-1,5 м, и прижимы с шиверами. Чего нет на реке, так это завалов.
Долина реки Тиса между озерами Шутхулай-Нур и Дозор-Нур
3 к/с. Катамаран — один на группу. Чалка. «Живец». Каски и спасжилеты — на каждого.

Конец сплава, а нам еще идти пешком до поселка Орлик

15.08. Летник между озерами Шутхулай-Нур и Дозор-Нур — зим. Жэлген (48 км)

16.08. Зим. Жэлген — стрелка рек Тисса и Окапос. Орлик (12 км — сплав, 4.8 — дорога)

На протяжении всего маршрута на переправах и заболоченных участках требуются болотные сапоги, на крутых участках используются лыжные палки, альпенштоки для самостраховки.

Далее (Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте)