Александр Ермаков

На протяжении всего маршрута встречаются очень интересные природные объекты. Это: потухшие вулканы и лавовые поля, геотермальные и минеральные источники, вершины и перевалы, фирновые поля и ледники, озера и водопады. Ниже мы приводим описание некоторых из встречающихся природных объектов.

Водопад на реке Хэлгин — находится в 2 км от места впадения реки Хэлгин в реку Тисса. Общая высота падения около 8 метров.

Водопад на реке Тиссе — находится в 100-150 метрах от слияния реки Тисса и реки Хэлгин. Хорошо просматривается с реки Хэлгин. Высота отвесного падения 6 метров.

Каскад водопадов на реке Обо-Гол

Водопад на реке Обо-Гол — находится в 50 — 100 метрах от слияния с рекой Тисса. Представляет собой каскад водопадов высотой 3-4 метра в узком глубоком каньоне.

Водопад на реке Дабата — находится в 2-3 км от впадения реки Дабата в реку Тисса. С высоты 1300-1500 метров низвергается 100 метровым водопадом река Дабата. Водопад хорошо виден с реки Тисса.

Минеральный источник Халун-Ухан — расположен на левом берегу реки Сенца в 300 метрах от дороги. Вода по желобу стекает в баньку, в которой имеется небольшая ванна воды с температурой 21,2град.С. Уровень гамма фона — 18 мкР/час. В июле 1999 года туристами из Красноярска построена новая банька.

Природный курорт Хойто-Гол — территория курорта Хойто-Гол представляет собой довольно крутой каменистый склон. На этом склоне около десятка выходов теплых источников гидро-карбонатно-натриево-кальциевых с преобладанием натрия. Температура воды от +29 до +33 град.С. Они отводятся деревянными желобами в маленькие баньки, где устроены проточные ванны. Есть три дома для отдыхающих. И строятся коттеджи на трех человек у въезда к источникам. В дальних (верхних) баньках температура воды на входе +30,9 град.С, на выходе из ванн +29,5 град.С. Уровень гамма фона колеблется от 16 до 31 мкР/час. Максимальный уровень — на соляных отложениях.

Минеральные источники Чойган. Баня и термальные ванны "Джакузи"

Природный курорт Чойган (Жойган, Жаэгон) — расположен в верхнем течении ручья Аржан-Хем, который берет начало у подножия массива пика Топографов и впадает в реку Изиг-Суг, приток Хамсары. Имеются выходы около 50 ключей с температурой от +10 до +38 град.С. Отложения солей источников образовали среди тайги плоскую поверхность площадью около 150 кв.м. Источник — гидрокарбонатный, углекислый. Усиленно посещается тувинцами и бурятами, имеет самодельные ванны и избу. Температура источников колеблется от +16 до +37,8 град.С. Уровень гамма фона колеблется от 16 до 48 мкР/час. Максимальный уровень в "Радоновой" баньке — 48 мкР/час, что выше ПДК, которая установлена в 30 мкР/час. На соляных отложениях в районе жилой избы уровень гамма фона составляет 31 мкР/час.

Вулкан Перетолчина — расположен в долине реки Хикушки. Основание вулкана лежит на уровне 1970 метров. Высота его над уровнем лавового поля около 110 метров. Диаметр кратера 170 метров, а глубина 41 метр. На дне кратера есть небольшое озеро, спуститься к которому можно по внутреннему склону кратера, имеющему крутизну до 45 град. В центре озера находится тур. Средний наклон внешних стенок вулкана около 30 град. Склоны вулкана покрыты обломками мелких кусочков шлака, вулканических бомб. На склонах растут кустарник и редкие лиственницы. Размеры самых больших вулканических бомб 35-40 сантиметров.

Вулкан Кропоткина — основание вулкана лежит на уровне 2020 метров. Высота вулкана около 90 метров. Диаметр кратера примерно 210 метров, а глубина — 60 метров. На дне кратера имеется плоская площадка диаметром около 20 метров со сложенным на ней туром. Стенки вулкана состоят из мелких кусочков шлака и вулканических бомб. Преобладают базальты красноватого оттенка. По периметру кратера настроено огромное количество туров высотой 50-70 см.

Ледники массива пика Топографов

В горном узле пика Топографов имеется восемь ледников, из них три ледника долинного типа и пять ледников каровых. Нижняя граница ледников лежит на уровне 2300-2500 метров.

Первый ледник — длиной 2,5 км, принадлежит бассейну Тиссы (питает ее приток р. Хэлгин). Площадь ледника 1,14 кв. км, тип — долинный.

Второй ледник — расположен в каровом углублении между двумя отрогами хребта, отходящего на северо-восток от главной вершины. Площадь около 0,14 кв.км. Тип — каровый, принадлежит к бассейну реки Хэлгин.

Третий ледник — сползает к долине реки Хэлгин с северо-восточного склона главной вершины пика Топографов. Длина ледника 2,5 км, площадь 1,1 кв.км. Имеет явно выраженную конечную морену. Нижняя часть ледника покрыта неглубокими трещинами. Тип ледника — долинный.

Четвертый ледник — находится между главной и второй вершинами пика Топографов. Его площадь 0,44 кв.км, тип — долинный. Относится к бассейну реки Хэлгин.

Пятый ледник — не имеет своего фирнового поля и располагается в том же каре, что и четвертый ледник. Его площадь 0,1 кв.км.

Шестой ледник — принадлежит бассейну реки Кок-Хем, которая впадает в Б. Енисей. Длина ледника не менее 1,7 км, площадь 1,4 кв.км, тип — карово-долинный.

Седьмой ледник — также находится в истоках реки Кок-Хем. Его площадь около 0,16 кв.км.

Восьмой ледник — имеет площадь 0,4 кв.км. Ледник расположен в каре и принадлежит бассейну реки Кок-Хем.

Ледники пика Ханчар

Первый ледник — расположен в истоках реки Улуг-Узю, являющейся правым притоком реки Изиг-Суг. Каровый ледник имеет площадь 0,18 кв.км.

Второй ледник — расположен в истоках левого притока реки Чойган-Хем. Долинно-каровый ледник имеет площадь 0,4 кв.км.

Третий ледник — питает реку Биче-Узю, впадающую справа в реку Изиг-Суг. Площадь карового ледника не более 0,12 кв.км. В конце ледника расположено небольшое озеро.

Далее (Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута)

Марина ШангинаМечта-оказаться на водопаде на реке Дабата!Есть свежая информация о такой возможности и ценах, сроках,если мы сами доберемся до Орлика?
16.01.2017, 17:07:55 |
Александр Ермаков

Марина Шангина:  Мечта-оказаться на водопаде на реке Дабата!Есть свежая информация о такой возможности и ценах, сроках,если мы сами доберемся до Орлика?

как давно это было :) Если есть тропа по левому берегу Тиссы, то это не так далеко от Орлика. Одна проблема — переправы через Оку и Тиссу
18.01.2017, 21:40:15 |
Марина ШангинаМечты сбываются!Мы таки добрались этим летом 2018 года на водопад на реке Дабаата,левом притоке реки Тисса!!!Вот уже как 2 года я мечтала,изучала,планировала увидеть своими глазами это чудо природы.Впервые увидела короткое видео на Ютубе,затем ангарчане выложили подробное видео со своего путешествия по Окинскому району с посещением этого прекрасного водопада.Я им написалса не очень то надеясь на ответ, но о Чудо,люди ответили,причем очень подробно,с "паролями и явками",и вот в начале августа Чудо произошло,мы это сделали,жалею только об одном:что мало там побыли,местные закидывают на машине Урал к началу тропы по реке Тисса и в этот же день обратно,а по хорошему хочется там побыть хотя бы 2 дня,изучить окресности,очень много обьектов о точек для сьемок,подходов к каскадам водопада.Можно так же сходить в полноценный поход к истоку реки Дабаата-озеру на высоте 2252м,правда информации о таком походе в интернете не нашла.Всем советую,это того стоит,подьем несложный,2 часа для любителей,как мы.Очень много гнуса,поэтому москитки обязательно,на подьеме вода только в одном месте,лучше взять с собой,хотя бы по 1 литру на человека.Можно сказать:САЯНСКОЕ ПЛАТО ПУТОРАНА!!!
20.08.2018, 12:24:33 |
Евгений РензинПоздравляю со сбывшейся мечтой! А фотки будут?
20.08.2018, 13:50:49 |
Марина ШангинаФото много,на сайте я недавно,не могу разобраться,как их выложить(((Можно посмотреть в моем Инстаграм,там все путешествие с развернутой информацией по каждому обьекту,и фото,и видео.Марина Шангина-mvladi26
20.08.2018, 14:41:07 |
Sergey V

Марина Шангина: Фото много,на сайте я недавно,не могу разобраться,как их выложить

Посмотрите инструкцию — http://nature.baikal.ru/authors/ph_help.htm
Перейдите по ссылке http://nature.baikal.ru/authors/send.shtml?mt=ph

Ничего сложного, если будут сложности с точкой съемки — не ставьте. Если поможете редакторам с ее местоположением, будет очень хорошо.