1. Пройден интересный маршрут с участком первопрохождения. Совершены первопрохождения, даны предварительные названия и выполнены описания перевалов: Новоуральцев, Верх-Нейвинский, т/к Кедр и вершины 50 лет УЭХК.

2. Проведена разведка части района массива пика Ханчар.

3. Проведены замеры температуры и гамма фона минеральных источников, а также гамма фона нитки маршрута.

4. Гришиным Юрием произведен отбор образцов лишайников для их дальнейшего изучения в лабораторных условиях в продолжение работы, начатой в наших походах 1997 г по Северному Уралу и 1998 г по Приполярному Уралу. Предыдущие результаты были использованы на научных конференциях и симпозиумах молодых ученых России по программе "Шаг в будущее". В результате этого Юрий Гришин получил право быть официальным представителем команды России для участия во Всемирном соревновании биофизиков "Молодые исследователи всего мира — окружающей среде", которое будет проходить на Всемирной выставке "ЭКСПО-2000" (Гановер, Германия, 16-22 октября 2000 года). Для более полного и подробного изучения и представления материала были отобраны нужные образцы лишайников.

5. На протяжении всего маршрута приготовление пищи велось только на газовой горелке. Этот фактор позволяет более рационально планировать нитку маршрута. Особенно это относится к участку нашего первопрохождения. На этом участке почти нет леса, исключение составляют участки 24-28, 34-35 и далее от участка 38. Газ позволял организовывать ночлеги в непосредственной близости от перевалов, в наиболее удобных местах. Так же в любой точке маршрута мы были обеспечены трехразовым горячим питанием. И самое главное — в любую погоду приготовление пищи не представляло проблем, в дождь приготовление велось в тамбуре палатки. Расход газа составил 5150 грамм, что в день на группу составило 245 грамм, а на одного человека 41 грамм.

6. И в этот поход мы брали соевый заменитель мяса. В этот раз мы купили его в виде фарша, пакетики по 100 грамм. Одного пакетика хватало на одно приготовление. Сою мы добавляли в каши, иногда готовили отдельно фаршем. Всем рекомендуем переходить на сою. Сравните вес, а вкус сои вполне приличный с большим разнообразием (ветчина, курица, бекон, рыба). Тем более нет никаких проблем с хранением.

7. В этот раз мы решили поэкспериментировать и взяли с собой муку. Свежие оладушки вносили приятное разнообразие в наш рацион. К оладушкам мы один раз даже приготовили варенье из голубики.

8. В этом походе нас не устраивала лапша быстрого приготовления, и мы ее готовили, как обыкновенную лапшу, в автоклаве, добавляя колбасы и чеснока. После чего ее уже можно было есть. В следующий поход решили брать нормальные макароны.

9. Неподалеку от поселка Хара-Хужир через р. Ока построен мост. От него идет приличная дорога. Так что, если есть возможность произвести заброску на машине, то ею следует воспользоваться.

10. Для преодоления болота на участке 1-2 стоит переговорить с хозяевами зимника и пройти через их загоны. Тропа через загоны менее заболоченная.

11. При переправе через реку Хадарус брод находится ниже тропы метров на 50.

12. На минеральном источнике Халун-Ухан в июле 1999 года туристами из Красноярска построена новая банька. Источник находится приблизительно в 300 метрах от избы, вверх по склону. От избы идет слабозаметная тропа.

13. На минеральных источниках Хойто-Гол есть два больших старых дома и строятся новые коттеджи на трех человек каждый.

14. Тропа в Долину Вулканов от минеральных источников Хойто-Гол (после брода через р. Аршан) практически сразу теряется. Уверенная тропа появляется только после прохождения перевала.

15. Тропа вдоль р. Барун-Хадарус уходит вверх по реке, в противоположную сторону от вулканов. Переправляться через р. Барун-Хадарус надо в районе разлива.

16. Рекомендуем всем посетить незаслуженно забытый массив пика Ханчар. Мы получили громадное эстетическое наслаждение от созерцания нетронутой природы. В этом районе еще много не пройденных перевалов и вершин. Некоторые из них не читаются по карте. Вообще при подготовке маршрута мы столкнулись с проблемой поиска перечня перевалов и вершин этого района. В перечне классифицируемых перевалов среднегорья из районов Восточных Саян есть только Тункинские и Китойские Гольцы. Считаем, что эту проблему надо решать совместными усилиями. Район пика Топографов, Долины Вулканов и минеральных источников широко посещаем, а официального перечня перевалов и вершин нет.

17. В процессе прохождения маршрута в районе пика Ханчар (участок первопрохождения) линия движения нашей группы не всегда была самой удачной. Поэтому на карте мы даем еще и рекомендуемые направления и нитки прохождения участков, указанные зеленым цветом.

18. Также группой для сплава был использован катамаран с металлической рамой. На реке Тиссе (в устье реки Хэлгин) уже проблематично найти деревья, подходящие для рамы. Рекомендуем всем нести раму с собой. Этим мы также и сохраним природу, т.к. дерево, пригодное для сборки рамы, растет, как минимум, 15-20 лет, а для сплава одним деревом не обойтись. И все это — на несколько дней. И когда ежегодно с одного места начинают сплав несколько групп, то над этим стоит задуматься.

19. В поселке Орлик есть телеграф, с которого можно отправить контрольные телеграммы.

20. В поселке Кырен есть спасотряд МЧС РФ. Начальник Кыренского спасотряда Усольцев Леонид Геннадьевич (дом.тел: 91997). В здании спасотряда можно переночевать, что мы и сделали при выезде в Слюдянку.

21. В Слюдянке также есть спасотряд, который расположен недалеко от железнодорожного вокзала. Находится на берегу озера Байкал в месте впадения реки Слюдянка. Напротив ж/д моста. В спасотряде можно переночевать. Имеется отдельная комната с двухъярусными нарами на 12-14 человек, кухня с электроплитой и холодильником. За проживание берется плата 10 рублей в сутки с человека. Для сравнения, в гостинице — 63 рубля. Телефон дежурного 23880, дозваниваться через телефонистку.

22. Еще раз рекомендуем всем посетить массив пика Ханчар. Не пожалеете!

Далее (Дополнительные сведения о походе)