Общегеографические сведения.

Маршрут похода проходил по Окинскому району республики Бурятия (Восточный Саян). Саяны — горная страна на юге Сибири. Восточный Саян начинается на левобережье Енисея, к юго-западу от Красноярска и тянется на юго-восток более чем на 1000 км. В.Саян начинается системой плосковерхих хребтов, постепенно повышающихся к юго-востоку и образующих систему "белогорий" и "белков". Далее на юго-восток хребты вначале постепенно снижаются, приобретая плосковершинный характер, особенно в бассейне верховий р. Оки, где платообразные участки образованы покровами древних базальтов, но при смене направления на юг вновь приобретают высокогорный характер (Пик Топографов — 3044 м, горный массив Мунку-Сардык — 3491 м — высшая точка Саян). Главный массив Большого Саяна известен под названием Чарм-Тайга. Он является горным узлом рек Ангарского и Енисейского бассейна. Здесь берут начало Бий-Хем, притоки ХамсарыИзиг-Суг, Соруг и Чойган-Хем, притоки ОкиСенца и Тисса.

Массив Чарм-Тайга — центр мощного древнего оледенения района. Отсюда ледники наступали по всем долинам и некоторым водораздельным хребтам и оставили следы в виде высокогорных плато, троговых долин и многочисленных моренных холмов по долинам и озерным котловинам.

Весь массив состоит из острых скалистых вершин, поднимающихся до высоты 3000 м. Главная вершина района — пик Топографов (3044 м). На его северных и восточных склонах расположено 8 ледников, питающих р. Хэлгин и притоки Бий-Хема. Все ледники спускаются до высоты 2500 м. Главный водораздельный хребет на этом участке имеет меридиональное направление. Район пика Топографов — самый крупный центр современного оледенения всей горной системы В. Саяна. Еще несколько центров оледенения находятся у горы Хара-Сарьдаг, у пика Мунку-Сасан и в верховьях р.Сорхоя.

С востока к массиву пика Топографов примыкает Окинское плоскогорье.

Многочисленные следы активной в прошлом вулканической деятельности — лавовые потоки-поля, щитовые вулканы и шлаковые конусы встречаются в междуречьях Оки, Сенцы, Тиссы, в долинах рек Хикушки и Жом-Болок. Этот район В. Саяна пересекается линией мощного разлома земной коры с востока на запад через северную часть Окинского района. По ней расположен ряд минеральных источников — по долинам рек Сенцы, Тиссы, Хойто-Гола и др.

Климат

Климат этой части Саян резко континентальный, с большими колебаниями температур. Лето нежаркое, дождливое, особенно во второй половине июля. Часты ливни с грозами. Снегопады и резкое колебание температур в горах возможны в любой месяц лета. В горах наблюдается вертикальная климатическая поясность. Период с положительными температурами длится с мая по сентябрь. Лето начинается в первых числах июня жаркой погодой и наступает быстро. Среднемесячная температура июня достигает + 18 градусов, при максимальной — +37 градусов. В то же время часты понижения температуры до +5 градусов, а в августе даже до 0 градусов.

Главный водораздельный хребет В.Саяна встает на пути господствующих западных ветров, что сказывается на климате и растительности. Здесь за год выпадает около 1200 мм осадков, в то время как по долинам рек Тисса, Сенцы и Бий-Хема — всего 400-430 мм.

Реки и озера.

Реки принадлежат бассейнам Ангары и Енисея. Наиболее крупными из них являются Река Ока и ее притоки: Тисса, Сенца, Жомболок. Это довольно широкие, длинные и бурные реки. Речная сеть довольно густая, что поддерживается многолетней мерзлотой. Воды в притоках крупных рек летом немного. Русла рек в широких долинах сильно меандрируют. В тех местах, где зимой располагаются наледи, реки разбиваются на рукава. Местами русла рек исчезают в мощной толще рыхлых отложений у подножия склонов. В период дождей реки реагируют очень быстро. Они переполняются водой — возникают бурные паводки. В этот период переправы через реки становятся очень сложными.

Озер очень много. Котловины их имеют различное происхождение. Небольише озера обычно имеют ледниковое происхождение и располагаются в ледниковых цирках. Они, как правило, имеют небольшую глубину и очень чистую, прозрачную воду. Самые крупные озера — Хара-Нур, Шутхулай-Нур, Дэдэ-Хухэ-Нур и Додо-Хухэ-Нур имеют смешанное ледниково-тектоническое происхождение и протягиваются порой по днищам долин на километры и даже десятки километров. Незначительное количество зимних осадков в Ангарском бассейне сказывается на общей снежно-ледовой обстановке, основных рек в их среднем и нижнем течении. Все они, как правило, покрыты наледями,

Растительность и животный мир.

В горах четко выражена выcотная поясность. В регионе четко прослеживаются четыре зоны растительности: гольцовая, покрытая каменными россыпями, горнотаежная, в основном светлохвойная лиственичная тайга с подлеском из березы), болотно-луговая, хорошо развитая в днищах широких ледниковых долин и степная (в долинах рек Оки и нижнем течении Сенцы.

В горно-таежной зоне господствует лиственница. Тайга в основном редкая, низкорослая, тонкоствольная — сказывается близость многолетней мерзлоты и незначительная толщина почвенного покрова над скальными породами. Но в глубоких долинах лиственница достигает нормальных размеров. Вторая по степени распространенности древесная порода — кедр. Она растет в хорошо прогреваемых горных долинах.

Почти повсеместна ольха, реже встречается береза. В глубоких речных долинах часто встречаются ель. В подлеске распространены многочисленные кустарники ивы, карликовая березка. Кустарник служит серьезным препятствием на маршруте.

Граница леса лежит на высоте 1600-1700 м, а березовый стланик достигает 2200 м. Выше растут лишь мхи и лишайники. Из ягод встречаются голубика, черника, черная и красная смородина, жимолость, малина. Много грибов. Иногда попадаются дикий лук и ревень.

В лесах обитают косули, лисицы, заяц, рысь, куница, соболь, белка, росомаха, медведь, изюбр, глухарь, тетерев, рябчик, кедровка. В реках водится выдра, а также хариус, таймень, ленок, щука, окунь, сиг, елец и язь.

Тропы пересекают юго-восточную часть Саян в разных направлениях. Как правило, они проложены по долинам рек, в отдельных случаях высоко от реки. В тайге тропы глубоко выбиты (особенно вьючные) и хорошо заметны. На осыпях, болотах и горельниках они теряются. Звериные тропы — тоже хорошее подспорье.

Административная принадлежность

В административном отношении этот район В. Саяна захватывает Окинский аймак (район) Бурятии. Ближайшие населенные пункты — районный центр Орлик, улусы Балакта, Шаснур, пос. Ока (Саяны). Связь по бывшему Монгольскому тракту — автодороге из России в Монголию. Крупные населенные пункты на пути — Зун-Мурино, пос. Аршан, Кырен, Нилова Пустынь, Хойто-Гол, пос. Монды.

Туристские возможности района.

В этом районе особенно популярны водные и комбинированные водно-пешие походы (по р. Оке (Ахе), р. Иркут, Тиссе, Сенце), а зимой — лыжные и горнолыжные маршруты 3-5 категорий сложности. Начальной точкой маршрута обычно служат поселки, расположенные в долине р. Хойто-Гол, а также источники Хойто-Гол и долина р. Дунда-Гол, куда можно добраться машиной из пос. Орлик.

В горных районах главная трудность на пути следования летом — броды через реки, а зимой — снежные лавины.

Сезон пешеходных путешествий начинается в дни окончательного таяния снега, в конце мая — начале июня, и заканчивается во второй половине октября, т.е. практически длится до выпадения нового снега. Но наиболее благоприятное время для пеших походов — июль и август, а для зимних походов на лыжах — февраль-март.

В целом этот район Восточных Саян — классический район, в котором можно совершать туристические путешествия разных видов и степеней сложности: пешие, лыжные, водные, горные.

Особый интерес для туристов представляют озеро Хара-Нур, Долина Вулканов, минеральные источники Хойто-Гол и Жойгон (Чойган), массив Пика Топографов.

Сведения о маршруте.

Общая идея похода. Поход 4 категории сложности по Окинскому району Бурятии явился очередным этапом повышения туристской квалификации нашей группы и ознакомления с районами туристских путешествий России в рамках программы "Пешеходный туризм". Наша группа в данном составе существует уже пятый год. За это время мы прошли маршруты по различным районам нашей страны (Калужская область, Астраханская и Волгоградская области, Краснодарский край, Кольский полуостров, Верхне -Ангарский хребет) и вот настало время ознакомиться с более суровыми восточными районами нашей страны. Район Центрального Саяна был выбран также в связи с тем, что мы хотели полюбоваться самым красивым озером нашей страны — Байкалом — и впервые увидеть такие прекрасные природные объекты, как ледники, вулканы и горячие источники. Кроме того, маршрут позволяет продолжить знакомство с суровыми горно-таежными районами на востоке страны, повысить квалификацию в области преодоления снежных и ледовых склонов, побывать на высотах более 3000 м.

Варианты подъезда и выезда с маршрута. Наиболее удобным вариантом подъезда и выезда с маршрута является Транссибирская магистраль, по которой на восток следует множество поездов (до Улан-Удэ, Владивостока, Пекина и др.) Время поездки на поезде Москва — Чита до ст. Слюдянка — 81 час. Стоимость проезда 1773 руб. 30 коп. К начальной точке маршрута (пос. Орлик) со ст. Слюдянка можно добраться автобусом (ходит 2 раза в неделю, стоимость проезда 350 руб.) и заказанным транспортом (автобус УАЗ, стоимость проезда 450 руб. с одного человека, время в пути 10-12 часов. Рейсовый автобус идет быстрее (около 8 часов, но ходит только два раза в неделю и большие группы на нем перевозить нельзя. Автобус используется в основном местным населением.

Выезжать удобнее тоже на транспорте фирмы "Горная Ока". Стоимость и время проезда те же.

Выезд со ст. Слюдянка в Москву занимает 88 часов. Стоимость проезда 1948 руб. 80 коп.

Аэропорт Ока в настоящее время не работает для рейсовых самолетов. Туда летает только санитарный вертолет.

Возможности организации заброски. Организовать заброску можно на источниках Хойто-Гол. Здесь имеются домики, в которых можно оставить заброску. Но постоянного населения на источниках нет. О хранении заброски под замком в одном из домиков можно договориться с той же фирмой , которая осуществляет заброску на маршрут ("Горная Ока"). Мы узнали о такой возможности только по прибытии на источники Хойто-Гол, поэтому пришлось оставлять заброску во временном туристском лагере, который на тот момент был разбит в исследовательских целях на большой поляне в устье руч. Аршан.

Оставление заброски облегчило наши рюкзаки, но небольшая часть продуктов исчезла.

Запасные и аварийные варианты. В случае плохой погоды в качестве запасных вариантов был предусмотрен отказ от восхождений на вершины, обход г. Хара-Сардык с севера, а также выход из района по тропе вдоль реки Тиссы вместо преодоления Окинского плато. На участке траверса отрога хр. Большой Саян и хребта Большой Саян возможен обход траверса от озера Хара-Нур вверх по долине р. Урда-Шан и правый приток р. Ходештыг-Хем.

Аварийные выходы с маршрута можно совершить из пади Хи-Гол обратно к источникам Хойто-Гол, от западного конца оз. Хара-Нур — по тропе к источникам Хойто-Гол. Из долин Ходештыг-Хем и Ак-Оюкч-Хем удобнее выбираться по маршруту тоже к источникам Хойто-Гол. На второй половине маршрута можно совершить выход к временным поселкам в долине р. Сенцы по одному из притоков этой реки (Дунда-Гол, Даргыл, Булунай). Препятствием для оказания помощи в этом случае является отсутствие связи между источниками и пос. Орлик, где имеется отделение МЧС. Связь осуществляется попутной машиной. Правда, машины бывают на источниках почти ежедневно. При выходе в долину Сенцы нужно иметь в виду, что дорога идет по левому берегу и придется осуществлять переправу через Сенцу.

Сведения о населенных пунктах по маршруту.

Город Слюдянка, Иркутская область.

Находится на южном берегу Байкала. Строительство города началось в период с 1896-1905 — это время прокладки кругобайкальской железной дороги. Статус города Слюдянка получила в 1936 году. Население около 20 тыс. человек. Город является начальным пунктом путешествий по Хамар-Дабану и югу Бурятии. Автобусное сообщение связывает Слюдянку с Иркутском и Тункинской долиной. Здесь останавливаются все поезда, следующие по Транссибирской магистрали. В городе имеются предприятия железнодорожного транспорта, ведется добыча и частичная переработка слюды-флогопита, производство цементного сырья и стройматериалов, имеется рыбоконсервный завод. В долине р. Быстрой ведется добыча лазурита. Это единственное в нашей стране месторождение. Город застроен пятиэтажными домами. Вокзал необычный, облицован мрамором. Он построен как памятник строителям кругобайкальской железной дороги.

В городе имеются магазины, телеграф, несколько музеев, баня, отделение МЧС и другие учреждения. Автобусы в Тункинскую долину отправляются от центральной площади. Но для выезда к начальной точке маршрута проще договариваться с водителями микроавтобусов, которые дежурят у железнодорожного вокзала в ожидании работы

Расписание движения поездов по ст. Слюдянка.

Список поездов из Москвы, следующих по ст. Слюдянка 1.

Пункты назначения№№Отправление из МосквыдниОтправление из Слюдянкидни

44/4300:35нечетные9:41нечетные

Чита

350/34914:40нечетные8:51нечетные

Справочная ж/д вокзала г.Иркутск 43-17-17, 28-22-87.

По КБЖД несколько раз в неделю ходит поезд который состоит из маневрового тепловоза, двух пассажирских вагонов, одного багажного и одного грузового..

Расписание поездов по КБЖД:

ОстановкаНаселенный пунктСлюдянка- порт Байкал (среда пятница суббота воскресенье)порт Байкал — Слюдянка (понедельник четверг суббота воскресенье)

Слюдянка I,

п. Байкал19:162:24

п. Байкал

19:202:20

Пароход-паром "Бабушкин" из Порт-Байкала в Листвянку отправляется в 8:00, 10:00, 14:00, 17:10, 18:45, 20:05. Время в пути около 25 минут. Паром стоит в Листвянке 15 минут и возвращается обратно.

Автобусы Слюдянка-Орлик отправляются с центральной площади Слюдянки по средам и субботам около 9.00. Обратно из Орлика отправление по четвергам и субботам в 12.00 от здания фирмы "Горная Ока".

Договориться о выезде можно из Москвы по следующему адресу:

Муниципальное учреждение "Информационно-туристический центр Окинского района Горная Ока" С. Орлик, ул. Советская 32. Тел. 51269 (250). Факс 51269. admoka@rex.burnet.ru

Информация о туристских организациях и ПСС МЧС РФ

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Иркутск: Иркутская областная поисково-спасательная служба (ПСС): г. Иркутск, ул. Байкальская, 295, тел. 35-07-94,35-15-84.

Слюдянка: Южно-Байкальский ПСО 665900, Иркутская область, Слюдянка, Мостовая, 2а, тел. 0-64. Добраться до здания, в котором находится ПСО, довольно просто: нужно выйти на железнодорожные пути и идти от вокзала в направлении города Иркутска (на север), перейдя через ж/д мост, пойти по берегу реки Слюдянка в сторону к Байкалу, к железному ангару, который виден уже от моста, в деревянном зеленом доме рядом с этим ангаром располагается ПСО.

Почта, связь

Слюдянка — почта 8:00-18:00, перерыв 12:00-13:00, телеграф круглосуточно.

Слюдянка — на вокзале есть буфет "Дарья" раб. 9.00 — 23.00, а также столовые в городе.

Есть баня (у автовокзала).

Музеи

Минералогический музей.

Работает круглосуточно по просьбе посетителей, ежедневно. 665900,Слюдянка, Иркутская область, Слюдяная,36. тел. 4-69

В частном музее "Самоцветы Байкала" местным жителем Валерием Алексеевичем Жигаловым, в прошлом фоторепортером многотиражек Слюдянки и Тикси, ныне страстным коллекционером минералов, собрана коллекция из 8960 экспонатов. В коллекции представлены все минералы, известные современной науке (3450 минералов). При музее работает торговая лавка минералов. Здесь можно получить консультацию по минералам района. Детальная сводка по минералам района включает около 200 видов и разновидностей. Слюдянское месторождение по разнообразию уникально. В нашей стране с ним сопоставимо лишь два: на Урале и Кольском полуострове.

Краеведческий музей локомотивного депо.

Работает с 9.00 до 19.00

ул. Железнодорожная, 22, Махно Валерий Васильевич.

В музее подробно рассказывается об истории строительства и эксплуатации Кругобайкальской железной дороги. Есть также отделы, посвященные природе, истории и археологии края. Гостеприимный директор музея Валерий Васильевич — местный краевед, талантливый рассказчик, путешественник, автор многих книг.

Орлик, Бурятия.

Административный центр Окинского района Бурятии. Местное название — Орлиг. Расположен на правом берегу главной реки района — Оки (местное название — Аха-Гол). Расстояние до Улан-Удэ — 770 км. По субботам в Улан-Удэ ходит автобус (в 12.00). Расстояние до ст. Слюдянка около 400 км. Связь осуществляется также автобусом — два раза в неделю (см. выше). Население Орлика около 4,5 тыс. человек, в основном буряты и сойоты. В селе располагается здание администрации района, несколько магазинов, почтовое отделение, больница, школа и другие учреждения. Недалеко от северного конца поселка имеется дацан.

Учреждения.

- Почта, телеграф, телефон. Работает с 9.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00, выходные — суббота, воскресенье. В здании администрации имеется телефон, по которому можно связаться с Москвой (автоматическая связь).

- Больница со скорой помощью.

- Столовая. Работает с 10.00 до 16.00, без перерыва, кроме субботы и воскресенья.

- Пекарня. Работает с 9.00 до 19.00, без перерыва, кроме субботы и воскресенья.

- Аптека. Ул. Обручева д. 75.

- На главной площади имеется круглосуточный магазин. Хлеб имеется не всегда.

- Консультации по поводу транспорта и по другим вопросам можно получить в отделе туризма в здании администрации Орлика (Цыбиков Зорик).

- Краеведческий музей расположен в здании школы. Руководитель — Лариса Романовна Павлинская. В период похода не работал, так как был на переоформлении.

- В здании администрации имеется передвижная выставка, рассказывающая о достижениях Окинского района и его достопримечательностях. О ее осмотре можно договориться в туристском отделе.

Выполнила Брызгалина А. В.