Выбор района и нитки маршрута похода.

Выбирая Окинский район Бурятии (Восточный Саян) для проведения зачетного похода, мы стремились познакомиться с новым районом, о котором узнали из отчетов и рассказов руководителя и участников предыдущего похода в этот район.

Подъезды к району довольно сложны и продолжительны, но они позволяют добраться до одного из самых интересных мест нашей страны.

Район довольно популярен среди туристов и местного населения, поскольку здесь имеются минеральные источники, есть возможность посмотреть на редкие у нас вулканы. Много положительных эмоций доставляет и восхождение на пик Топографов. В Окинском районе довольно много троп, проложенных в основном местными жителями. Удачное положение источников Хойто-Гол и Чойган позволяет организовать заброску с целью облегчения веса рюкзака. В то же время основные тропы связывают Бурятию и Туву, а нетрадиционное прохождение маршрутов требует и умения ориентироваться и применять свои технические и тактические навыки при ориентировании и прохождении перевалов. Кроме того, использованная нами карта-километровка недостаточно четко показывает препятствия при прохождении нетрадиционных перевалов. Основные перевалы имеют сложность 1А и н/к, но маршрут можно разнообразить прохождением сложных (и неописанных) перевалов в горных массивах пика Топографов и пика Чойган. Наш маршрут пролегал в основном выше зоны леса, но в районе довольно много таежных долин, где нет троп, позволяющих облегчить прохождение маршрута.

А кроме того, вообще интересно: как же живет и работает здесь неторопливое местное население — буряты.

Перечень наиболее интересных объектов.

1. На маршруте:

1.1. Перевалы Наташка, Малыш, Устинова;

1.2. Пик Топографов;

1.3. Вершины 2999,6 и Хара-Сардык;

1.4. Минеральные источники Хойто-Гол;

1.5. Долина Вулканов;

1.6. Озеро Хара-Нур;

1.7. Плато в междуречье Тиссы и Сенцы.

2. Поселок Орлик.

3. Религиозные объекты буддизма (дацаны, священные места и др.).

4. Озеро Байкал.

5. Кругобайкальская железная дорога

6. Краеведческий и минералогический музеи в г. Слюдянка.

Познавательное и воспитательное значение похода.

Маршрут оказался очень интересным в познавательном и спортивном отношении. Он проходил по Окинскому району Бурятии, где часто посещаются туристами и местным населением только источники, Долина Вулканов и высокие вершины (пик Топографов). На остальной части маршрута людей практически не бывает. На маршруте было пройдено 10 перевалов (из них 5 описаны впервые), совершены восхождения на три вершины (г. 2999,6 описана впервые). Район очень интересен в туристском отношении, поскольку здесь сочетаются суровая труднопроходимая тайга с зарослями карликовой березки и довольно сложные для пешеходных туристских групп перевалы и вершины. В пройденном маршруте преобладали участки хребтов, плато, располагавшиеся на высоте более 2000 м над уровнем моря. Большие перепады высот, траверс хребта Большой Саян и вершины Хара-Сардык, преодоление плато позволили, с моей точки зрения, участникам группы проявить свои лучшие качества в области морально-волевой и физической подготовки. Походы по данному району посильны только хорошо подготовленным туристским группам. Основным пунктом начала маршрутов могут служить поселки в долине реки Оки и источник Хойто-Гол, к которым подходит улучшенная грунтовая дорога. Можно начинать также маршрут в долине р. Дунда-Гол у подножия перевала Чойган, куда также ведет грунтовая дорога. До источников Чойган от этого места один день пути через невысокий перевал. Мы начинали свой маршрут от источников Хойто-Гол и оставляли там заброску во временном туристском лагере. Наиболее простым вариантом является проникновение в район по долинам притоков р. Сенцы (Хойто-Гол, Дунда-Гол и Даргыл), а также по реке Тиссе, вдоль которой существует хорошая тропа, ведущая к вершинам Мунку-Сасан и пик Топографов.

Особенность района является то, что основные тропы проложены по долинам крупных рек и ведут к источникам и в Долину Вулканов, остальные участки остаются практически не исследованными и не описанными в туристской литературе, что предоставляет большие возможности для исследования этого района. Однако необходимо быть осторожным при ориентировании и преодолении перевалов, так как путь часто преграждают не обозначенные на карте ущелья, каньоны и водопады.

В случае аварийной ситуации возможен выход из района по долинам рек, притоков реки Оки. Но, в зависимости от местонахождения группы, этот выход может составлять от одного дня до недели. Местного населения за исключением источников нигде нет.

Большинство сложных маршрутов (5-й категории сложности) обычно проходит линейно из Бурятии в Туву и обратно. Эти маршруты имеют довольно большую протяженность (более 350 км) и предусматривают восхождение на самые интересные вершины района (Мунку-Сардык, Мунку-Сасан, пик Топографов.

Ближайшее отделение МЧС расположено в поселке Орлик, но на маршруте связь с ним возможна только с помощью спутникового телефона. Так что лучше рассчитывать в основном на автономную работу группы.

Картографический материал, которым мы пользовались, в целом удовлетворяет нашим требованиям. Недостатком является то, что в верхней части долин и на притоках, стекающих с крутых склонов троговых долин многие скальные стенки обозначены горизонталями, не везде верна граница березового стланика, не везде обозначены тропы по долинам рек. Описания, приводимые в отчетах, довольно стандартны и затрагивают лишь магистральные маршруты и наиболее посещаемые объекты. Значительная часть перевалов, долин и вершин оказывается при этом в стороне и найти описания на на них невозможно.

В Окинском районе можно планировать маршруты 3-4 категории сложности для старших (15-17 лет) школьников, имеющих хорошую физическую, техническую и морально-волевую подготовку, знакомых с техникой движения по каменным россыпям и подвижных осыпям. Сезонность маршрутов — лето (с середины июля до середины августа). Следует иметь в виду переменчивость погоды, когда летом может выпасть снег, или продолжительные дожди могут привести к разливу рек и резкому усложнению переправ и замедлению скорости передвижения по тайге из-за повышения уровня грунтовых вод и увеличения топкости болот.

Поход имел очень большое воспитательное и познавательное значение. Ребята ознакомились с очень интересной природой края, необычными природными объектами — минеральными источниками, вулканами, ледниками, вулканическим плато. Впервые наш маршрут проходил на высотах от 2000 до 3000 м, что накладывало особый отпечаток на организацию ночлегов и усложняло процесс приготовления пищи. Ребята ознакомились с очень интересной природой края и его населением — бурятами. Особенно большое впечатление произвел центр Окинского района — поселок Орлик с его современной инфраструктурой. Ребята побывали в минералогическом и краеведческом музеях г. Слюдянки, где получили много интереснейших сведений об истории этого края, его экономических и культурных объектах, полюбовались на уникальную минералогическую коллекцию. Участники похода внесли свой вклад в описание рельефа Окинского района, описание впервые пройденных перевалов и вершин, совершенствовали свою туристскую технику, работали над отчетом о походе.

Значительная протяженность маршрута и его автономность помогли повысить физическую и морально-волевую подготовку, а перевалы и вершины позволили применить знания, полученные на занятиях объединения "Пешеходный туризм". Заболоченные долины с березовым стлаником, красивые озера и вершины, а также разнообразные погодные условиях нам прекрасный эмоциональный заряд. В процессе подготовки, проведения похода и составления отчета, группа еще теснее сплотилась, участники приобрели опыт работы в коллективе на новом для себя уровне. Группа приобрела опыт прохождения перевалов и вершин 1А и 1Б категорий трудности. В походе группой было выполнено краеведческое задание — составлено описание рельефа Окинского района, которое поможет любознательным туристам более четко понимать рельеф и вести описание маршрутов. На маршруте был отснят фильм.