|
|
Наше небольшое путешествие по Северному Байкалу является осуществлением давней мечты побывать в этих местах. До Байкала мы добирались из Новосибирска. Остались позади 2243 км по Транссибу и БАМу и 42 часа пути в поезде — и вот мы на берегу Байкала. 11 августа 2005 г. Приехали в Северобайкальск в 15.30 поездом 292 Новосибирск-Северобайкальск. Не успели как следует осмотреться, как оказались в микроавтобусе одного предприимчивого водителя по имени Ламбада. Правда перед этим поискали, на чем бы еще уехать, но ничего не нашли. Пока ехали, водитель рассказал, что на пути к пику Черского, куда мы собрались, этим летом балует годовалый медвежонок, который грабит палатки и показывает свой нрав, если его прогоняют. Через час пути мы оказываемся в старинном русском селе Байкальское. Водитель, получив свое (и немало — 600 р!), и показав где можно остановиться на ночлег, быстренько уезжает. А мы заходим в магазинчик, чтобы попытаться зарядить аккумулятор фотоаппарата, истощившийся за время поездки на поезде. Продавщица с легкостью соглашается и отправляет свою напарницу домой с нашим аккумулятором, так как в магазине нет свободной розетки. Через час аккумулятор был готов, мы угостили продавщицу за помощь шоколадкой, взвалили рюкзаки на плечи и начали свой маршрут. Решили не ходить на пик Черского из-за боязни медведя, а пройти укороченный маршрут до мыса Котельниковский. А оттуда катером вернуться в Северобайкальск. Думали дойти до мыса за три дня, но здорово просчитались. На часах 17.10 местного времени, можно пройти часа 2 с половиной, а потом становиться на ночлег. Из Байкальского нужно было перебираться через речку Рель, где был ветхий покосившийся мост.
12 августа 2005 г. Встали около шести утра, было еще темно. Быстренько сготовили завтрак — кашу с тушенкой и чай — собрали вещички и в 8-00 уже шли по тропе. Прошли несколько последних покосов и, наконец, углубились в болотистый лес. Было тепло и слегка покусывали комары и мошки. Дорога все еще была доступной для
Приготовление и поглощение каши и чая заняло не больше часа, после чего мы продолжили маршрут уже по другому берегу Горемыки. Дорога продолжалась, была хорошо видна, но уводила нас от реки. Мы не придали этому значения — и неправильно сделали. Минут через 30 дорога внезапно кончилась и дальше нас ждала трава по пояс и множество поваленных деревьев. Возвращаться назад по дороге не хотелось и мы решили ломиться прямо по бездорожью на звук реки. Такое решение заставило нас выбиваться из сил, преодолевая поваленные деревья и путаясь в высокой траве. Тропу мы все-таки отыскали на берегу реки. Передохнули и уже по тропе двинулись дальше. Вскоре нам попалась хорошая стоянка с кострищем, бревнами для сиденья и большим количеством сухих поваленных деревьев вокруг. Мы решили остаться на ночлег здесь. Да и погода стала портиться. Пока мы устанавливали палатку, готовили ужин — начался нудный мелкий дождичек. Пришлось лезть в палатку и ложиться спать часов в 8. Дождик не переставал всю ночь, но к утру затих. 13 августа 2005 г. Вставать пришлось в сырости и холоде. Надрав побольше бересты с упавших берез, мы сумели довольно быстро запалить костер и приготовили завтрак. Но пока мы его поглощали, дождик заморосил вновь. Поэтому мы решили не идти дальше, пока он не перестанет. Но дождик дразнил нас: то начинался, то заканчивался. Пришлось то мокнуть, сидя у костра, то сушиться. Напилили целую кучу дров, чтобы палить костер целый день. Игорь даже помылся в холоднющей воде речки и постирал свою одежду в один из промежутков между дождями. Правда сушил он ее весь день, прыгая у костра. Так и провели весь день. Я попытался ловить хариуса, но после нескольких забросов крючок зацепился за камни и оборвался. Ночью налетел холодный северный ветер, шел дождь, раздавались удары падавших деревьев и к утру сильно похолодало. Но зато дождь кончился. 14 августа 2005 г. Позавтракав и переждав, чтобы тропа немного просохла, двинулись в путь. Был серенький денек, Горемыка шумела на камнях, а мы потихоньку преодолевали километр за километром. Но тропе мы радовались недолго: неожиданно начался горелый лес. Причем горел он совсем недавно, т.к. то там, то сям поднимались струйки дыма.
Иногда среди поваленных деревьев обнаруживались фрагменты тропы, что выглядело довольно странно: по бокам лежали зола и пепел, а тропа была нетронутой. В одном месте наткнулись на несколько рухнувших кедров, вокруг которых валялись шишки. С радостью наполнили ими полный пакет, а потом чертыхались, потому что он изрядно мешал при передвижении по бурелому. Так продирались мы по горелому участку часа два, пока не достигли границы пожарища. Это была болотистая низинка, через которую пожар не перепрыгнул. С облегчением ступили на тропу и устроили небольшой привальчик.
Отдохнули на этой полянке очень хорошо и по отличной, не заваленной буреломом тропе, стали удаляться от Горемыки. Тропа постепенно поднималась вверх, шум реки затих вдали, и, наконец, мы оказались на каменистом плато, заросшем кустами голубики. Ягоды на ней было полно! Тут уж мы отвели душу, попаслись всласть! А вот тропу в результате потеряли среди кустов. Но уверенно продолжили путь в прежнем направлении. Когда плато кончилось, дорогу преградил ручей, на противоположном берегу которого оказалась еле различимая тропа. Была ли она продолжением нашей тропы или просто какая-то звериная — мы не знали. Но выбора не было и мы двинулись по ней. И через 500 метров тропа привела в болотистую низинку и исчезла вновь. На часах уже было 18.00, еще часок и нужно было искать место для ночлега. Тогда мы решили перейти низинку и взобраться на возвышающийся перед нами гребень. Прошли немного по косогору и вдруг внизу увидели большое красивое озеро. Схватились за карту и никакого озера на ней не обнаружили! Вот поломали голову над тем, где же мы оказались!
Но пока мы удивлялись время стремительно приближалось к сумеркам, нужно было искать место для ночлега, поэтому мы продолжили свой подъем на гребень. И тут наткнулись снова на тропу, ведущую к вершине. Правда тропа больше походила на медвежью: по сторонам попадались нарытые ямы, но выбора уже не было. На вершине нас застигла ночь. Костер мы не стали разводить, т.к. кругом был толстый слой мха, да и воды не было поблизости, оставался лишь холодный чай во фляжках. Расставили палатку, подогрели чаек на горелке, попили со слайсами — и спать. 15 августа 2005 г.
16 августа 2005 г. Утречко было чудесным. Собрались, позавтракали и снова в путь. Сразу же после стоянки тропа ушла в заросли карликовой березки, которая дорвала мои джинсы, пострадавшие при переходе по горелому лесу. Потом долина сузилась, начались переходы с одного берега на другой, ходьба по камням. Иногда склон просто сочился водой и ручей набухал и набирал мощь. С неба тоже начало капать, но мы не стали одевать плащи и к концу перехода основательно промокли не так от дождя, как от крупных капель, падавших с деревьев, когда мы их задевали. До обеда прошли очень хорошо, нашли стоянку, на которой вскипятили чайку и перекусили. После стоянки тропа полезла вверх, т.к. ручей втекал в узкое ущелье. Когда мы вскарабкались по крутому склону на гребень, тропа стала очень хорошей, потому что в нее влилась новая тропа (вероятно, с пика Черского). И вот вдали послышался гул воды — приближались к Куркуле.
17 августа 2005 г. Встали около 8 утра. Перед выходом определились по навигатору. Оказалось, что до мыса Котельниковского 13 км. Приняли решение сегодня же добраться до него. Тронулись в путь по берегу Куркулы.
18, 19 августа 2005 г. В этот день впервые за весь поход первым встал Игорь: уж очень ему захотелось сфотографировать восход. Получилось неплохо.Позавтракав, решили идти к термальным источникам.
Покупавшись, мы вернулись к палатке. Наши соседи уже сварили нам чаек, положили перед каждым по большому свежесоленому хариусу. Мы тоже достали к чаю халвы и слайсов и славненько посидели у костра. Познакомились, наслушались их рассказов о былых путешествиях и нынешнем походе к пику Черского. Поведали они нам и о том, как встретили там медведя, как он украл у них котелок с рыбой.Пермяки уже сутки стояли, ожидая попутного катера в Северобайкальск. Катер ожидался только в субботу или воскресенье, а сегодня был только четверг. Поэтому оставалось только терпеливо ждать. К вечеру вновь небо затянуло тучами, но я с пермяками отправился половить хариуса на новую для меня снасть — кораблик. Отправились втроем: я, один из пермяков и его дочь лет тринадцати. Иногда моросил дождичек, но мы упрямо ходили вдоль берега и снимали хариусов с крючков. До темноты сумели наловить с ведро рыбы. Уже в темноте вернулись в лагерь, почистили рыбу и стали жарить ее на палочках над углями. Получилось очень вкусно. Запили все это чайком — да и пошли по палаткам. Следующий день безрезультатно прождали катер и снова ничего не было. 20 августа 2005 г. Часа в два ночи я услышал стук приближающегося мотора. Быстро натянув джинсы и кроссовки, вылезаю из палатки и дую на причал. Там швартуется катер, который везет с соревнований команду лесхоза из Северобайкальска. Они решили ночью искупаться в источнике.Пока мужики вылезают на берег, раздеваются и плещутся в ванне, я успеваю договориться с капитаном, чтобы он забрал нас отсюда. Тот соглашается, назначив цену 300 рублей с носа и предупредив, что плыть придется только на палубе. Я бегу будить Игоря и пермяков, мы быстро сворачиваем свои вещички и уже через полчаса оказываемся на палубе. Катер долго пытается отплыть, натыкаясь на отмель, а потом набирает ход, взяв курс на Северобайкальск. В небе светит полная луна, а нас начинает пробирать холодный встречный ветерок. Пытаемся закутаться во все свои одежки, одеваем плащи, но холод все равно пробирается под одежду. Наконец один из пермяков не выдерживает и идет в рубку к рулевому. Через некоторое время зовет меня погреться. А потом я зову Игоря. Так втроем мы и заканчиваем путь в рубке. Рулевой хоть и косится, но не прогоняет. К концу рейса в рубке появляется капитан и мы вежливо ретируемся на палубу. Над водой поднимается сильнейший туман и капитан пытается по навигатору и, выскакивая на палубу для визуальной ориентации, не сбиться с курса. Это ему не удается. На самом малом ходу мы приближаемся к берегу, но причал оказывается правее. Капитан берет курс вдоль пирса и через несколько минут катер оказывается у причала. Забросив рюкзаки за плечи, мы выбираемся на дорогу, где нас подбирает попутный автобус и за 50 рублей довозит до вокзала. Там мы расстаемся со своими новыми знакомыми: они хотят уехать прямо сегодня же домой, а мы идем искать турбазу "Таежик", про которую я вычитал в Интернете. Устраиваемся там за 200 р в сутки и решаем на следующий день съездить еще до горячих источников в Дзелинде.
Можно посмотреть карту нашего путешествия по западному Северобайкалью от с. Байкальское до мыса Котельниковского. В заключение хочется сказать о тропе. Хотя на карте обозначена тропа, фактически она малохоженная, местами пропадает, особенно среди камней и кустов. Почти на всем протяжении маршрута завалена упавшими деревьями. По мере возможности мы убирали мелкие деревья, лежащие поперек, но чтобы пилить большие стволы — сил и времени не было. Нам неясно, почему почти все ходят на пик Черского от мыса Котельниковского, а не от села Байкальское. Ведь до села можно добраться по отличному шоссе всего за час от Северобайкальска на автобусе или на маршрутке. А до мыса водный попутный транспорт редок, как и обратно. Рекомендуем ходить от Байкальского! Сергей Болтенко, Игорь Филиппов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||