Август 2005 г.

Наше небольшое путешествие по Северному Байкалу является осуществлением давней мечты побывать в этих местах. До Байкала мы добирались из Новосибирска. Остались позади 2243 км по Транссибу и БАМу и 42 часа пути в поезде — и вот мы на берегу Байкала.

11 августа 2005 г.

Приехали в Северобайкальск в 15.30 поездом 292 Новосибирск-Северобайкальск. Не успели как следует осмотреться, как оказались в микроавтобусе одного предприимчивого водителя по имени Ламбада. Правда перед этим поискали, на чем бы еще уехать, но ничего не нашли. Пока ехали, водитель рассказал, что на пути к пику Черского, куда мы собрались, этим летом балует годовалый медвежонок, который грабит палатки и показывает свой нрав, если его прогоняют. Через час пути мы оказываемся в старинном русском селе Байкальское. Водитель, получив свое (и немало — 600 р!), и показав где можно остановиться на ночлег, быстренько уезжает. А мы заходим в магазинчик, чтобы попытаться зарядить аккумулятор фотоаппарата, истощившийся за время поездки на поезде. Продавщица с легкостью соглашается и отправляет свою напарницу домой с нашим аккумулятором, так как в магазине нет свободной розетки. Через час аккумулятор был готов, мы угостили продавщицу за помощь шоколадкой, взвалили рюкзаки на плечи и начали свой маршрут. Решили не ходить на пик Черского из-за боязни медведя, а пройти укороченный маршрут до мыса Котельниковский. А оттуда катером вернуться в Северобайкальск. Думали дойти до мыса за три дня, но здорово просчитались. На часах 17.10 местного времени, можно пройти часа 2 с половиной, а потом становиться на ночлег.

Из Байкальского нужно было перебираться через речку Рель, где был ветхий покосившийся мост.
Мост через р. Рель в с. Байкальское
Далее наезженная дорога проходила по заброшенному поселку, через полевой стан и привела нас к реке Горемыка. Навстречу попадались местные жители на мотоциклах, возвращающиеся с покосов или с голубикой. Дорога была весьма оживленной. Вскоре подошли к развилке и выбрали левую, ориентируясь на звук реки. И ошиблись. Мост там оказался, но вел он явно к берегу Байкала. Пришлось возвращаться и идти по правой дороге. По ней мы вышли к другому мосту, уже совершенно не проезжему, и переправившись через Горемыку, оказались на покосных лугах села Байкальского. Тут были оборудованы хорошие стоянки с навесами, шалашами и кострищами со столиками и скамейками, но не хотелось останавливаться на ночлег рядом с местными жителями. Мы лишь устроили небольшой перекус и двинулись дальше. Но луга сменялись перелесками и конца этому не было видно. На одном из лугов к нам подошел мужик и попросил опохмелиться. Он сказал, что луга еще будут продолжаться долго. Уже смеркалось и пришлось останавливаться в перелеске между покосами у какого-то ручья. Только мы остановились, как налетела мошка и начала свое черное дело, вгрызаясь в незащищенные одеждой места. Но мы быстро поставили палатку и спрятались в ней. Там же на горелке приготовили себе ужин, поели и залезли в спальники.

12 августа 2005 г.

Встали около шести утра, было еще темно. Быстренько сготовили завтрак — кашу с тушенкой и чай — собрали вещички и в 8-00 уже шли по тропе. Прошли несколько последних покосов и, наконец, углубились в болотистый лес. Было тепло и слегка покусывали комары и мошки. Дорога все еще была доступной для
Скоро будет чаёк
автотранспорта, но местами были большие рытвины с водой и кочки. Перед одной такой уж сильно большой промоиной мы увидели брошенный на дороге мотоцикл с коляской, видно хозяин был где-то рядом, может быть собирал голубику. В 10 часов решили устроить небольшой перекус. Скинули рюкзаки, достали шоколад, запили припасенным чаем. Отдохнув минут 10-15, двинулись дальше. Горемыка шумела где-то справа по ходу движения, но не показывалась на глаза. Но через 2 часа пути мы вышли на ее берег в районе брода, указанного на карте. На обеих берегах были устроены стоянки с кострищами, дровами, столиками и скамейками из бревен. Решили переправиться, а потом устроить обед. Сняли кроссовки, штаны и хотели идти вброд, но тут заметили невдалеке дерево, упавшее с берега на берег. Решили переправиться по нему.

Приготовление и поглощение каши и чая заняло не больше часа, после чего мы продолжили маршрут уже по другому берегу Горемыки. Дорога продолжалась, была хорошо видна, но уводила нас от реки. Мы не придали этому значения — и неправильно сделали. Минут через 30 дорога внезапно кончилась и дальше нас ждала трава по пояс и множество поваленных деревьев. Возвращаться назад по дороге не хотелось и мы решили ломиться прямо по бездорожью на звук реки. Такое решение заставило нас выбиваться из сил, преодолевая поваленные деревья и путаясь в высокой траве. Тропу мы все-таки отыскали на берегу реки. Передохнули и уже по тропе двинулись дальше.

Вскоре нам попалась хорошая стоянка с кострищем, бревнами для сиденья и большим количеством сухих поваленных деревьев вокруг. Мы решили остаться на ночлег здесь. Да и погода стала портиться. Пока мы устанавливали палатку, готовили ужин — начался нудный мелкий дождичек. Пришлось лезть в палатку и ложиться спать часов в 8. Дождик не переставал всю ночь, но к утру затих.

13 августа 2005 г.

Вставать пришлось в сырости и холоде. Надрав побольше бересты с упавших берез, мы сумели довольно быстро запалить костер и приготовили завтрак. Но пока мы его поглощали, дождик заморосил вновь. Поэтому мы решили не идти дальше, пока он не перестанет. Но дождик дразнил нас: то начинался, то заканчивался. Пришлось то мокнуть, сидя у костра, то сушиться. Напилили целую кучу дров, чтобы палить костер целый день. Игорь даже помылся в холоднющей воде речки и постирал свою одежду в один из промежутков между дождями. Правда сушил он ее весь день, прыгая у костра. Так и провели весь день. Я попытался ловить хариуса, но после нескольких забросов крючок зацепился за камни и оборвался.

Ночью налетел холодный северный ветер, шел дождь, раздавались удары падавших деревьев и к утру сильно похолодало. Но зато дождь кончился.

14 августа 2005 г.

Позавтракав и переждав, чтобы тропа немного просохла, двинулись в путь. Был серенький денек, Горемыка шумела на камнях, а мы потихоньку преодолевали километр за километром. Но тропе мы радовались недолго: неожиданно начался горелый лес. Причем горел он совсем недавно, т.к. то там, то сям поднимались струйки дыма.
На пожарище
Все кругом было засыпано пеплом и царил невообразимый хаос из рухнувших деревьев. По пеплу идти было очень скользко, т.к. ночной дождик смочил верхний слой, а под ним были камни. Приходилось перебираться по стволам деревьев, а это было очень трудно. Во-первых, кругом торчали сучья, а во-вторых, стволы лежали в самых произвольных направлениях и были наполовину обгорелыми. Мы стали чумазыми и ободранными.

Иногда среди поваленных деревьев обнаруживались фрагменты тропы, что выглядело довольно странно: по бокам лежали зола и пепел, а тропа была нетронутой. В одном месте наткнулись на несколько рухнувших кедров, вокруг которых валялись шишки. С радостью наполнили ими полный пакет, а потом чертыхались, потому что он изрядно мешал при передвижении по бурелому.

Так продирались мы по горелому участку часа два, пока не достигли границы пожарища. Это была болотистая низинка, через которую пожар не перепрыгнул. С облегчением ступили на тропу и устроили небольшой привальчик.

Переправа 2 через Горемыку
После перекуса и небольшого отдыха двинулись вперед. Пройдя еще километра три вышли к месту второй переправы через Горемыку. Она представляла собой залом из деревьев и сучьев, под который с шумом устремлялась вода. Осторожно на четвереньках переправились на другой берег, но тропы не нашли. В Горемыку здесь впадал какой-то ручей, берег был каменистый и поэтому тропу невозможно было увидеть. Но, походив туда-сюда по камням вдоль ручья, в одном месте увидели тропку, поднимающуюся на крутой берег. С облегчением вздохнув, поднялись по ней вверх и оказались на чудесной солнечной стоянке. Грех было не остановиться на обед. Вокруг ковром расстилался брусничник, но, к сожалению, ягода еще была красной только с верхней стороны.

Отдохнули на этой полянке очень хорошо и по отличной, не заваленной буреломом тропе, стали удаляться от Горемыки. Тропа постепенно поднималась вверх, шум реки затих вдали, и, наконец, мы оказались на каменистом плато, заросшем кустами голубики. Ягоды на ней было полно! Тут уж мы отвели душу, попаслись всласть!

А вот тропу в результате потеряли среди кустов. Но уверенно продолжили путь в прежнем направлении. Когда плато кончилось, дорогу преградил ручей, на противоположном берегу которого оказалась еле различимая тропа. Была ли она продолжением нашей тропы или просто какая-то звериная — мы не знали. Но выбора не было и мы двинулись по ней. И через 500 метров тропа привела в болотистую низинку и исчезла вновь. На часах уже было 18.00, еще часок и нужно было искать место для ночлега. Тогда мы решили перейти низинку и взобраться на возвышающийся перед нами гребень. Прошли немного по косогору и вдруг внизу увидели большое красивое озеро. Схватились за карту и никакого озера на ней не обнаружили! Вот поломали голову над тем, где же мы оказались!
Озеро Рыбное
Впоследствии, когда увидели карту у встреченных на мысу Котельниковском туристов, поняли, что это оз. Рыбное. У нас же была карта из Интернета мелкого масштаба, на которой озера не было.

Но пока мы удивлялись время стремительно приближалось к сумеркам, нужно было искать место для ночлега, поэтому мы продолжили свой подъем на гребень. И тут наткнулись снова на тропу, ведущую к вершине. Правда тропа больше походила на медвежью: по сторонам попадались нарытые ямы, но выбора уже не было. На вершине нас застигла ночь. Костер мы не стали разводить, т.к. кругом был толстый слой мха, да и воды не было поблизости, оставался лишь холодный чай во фляжках. Расставили палатку, подогрели чаек на горелке, попили со слайсами — и спать.

15 августа 2005 г.

Холодное утро
Ночь была довольно холодной, пришлось залезать в свитер. На горах выпал снег. Медведь нас не потревожил, завтракать без воды было нечем, мы поели шоколада без воды и быстренько стали спускаться с горы. Навигатор показывал, что до р. Куркулы осталось 11 км, поэтому решили добраться до нее. Но эта цифра, конечно, показывала расстояние по прямой, а мы шли по вновь нашедшейся тропе с большими зигзагами. Поэтому расстояние сокращалось крайне медленно. К тому же вновь начался подъем на перевал. Мы вынуждены были часто останавливаться для отдыха, к тому же не завтракали и не обедали, только иногда бросали в рот горсть попадающейся голубики. Хотелось быстрее добраться до ручья и устроить привал с обедом. И вот тропа стала спускаться в долину р. Куркулы, послышался шум ручья, около тропы увидели зимовье. Но оно нам не понравилось: двери были выбиты, все вокруг разбросано, внутри полный хаос, поэтому решили пройти дальше. И не ошиблись. Примерно через 500 метров увидели чудесную полянку со следами стоянки и ручьем совсем рядышком. Время приближалось к пяти часам, поэтому стоило остаться здесь на обед и ужин, а там и на ночевку.

16 августа 2005 г.

Утречко было чудесным. Собрались, позавтракали и снова в путь. Сразу же после стоянки тропа ушла в заросли карликовой березки, которая дорвала мои джинсы, пострадавшие при переходе по горелому лесу. Потом долина сузилась, начались переходы с одного берега на другой, ходьба по камням. Иногда склон просто сочился водой и ручей набухал и набирал мощь. С неба тоже начало капать, но мы не стали одевать плащи и к концу перехода основательно промокли не так от дождя, как от крупных капель, падавших с деревьев, когда мы их задевали. До обеда прошли очень хорошо, нашли стоянку, на которой вскипятили чайку и перекусили.

После стоянки тропа полезла вверх, т.к. ручей втекал в узкое ущелье. Когда мы вскарабкались по крутому склону на гребень, тропа стала очень хорошей, потому что в нее влилась новая тропа (вероятно, с пика Черского). И вот вдали послышался гул воды — приближались к Куркуле.
Вечерняя Куркула
Последовал спуск — и мы оказались в месте впадения ручья в Куркулу. Для переправы через ручей были уложены два бревна: одно для переправы, другое для перил. Но они были мокрыми и скользкими, т.к. только что прошел дождь. Мы с Игорем связались для страховки веревкой, перекинули ее через перила и поочередно, страхуя друг друга, перешли на другой берег. Пройдя немного вниз по долине Куркулы, встретили стоянку и решили на ней сушиться и ночевать. Неожиданно выглянуло солнышко, дров было навалом, поэтому на берегу было тепло и уютно. Мы натянули веревку, развесили свои мокрые вещички, сготовили ужин. Я даже попытался ловить хариуса, но снова потерпел неудачу. После нескольких забросов крючок вновь зацепился за камни. Пришлось питаться кашей с тушенкой.

17 августа 2005 г.

Встали около 8 утра. Перед выходом определились по навигатору. Оказалось, что до мыса Котельниковского 13 км. Приняли решение сегодня же добраться до него. Тронулись в путь по берегу Куркулы.
Байкал!
Иногда приходилось идти по каменным осыпям, иногда тропа шла по лесу.Потом Куркула постепенно ушла в сторону от тропы, даже шума ее не стало слышно. И, наконец, тропа вывела нас в сосновый бор, чистый, светлый, пахнущий настоем смолы. Настроение поднялось, почувствовали приближение Байкала. Тропа вывела к дороге. Навигатор показывал расстояние в 9 км. Нужно было сворачивать направо. Дорога была не слишком наезженная, очень сильно петляла по лесу, так что приближались мы к Байкалу очень медленно. Пришлось пару раз останавливаться для отдыха на поваленных соснах. Неожиданно дорога раздвоилась, навигатор показывал, что нужно свернуть влево, что мы и сделали. Но расстояние сокращалось очень медленно. И вдруг Игорь увидел за очередным поворотом синеву воды! Неужели это Байкал? Ведь навигатор показывал, что идти нам еще 5 км! Но оказалось, что привязка к карте была не точна. Целых пять километров составляла ошибка! Вот и верь после этого Интернетовским картам! На полусогнутых выбрались на берег Байкала, сил уже почти не было. Начали обустраивать бивуак. Впрочем, стоянка там уже была, осталось только набрать плавника на берегу, да установить палатку.

18, 19 августа 2005 г.

В этот день впервые за весь поход первым встал Игорь: уж очень ему захотелось сфотографировать восход. Получилось неплохо.Позавтракав, решили идти к термальным источникам.
Рассвет
Оказалось, что стоянка наша была в полукилометре от причала, где Бамтоннельстрой сооружал базу отдыха. Шумели автомобили, копошились строители, а недалеко стояла палатка туристов из Чусового, Пермской обл. Но нас на базу не пустили. По приглашению ребят из Чусового мы разместили свою палатку около них и пошли купаться в "дикие" ванны. Они представляли из себя вырытые ямки на берегу Байкала. Причем от озера их отделяла тонкая перегородка из крупных прибрежных валунов. Но этого оказалось достаточно, чтобы температура в этих ваннах была градусов 40. а рядом плескался Байкал с температурой воды не более 15 градусов!

Покупавшись, мы вернулись к палатке. Наши соседи уже сварили нам чаек, положили перед каждым по большому свежесоленому хариусу. Мы тоже достали к чаю халвы и слайсов и славненько посидели у костра. Познакомились, наслушались их рассказов о былых путешествиях и нынешнем походе к пику Черского. Поведали они нам и о том, как встретили там медведя, как он украл у них котелок с рыбой.Пермяки уже сутки стояли, ожидая попутного катера в Северобайкальск. Катер ожидался только в субботу или воскресенье, а сегодня был только четверг. Поэтому оставалось только терпеливо ждать. К вечеру вновь небо затянуло тучами, но я с пермяками отправился половить хариуса на новую для меня снасть — кораблик. Отправились втроем: я, один из пермяков и его дочь лет тринадцати. Иногда моросил дождичек, но мы упрямо ходили вдоль берега и снимали хариусов с крючков. До темноты сумели наловить с ведро рыбы. Уже в темноте вернулись в лагерь, почистили рыбу и стали жарить ее на палочках над углями. Получилось очень вкусно. Запили все это чайком — да и пошли по палаткам.

Следующий день безрезультатно прождали катер и снова ничего не было.

20 августа 2005 г.

Часа в два ночи я услышал стук приближающегося мотора. Быстро натянув джинсы и кроссовки, вылезаю из палатки и дую на причал. Там швартуется катер, который везет с соревнований команду лесхоза из Северобайкальска. Они решили ночью искупаться в источнике.Пока мужики вылезают на берег, раздеваются и плещутся в ванне, я успеваю договориться с капитаном, чтобы он забрал нас отсюда. Тот соглашается, назначив цену 300 рублей с носа и предупредив, что плыть придется только на палубе.

Я бегу будить Игоря и пермяков, мы быстро сворачиваем свои вещички и уже через полчаса оказываемся на палубе. Катер долго пытается отплыть, натыкаясь на отмель, а потом набирает ход, взяв курс на Северобайкальск. В небе светит полная луна, а нас начинает пробирать холодный встречный ветерок. Пытаемся закутаться во все свои одежки, одеваем плащи, но холод все равно пробирается под одежду. Наконец один из пермяков не выдерживает и идет в рубку к рулевому. Через некоторое время зовет меня погреться. А потом я зову Игоря. Так втроем мы и заканчиваем путь в рубке. Рулевой хоть и косится, но не прогоняет. К концу рейса в рубке появляется капитан и мы вежливо ретируемся на палубу. Над водой поднимается сильнейший туман и капитан пытается по навигатору и, выскакивая на палубу для визуальной ориентации, не сбиться с курса. Это ему не удается. На самом малом ходу мы приближаемся к берегу, но причал оказывается правее. Капитан берет курс вдоль пирса и через несколько минут катер оказывается у причала.

Забросив рюкзаки за плечи, мы выбираемся на дорогу, где нас подбирает попутный автобус и за 50 рублей довозит до вокзала. Там мы расстаемся со своими новыми знакомыми: они хотят уехать прямо сегодня же домой, а мы идем искать турбазу "Таежик", про которую я вычитал в Интернете. Устраиваемся там за 200 р в сутки и решаем на следующий день съездить еще до горячих источников в Дзелинде.

На станции Коршуниха
Провели там целый день и на следующий день отбыли домой.

Можно посмотреть карту нашего путешествия по западному Северобайкалью от с. Байкальское до мыса Котельниковского.

В заключение хочется сказать о тропе. Хотя на карте обозначена тропа, фактически она малохоженная, местами пропадает, особенно среди камней и кустов. Почти на всем протяжении маршрута завалена упавшими деревьями. По мере возможности мы убирали мелкие деревья, лежащие поперек, но чтобы пилить большие стволы — сил и времени не было. Нам неясно, почему почти все ходят на пик Черского от мыса Котельниковского, а не от села Байкальское. Ведь до села можно добраться по отличному шоссе всего за час от Северобайкальска на автобусе или на маршрутке. А до мыса водный попутный транспорт редок, как и обратно. Рекомендуем ходить от Байкальского!

Сергей Болтенко, Игорь Филиппов

олегОчень интересно было прочитать. Спасибо
10.10.2005, 01:05:11 |
Stas MПрикольно! Вы приехали в Северобайкальск часа через три после того, как мы от туда уехали. И прошли по пожарищу того места которое при нас активно горело. Мы хотели, спустившись с перевала Галкина, выйти по Горемыке в Байкальское но уперлись в пожар и ушли через "перевал" Пешеходный на Куркулу. Обедали мы на Пешеходном кстати там же, где вы заночевали с 15 на 16. А мишке на Гитаре видимо понравилось, когда мы там стояли он утащил у одинокого фотографа котелок с макаронами, да и к нам 3 раза в гости заходил!
12.10.2005, 20:59:19 |
AleksandrДушевно вы попутешествовали, остоётся пока только завидовать....