Пройденный маршрут: пос. Шимки — урочище Дархи — р. Булык — пер. Политехников (1А, 2833) — р. Правый Шумак — мин.ист. Шумак — пер. Трёх Капитанов (1А, 2390) — р. Шумак — пер. Шумакский (1А, 2760) — р. Эхе-Гер — пос. Нилова Пустынь.

Участники похода:

1. Стрижак Константин Леонидович — руководитель

2. Стрижак Яснислав Константинович

3. Стрижак Марина Григорьевна

17 июля 2004, суббота

Заброска рейсовым автобусом “Иркутск – Нилова Пустынь” до пос. Шимки.

В первый же день – локальное препятствие (ЛП) — переправа (н/к) через р. Иркут. Местные жители подсказали нам место реки, где она имеет широкое русло и уровень воды составлял около 0,5-0,6 м с небыстрым течением. Это обуславливалось предшествующей двухнедельной засухой. Лагерь разбили в районе поселения Елоты.

18 июля 2004, воскресенье

Нам предстоял двадцати километровый переход до урочища Дархи. Дорога до этого места достаточно чёткая, вполне умеренная для машин высокой проходимости. По пути нам попался гружёный лесовоз, который направлялся с зимовья на р. Елоты-Харагун, где и ведётся вырубка леса. Урочище Дархи представляет собой две широкие поляны, на одной из которых находится небольшое зимовьё и изгородь для коров и лошадей. На второй мы встретили непосредственно самих “священных животных”. Недалеко от ручья мы разбили лагерь.

19 июля 2004, понедельник

По просёлочной дороге в 9.00 мы вышли на высохшее русло р. Хэр, что в километре от места ночёвки, и начали подыматься. Дойдя до места, где река раздваивается (русло реки раздваивается на протяжённости около 2-2,5 км), мы сменили направление на северо-восток (перпендикулярно высохшему руслу). Через 200-300 метров дошли до пересохшего (двухметрового в ширину) ручья с красными камнями. Тропы нет вообще. Движение местами затруднено завалами и буреломами. Так, протяжённое препятствие (ПП) – растительный покров оценивается как 2А. Именно таким образом грамотно можно выйти на реку Булык, потому что на километр ниже она пересекается с множеством различных ручейков и впадает в болото – очень легко запутаться и потерять время. Дополнительную сложность здесь у болота (где проходит дорога для лесовозов) создаёт река Хэр, которая почти вплотную подходит к р. Булык. Такой двухметровый пересохший ручей можно совсем не принять за Булык и легко пройти её. Однако, постепенно набирая высоту вдоль камней, русло реки заметно расширяется и достигает значительных размеров – до 70 метров, однако вода появилась не скоро. Только к 14.00-15.00 мы смогли пообедать – появилась вода. Далее достаточно однообразный подъём без каких-либо особых локальных или протяжённых препятствий.
На реке Булык
Относительно нашего движения река заметно уходила вправо. Немного позже стала более бурной. Ночёвку сделали ещё в лесной зоне.

20 июля 2004, вторник

На следующий день мы встретили довольно протяжённый прижим на правом берегу реки.
Второй водопад на Булыке
Закончилась “зелёнка” и начались высокие кустарники (ПП ~ 1А). При подъёме по руслу реки нам приходилось множество раз пересекать его. Вскоре густые кустарники закончились и, преодолев небольшой подъём с перепадом высоты около 100 метров (на реке небольшой водопад), прошли почти горизонтальное “плато” длиной 1,5-2 км. Здесь река маловодная, русло реки значительно уменьшилось. Далее ещё один подъём с таким же перепадом высоты.
У первого (нижнего) озера
И – долгожданное первое озеро, где мы сделали ночёвку из-за усилившегося ливня (хотя можно было и за второе успеть пройти – световой день позволял).

21 июля 2004, среда

При переходе ко второму озеру мы прошли морену ПП ~ 2А. Далее небольшой подъём – и второе озёро с аналогичной мореной. Таким образом, мы обошли озёра по правую сторону от направления течения реки.
Вид на озёра у подножья перевала Политехников
В течение всего перехода с места ночёвки к перевалу шёл дождь. Далее – перевал Политехников (1А, 2833). При подъёме на склонах – снежный участок (н/к).
Слева — перевал Политехников
На перевале погода нам предоставила возможность сделать несколько красивых фотографий.
Истоки р. Правый Шумак
После того, как мы спустились с перевала, вновь полил дождь. Перед тем, как мы дошли до границы леса, нам пришлось преодолеть ещё 3 морены ~ 1А – 1Б. От перевала до границы леса шли около 4 часов. Переночевали мы на левом берегу напротив первого правого притока.
Вид на верховья долины р. Правый Шумак

22 июля 2004, четверг

На следующее утро нам повстречались два туриста (как позже узнали – г. Иркутск, авиазавод ОАО “Иркут”), идущих налегке радиально к перевалу Политехников с мин.ист. Шумак – Бодяковский Артур и Михаил Устинович Гриболев. Мы обменялись координатами, угостили их завтраком. Затем ЛП – переправа на правый берег р. Правый Шумак. Сначала тропа была не чётко выражена, местами терялась. Яркая и однозначная тропа появилась после последнего правого притока (за 3 км до минеральных источников).

23 июля 2004, пятница

Дневка на Шумакских источниках.
У минеральных источников на Шумаке

24 июля 2004, суббота

Этот день мы шуточно назвали разведочным, потому что мы совершили радиальный выход на перевал Трёх Капитанов (1А, 2390) и радиальный выход на “песчаные столбы”. Это в двух часах ходьбы от лагеря (мин. ист. Шумак). Это место называется Хуухейн-Хада. Здесь, по словам местных бурятов, предоставляется возможность отдать дань Богам.

25 июля 2004, воскресенье

Переход от источников до знаменитого Шумакского водопада. Хорошая натоптанная тропа. Никаких особых ПП или ЛП здесь вряд ли можно отметить. Все пройденные правые притоки незначительны и даже к некатегорийности их вряд ли можно было отнести – никаких сложностей не было.

26 июля 2004, понедельник

В этот день мы штурмуем Шумакский перевал (1А, 2790). На подъём и спуск (и отдых на самом перевале) мы потратили немного более 2 часов. Со стороны р. Левый Шумак склон намного протяжённей и немного посложнее, чем со стороны р. Эхе-Гер. Дальше под горку идти стало проще. Недалеко от места, где реку Эхе-Гер пополняет правый приток, мы переправлялись на правый берег. Это локальное препятствие можно охарактеризовать как некатегорийное. Далее простой спуск вдоль правого берега. Затем тропа отклоняется направо и после подъёма с перепадом высот около 100 метров спуск. Прошли небольшой заболоченный участок и в часе от него дошли до озёр – отсюда уходит тропа на Хубыты. Здесь мы разбили лагерь.

27 июля 2004, вторник

Несложный переход до Ниловой Пустыни. После того, как мы прошли так называемое туристами местечко “гостиница” (представляет собой небольшую поляну, на которой расположен небольшой навес и заброшенный сарайчик), началась целая дорога, которая вполне по силам любой машине высокой проходимости. Уже в обед мы находились в Ниловке.

28 июля 2004, среда

Выезд в город Иркутск.

Яснислав Стрижак

Марина Васильева (Красноштанова)Откуда же здесь 2я категория? Только 1я, да и то с натяжкой. И никаких морен категории ПП=2А там точно нет.
09.11.2019, 01:52:10 |
Константин Суханов

Закончилась “зелёнка” и начались высокие кустарники (ПП ~ 1А).

Любите же вы трудности!

При переходе ко второму озеру мы прошли морену ПП ~ 2А.

Вообще круто! А сам Политехник тогда — 2Б)))

Да, непростые там морены. Даже на 2А потянут)))

...мы совершили радиальный выход на перевал Трёх Капитанов (1А, 2390)...

Категория засчитывается при сквозном прохождении.
Марина права — нет там никакой двойки.