Маршрут: оз. Ханхой — м. Хобой — оз. Ханхой.

Все началось как обычно – просто и банально. Однажды, примерно за неделю до описываемых ниже событий, мне позвонил старый приятель с заманчивым предложением покататься в выходные по Ольхону. Подробнее: одна большая и, судя по всему, любящая активный отдых верхом на шезлонге компания собралась провести уикенд на территории острова, и в одной из машин, кроме водителя, нашлось место для двух участников с велосипедами. Предложение подкупало своей оригинальностью – скалы с зимовьями за лето уже успели несколько поднадоесть.

Само собой, прежде чем дать окончательный ответ, я влез на gismeteo.ru в надежде, что прогноз на несколько дней будет самым благоприятным. Увы, приговор был суров – на субботу с воскресеньем висели дожди. Тем не менее, решение было принято – едем!

Ракетой-носителем, которой предстояло доставить нас к месту всех будущих происшествий, стал немного потрепанный жизнью "эскудик", который совсем недавно, буквально перед самой поездкой, обрел своего нового хозяина. Первое впечатление от транспортного средства были самыми благоприятными – кроме разобранных велосипедов, собранных кулей и всякого рода баулов, у него в салоне даже осталась ниша для заднего пассажира. Таким образом, норма по заполнению пространства была выполнена, вещи собраны, "мосты сожжены"...

К пятнице ситуация с прогнозом несколько изменилась – дожди сдвинулись на воскресенье – что ж, у нас будет хотя бы один день. Рабочая неделя у меня закончилась на два часа раньше, и буквально с рабочего места я запрыгнул в уже поджидавшую меня машину. И мы тронулись. Я, как более длинноногий, занял место на переднем сидении со спутанными рюкзачком конечностями. Лехе же осталось только недовольно сверкать очками с заднего сидения, будучи зажатым в пространстве велосипедами и собственными коленками. И только по дороге стало доходить, в какое же время на этот раз предстоит прикоснуться к природе. Конец сентября – самое золото осени. Ярко-синее небо, стройные березы и мохнатые лиственницы, буквально сверкающие своей желтизной – последний глоток тепла перед долгой зимой. Лес проносился мимо окон, то и дело сменяясь бескрайними полями. Ляпота!...

Донеслись к парому где-то часам к шести. А парома-то и не нашли... Капитан с товарищами решил, видимо, устроить себе полдник, оградив себя от любого морального воздействия со стороны ожидающих своего часа автомобилистов. Полтора часа не прошли даром. Солнце медленно садилось за горизонт, плавно меняя гамму цветов на окружающем ландшафте и на жирных тушах свободно парящих чаек. Фотоаппарат отдувался по полной программе...

Прибытие парома

С заходом солнца к пирсу причалил долгожданный паром. Началась погрузка. Наш водитель, Василий то и дело поглядывал на запад – не ради того, чтоб полюбоваться багровым закатом, а в надежде увидеть силуэт "хонды", что выехала с города позже нас, но явно планировала успеть на последний паром. Чуда не произошло, но без иронии судьбы не обошлось – как только мы отошли от причала метров на сто, из за поворота появился знакомый минивэн, который мчался к пирсу, видимо, в надежде в последний момент запрыгнуть на уходящий корабль. Пришлось уговорить капитана сделать еще один рейс, уже в темноте.

Таким образом нас стало в два раза больше. Местом нашей базовой стоянки должно было стать озеро Ханхой, примечательное песчаной косой, отделяющей его от "моря", что очень хорошо заметно в ясную погоду... но не ночью. Я не знаю, как нам таки удалось увидеть характерный "дефект" лунной дорожки в месте этой самой косы и отворот на заветное место, но наш впереди идущий "ведомый" оказался менее глазастым. На педаль тормоза он нажал, только подъезжая к Хужиру. Пришлось возвращать беглеца назад.

Сразу после съезда с трассы дорога развалилась на несколько равнозначных отрогов, оплетающих поле достаточно густой сетью, смею заметить – в условиях плохой видимости. Вот тут-то и начались приключения. Одна из таких "тропинок" привела нас прямо к косе, правда с одним условием – последняя была отделена от нас с виду не впечатляющим болотцем. И Василий нажал на газ... Охнуть не успели, как вода стала подступать к боковым окнам. "Спокойно, мужики! Эта машина – вездеход!". До песка осталось метров десять – десять метров омута... В одно мгновение я вспомнил, что не взял с собой запасные кроссовки, и что любая попытка открыть дверь превратит машину в аквариум, и то, что ведомая машина не способна вытащить "эскудик" из воды – она стояла у самого начала "полосы препятствий" и то ли с удивлением, то ли с нескрываемой иронией смотрела на нас парой своих глаз-фар... Где-то под машиной злобно булькала выхлопная труба... Мы с Лехой отреагировали почти одновременно: "Вася, НАЗА-А-АД!!!". Немного посомневавшись, Вася таки включил заднюю передачу. Выбрались... Успокоились...

Уже утром выяснилось, что выезд на косу был метрах в десяти правее. Но на тот момент предпочтительнее казалось не искать больше приключений, а остановиться возле берега неподалеку. "Зря вы так, хорошая машина, по самое "не хочу" заехала, а хоть бы хны..." Хм, а если бы "хны"?... Далее вечер прошел под девизом "за знакомство".

Озеро Ханхой

Утро... Хорошо, что вчера вовремя смылись в палатку. Говорят, после нашего ухода кто-то даже упал на стол, перевернув все продукты. Что случилось с остальными участниками, помнить, видимо, просто было некому... Медленный подъем, не менее медленный завтрак... К тому времени подьехали еще пара машин с попутчиками. Пора ехать... Куда? Ну, конечно же на Хобой, куда же еще. Велики собраны, рюкзаки уложены, необходимые продукты со стола стырены... Осталось подкачать колеса – нет ничего проще при наличии модного буржуйского компрессора... Черта с два!... Этот крокочущий девайс отказался загонять в камеру больше двух атмосфер.
Караван
Пришлось в очередной раз полагаться на собственную мышечную силу и велосипедный насос.

Старт. Тяжело крутятся колеса вверх по холмам. Кто назвал это равниной? Дым из ушей валит... Поднимая клубы пыли, нас с грохотом обогнал наш же караван автомобилей, после чего он сошелся в точку на дороге и ушел за горизонт. Стоп, а зачем нам дороги?... Как насчет фрирайда – по полям... Сказано – сделано. Плохая идея... Между травинками кто-то присыпал песка. Разум невольно заставлял руки поворачивать руль по направлению к набитой тропе. Наконец-то, выехали на трассу.

Дорога, велосипедист, облако...

Для начала небольшой и очень пологий подъемчик. Как-то тяжело едется... Может, не стоило вчера так "знакомиться"... Кое-как взобрался на горку и покатил под уклон. Вот тут то все стало на свои места. Видимо, из-за глобальности окружающего пространства спуски и подъемы воспринимаются как гораздо более пологие, чем на самом деле. Уже на первых метрах покатухи меня начало разносить. В итоге разнесло километров до пятидесяти (по велокомпьютеру проверял!). Полтинник на грунтовке – впечатляет... Пытался в какой-то момент притормозить – сразу услышал знакомый шорох заблокированного заднего колеса без какой-либо тенденции к тому, чтобы остановиться. Пришлось расслабиться и разгоняться дальше. На следующем спуске разогнались до 57 км/ч. Страшновато, надо сказать. Все-таки не асфальт. Так, почти незаметно доехали до Хужира.

Проезжаем Харанцы...

На Шаманку решили не заезжать, предпочтя ее магазину с минералкой. Последней в магазине было несколько видов. Из всех продавщица впарила какую-то негазированную воду, уверила, что минеральную. Сушняк поддавливал, поэтому тот факт, что эта вода мало чем отличается от воды из под банального водопроводного крана, я понял, только опустошив полбутылки.
По лесу
Данную новость я постарался воспринять позитивно – значит, вода в водопроводных трубах – тоже минеральная... Поэтому ругаться не стал, и опустошил бутылку до дна.
Семафор

Тронулись дальше. Появились первые признаки леса. Правда, лесом-то это назвать сложно – просматривается метров на сто, спрятаться негде. Дорога местами напоминает стиральную доску. Езда, сидя на седле, начинает переставать нравиться. Приходится привставать на педали. Хотя от виброболезни это тоже мало спасает. Проезжаем мимо аэродрома. Опять поля... Где-то посреди полей нас нагоняет караван наших попутчиков – они благополучно бурханили в Хужире. Пожелав доброго пути, они в очередной раз оставили нас подышать пылью.

Среди песков

Погода шепчет... Ярило жарит. Попутный ветер – как нельзя кстати... Наматывается километр за километром. Навстречу то и дело попадаются груженые сеном машины – покосная страда, осенняя альтернатива рыбному лову... Спуск к Улан-Хушину – на сороковнике, не меньше. Подбираемся к границе нацпарка. Опять лес, уже погуще. И вот она – следующая проблема. Песок... Остановит кого угодно... И ладно, если он островками лежит на дороге, а ведь дальше – целые песчаные дюны... Приходится спешиваться и месить песок ногами.
На подступах к Хобою
Здесь среди песков, встречаем старых товарищей, как-то лихо манипулирующих с горловиной бензобака одной из машин.
У Песчанки
Выясняется следующее. У одного из участников в время движения как-то предательски загорелась красная лампочка уровня топлива. Оказывается, он на Ольхоне первый раз, и никто не удосужился информировать его о том, что в Еланцах стоило заправиться. Набранные с миру по нитке 15 литров спасли положение.

Караван опять двинулся дальше. Мы же с Лехой продолжили свое пешее путешествие по песку. Хвала небесам, скоро песок кончился. Там же в очередной раз оставили наших участников уже собирать грибы, предварительно договорившись о месте стоянки.
Докатились...
По дороге также встретили местных грибоягодников. Забавно, на вопрос, далеко ли до Хобоя, мужичок ответил, что нам до туда доехать за день не светит: "До туда же километров двадцать..." Оставив его со своими мыслями, включаю один-два и иду в подъем по дороге. К вершине подъема желания ехать дальше почти не остается. Но нет же, добраться до северной оконечности острова все-таки охота. А мужик не обманул – действительно двадцать километров. Долгие двадцать километров... Казалось бы, вот за этом холмом все должно закончиться. Но нет же, за горизонтом окрывается новый горизонт, и мы опять пилим через очередное поле. И вот наконец цель достигнута... Дальше ехать некуда... Добрались... Хочется пить, но до воды – две веревки дюльфера, дальше – "легкое приятное лазание". Очень кстати оказываются рядом старые знакомые, что в усеченном составе на одной машине решили-таки сгонять на Хобой. Оказавшаяся у них бутылка прохладной минеральной воды решает проблему.

Забавное объявление на центральной площади Хужира

Солнце близится к закату... Делаем несколько постановочных кадров и седлаем коней. До дома еще двадцать километров катиться. Хобой покидаем навстречу заходящему солнцу. Небо багровеет. Дорога становится все темнее. Педали крутить уже лень. Все-таки накатался уже на сегодня. Домой – на автопилоте... В полях еще можно ехать без фонаря – глаз к темноте привыкает. А вот когда приближаемся к лесу, зрение уже явно не справляется. Приходится подсвечивать себе путь фонарем, правда без особого успеха, особенно если учесть, что дорога представляет собой нехилый спуск, изрытый колеями (то, что по дороге на Хобой было подъемом). Надо сказать, такой спуск не радует. Пару раз чуть было не перелетел через руль, скользнув в колею. Вроде не убился. Ну вот и все, финишная прямая... Меж деревьев виднеется костер... Добрались... На компьютере – 75 км пробега. Не так много, зато со вкусом... Ноги почти не ходят... А ведь доехали...

На материк

Следующий день – воскресенье. Светит солнышко, тепло, и никакого обещанного дождя. Как обычно, плавное пробуждение, медленный завтрак, спокойные сборы, и вот мы уже подъезжаем к парому. Машин полно, а значит и времени тоже. Между делом успеваю закрыть купальный сезон в теплой не по сезону байкальской воде.

С МРС уезжаем примерно в то же время, в которое и приехали. Темнеет. Облака и преломляющиеся лучи закатного Солнца рисуют немыслимые картины. Заканчиваюся выходные, а вместе с ними – Золотая Осень, начинается рабочая неделя, и где-то не за горами – Зима... Уезжаем...

Долгая дорога домой

P.S. По дороге домой, где-то в районе Жердовки, ослепленный дальним светом фар встречного автомобиля (!), на скорости где-то за 120 км/час (!!) наш водитель в повороте (!!!) не справился с управлением, и "эскудик", сделав пару изящных пируэтов на асфальте, перевернулся и мило "припарковался" вверх колесами у обочины дороги... Слава Богу, во время выполнения трюка не пострадал никто, кроме нашего четырехколесного друга – ни водитель с пассажирами, ни велосипеды, ни фотоаппараты, ни шмотки.

Не знаю, что спасло конкретно меня. Может, ремень безопасности, который я застегнул в страхе перед лихой ездой в ночное время, может, удачная идея сгруппироваться при перевороте, в результате чего прогнувшаяся крыша лишь погладила меня по голове, не оставив и царапины, а может быть просто счастливый случай... Добираясь домой на попутном транспорте, меня не покидала мысль, насколько же все-таки удивительно насыщенными могут быть выходные между двумя обычными рабочими неделями...

Автор выражает благодарность владельцам сайта angara.net за помощь в подготовке рассказа.